Влияние Исламской революции на Бахрейн
После победы Исламской революции в Иране, учитывая многочисленное шиитское население Бахрейна и прочные культурные, а иногда и этнические и племенные связи, которые у них были с населением южного Ирана (городов, граничащих с Персидским заливом и Оманским морем), народ Бахрейна почувствовал, будто революция произошла в его собственной стране. Имам Хомейни направил своего представителя в Бахрейн, чтобы поддержать народ этой страны. Духовная поддержка иранских официальных лиц укрепила шиитское движение в Бахрейне. Кроме того, Иран оказывал значительную финансовую пропагандистскую поддержку народу Бахрейна в средствах массовой информации, включая создание радиостанции «Голос революции». Деятели, поддержанные Исламской революцией в Иране, способствовали росту исламских и народных движений в политической жизни Бахрейна, и влияние революции Исламской Республики на Бахрейн неоспоримо.
Исламская революция была попыткой возродить Бога в качестве центральной оси человеческой жизни, а также образ жизни, который выходил бы за рамки всех национальных, этнических и религиозных различий. Другими словами, Исламская революция – это одна из тех революций, движение и последствия которой не ограничиваются территорией одной страны, а скорее имеют транснациональный характер. По этой причине она учитывает интересы наций и стремится быть всеохватной. Таким образом, она оказала влияние на современные политические исламские движения и придала им смелости бороться, а также заявила им о том, что ислам не принадлежит какой-то определенной нации и его цель – спасение обездоленных и угнетенных. В любом случае, причина влияния Исламской революции на движения исламского мира кроется в общих аспектах, которые существуют между ними. Эти аспекты свели к минимуму основания для разногласий между ними. Исламская революция по-разному повлияла на исламские движения, в том числе в политическом плане и культурном. В результате Исламская революция зажгла светильник спасения. Конечно, смогут ли мусульмане, особенно исламские движения, обрести руководство и счастье благодаря этому светильнику, зависит от нескольких факторов, наиболее важным из которых является их воля и усилия в рамках ислама и принятие ими Исламской революции в качестве образца.
Джон Л. Эспозито и Джеймс П. Пискатори классифицировали масштабы влияния Исламской революции в Иране на страны мира следующим образом:
Глобальное влияние иранской революции приняло четыре формы:
- В двух странах (в Ливане и Бахрейне) влияние Ирана было ощутимым и значительным.
- В ряде стран иранская модель и поддержка со стороны этой страны усилили и ускорили развитие уже существовавших там исламских политических движений (Египет, Тунис, Нигерия, СССР, Пакистан и Филиппины).
- Иран сыграл более общую роль в распространении исламской идеологии и политической мысли в некоторых странах (Египет, Судан, Малайзия и Индонезия).
- Модель и действия Ирана обеспечили необходимое обоснование для некоторых правящих режимов (Ирака, Египта, Туниса и Индонезии) в сдерживании и подавлении оппозиционных исламистских движений.
В большинстве исламских стран революционное влияние Ирана было косвенным, причем Иран играл роль в первую очередь в качестве модели, а не осуществлял прямое вмешательство. Это было особенно актуально в ранний постреволюционный период, когда шииты и сунниты по всему исламскому миру восхищались мужеством и верой революционеров, а Иран считался синонимом исламского фундаментализма и возрождения. В этой статье мы попытаемся рассмотреть влияние Исламской революции в Иране на Бахрейн.
Глава 1. Ключевые понятия: Исламская революция, движение, шииты, Бахрейн
1 — Исламская революция
Спустя почти тридцать лет после Исламской революции в Иране об этой революции были написаны тысячи работ, в том числе книги и статьи, в которых современные ученые следующим образом выражают некоторые из этих определений Исламской революции в Иране.
Давая характеристику Исламской революции в Иране, Мортаза Мотаххари называет ее ответвлением революции пророков, особенно революции раннего исламского периода, оценивая и определяя ее в этих рамках. Исходя из этого определения, это была не только религиозная и исламская революция, это также политическая, духовная, социальная, экономическая и материальная революция, то есть в контексте исламского учения присутствуют движение, свобода, справедливость, отсутствие социальной дискриминации и классовых различий.
Джалалоддин Фарси считает революцию «12 бахмана» (1 февраля 1979 г. – возвращение Имама Хомейни в Иран – Иран-1979) в Иране исламской социальной революцией или исламской монотеистической революцией, в которой социальность как качественная характеристика воплощена во всех аспектах, а монотеизм (тоухид) – это описание определенного качества, к которому ведут изменения в различных аспектах общества.
Согласно этому определению, «исламская революция 22 бахмана – это возобновление эволюционной революции ислама, в ходе которой одновременно происходят несколько революций: религиозная и моральная революция, политическая революция, экономическая революция, революция в системе национальной обороны, изменение статуса и положения отдельных лиц и классов, и, наконец, революция в методах разрешения внутренних и политических разногласий». (Хоррамшад. Научно-исследовательский институт региональных исследований).
