Тоухидное общество (монотеистическое общество)

Тоухидное общество (перс. джамеэ-йе тоухиди, جامعه توحیدی) или монотеистическое общество – термин, широко использующийся в Иране авторами, занимающимися социальной теорией, который обязан своим существованием исламским идеологам 1960-1970-х годов и обозначает исламский идеал сплоченного и солидарного социума, объединенного монотеистической верой.

Первыми теоретизировали на тему идеального исламского (тоухидного) общества два ведущих идеолога исламского движения 1960-1970-х годов – Мортаза Мотаххари и Али Шариати. Оба мыслителя были озадачены разработкой эффективной исламской идеологии, способной дать отпор марксисткой идеологии иранских коммунистов. Они даже стремились выдвинуть альтернативные концепции диалектического и формационного развития общества в направлении некого социального идеала, который во многих чертах совпадал с марксистским (в особенности в вопросах социальной справедливости), но имел и не менее значимое духовное измерение.

Исламские авторы выделяли различные уровни единобожия (тоухид), высшим из которых является социальное единобожие, воплощенное в идеале тоухидного или монотеистического общества.

Верховный Лидер Исламской Республики Иран Сеед Али Хаменеи также считает, что единобожие в своем социальном проявлении ведет к формированию единства в обществе. В отличие от многобожия (ширк), которое становится причиной разделения людей и раздора между ними, потому что каждый человек или группа людей обращаются к какому-то особому божеству или объекту поклонения, в монотеистическом (или тоухидном) обществе, в котором источник, хозяин и повелитель вселенной – это Единый Бог, люди всех расовых типов и социальных групп связаны с Единым Богом, обращаются за помощью к единой силе и получают ее из единого источника. По мнению Хаменеи, монотеистическое общество – это гармоничное общество, обладающее единством с точки зрения направления, движения и цели[1].

Хаменеи считает, что монотеистическое общество свободно от несправедливости, многобожия, суеверий и невежества, а также всего, что принижает и унижает человека. Монотеистическое общество является бесклассовым, свободным от всех форм угнетения и эксплуатации. В монотеистическом обществе, в котором все люди будут рабами Аллаха, а не кого-либо другого, они будут свободны от рабства у других рабов. Таким образом, подверженное классовому расслоению общество (так называемое общество невежества или джахилийское общество) отклонилось от своего первозданного и естественного пути, который гармонирует с вселенной, и пророки во все времена имели целью вернуть это общество к его идеальному состоянию[2].

Построение монотеистического общество изначально было начато Божьими пророками, и социальный идеал человечества может быть реализован именно в рамках учения пророков. Хаменеи говорит: «Пророки желают создать именно это. Божественное общество, общество с человеческим сердцем, общество с правильными и здоровыми чувствами и эмоциями, общество, в котором никто не поступает несправедливо ни с кем, и само это общество не поступает несправедливо с другими обществами… общество, члены которого не подвержены нерадивости, не погружены в материальное, не погрязли в себялюбии и эгоизме. Работа – ради Аллаха, ради достижения чертога встречи [с Ним] и соединения с Господом. Таков совершенный человек. Таково совершенное общество. Пророки приходят для того, чтобы создать такое общество. В то же самое время, это общество, живущие в котором люди мыслят правильно, действуют правильно, обладают милосердием и великодушием, обладают чувством ответственности перед Великим Аллахом, обладают чувством духовности, не погрязли в материи, не хотят всего лишь для самих себя…»[3].

[1] Сеед Али Хаменеи. Выступление на встрече с академическими работниками и студентами богословских семинарий в 1368 (1989/1990) году.

[2] Сеед Али Хаменеи. Выступление от 12.07.1353 (1974).

[3] Сеед Али Хаменеи. Выступление перед народом Священного Мешхеда и паломниками к Восьмому Доводу Достопочтенному Али б. Мусе ар-Риде (мир ему!) в счастливый день праздника ‘Ид ал-Фитр, 15.01.1371 (1992).