Влияние иранской революции 1978-79 гг. на Таджикистан

Д.М. Анаркулова в своей статье рассматривает проблему влияния Исламской революции в Иране на общественно-политическое развитие Таджикистана. Автор прослеживает как особенно после распада Советского Союза и образовавшегося идеологического вакуума в таджикском обществе росла популярность иранских идей и ценностей.


Двадцать лет прошло с тех пор, как в Иране свершилась революция, которая оказалась неожиданностью не только для мировой общественности, но и многих представителей собственно иранского населения. По результатам эту революцию можно назвать исламской потому, что фактическим лидером широких слоев населения оказалось шиитское духовенство. Оно оказалось идейным авангардом революции и ему удалось прийти к власти в результате ее победы, установив особый тип государственного устройства, который, по нашему мнению, можно условно назвать «популистской теократией».

Печать исламизации в иранской революции 1978-79 гг. ярко выразилась в установлении в Иране исламской республики и в принятой в 1979 г. соответствующей духу этой республики Конституции, ее Основного Закона. Этот отпечаток исламизма (исламизации) как на самой революции, так и на ее результатах способствовал появлению так называемого «исламского фактора». Этот фактор с победой в Иране революции, надо признать, стал одним из определяющих явлений в международной жизни в 70-80-ые годы в ряде мусульманских стран, а с распадом СССР стал оказывать влияние и на мусульман бывших советских республик, в том числе и на Таджикистан.

Это влияние носит неровный характер, отличаясь приливами и отливами. Особенно активно проявил себя так называемый «исламо-иранский» фактор в период утверждения в начале 90-х годов политической самостоятельности Таджикистана. Этот период отмечен резкой переориентацией Таджикистана в сторону мусульманских стран и особенно ИРИ.

Этот процесс способствовал отмежеванию от прежних советских ориентиров и ценностей и обращению к исконно традиционным, особенно мусульманским ориентирам. Этот процесс сопровождался поисками исторической, национальной и культурной идентичности. Поэтому общность происхождения и истории (нередко трактуемая как «общность судьбы»), общность языка, традиции и других компонентов материальной и духовной культуры между мусульманами Таджикистана и Ирана, преподносились как веская основа к переориентации в сторону «мусульманского мира».

Важное место в этой переориентации сыграла активизация ислама на международной арене на рубеже 1978-80 гг. и образование Исламской Республики Иран.

Наиболее наглядным примером этого влияния были февральские события 1990 г. в Таджикистане, когда на крыше здания ЦК КП РТ впервые в те дни появился открытый призыв, который гласил: «Если не можете управлять государством, отдайте власть духовенству!». В клубах, чайханах, превращенных фактически в молитвенные дома, звучали призывы: «Проснитесь, мусульмане! Поднимается народ, пора создавать исламское государство». Распространялись записанные на магнитофонные ленты и видео выступления имама Хомейни, а также местных религиозных предводителей.

Разумеется, все эти настроения не были веянием только внешнего влияния. Существовала и местная питательная среда, которая зачастую игнорируется рядом политиков и лидеров Таджикистана. Нельзя в событиях, происшедших в последние годы видеть только влияние «исламского фактора» и «фундаменталистов». Распад СССР и так называемая «суверенизация» бывших советских республик, в том числе и Таджикистана, вызвали социальные противоречия и поляризацию сил.  Социально-политические противоречия нашли здесь выражение в местнических противоречиях, которые переросли в вооруженный конфликт на государственном уровне.

В развернувшейся в Таджикистане гражданской войне приоритетную роль сыграли политические, социально-экономические причины. Суверенитет, полученный как дань свободы от взаимных обязательств «центра» и такой «периферийной» республики, как Таджикистан, который служил аграрно-сырьевым придатком «центра», выявил глубокий социально-экономический кризис, неравномерность социально-экономического развития регионов республики. Однако в совокупности с распространением исламского фактора межтаджикский конфликт мог приобрести региональный характер, если учесть события, происходящие в это время в соседнем Афганистане.

