Влияние Исламской революции в Иране на шиитов Йемена
Как и многие другие революции, Исламская революция в Иране имела внутренние, региональные и международные последствия. Одним из транснациональных последствий Исламской революции стало то, что она смогла вдохнуть новую жизнь в мусульманский мир и помочь возродить политический ислам. Такие факторы, как культурная и религиозная близость, рассматриваются как важный компонент ускорения распространения ценностей Исламской революции. Таким образом, одной из стран, где можно было наблюдать отражение Исламской революции, был Йемен. Вдохновленные Исламской революцией в Иране, йеменские шииты стали очень активными на территории Йемен и превратились в эффективную силу на социальной и политической арене. В этой статье предпринята попытка изучить влияние Исламской революции в Иране на шиитские движения Йемена и ее отражение в жизни этой страны и региона, особенно в политике Саудовской Аравии в отношении Йемена. Результаты исследования показывают, что с началом Исламской революции в Иране шиитские движения Йемена прониклись новым духом, и, следуя примеру победы Исламской революции в Иране и ценностям Исламской революции, внесли свой вклад в шиитскую геополитику. Поэтому опасения некоторых стран региона, особенно Саудовской Аравии, по поводу влияния Исламской революции на Йемен заставили их вмешиваться во внутренние дела Йемена с помощью как средств мягкой силы, так и средств жесткой силы.
Вступление
После победы Исламской революции в Иране мусульмане всего мира, особенно шииты, прониклись новым духом надежды. С одной стороны, эта революция положила конец автократическому и зависимому шахскому режиму Ирана и заменила монархию республиканским строем, который отличается по содержанию от западной демократии и имеет исламский дух. Таким образом, высокие идеалы этой революции, такие как установление глобального исламского правления, отказ от господства и гегемонизма, поддержка угнетенных и освободительных движений, пропаганда религии, борьба с высокомерием, религиозное народоправство, смогли привлечь внимание многих стран, особенно исламского мира. Таким образом, идеологический подход Исламской революции в Иране был совершенно неожиданным и неприемлемым для западного мира и некоторых исламских стран региона, в которых правили авторитарные режимы. Таким образом, динамичное повествование о политической роли ислама и мусульман в различных сферах общественной жизни, их самоопределении и выборе судьбы, одобренной революцией, вызывало у них много опасений. Эта революция могла превратить консервативные исламские течения в революционные и привести к возникновению волны исламского пробуждения. Йемен – это одна из стран, где победа Исламской революции в Иране пробудила надежду и способствовала исламскому пробуждению среди шиитов, в том числе зейдитов, а также появлению в этой стране движения хуситов. Мученик Хосейн аль-Хуси, лидер этого движения, создал под влиянием победы Исламской революции ядро исламского сопротивления в Йемене, познакомившись с личностью и мыслями лидера Исламской революции. Таким образом, признание Исламской революции в Йемене привело к активизации шиитских сил, а с другой стороны, некоторые деятели увидели угрозу своим интересам и существованию. В любом случае, под влиянием Исламской революции в Иране шиитские движения больше не придерживались своей прежней консервативной позиции, оказывали и будут продолжать оказывать большое влияние на будущие события в Йемене. Эта статья, написанная в аналитическом и описательном ключе, посвящена вопросу о том, как Исламская революция в Иране отразилась на шиитах Йемена. В попытке ответить на этот вопрос, нами была выдвинута гипотеза, согласно которой с началом Исламской революции в Иране и распространением ее ценностей йеменские шиитские группировки превратились в революционное и активное движение именно благодаря Исламской революции в Иране, которая вызвала изменение баланса сил регионе в пользу шиитов и создание новой региональной структуры власти, и, как следствие, конфронтацию со стороны других стран региона, особенно Саудовской Аравии.
Теоретические основы
В процессе изучения и объяснения влияния Исламской революции в Иране на окружающий мир и международную систему высказывались различные мнения и выдвигались разные теории, среди которых можно выделить теорию распространения или диффузии, которая обладает большими возможностями в плане изучения последствий Исламской революции в Иране. В связи с тем, что Исламская революция в Иране является культурной категорией, ее учение быстро распространилось в региональной и глобальной среде. Согласно этой теории, это процесс, согласно которому культурная ценность, институт или изобретение, характерные для одного общества, принимаются в другом обществе. В прикладной географии теория диффузии делится на две отдельные части, которые описывают природу диффузии в географическом пространстве и включают типы диффузии. Теория диффузии впервые была разработана в 1953 году шведским географом Торстеном Хагерстрандом и опубликована в Университете Лунда. Впервыеон применил теорию диффузии с помощью своих коллег в области сельскохозяйственных инноваций и явлений. Хотя первоначальные истоки этой теории лежат в области гуманитарной географии, она также принесла свою пользу в различных областях политологии и международных отношений (Назари и Юсеф-Зехи, 39: 1395). Четырьмя компонентами теории диффузии являются источник и пункт назначения диффузии, среда диффузии, предмет диффузии и направление движения диффузии
Таким образом, применяя теорию диффузии к влиянию Исламской революции в Иране на Йемен, можно констатировать следующее:
Источник и пункт назначения диффузии: Сама Исламская революция стала источником диффузии благодаря созданию вторичных центров диффузии, а также привела к воспроизводству и росту альтернативных дискурсов, особенно в третьем десятилетии революции, с течением времени, по мере насыщения послания Исламской революции в регионе, эта диффузия постепенно переходит от моноцентричной к полицентричной модели (Моинабади и Сабзи, 2014: 51).
