Талегани, Сеед Махмуд
Сеед Махмуд Талегани (полн. Сейед Махмуд Элайи Талегани, سید محمود علائی طالقانی, 7 марта 1911 — 9 сентября 1979) – шиитский муджтахид из Ирана, видный представитель духовенства Тегерана, политический деятель и участник исламского революционного движения, автор комментариев к Священному Корана и «Нахдж аль-Балага» («Путь красноречия»), сборнику речей, писем и афоризмом Имама Али.
Он по праву считался одним из ветеранов исламской оппозиции шаху, потому что с 1940-х годов был одним из сторонников организации «Федаян-е эслам» Наваба Сафави, в 1950-е годы поддерживал Национальный фронт, а в 1960-1970-е годы входил в руководство Движения за свободу Ирана. Накануне победы Исламской революции был включен в состав Совета революции, после победы революции был главным пятничным имамом Тегерана и представлял народ Тегерана в Конституционном собрании.
Сеед Махмуд Элайи Талегани родился 7 марта 1911 года в деревне Галирд в области Талеган провинции Тегеран (сегодня территория провинции Альборз). С пяти лет он обучался в начальной школе и посещал уроки Корана у муллы Сеед Таги Уразани[1]. Первоначальное богословское образование получил у своего отца, а в десять лет отправился в Кум, где обучался в медресе Разавийе и Фейзийе. Оттуда он поехал в Наджаф (Ирак), где обучался под руководством видных шиитских ученых того времени[2]. Он получил степень муджтахида от Сеед Абульхасана Эсфахани и шейха Абдолькарима Хаэри, а также разрешение (иджаза) на передачу хадисов от Шехабоддина Мараши[3]. В 1940 году он вернулся в Тегеран, где изучал исламскую философию под руководством Мирзы Халиля Камареи.
В этот же период он начинает заниматься религиозно-просветительской деятельностью с целью укрепления идейных позиций религиозной молодежи, писал статьи и выступал с лекциями. Он видел решение многих проблем общества в возвращении к Корану и «Нахдж аль-Балага» («Путь красноречия»)[4].
В 1941 году после свержения Реза-шаха Пехлеви он открыл Исламский центр (Канун-е эслам) для публикации книг о Коране и сунне, а также издавал журнал под названием «Данешамуз» («Ученик»). Исламский центр стал местом, куда приходили представители различных социальных слоев от армейских офицеров, инженеров и чиновников до студентов, школьников и простых ремесленников с базара[5].
Во время советской оккупации Иранского Азербайджана в 1946 году Талегани отправился туда по заданию Ассоциации исламской пропаганды (Анджоман-е таблигат-е эслами) для изучения обстановки, провел десять дней в Зенджане и Азербайджане, встречался с представителями Демократической партии и представил по возвращении подробный отчет о поездке[6].
В 1950-е годы Талегани читает лекции в исламских ассоциациях (анджоман), таких как Исламская ассоциация студентов в Тегеранском университете, Исламская ассоциация инженеров, а также на собраниях сторонников организации «Федаян-е эслам». В 1950-1962 годы он вместе с Мортазой Мотаххари и Мохаммадом Эбрахими Аяти читал лекции на специальных ежемесячных религиозных собраниях этих исламских ассоциациях[7]. Он был озабочен необходимостью установления прочной связи между богословской семинарией Кума и университетами.
В этот период Талегани активно поддерживал Национальный фронт и правительство Мохаммада Мосаддыка, выступавших за национализацию иранской нефти. Он даже баллотировался в качестве кандидата от провинции Мазендеран на выборах в Маджлис, но по ряду причин выборы в этой провинции были отменены.
После государственного переворота 1953 года Талегани превратил мечеть «Хедаят» в один из центров политической борьбы с шахским режимом и примкнул к Движению национального сопротивления. После начала преследований «Федаян-е эслам», он укрыл нескольких членов группы у себя в Тегеране, за что и сам был задержан и находился какое-то время под арестом.
В этот период аятолла Талегани начинает ездить на международные исламские конференции в арабские страны, где выражает свою солидарность с народом Палестины и мусульманскими национально-освободительными движениями по всему миру. В 1952 году он побывал на конференции мусульманских народов в Карачи (Пакистан), в 1959 году – на Исламской конференции в Иерусалиме (Кудс), в 1961 году – на Исламской конференции в Каире.
В 1961 году он вместе с представителями религиозного крыла националистов, Мехди Базарганом и Ядоллой Сахаби, учредил Движение за свободу Ирана[8].
Талегани оказался одним из главных противников провозглашенной Мохаммад-Реза-шахом Пехлеви Белой революции в среде шиитского духовенства. За свою критику земельной реформы и референдума 23 января 1963 года он был задержан вместе с Базарганом и Сахаби, проведя более четырех месяцев в тюрьме. После освобождения из тюрьмы он продолжает политическую деятельность, проводит собрания в мечети «Хедаят», протестует против ареста Имама Хомейни в июне 1963 г.