Джон Эспозито считает: «Как и все крупные социальные события, иранская революция 1979 года была спланирована за много лет до нее, и последствия этой революции останутся в истории. Проще говоря, режим Мохаммад-Реза-шаха Пехлеви был свергнут коалицией различных сил под руководством шиитских фундаменталистов. Аятолла Рухолла Хомейни был главным лидером этой революции и одной из важнейших причин революции, вызванной сложностью и запутанностью социальных проблем в иранском обществе и болезнью шаха. Однако в сознании людей главной причиной возникновения революции считалась огромная разница между религиозными и светскими силами. Хотя конкретные события, приведшие к изгнанию Мохаммад-Реза-шаха Пехлеви из Ирана, произошли примерно за год до его отъезда 15 января 1979 года, социальные условия, лежавшие в основе революции, складывались на протяжении нескольких столетий.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сказать, что Исламская революция в Иране – это явление, которое началось 9 января 1356 года с народной демонстрации в городе Кум, религиозной столице Ирана. Шахский режим, жестоко подавивший эту мирную демонстрацию, спровоцировал усиление народных протестов в виде сорокадневных поминовений мучеников в мечетях различных городов Ирана и проведения широкомасштабных многолюдных демонстраций. Под руководством этого растущего и широко распространенного народного движения, возглавляемого Имамом Хомейни, для организации протестов и демонстраций во всех частях Ирана использовалась сеть священнослужителей и мечетей по всей стране. Идеологией, питающей это огромное народное движение, является ислам, в частности шиизм, который позже стал известен как политический ислам. Основываясь на идеологии и риторике Имама Хомейни, первоначальное простое протестное движение трансформировалось в требование фундаментальных перемен и преобразований. Эти изменения и трансформации происходили постепенно в течение нескольких месяцев революции и были заметны в культурной, интеллектуальной, социальной, моральной и идеологической сферах. Смена политического режима в Иране и свержение шаха стали одним из основных требований иранского народа. Это привело к ожесточенному сопротивлению шахского режима и подавлению революционеров и демонстрантов. Наконец, это революционное движение, основанное на мирных, все более массовых и многомиллионных демонстрациях, достигло своего пика во время демонстраций на Ашуру в 1978 году. Видимым результатом этого 16-месячного революционного движения стала смена политического режима в Иране на республику, исламскую республику. Эта революция оставила после себя глубокие изменения в различных политических, идеологических, культурных, социальных и экономических сферах иранского общества, которые были основаны на исламской идеологии этой революции». (Хоррамшад. Научно-исследовательский институт региональных исследований)
2 — Движение
Общественные движения – это одно из наиболее важных организованных коллективных действий, возникающих в рамках общества, которое, пропагандируя или предлагая определенный дискурс, мобилизует часть общества или всех его членов на изменение и реформирование тех или иных аспектов социальной жизни (включая политические, культурные, экономические, экологические и т.д.). В современных обществах общественные движения являются одной из промежуточных и медиаторных групп, которые как бы формируют коллективное сознание и осведомленность в обществе или у части его членов. Именно благодаря этим движениям отдельные члены общества могут отстаивать или защищать свои индивидуальные и социальные интересы и права. Они осознают свои социальные и политические ценности и идеалы и, таким образом, участвуют в историческом развитии своего общества. Эти движения также приводят к ментальной трансформации и формированию идеологии или подготовке новых представителей элиты для этого общества, которые в будущем могут стать в нем влиятельными лидерами.
Существуют различные подходы к анализу причин возникновения общественных движений. Некоторые из этих подходов делают упор на анализе причин скептического отношения этих движений к внутренним условиям, таким как политические, социальные, культурные и экономические условия общества, в то время как другие делают упор на ментальную трансформацию и формирование идеологии или появление политических лидеров. Другая группа исследователей считает, что важную роль в формировании этих тенденций играют внешние факторы, международная система и глобализация. Однако, по-видимому, более адекватно объяснить причины формирования этих движений могут комплексные подходы, а это означает, что если мы верим в некое взаимодействие между субъективным сознанием и объективной реальностью, а также между социальной мыслью и действием, то следует сказать, что социальное действие является результатом трансформации в сознании действующих лиц, и, по сути, каждое социальное действие как продукт социальных движений является результатом развития нового мышления этих действующих лиц. Однако мысль не существует в вакууме, а скорее, имеется своего рода взаимодействие между сознанием действующих лиц и внутренними условиями обществ, результатом чего становится социальное действие, но все эти действия также формируются в глобальном контексте, потому что в современном мире, с развитием коммуникационных технологий и сокращением расстояний в результате процесса глобализации, на любые социальные действия в обществах будет сильно влиять эта политическая атмосфера. (Фоузи, 2012. С. 19-18)
3 — Шииты:
Шиизм был официальной религией Ирана с XVI века. С критической точки зрения, шиитские доктрины, руководство и институты играли важную роль в иранской политике, а шиитский ислам с самого начала был связан с политикой, поскольку можно сказать, что в основу современной революционной идеологии легли шиитская история и убеждения. Однако на протяжении всей истории ислама и в мире, где доминируют сунниты, шииты всегда были в меньшинстве, часто находились вне закона и угнетались. Формирование первых шиитских общин – конфессии, которая сегодня охватывает примерно 15% населения исламского мира, восходит к периоду раннего ислама. Разделение исламской уммы на суннитскую и шиитскую конфессии произошло из-за вопроса о руководстве и преемственности (после смерти Пророка). Вопреки мнению суннитов о том, что Пророк не назначал себе преемника и предоставил своим сподвижникам право самим выбирать халифа, шииты верят, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха!) на самом деле назначил имама Али (мир ему!) своим преемником, и что он должен был стать халифом мусульман. Вот почему шииты (как партия или последователи Имама Али) считают, что политический лидер исламской уммы всегда должен быть выходцем из семьи Пророка. Однако на протяжении всей истории ислама общепринятой формой правления был суннитский халифат, а не шиитский имамат. В истории исламского мира, находившегося под господством суннитов, некоторые шииты предпринимали шаги по созданию группировок, призванных противостоять правлению халифов из династий Омейядов и Аббасидов, однако, поскольку их усилия были бесплодны, они часто неохотно подчинялись правлению суннитских правителей. Чаяния шиитов так и не были реализованы из-за нахождения под властью суннитского халифата, с одной стороны, а также сокрытия и исчезновения Имама – с другой. На первом этапе своей истории шииты были разделены на несколько течений из-за разногласий по поводу законных преемников Имама Али. Шииты-двунадесятники, которые являются доминирующей шиитской общиной в исламе и Иране, признают линию из двенадцати имамов. Шииты верят, что двенадцатый имам (мир ему!) исчез в 226 году хиджры (847 г.) в качестве Достопочтенного Махди, а его последователи ждут, что он положит конец тирании и нечестию и установит справедливое правление (Esposito, 2003, p. 34-33)
