Шариатмадари, Мохаммад-Казем

Аятолла оль-озма Сейед Мохаммад-Казем Шариатмадари (перс.: 1906-1986 سید محمدکاظم شریعتمداری,  ) – иранский религиозный деятель, шиитский муджтахид. Он был ведущим представителем той части шиитского духовенства, которое не принимало участия в исламском революционном движении, сохраняло формальную лояльность шахскому режиму и поддержало Исламскую революцию лишь на самом заключительном этапе. Вместе с тем после победы революции он выступил против того понимания доктрины вилайат аль-факих, которое было предложено лидером Исламской революции аятоллой Сейед Рухоллой Хомейни, и оказался в одном лагере со светской оппозицией новой власти. В 1982 году он был обвинен в участии в заговоре с целью взорвать дом Хомейни и свергнуть Исламскую республику, после чего оставался под домашним арестом вплоть до своей смерти в 1986 году.

Мохаммад-Казем Шариатмадари родился 5 января 1906 года в Тебризе, в тюркоязычной семье сеидов – потомков пророка Мухаммада. Он начал учебу в себя в Тебризе, а с 1924 года продолжил обучение в богословской семинарии Кума, где его преподавателем был основатель семинарии аятолла Абдолькарим Хаэри-Йазди.

После смерти ведущего религиозно-правового авторитета (марджа ат-таклид) шиитского мира аятоллы Боруджерди в 1961 году его вес в Кумской семинарии стал расти. Вместе с кумскими аятоллами Гольпайгани и Мараши-Наджафи его включали в тройку ведущих шиитских правоведов Ирана. Впоследствии Шариатмадари стал одним из ведущих шиитских муджтахидов, известных в Иране и за рубежом (от Пакистана до Ливана). Шариатмадари играл заметную роль в руководстве богословской семинарией в Куме, возглавлял Центр исламских исследований и публикаций и медресе Фатеме в Куме.

Он во многом продолжил линию аятоллы Боруджерди, совмещавшую политический квиетизм с реформированием институтов шиитского духовенств в духе современного общества. Как и Боруджерди, Шариатмадари не был консервативным священнослужителем и считался в Куме одним из прогрессивно мысливших муджтахидов, считавших необходимым учитывать достижения современного общества и научно-технического прогресса. В 1965 году он учредил в Куме Центр исламской пропаганды (Дар от-Таблиг), который занимался подготовкой профессиональных исламских проповедников, изданием и распространением религиозной литературы на персидском и иностранных языках. Этот центр стал площадкой для многих лекторов и преподавателей, связанных с исламским движением Хомейни (Мортаза Мотаххари, Махмуд Талегаи, Мехди Базарган и др.). Шариатмадари также поддерживал тесные контакты с таким видным ирано-ливанским шиитским лидером, как Муса Садр, который также принадлежал к поколению священнослужителей нового типа.

Шариатмадари допускал ограниченную критику шахской власти и даже реформирование политической системы. В то же самое время Шариатмадари не поддерживал свержения монархии и вплоть до победы Исламской революции считал целесообразным вернуться к системе конституционной монархии, основанной на иранской конституции 1906 года, когда власть шаха была ограничена, и значительную роль в принятии политических решений играл парламент.

Шариатмадари не поддерживал политической активности Хомейни, но и не был его антагонистом. По одной из версий, именно в 1963 году он помешал шаху казнить аятоллу Хомейни, признав его великим аятоллой, поскольку по тогдашней иранской конституции ведущие марджа ат-таклиды не могли быть казнены. Поэтому вместо предполагавшейся казни Хомейни был сослан за границу.

Во время состоявшихся в начале 1978 года демонстраций сторонников Хомейни в Куме шахские силы безопасности открыли огонь по протестующим, в результате чего были убиты шесть человек. Шариатмадари осудил убийства и призвал к возвращению аятоллы Хомейни. В ходе протестов был совершен налет на одно из возглавляемых им религиозных учреждений, двое учащихся были убиты, в том числе его личный секретарь. По мере расширения репрессивных мер шахского режима против участников народных демонстраций, включавших расстрелы безоружных людей, Шариатмадари все больше критиковал правительство шаха и негласно выражал поддержку революционному движению. Во время событий Исламской революции он поощрял мирные демонстрации. Также известно, что осенью 1978 года власти решили возродить предусмотренный конституцией совет из пяти улемов и предложили возглавить его Шариатмадари, но он отказался. После возвращения Хомейни в Иран он поздравил его, отправив письмо 4 февраля 1979 года.