Вскоре он вновь попал в тюрьму, получив срок десять лет. В тюрьме он написал первую часть своего тафсира «Свет Корана» («Партови аз Коран»). 31 октября 1967 года он вышел на свободу и вернулся в мечеть «Хедаят».
В 1960-е годы Талегани становится главным религиозным авторитетом для Организации моджахедов иранского народа (ОМИН, создана в 1967 г.), члены которой регулярно посещали его лекции в мечети «Хедаят». Этот момент предопределил его будущее расхождение во взглядах со сторонниками Имама Хомейни, которое проявилось в 1979 году.
В ноябре 1971 года Талегани был задержан САВАК и на десять лет отправлен в ссылку в отдаленный город Заболь, расположенный на границе с Афганистаном, в провинции Систан-и-Белуджистан, населенной преимущественно суннитами. Тем не менее, после вмешательства аятоллы Аштияни место ссылки удалось поменять на город Бафт (провинция Керман), откуда он вернулся в Тегеран уже через год[9]. В 1975 году Талегани был посажен в тюрьму и вышел оттуда только в ноябре 1978 года, когда правительство Шарифа-Эмами объявило амнистию для представителей духовенства.
После освобождения он изначально не предполагал активно участвовать в политике из-за резко пошатнувшегося во время заключения здоровья. Это временное воздержание от политической борьбы дало повод властям использовать его имя и попытаться сделать на него ставку как на потенциального соперника Имама Хомейни. Тем не менее, Талегани вовремя понял расчет властей и официально заявил о поддержке Хомейни и признании его в качестве лидера революционного движения[10].
В феврале 1979 года Талегани был, согласно распоряжению Хомейни, включен в состав Совета революции. В начале марта, когда начались вооруженные столкновения между сторонниками революции и курдами-суннитами в Санандадже, Талегани выехал в Курдистан, провел переговоры со сторонами и положил конец их конфликту[11]. Параллельно он выполнял обязанности главного пятничного имама Тегерана и произносил пятничные проповеди на кладбище Бехеште-Захра. 9 июля 1979 года он был выбран представителем Тегерана в Конституционном собрании.
Талегани считал, что народ должен обладать широкими полномочиями в управлении страной. Будучи одним из экспертов Конституционного собрания, он выступал за включение в новую конституцию такого института, как советы (шура), однако в тот момент это выглядело как уступка требованиям коммунистов и исламских левых группировок, которые имели контакты с Талегани еще с 1960-х годов. Кроме того, Талегани считал некоторые меры нового режима радикальными. Например, он был противником отказа от празднования Ноуруза и соблюдения других иранских традиций, выступал против принудительного соблюдения женщинами унифицированной формы хиджаба – черной чадры. Разногласия с другими лидерами революционного движения по этим и другим вопросам стали причиной его критических высказываний, сделанных незадолго перед смертью. Этим обстоятельством воспользовались его бывшие соратники по Движению за свободу Ирана (Базарган, Сахаби и др.), которые вошли в состав Временного правительства и апеллировали к авторитету Талегани в своей полемике с лагерем сторонников Имама Хомейни.
Талегани умер 9 сентября 1979 года в результате сердечного приступа. Его тело было похоронено, согласно его собственному завещанию, на кладбище Бехеште-Захра, в окружении могил тысяч мучеников, погибших во время Исламской революции.
Аятолла Талегани оставил многочисленные сочинения и труды, важнейшими из которых считаются: «Ислам и собственность» (1953); комментированное издание книги «Танбих аль-умма ва танзих аль-милла» («Пробуждение уммы и очищение религии») аятоллы Наини, важнейшего политического сочинения начала ХХ века, содержащего критику шахской деспотии каджарского периода; незаконченный многотомный тафсир «Свет Корана» (первый том вышел в 1963 году); «Мы идем к Аллаху» (путевые заметки из хаджа, 1953 год), «Единобожие с точки зрения ислама» (1979).
[1] Афрасьяби, Бахрам. Талегани ва тарих (Талегани и история). Тегеран: Нилуфар, 1360 (1981). С. 25.
[2] Там же. С. 28-29.
[3] Там же. С. 31.
[4] Эсфандияри, Мохаммад. Пейк-е афтаб. Пежухеши дар карнаме-йе зендеги ва фекри-йе аятолла Сеед Махмуд Талегани (Глашатай солнца. Изучение жизни и идейного пути аятоллы Сеед Махмуда Талегани). Кум: Сахифе-йе херад, 1383 (2004). С. 326.
[5] Там же. С. 53-54.
[6] Ширхани, Али. Шура ва азади. Бахси дар андише-йе сияси-йе аятолла Талегани (Совещание и свобода. Изучение политических идей аятоллы Талегани). Кум.: Афтаб-е саба, 1381 (2002). С. 79.
[7] Эсфандияри. Пейк-е афтаб… С. 62.
[8] Афрасьяби. Талегани ва тарих… С. 176.
[9] Ширхани… С. 116.
[10] Мирабульгасеми, Мохаммад-Хосейн. Талегани: фарьяди дар сокут (Талегани: Крик в тишине). Тегеран: шеркат-е сехами-йе энтешар, 1382 (2003). С. 21.
[11] Ширхани… С. 120.