4 — Бахрейн:
Характеристика страны Бахрейн:
Бахрейнский архипелаг состоит из 35 больших и малых островов площадью 695 км2, 5 провинций и 14 городов. Самый большой остров этой страны, который также является ее столицей, называется Манама. Эта страна ранее принадлежала Ирану, отделившись от него во времена Мохаммад-Реза-шаха. Население Бахрейна составляет около 800 000 человек. Страна не имеет сухопутных границ с какой-либо другой страной. На юге и западе он граничит с Саудовской Аравией, на востоке и юго-востоке – с Катаром, а на севере – с Ираном. Около трети из них составляют иностранцы, причем иранцы являются основной группой иностранных граждан. Несмотря на численное превосходство шиитов, правительство находится в руках суннитской семьи Аль-Халифа, и из-за относительно значительной бедности шиитам этого эмирата не отведено места в его политической структуре. Правительственные войска этого эмирата также состоят, в силу политических причин и националистических соображений, из-за того, из коренных арабов, которые составляют большинство населения Бахрейна. Официальным языком Бахрейна является арабский, и люди в основном говорят на диалекте халиджи. Английский также широко распространен и преподается в средних школах в качестве второго языка. После прихода ислама Бахрейн стал первой страной за пределами Аравийского полуострова, принявшей эту религию. Это была также вторая община после Медины, принявшая ислам добровольно и без войны. Сегодня официальной религией народа Бахрейна является ислам, который исповедует более 98% населения страны, а более 80% составляют шииты. Судя по всему, шииты Бахрейна являются одними из первых жителей этой земли, и значительная их часть имеет иранское происхождение. (Википедия)
Глава 2. Структура политической партии и форма правления: типы партий в Бахрейне
Система правления и тип правления в Бахрейне были абсолютно авторитарными и индивидуальными, и власть в Бахрейне с XVIII века находилось в руках семьи Аль-Халифа, которая с тех пор унаследовала эту землю. Недавно название эмирата было изменено на королевство, и правитель Бахрейна, которым в настоящее время является Хамад бен Иса Аль-Халифа, назвал себя королем, а члены парламента избираются прямым и тайным голосованием сроком на 4 года (согласно конституции). Согласно статье 65 Конституции Бахрейна, король может распустить Национальное собрание. В этом случае выборы в следующий парламент должны быть проведены повторно в течение месяца, и должен быть сформирован новый парламент. Если новые выборы не будут проведены в течение месяца после роспуска парламента, предыдущий парламент может быть восстановлен и продлить свой срок полномочий. Национальное собрание было закрыто в 1975 году под предлогом вмешательства в дела страны, а в 1993 году на его месте был сформирован консультативный совет в составе 30 членов. Этот совет обсуждает различные планы и законопроекты и дает рекомендации правительству. Члены совета не обладают никакими полномочиями по принятию законов, и все вопросы зависят от личного мнения эмира и премьер-министра Бахрейна. Деятельность политических партий и групп в Бахрейне была запрещена еще несколько лет назад, и в этой стране не было замечено никакой постоянной деятельности, но были партии, которые действовали за границей или подпольно в Бахрейне.
Показатели экономического развития Бахрейна
Страна Бахрейн является перспективным экономическим регионом и, в силу своих специфических географических и политических условий, обладает многочисленными преимуществами для привлечения инвестиций. Наличие правовых льгот, свободный ввоз и вывоз капитала и денег, простые таможенные правила, не создающие ограничений для торговли, упростили ведение экономических дел в этой стране. Применяемый метод позволил Бахрейну экономически поддержать свободную торговлю и западные экономические практики. Центральное положение Бахрейна на морских путях Персидского залива и свободное движение судов, заходящих в порты богатых стран южной части Персидского залива, считаются политическими и экономическими преимуществами этой страны. В дополнение к этому, наличие нефти и алюминия в Бахрейне является одним из факторов, стимулирующих бизнес и экономику с помощью иностранного капитала, иностранных экспертов и международных банков. На протяжении веков доход Бахрейна ограничивался ловлей жемчуга, но с открытием нефти в 1932 году этот источник пришел на смену ловле жемчуга. Рыболовство и морепродукты также являются одним из важнейших источников дохода бахрейнцев. Помимо внутреннего потребления, выловленная рыба экспортируется на мировые рынки, особенно в США и Японию. Другим источником дохода Бахрейна является его особое коммерческое положение. Утверждается, что почти четверть доходов страны приходится на торговлю и туризм. Декларация о свободной торговле в этом регионе сделала страну центром торговли в Персидском заливе. В целом, Бахрейн имеет два различных экономических аспекта – нефтяную экономику и международную торговлю, каждый из которых имеет свои особенности. Валютой страны является динар. Страна стала членом Всемирной торговой организации в 1995 году. Четырехлетний экономический план Бахрейна был разработан в 2003 году. Согласно этому плану, ежегодный рост валового внутреннего продукта Бахрейна должен составлять от 5% до 6%. Это при том, что за четыре года до реализации вышеуказанного плана рост валового внутреннего продукта страны составлял 4,5%. По данным Международного валютного фонда, Бахрейн является одной из трех небольших экономик Ближневосточного региона с валовым внутренним продуктом в размере 13,3 миллиарда долларов в 2004 году. Кроме того, валовой внутренний продукт страны при неизменном паритете покупательной способности в 2005 году оценивался в 14,08 миллиарда долларов, а рост валового внутреннего продукта страны в 2005 году составил 59%. Предполагаемый ВВП страны на душу населения составляет 20 500 долларов. Также ожидается, что на сельскохозяйственный сектор, промышленность и сферу услуг будет приходиться 23,9%, 42,5% и 56,9% ВВП страны соответственно. Добыча нефти в стране в 2005 году оценивалась в 188 300 баррелей в день, а потребление нефти в 2003 году оценивалось в 26 000 баррелей.