Революция 1978-79 гг. в Иране, а затем установление в августе 1992 г. Исламской республики в Афганистане способствовали тому, что с распадом СССР в Таджикистане получили распространение идеи создания в перспективе единого исламского государства, способного объединить родственных по языку, культурным традициям, древней истории и религии персоязычных. То есть исламо-иранский фактор оказал заметное воздействие на развитие исламистских и националистических настроений в Таджикистане.

Одним из ярких примеров проявления этих настроений можно назвать принятие в Таджикистане в июле 1989 г. закона о языке, по которому таджикский язык (в скобках оговаривалось фарси) приобрел статус государственного.

Другим примером было нелегальное функционирование различных формирований и движений в республике, число которых достигало более 200. В декабре 1990 г. 43 из них, согласно закону Таджикской ССР, были легализированы.

Следует отметить политическое движение «Растохез», созданное в Таджикистане в 1990 г.  Появление этого движения в самый разгар национального возрождения, вызванного перестройкой, самым непосредственным образом связано с влиянием как иранской революции 1978-79 гг., так и Ирана в целом. Созданная в Таджикистане партия «Растохез» предусматривала не только возрождение республики как самостоятельного независимого государства, но и возрождение таджикской нации, ее самобытности, языка и культуры, а также широкое приобщение к мировой мусульманской цивилизации, где пример Исламской Республики Иран играл весьма существенную роль как образец социально-политического и экономического устройства. При этом движению «Растохез» принадлежала инициатива по созданию платформы организации, носившей светский характер. В дальнейшем, по мере усиления религиозных настроений в республике значительное большинство движения «Растохез» оказалось под воздействием «Партии Исламского Возрождения Таджикистана» (ПИВТ), истоки создания которой в виде отдельных ячеек восходят к 70-м годам нашего столетия, когда, несмотря на запреты советской власти, существовали подпольные религиозные школы[1]. Для их появления, помимо влияния событий в Иране, существовали и объективные причины, в частности, отсутствие, кроме коммунистической, другой светской идеологии, а также оппозиционных партий и движений. В этих условиях для определенной части населения религия приобрела естественную форму протеста против советского тоталитаризма.  Поэтому идеи иранской исламской революции попадали на благоприятную почву.  Каналами распространения этих идей были радио, контрабандный ввоз запрещенной тогда религиозной литературы и трудов иранских авторов.

Члены ПИВТ разделяли идеи иранских религиозных идеологов, стоящих на фундаменталистских позициях, направленных на укрепление политической роли ислама, в том числе непременное участие религиозных деятелей в управлении государством. ПИВТ не ставила, в отличие от фундаменталистов Ирана, задачу борьбы против экономического и духовного колониализма, но выступила за расширение прав верующих, легализацию религиозных институтов, освобождение от прессинга коммунистической идеологии, налаживание тесных контактов с зарубежными исламскими центрами, ПИВТ выдвигала также требования выхода республики из политического и экономического кризиса, реализацию суверенитета, осуществление реформ и перехода к рыночной экономике и т.д. Поэтому на начальном этапе своей деятельности фундаменталистское движение в Таджикистане, как и в Иране, привлекло к себе внимание широких слоев населения, в том числе и интеллигенции. Как и в Иране, исламистам, в данном случае ПИВТ, удалось подчинить себе другие политические силы — Демпартию Таджикистана и «Растохез» и даже выступить единым фронтом, как это было и в Иране в ходе революции 1978-79 гг. против официального правительства и существовавшей системы.

Как и в Иране, объединение оппозиционных сил в Таджикистане усилило позиции «исламистов». Среди других политических партий и движений ПИВТ стала доминирующей силой и в идеологическом плане. Даже демократические издания, в частности газеты Демпартии «Адолат», «Дунья», а также независимые издания типа «Чароги руз» и «Сухан» стали пропагандистами религиозно-политических идей, в том числе идеологов «исламской революции» в Иране. На страницах этих газет выступали фундаменталистские деятели, публиковались религиозные тексты.