Шариатмадари серьезно расходился с Хомейни в вопросе понимания концепции «опекунства факиха» (вилайат аль-факих), согласно которой знатоки исламского фикха могут брать на себя полномочия по осуществлению политического руководства исламской общиной, если действующее правительство правит вопреки интересам общины. В отличие от Хомейни, Шариатмадари придерживался господствовавшему среди шиитского духовенства на протяжении длительного периода времени представлению, согласно которому духовенство должно ограничиваться изучением и преподаванием исламских наук, вынесением религиозно-правовых заключений по различным вопросам, но оставаться в стороне от политики. После революции он выступал за светское демократическое правление, при котором народ сам распоряжается своими делами без участия духовенства. Это сблизило его позиции с либеральной оппозицией Исламской республике, в которой наиболее заметную роль играли соратники бывшего главы Временного правительства Мехди Базаргана (Движение за свободу Ирана и Национальный фронт). Он выступил против включения принципа вилайат аль-факих в проект новой Конституции.

Шариатмадари не был политическим лидером и выполнял традиционную роль шиитского муджтахида, опиравшегося на человеческие и финансовые ресурсы своих последователей (мукаллид), большая часть которых была сосредоточена на его родине – в Тебризе, в среде этнических азербайджанцев. Именно там сложился один из потенциальных центров контрреволюции. Влиянием и авторитетом Шариатмадари в иранском Азербайджане попытались воспользоваться азербайджанские националисты, не видевшие перспектив получения национальной автономии от исламского правительства. Сторонники Шариатмадари создали еще в марте 1979 года Мусульманскую народно-республиканскую партию (МНРП), которая выступала с проектом коллегиального правления совета улемов, критиковала деятельность революционных комитетов и трибуналов.

26 ноября 1979 года Шариатмадари осудил оккупацию посольства США в Тегеране. Он также раскритиковал полномочия, которыми наделялся вали аль-факих в проекте конституции, как несовместимые с исламом и не представляющие волю иранского народа. Вскоре Шариатмадари весьма резко высказался по поводу того, как был проведен референдум по Конституции.  Это привело к тому, что официальная пресса обрушилась с осуждением на него и МНРП. После того, как активисты МНРП и толлабы Шариатмадари устроили в Куме столкновения со сторонниками Хомейни, он впервые попал под домашний арест. Его сторонники в провинции Азербайджан устроили в конце декабря 1979 года массовые протесты, потребовавшие вмешательства вооруженных сил. Шариатмадари, выступавший против вооруженных столкновений и ненужных убийств единоверцев, приказал своим сторонникам прекратить протесты и формально отмежевался от МНРП. К январю 1980 года партия уже не действовала. Несколько месяцев спустя два члена партии были казнены в Тебризе за организацию беспорядков.

В апреле 1982 года Садег Готбзаде был арестован по обвинению в сговоре с военными офицерами и представителями духовенства с целью взорвать дом Хомейни и свергнуть Исламскую республику. Готбзаде, отрицавший свою причастность к этому сговору, дал показания против аятоллы Шариатмадари, который, по его мнению, был проинформирован об этом плане и обещал оказать заговорщикам моральную поддержку и даже предоставить поступавшие ему средства от религиозных налогов, если этот план увенчается успехом. Готбзаде был казнен. Зять Шариатмадари, Ахмад Аббаси, которого обвинили в посредничестве между Готбзаде и аятоллой, был приговорен к тюремному заключению, после чего была развернута широкая пропагандистская кампания по дискредитации Шариатмадари, члены семьи Шариатмадари были арестованы и подвергнуты пыткам. Самого аятоллу, учитывая всю серьезность обвинений, спас от смертной казни только статус муджтахида. Спустя некоторое время Шариатмадари выступил по национальному телевидению, чтобы зачитать исповедь и попросить прощения у Хомейни. 30 апреля 1982 года Общество преподавателей богословской семинарии Кума официально вынесло решение о лишении Шариатмадари статуса религиозно-богословского авторитета. Его Центр исламских исследований и публикаций был закрыт, а сам он вплоть до своей смерти оставался под домашним арестом в Куме.

Шариатмадари умер в тегеранской больнице от сердечной недостаточности 3 апреля 1986 года. Другие священнослужители не были допущены к участию в его погребальной молитве, а Сейед Реза Садр (брат Мусы Садра) даже был задержан на день за попытку провести коллективную молитву над его телом. Шариатмадари похоронен ночью в простой могиле на кладбище Абу-Хосейн в Куме.