Виды партий в Бахрейне:
Партия национального исламского согласия – крупнейшая партия Бахрейна, основанная в 2001 году исламистами-шиитами. Генеральным секретарем этой партии является шейх Али Сулейман. Партия согласия победила на выборах 2010 года и получила все 18 мест в парламенте, которые были зарезервированы для шиитов, а нынешним лидером шиитов Бахрейна является шейх Иса Касем, родившийся в 1938 году в бахрейнском регионе Дараз в обычной семье, которая придерживалась религиозных принципов. Он проявил колоссальные таланты во время получения начального образования в своем родном городе и по этой причине отправился в Манаму, столицу Бахрейна, чтобы продолжить свое образование там. Однако его среднее образование не могло помешать его склонности к религиозным наукам, и юный Иса посещал вечерние занятия у шейха Абдулхусейна аль-Хилли, одного из великих шиитских ученых Бахрейна, и извлекал пользу из его уроков. В 1962 году молодой шейх решил отправиться в Наджаф, чтобы изучать религиозные науки, где обучался у ученого-мученика аятоллы Сейеда Мухаммада Бакира ас-Садра. После ирано-иракской войны шейх Иса Касем отправился в Иран и прошел обучение у таких ученых, как аятолла Фазель Ланкарани и Сейед Махмуд Шахруди. Однако поездка шейха в Иран оказала большое влияние на признание его как религиозного и мужественного ученого, и благодаря этому признанию Верховный лидер революции избрал шейха представителем Бахрейна во Всемирной ассамблее Ахль аль-Бейт. Шейх Иса Касем находился в Иране до начала 2001 года, а затем вернулся в свой родной город, чтобы сыграть важную роль в событиях в Бахрейне.
Политическая атмосфера Бахрейна была отмечена активным присутствием и влиянием шейха Исы Касема с самого начала обретения страной независимости. В 1971 году, после обретения страной независимости от Ирана, он вернулся в свою страну при поддержке бахрейнского народа и сыграл важную роль в разработке конституции Бахрейна. Он также прошел в Учредительное собрание, за которое проголосовал народ Бахрейна, и одновременно был избран в Национальное собрание страны, будучи его членом вплоть до роспуска этого собрания. Этот религиозный ученый не пренебрегал попытками объединить религиозную деятельность со своей политической деятельностью и в начале 1970-х годов основал «Общество исламского пробуждения». Однако после восстания народа Бахрейна, которое стало известно как революция 14 февраля, шейх Иса Касем начал новый виток своей деятельности против режима Аль-Халифы и привел народ к победе. С началом восстания шейх Иса Касем взял на себя руководство мирными протестами народа Бахрейна, чтобы вывести на чистую воду репрессивную политику семейства Аль-Халифа и потребовать уважения своих законных прав от этой деспотичной семьи. В то же время предложения семьи Аль-Халифа о переговорах с революционерами, которые делались с целью остановить восстание, всегда отклонялись по инициативе шейха Исы Касема, потому что они сопровождались продолжавшимися арестами и убийством бахрейнских революционеров.
- Национальный фронт освобождения Бахрейна
Национальный фронт освобождения Бахрейна, который был шиитским и был сформирован в 1979 году под руководством шейха Асфура и шейха Аскари. В начале 1960-х годов политические ориентиры бахрейнского народа претерпели изменения, и в политических движениях бахрейнцев постепенно стало проявляться влияние идей насеризма и баасизма. Таким образом, усилия коммунистов привели к созданию Национального фронта освобождения Бахрейна. Бывший Советский Союз признал этот фронт. В настоящее время штаб-квартира организации находится в Дамаске и не обладает большой политической властью.
- Патриотический фронт освобождения
Патриотический фронт освобождения отделился от арабского националистического движения в Омане в 1974 году. Некоторые связывают эту организацию с событиями 1955 года в Бахрейне и считают, что это было марксистско-ленинистское движение, основанное иранской партией Туде. Одной из первоначальных целей этого фронта было создание неэксплуататорского и равноправного общества, которое поддерживалось Советским Союзом из-за его коммунистических симпатий. Эта организация заявила о своей поддержке создания профсоюзов и синдикатов. Патриотический фронт освобождения участвовал в парламентских выборах в 1973 году, но не получил большого количества голосов. В 1974 году вышеупомянутая организация была обвинена в заговоре против правительства. Правительство Бахрейна заявило, что заговор этих лиц поддерживался Советским Союзом и коммунистическими силами страны. В связи с этим обвинением лидеры этого фронта и многие его члены были арестованы. В 1985, 1986 и 1987 годах эта организация подверглась нападкам со стороны правительства, и ряд ее членов были арестованы. В настоящее время этот фронт действует как одна из оппозиционных группировок за пределами Бахрейна. Его представителем является Абдулхади Халаф, а штаб-квартира находится в Швеции. Орган этого фронта называется «Аль-Хадаф».
- Народный фронт освобождения Бахрейна
В начале 1960-х годов политические ориентиры бахрейнского народа претерпели изменения, и влияние идей насеризма и баасизма постепенно стало проявляться в бахрейнских политических движениях. Таким образом, усилия коммунистов привели к созданию Фронта национального освобождения Бахрейна. Этот фронт также берет свое начало в арабском националистическом движении в Омане. Первыми, кто присоединился к этой организации, были интеллектуалы и технократы, недовольные правительством. В 1968 году лидеры фронта повернулись лицом к Китаю. Коммунистическое правительство Китая стало готовить военное крыло этой организации в Йемене (Вади Хадрамаут). В 1973 году фронт бойкотировал парламентские выборы. Насильственные действия этой организации в 1975 году, когда был убит шейх Абдулла Мадани (за сотрудничество с правительством), привели к тому, что фронт потерял свой авторитет среди бахрейнского народа. В 1975 году правительство Бахрейна обвинило фронт в сотрудничестве с Аденом. В конце 1990 года вышеупомянутый фронт вступил в переговоры с «Фронтом национального освобождения», и потребовался год, пока в январе 1981 года не была опубликована декларация под названием «Всеобщая политическая декларация», призывавшая к парламентскому правлению и профсоюзам. В 1982 году правительство Бахрейна обвинило организацию в действиях, направленных против национальной безопасности, и арестовало ее членов. В ходе судебного разбирательства трое из ее лидеров (Абдул Джалил Аль-Аради, Ради аль-Джабаль и Мухаммад Рида Муавадж) были приговорены к семи годам тюремного заключения. Наиболее важными лидерами этого фронта являются Хусейн Муса, Абдуннаби аль-Аскари и Абдуррахман Аль-Нуайми, которые ведут активную деятельность в Дамаске.