Разразившаяся гражданская война в Таджикистане прервала функционирование в стране вышеназванных политических движений и партий, исключая КПТ. В настоящее время, кроме КПТ, официально функционируют такие партии, как Народно-демократическая   партия Таджикистана (НДПТ), так называемая «партия власти», лидером которой является Президент РТ Э.Рахмонов; Социалистическая партия, Гражданско-патриотическая партия, Партия политического и экономического обновления, Партия суверенитета и развития, а также политические движения: «Вахдати милли ва ахъёи Точикистон» (Единство и возрождение нации), «Национальное движение Таджикистана»[2]. Что касается ДПТ, ПИВТ и «Растохез», «Лаъли Бадахшон» и др., то они официально, кроме ДПТ, прошедшей перерегистрацию, заново не перерегистрированы, что является непременным требованием существующего правительства. Очевидно, что идеи создания «исламского государства» не покинули наиболее непримиримую часть оппозиции. Но следует отметить, что в связи с происходящими процессами интеграции ОТО (Объединенная таджикская оппозиция) в государственные структуры и политического национального примирения, которое осуществляет специальная комиссия, настроения и тенденции к исламизации таджикского общества не носят воинствующий характер. Они приобрели относительно спокойный характер пропаганды преимуществ моральных и нравственных аспектов ислама, исламистских лозунгов и концепций вокруг проблем светского и несветского характера государства, взаимоотношений государства и религии, необходимости объявления ислама государственной религией и т.д. И в этих случаях пример Ирана как до революции 1978-79  гг., так и послереволюционный период служит для многих представителей Таджикистана как предмет если не подражания, то для рассмотрения и обсуждения, что  свидетельствует о живучести идей «исламской  революции» для одной части населения и неприемлемости для другой. Последняя, однако считает себя мусульманами, выступает за поворот ислама к заботам современного Таджикистана, за использование его в радикальном обновлении республики на принципах гуманизма и демократии, за развитие исламской морали, осуждающей насилие, экономическое и политическое бесправие. На этой основе возможен конструктивный диалог и сотрудничество между государством и оппозицией, между мусульманами и немусульманами для достижения мира и политической стабилизации в стране.

Активное участие религиозных представителей в процессе национального примирения в Таджикистане, лидирующая роль в ОТО способствуют укреплению их позиций в политических процессах страны.

Однако в Таджикистане, в отличие от Ирана, это исключает превращение мусульманского духовенства и политических сил, апеллирующих к исламу, в политических гегемонов. С этим вряд ли, в отличие от иранского, смирится общество в Таджикистане, которое значительно продвинулось в процессе секуляризации. Несмотря на процесс распространения исламской религии и исламских традиций после развала СССР, вряд ли можно предположить, что в Таджикистане, родственном по языку и древней истории с Ираном, существует база для создания исламского государства, хотя исламские настроения возникают и еще будут возникать. Поэтому неверно ожидать революции типа иранской в Таджикистане. Однако пора понять и по достоинству оценить значение традиционных, духовных, в первую очередь религиозных, факторов в жизни мусульманского Востока, составной частью которого является и Таджикистан. Народ этой страны, как и другие страны СНГ, получив суверенитет, подразумевает под ним, как минимум, экономический подъем, ликвидацию нищеты, повышение уровня жизни, укрепление национальной и достижение экономической независимости, развитие национальной культуры, важным компонентом которой является ислам.

В условиях, когда вариант реформирования социалистического общества на основе рыночной экономики принес бывшим социалистическим республикам политический и  социально-экономический кризис, резко ухудшив социальное положение основного населения, когда имитация пути индустриально развитого Запада выглядит нереальной для такого отсталого в экономическом отношении общества, как Таджикистан, получили  развитие и продолжают развиваться настроения, отражающие поиски нового, альтернативного пути, более справедливого, а точнее, благополучного в социально- экономическом развитии общества, основанного на собственных ценностях и традициях. Такой альтернативой для определенного слоя общества выглядит ислам, как путь преодоления экономических и социальных трудностей. В данном случае благополучная ИРИ обладает более привлекательной силой, и этот фактор нельзя сбрасывать со счета.


Анаркулова Д.М.

Источник: Исламская революция в Иране: прошлое, настоящее, будущее — Сборник статей. М.: Институт востоковедения РАН, 1999. С. 138-143.


[1] Этнические и р региональные конфликты в Евразии. – Центральная Азия и Кавказ. Книга 1. М ., 1997, с.87.

[2] Бизнес и политика. № 20 (284), май 1998.