- Исламский фронт за свободу Бахрейна
Исламский фронт за свободу Бахрейна уходит своими корнями в период борьбы исламистов 1970-х годов, в частности такого религиозного учреждения, как Фонд аль-Хусейн, а его наиболее важными основателями и лидерами являются два шиитских ученых из Бахрейна. В 1981 году несколько членов этой организации (около семидесяти человек), пройдя военную и диверсионную подготовку, начали свою деятельность, направленную на свержение правительства, но по какой-то причине их попытка провалилась, и все они были арестованы. За исключением троих, которые были приговорены к пожизненному заключению, остальные были приговорены к тюремному заключению сроком от одного до пятнадцати лет. В то же время (декабрь 1981 года) шейх Халифа, премьер-министр и брат эмира Бахрейна, также намеревался устроить заговор против своего брата. Правительство Бахрейна в полной мере воспользовалось этим инцидентом и смогло использовать его для сокрытия внутренних разногласий внутри правящей семьи. Шейх Халифа, получавший помощь от иракского правительства для организации своего государственного переворота, спокойно покинул страну и отправился в Лондон, а через некоторое время вернулся обратно при посредничестве Соединенных Штатов и Саудовской Аравии.
Исламский фронт за свободу Бахрейна сформулировал свои цели следующим образом: обеспечение политических свобод, правосудия, освобождение задержанных, выдача разрешений на возвращение на родину для изгнанников, восстановление конституции, проведение парламентских выборов и объявление правящей семьи непригодной для управления страной. Эта организация рассматривает достижение этих целей как религиозную обязанность в форме повеления одобряемого и воспрещения порицаемого и считает, что методы борьбы в каждом регионе отличаются от методов борьбы в других регионах. Поэтому народ Бахрейна должен следовать своим собственным методам.
- Исламское движение свободных людей Бахрейна
Исламское движение свободных людей Бахрейна было основано в 1982 году. Это движение выступает за рационализацию целей и средств борьбы и считает, что бахрейнские политические и социальные движения являются национальными и внутригосударственными, и поэтому они должны соответствовать интересам бахрейнского общества и должны быть преобразованы из тайных, подпольных и насильственных организаций в открытые партии. Однако правительство Бахрейна также не стало мириться с существованием этой организации. Вот почему это движение с исламско-демократическим лицом начало работать в Лондоне, и его первое издание «Саут аль-Бахрайн» («Голос Бахрейна») объявило в феврале 1983 года, что его целью является искоренение угнетения и защита угнетенных, потребовав соблюдения основных прав. Вышеупомянутая организация на своем первом заседании в мае 1983 года заявила, что парламентская деятельность является единственным способом предотвратить угнетение, обрушившееся на народ Бахрейна. Это движение пыталось поднять проблему Бахрейна на международных форумах, тем самым привлекая международную демократическую поддержку движений народа Бахрейна. Именно поэтому парламенты европейских стран до сих пор выступали с многочисленными заявлениями в защиту движения народа Бахрейна. Еще одной попыткой этого движения было создание единства и координации между различными силами и движениями в Бахрейне (Нику, 2012. С. 125-122).
Глава 3. Влияние Исламской революции на Бахрейн
Отношения между Ираном и Бахрейном до победы Исламской революции
С 1967 года, когда Великобритания приняла решение уйти из Персидского залива, и до начала 1970 года, Иран впервые настоял на восстановлении суверенитета над этой землей, сославшись на два столетия своего непрерывного и неоспоримого суверенитета над Бахрейном в XVII – XVIII веках, а также на некоторые другие исторические документы и свидетельства. Одно время он даже считал его своей четырнадцатой провинцией. Однако 29 марта 1970 года, неожиданно и фактически в соответствии с британской и американской политикой в регионе, он отказался от своих давних притязаний. На основе соглашения с Великобританией Иран согласился передать бахрейнский вопрос на рассмотрение Организации Объединенных Наций и лично ее Генерального секретаря в обмен на восстановление своего суверенитета над тремя иранскими островами в Ормузском проливе (Малый Томб, Большой Томб и Абу-Муса), фактически предоставив Бахрейну независимость. После признания Ираном независимости Бахрейна в двусторонних отношениях была открыта новая глава. В то же время (в 1970 г.) делегация доброй воли из Ирана посетила Бахрейн. После возвращения делегации отношения между Ираном и Бахрейном стали быстро расширяться. Шейх бен Салман, брат эмира Бахрейна и председатель Государственного совета (премьер-министр Бахрейна), 26 мая 1970 года посетил Тегеран по приглашению министра иностранных дел Ирана. Одной из целей этой поездки была подготовка к визиту эмира Бахрейна. Впоследствии, 19 ноября 1970 года эмир Бахрейна официально посетил Тегеран. После визита делегации доброй воли Ирана и Бахрейна (1970 г.) были предприняты эффективные шаги по расширению и укреплению отношений между двумя странами. Наиболее важные меры можно перечислить следующим образом:
За этот период отношения между двумя странами стали очень тесными и дружественными. В свете новых условий, сложившихся после подписания соглашений между Ираном и Ираком в 1975 году, а также сближения Тегерана и Эр-Рияда в регионе Персидского залива, общее понимание необходимости поддержания безопасности и стабильности во всем регионе возросло, и в то же времяс поражением восстания в Дофаре позиции левых и радикальных группировок были близки к краху, а передвижения и усилия коммунистических элементов были сильно ограничены. Начало Исламской революции в 1978 году и ирано-иракская война, а затем военно-политический кризис между Ираком и коалиционными силами во время оккупации Кувейта, которые считаются наиболее важными решающими событиями в геополитическом регионе Персидского залива, изменили ситуацию в мире, и политическая география Бахрейна столкнулась с серьезными изменениями.
Ирано-бахрейнские отношения после победы революции
Падение режима Пехлеви в Иране само по себе было неприятным и тревожным событием для бахрейнского режима, особенно с точки зрения хороших отношений, которые сложились у бахрейнского режима с Ираном. Это беспокойство усилилось из-за энтузиазма и демонстраций мусульман в поддержку Исламской революции в Иране и солидарности с ней, особенно среди шиитов Бахрейна, и особенно после заявлений некоторых иранских официальных лиц о необходимости восстановления суверенитета Ирана над Бахрейном, после чего отношения Бахрейна с Исламской Республикой в Иране становилось все холоднее. Бахрейнский режим начал оказывать давление на иранцев, проживавших в этой стране, и строго относиться к въезду иранцев. Число иранцев в этой стране к тому времени увеличилось. Растущая обеспокоенность бахрейнского режима из-за событий в Исламской Республике Иран в последующие годы привела к тому, что страна подписала договор о взаимной безопасности с Саудовской Аравией. Двусторонний договор, который был инициирован и предложен Саудовской Аравией, привел в марте 1981 года к созданию «Совета сотрудничества стран Персидского залива», членами которого стали Кувейт, Катар, Оман и Объединенные Арабские Эмираты. Примерно за две недели до Национального дня Бахрейна в декабре 1988 года бахрейнские силы безопасности арестовали группу бахрейнских мусульман по обвинению в ношении и хранении большого количества оружия и заговоре с целью свержения бахрейнского режима в Национальный день Бахрейна. Впоследствии Министерство внутренних дел Бахрейна объявило в заявлении, что арестованная группа была направлена в Бахрейн для проведения диверсионных операций после обучения в Иране. Хотя официальные лица Исламской Республики Иран отрицали это обвинение, правительство Бахрейна потребовало отозвать временного поверенного в делах Ирана из Манамы, и отношения между двумя странами охладели еще больше. Бахрейн закрыл свое посольство в Иране еще в декабре 1983 года, а односторонние официальные и дипломатические отношения Ирана с Бахрейном с июня 1983 года были сведены до уровня временного поверенного в делах. С началом ирано-иракской войны и агрессии Ирака на иранской территории Бахрейн официально объявил о своем нейтралитете, но на практике была очевидна позитивная позиция этой страны и других стран Персидского залива по отношению к Ираку, и пресса этой страны и других стран региона активно поддерживала Ирак.
После того, как Исламская Республика Иран приняла резолюцию 598 и установила режим прекращения огня на фронтах ирано-иракской войны, ситуация в отношениях между двумя странами – Ираном и Бахрейном – изменилась. Политические отношения Ирана со странами-членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, в том числе с Бахрейном, начали улучшаться, и были предприняты позитивные шаги по расширению политических и экономических связей. Однако это улучшение отношений всегда было нестабильным и слабым. После различных встреч между официальными лицами двух стран в 1980 году отношения между двумя странами были подняты до уровня послов, и первый посол Исламской Республики Иран вручил свои верительные грамоты наследному принцу и заместителю эмира Бахрейна. Таким образом, в течение 1990 года отношения между двумя странами стали несколько более серьезными и сопровождались практическими мерами по сближению. В первой половине 1994 года эта неопределенность и неясность в отношениях стала очевидной, а ближе к концу года из-за поддержки Бахрейном Эмиратов в территориальных спорах между Ираном и ОАЭ в речи министра иностранных дел страны в Организации Объединенных Наций (октябрь 1394 года), отношения между двумя странами вновь ухудшились. Фактически, это обострение противоречий ознаменовало начало новой главы в отношениях между двумя странами. С тех пор отношения развивались в ущерб развитию здоровых и всесторонних связей. В этом году правительство Бахрейна приняло меры по охране посольства Исламской Республики Иран и контролю за въездом в иранское представительство. Официальные лица Бахрейна приписали Ирану причастность к деятельности народных движений и протестам внутри страны, а Министерство иностранных дел Бахрейна также направило Ирану ноту протеста в связи с публикацией новостей об этом в эфире вещательной компании Исламской Республики Иран. В 1995 году Бахрейн был одним из самых ярых сторонников принятия Советом безопасности ООН жесткой резолюции против Ирана. В 1997 году, после того как Иран был обвинен в попытке государственного переворота, он выступил против Ирана на конференции Лиги арабских государств в Каире, причем настолько резко, что усилия Бахрейна побудили конференцию выступить с заявлением, предостерегающим от вмешательства Ирана в дела Бахрейна. В последние годы, особенно после прихода к власти нового эмира и внутренних событий в Бахрейне, позиция правительства по отношению к Ирану стала мягче. Например, в последнем заявлении, опубликованном ООН в 1996 году, Бахрейн отказался от своих обвинений. В то же время правительство Ирана, в соответствии со своими общими позициями, подчеркивает необходимость установления доверия между странами региона, дружбы и сотрудничества с ними как гарантии мира, стабильности и безопасности в регионе и стремится к их сохранению.
Влияние Исламской революции на народ и народные движения Бахрейна
Как до иранской революции, так и после нее Бахрейн был центром шиитского возрождения в странах Персидского залива. Это напрямую связано с демографической, социальной и экономической ситуацией на острове. Хотя этой страной правят суннитские правители, шииты составляют большинство населения. Как правящая семья шейха Исы Аль-Халифы, так и большая часть политической элиты принадлежат к суннитскому вероисповеданию. Отчуждение шиитской общины (от власти) еще больше усиливается из-за иранского происхождения некоторых ее членов, поскольку среди шиитов Бахрейна всегда были сильны проиранские настроения. Кроме того, давние претензии Ирана на остров усилили раскол между суннитами и шиитами. В свете этой предыстории шиитский фундаментализм превратился после иранской революции в мощное движение.
Когда Исламская революция одержала победу, власти Бахрейна приветствовали ее, а пресса прославляла ее лидерство. В интервью, посвященном Исламской революции в Иране, представитель Организации освобождения Бахрейна заявил, что мусульманский народ Бахрейна следил за действиями и демонстрациями великой иранской мусульманской нации против злополучного шахского режима с самого начала движения и постоянно ожидал новых вестей о внутренней ситуации в Иране. Говоря о глубоких отношениях между двумя мусульманскими народами – Ираном и Бахрейном, он добавил: «Единственным желанием бахрейнского народа была победа революции в Иране, и важность иранских новостей достигла такой степени, что все в Бахрейне думали, будто это происходят внутри Бахрейна и имеет отношение к самому бахрейнскому народу. После победы Исламской революции в Иране народ Бахрейна провел грандиозную демонстрацию в поддержку Исламской революции в Иране и в знак солидарности с ней, провозгласив солидарность и единство между мусульманским народом Бахрейна и мусульманским и революционным народом Ирана, а Организация освобождения Бахрейна, представлявшая этих людей, имела контакты с революционными лидерами Ирана еще до победы революции. В августе 1979 года иранские СМИ сообщили, что Хади Модарреси был назначен Имамом Хомейни его личным представителем в Бахрейне. В Бахрейне выступление Модарреси привело к двум публичным демонстрациям, одна из которых была проведена с разрешения властей 17 августа, в день, который Имам Хомейни назвал Днем Кудса. Во время второй демонстрации, состоявшейся 19 августа, вслед за его арестом, около 500 человек вышли на улицы с требованием его освобождения, и 28 человек были арестованы. 31 августа власти Бахрейна выслали Модарреси из страны. Хотя эти меры привели к относительному успокоению ситуации, волна демонстраций и беспорядков, тем не менее, была обязана своей формой и содержанием иранской инициативе и планированию. Таким образом, заявления или отдельные лица, вдохновлявшие эти демонстрации, не обязательно были сосредоточены на жалобах и недовольстве шиитских общин, а скорее отражали политические требования Ирана. После ареста Модарреси аятолла Монтазери выразил ему свою моральную поддержку и объявил, что вместо того, чтобы арестовывать представителей ислама, странам Персидского залива следует принять его призыв. Модарреси заявил о намерении Ирана поддержать революцию и назвал себя проповедником осуществления Исламской революции и продвижения революционной культуры. Лидеры борьбы на самом деле были священнослужителями, чье образование связывало их с правящим духовенством Ирана.
Однако иранская революция нашла благоприятный отклик среди автохтонного шиитского населения стран Персидского залива. Демонстрации 19 августа 1979 года в Бахрейне были не просто ответом на иностранные провокации. 31 декабря 1981 года власти Бахрейна объявили, что они подавили заговор против правящего режима и арестовали десятки людей, участвовавших в этом заговоре. Они приписали заговор Исламскому фронту освобождения Бахрейна, возглавляемому Модарреcи, который в то время официально руководил радиовещанием на страны Персидского залива в Иранской национальной телерадиокомпании.
По данным правительства Бахрейна, несколько бывших жителей стран Персидского залива прошли подготовку по изготовлению взрывчатых веществ и саботажу, возможно, с помощью иранских властей, и тайно проникли в Бахрейн. Они должны были использовать оружие, предоставленное местной группировкой, контролируемой Ираном, и оставленное в специальном тайнике неподалеку от Манамы. Затем они должны были переодеться полицейскими и призвать к всеобщему восстанию. Конечной целью было установление исламской республики во главе с Модарреси в Бахрейне. Иранское правительство было обвинено в причастности к заговору, и утверждалось, что пять судов на воздушной подушке, загруженных вооруженными людьми и оборудованием, были готовы отплыть из Бушера, чтобы помочь участникам этого восстания. Иранское правительство опровергло это утверждение. Мусульмане Бахрейна, находившиеся под влиянием Исламской революции и поддержанные иранскими революционерами, предприняли несколько акций против своих правителей. Иран развернул ожесточенную пропагандистскую кампанию по экспорту революции в регион Персидского залива, оказывая влияние на мусульманские массы в целом и на шиитов в частности посредством публикации брошюр и радиообращений на арабском языке через радио «Голос Исламской революции», а также путем распространения магнитофонных записей с речами религиозных лидеров. 24 апреля 1980 года, после ареста и казни аятоллы Сайида Мухаммада Бакира ас-Садра, религиозного лидера иракских шиитов, шииты устроили демонстрации в Манаме, столице Бахрейна. Полиция разогнала демонстрантов, и некоторые из них были арестованы. Через несколько дней один из них скончался, и было заявлено, что его смерть наступила в результате пыток со стороны сотрудников полиции. Этот инцидент, в свою очередь, привел к еще нескольким демонстрациям в мае 1980 года. В отличие от народных демонстраций 1979 и 1980 годов, последующие протесты шиитов почти всегда носили насильственный характер. Эскалация насилия в значительной степени была вызвана началом ирано-иракской войны в сентябре 1980 года и последующей ориентацией этих стран. Страны Персидского залива оказывали Ираку финансовую помощь и снабжали его оружием и техникой. В 1979 и 1980 годах режимы, столкнувшиеся с интенсивными, а иногда и насильственными протестами, уделяли беспрецедентное внимание политике в отношении своего шиитского населения, которая основывалась как на поощрении, так и на наказании. Например, в Саудовской Аравии были выделены средства на крупномасштабные проекты электрификации, осушения болотистых земель и строительство школ и больниц в Эль-Катифе и других шиитских городах. Высокопоставленные члены королевской семьи посетили регион, чтобы встретиться с шиитскими старейшинами и знаменитостями. Аналогичные программы были реализованы и в других странах Персидского залива. В то же время силовые методы не были исключены из повестки, и имело место подавление шиитских восстаний. Изгнание таких людей, как Модарреси, лишило революционных шиитов их лидеров, что, вероятно, нанесло серьезный удар по народным восстаниям. В прошлом восстания жестоко подавлялись, проводились масштабные аресты, часто сопровождавшиеся пытками. Лидеры Фронта освобождения Бахрейна пришли к выводу, что народные демонстрации никогда не приведут к свержению режима, и поэтому они прибегли к вооруженным методам. По словам лидера фронта, демонстрации в апреле и мае 1980 года, которые привели к мученической смерти некоторых шиитских участников, убедили фронт в том, что формирования народного движения само по себе недостаточно, и что более подходящим ответом было бы прибегнуть к прямым антиправительственным действиям. Приняв решительные практические меры, шиитские революционные организации дали правительству необходимый предлог для усиления репрессивных мер. Хотя с помощью представителей Имама Хомейни единство и солидарность шиитов Персидского залива с иранской революцией росли, в 1980 году, когда волнения достигли своего пика, шиитским общинам не удалось преобразовать свой гнев в организованное политическое движение. Радикальные шиитские оппозиционные группировки в Персидском заливе, имевшие народную поддержку, были лишены динамичного и подлинного руководства и оставались полностью зависимыми от иностранной поддержки, а Иран поддерживал их в соответствии с требованиями своей региональной стратегии.
Поскольку правительства этих стран (стран Персидского залива) еще не прошли стадии перехода от кризисов идентичности, легитимности и участия, будучи крайне отсталыми с точки зрения политических систем и относясь к семейному, племенному и традиционному типу управления, они могут столкнуться с всеобщим восстанием и кризисом в любой момент времени, особенно с учетом того, что в последние годы население этих стран, включая образованное и опытное поколение, требовало участия в политической жизни. Несмотря на то, что правители этих стран оттягивали этот кризис различными способами, в том числе используя богатства, полученные от продажи нефти, наличие некоторых провокационных факторов, таких как присутствие иностранных правительственных сил, вызвало другие кризисы, включая кризис легитимности и участия, который повлечет за собой хаос и беспорядки для правительств региона. Хотя в последние два десятилетия фактором их власти и легитимности были доходы от продажи нефти, они также обеспечили экономическую легитимность своим правительствам, используя эти доходы и удовлетворяя экономические потребности людей, то есть создавая благосостояние. Однако такие факторы, как отсутствие роста доходов от продажи нефти, колебания цен и количества добываемой нефти, а также законное и незаконное распределение значительной части доходов от продажи нефти среди богатых семей, приводят нас к выводу, что увеличение доходов от продажи нефти больше невозможно и утратило свою актуальность. Более того, региональные события в целом, а в некоторых случаях и международные события серьезно подорвали легитимность существующих правительств (Нику, 2012. С. 129-127).
Заключение
Мотивы и цели народных движений Бахрейна менялись с течением времени. Конечно, домашняя тирания всегда была важным фактором, провоцирующим народные волнения и мятежи. Народ Бахрейна приложил огромные усилия, чтобы, с одной стороны, добиться своих политических прав и свобод, а с другой – сохранить и приумножить исламские ценности. После победы Исламской революции эти движения усилили свой исламский призыв и прибегли к различным и даже насильственным методам, чтобы свергнуть режим Аль Халифы и создать исламское государство. В последние годы под влиянием международных и региональных событий, таких как ирако-кувейтская война и парламентские выборы в Кувейте и других странах Персидского залива, а также тактических изменений в целях и принципах привлечения международной помощи, эти движения перешли на мирные и демократические методы и в значительной степени ослабли. Официальные лица Бахрейна считают, что за беспорядками в стране стоят иностранные фундаменталистские элементы, которые подстрекают шиитов страны и намекают и даже прямо указывают на роль Ирана и революционных сил страны.
В стратегическом плане влияние Исламской революции в Иране на Бахрейн можно представить двояким образом: как прямое и субъектное, а также как косвенное и объектное. В первом случае Исламская революция привела к созданию группы организованных и неорганизованных движений. Однако, что касается второго типа, Исламская революция смогла повлиять на движения, которые имели более длительную историю и активность, чем сама революция, и расширить их число. Наибольшее влияние в Бахрейне Исламская революция оказала на сферу мысли и идеологии.
Фактически, после победы Исламской революции в Иране, учитывая многочисленное шиитское население Бахрейна и прочные культурные, а иногда и этнические и племенные связи, которые у них были с населением южного Ирана (городов, граничащих с Персидским заливом и Оманским морем), народ Бахрейна почувствовал, будто революция произошла в его собственной стране. Имам Хомейни направил своего представителя в Бахрейн, чтобы поддержать народ этой страны. Духовная поддержка иранских официальных лиц укрепила шиитское движение в Бахрейне. Кроме того, Иран оказывал значительную финансовую пропагандистскую поддержку народу Бахрейна в средствах массовой информации, включая создание радиостанции «Голос революции». Деятели, поддержанные Исламской революцией в Иране, способствовали росту исламских и народных движений в политической жизни Бахрейна, и влияние революции Исламской Республики на Бахрейн неоспоримо.
Источники:
- Эспозито. Джон Л. Энгелаб-е Иран ва базтаб-е джахани-йе ан («Иранская революция и ее глобальные последствия»), перевод доктора Мохсена Модиршанечи, Центр изучения ислама и Ирана, 1382 (2003).
- Тахери, Сейед Мехди. Базхани-йе тасир-е энгелаб-е эслами-йе Иран бар бидари-йе мосолманан («Перечитывая влияние Исламской революции в Иране на пробуждение мусульман»). Институт региональных исследований.
- Фоузи, Яхья. Элял-е шекльгири ва махият-е джонбешха-йе сияси дар Хавар-е мияне («О причинах формирования и характере политических движений на Ближнем Востоке»), Политические исследования исламского мира, 1391 (2012).
- Нику, Хамид. Махиятшенасийе-йе джонбеш-е сияси-йе шиаян-е Бахрайн («Сущность шиитского политического движения Бахрейна»), лето 1391 (2012 г.).
- Хоштинат, Мохсен. Статья о системе бухгалтерского учета и финансовой отчетности Бахрейна.
- Сайт «Андише-йе сияси».
Источник: Сайт «Джахан-е соввом» («Третий мир»).