Предмет диффузии: Предметом диффузии Исламской революции является разнообразный и широкий спектр культурных влияний, исламский стиль одежды, отвечающий особенностям местной культуры (например, чафия), рост посещения мечетей молодежью и повышение их значимости в жизни, политические акции в мечетях, изменение содержания религиозных выступлений, учреждение религиозных и военизированных организаций, активизация уже существующих организаций, серьезное отношение к проблеме религии в обществе, поиск вдохновения в тактике борьбы времен Исламской революции, выступление с требованиями исполнения исламского шариата и уважения к религиозным ритуалам, исламское пробуждение и политическая уверенность в себе, продвижение и распространение идеи борьбы с Израилем, создание исламского государства и другие цели, которые, пожалуй, можно объединить под общим названием – «политический ислам». (Там же, 52-53).
Время диффузии: Начало диффузии отсчитывается со времен Исламской революции в Иране, которая на данный момент, с расширением гражданской войны в Йемене и присутствием зейдитов во властных структурах Йемена, привела к распространению ценностей Исламской революции благодаря развитию ирано-йеменских отношения.
Цель и среда: учитывая влияние Исламской революции в Иране, Йемен можно считать наиболее подходящей средой для распространения ценностей Исламской революции в исламских обществах, особенно в обществах с шиитским населением. Таким образом, Йемен может быть подходящим местом для усвоения ценностей Исламской революции в Иране.
Отношения между Ираном и Йеменом
Отношения между Исламской Республикой Иран и Йеменом в течение последних 40 лет всегда зависели от региональных и международных факторов, так что до победы Исламской революции две страны – Северный и Южный Йемен – не занимали сколько-либо значимого положения во внешней политике Ирана. В частности, Южный Йемен входил в число союзников Советского Союза, и эти условия привели к военному присутствию СССР на Красном и Оманском морях и контролю над стратегическим Баб-эль-Мандебским проливом, так что передвижение западных военных и торговых судов в этих районах было затруднено, что в то время было одной из региональных проблем Ирана. Таким образом, внешняя политика Тегерана в период правления Мохаммад-Реза-шаха Пехлеви предполагала настороженное отношение к проблеме Южного Йемена. В то время, по поручению США и Запада, Иран разместил часть своих вооруженных сил в Дофаре для защиты королевства Оман (irdiplomacy, 2013). После победы Исламской революции мы видим изменение внешнеполитического курса Северного и Южного Йемена в отношении Ирана. Северный Йемен был одной из первых стран, признавших Исламскую Республику Иран 14 февраля 1979 года, но с началом навязанной войны Северный Йемен во главе с Али Абдаллой Салехом под влиянием позиции Совета сотрудничества стран Персидского залива поддержал вторжение иракского баасистского режима в Иран. Северный Йемен, который изначально проявил себя как сторонник иранской революции, даже отправил солдат на фронт, чтобы помочь иракскому режиму во время навязанной Ирану войны с Ираком, в то время как Южный Йемен под руководством Али Насера Мохаммада поддерживал Тегеран. С другой стороны, после революции правительство Южного Йемена, желая продемонстрировать свою добрую волю, освободило при посредничестве Народного фронта освобождения Омана иранского пленного пилота, который находился в заключении с 1967 года по причине крушения его самолета на границе с Дофаром, когда он был арестован и был освобожден (Амир Дехи, 1389:127).
Участие Ирана в войне с Ираком не смогло предотвратить влияния дискурса Исламской революции на такие группы, как йеменские хуситы, на мышление которых повлияла иранская революция. Лидер этого движения Сейед Хосейн аль-Хуси при жизни постоянно говорил в своих выступлениях об отречении от многобожников, всемирном дне Кудса, необходимости бороться с высокомерием и сионистским режимом, но пик внимания к этим вопросам пришелся на тот момент, когда хуситы (группировка шиитов-зейдитов) взяли в 2015 году под свой контроль Йемен, а поддерживаемый Западом президент Абд Раббихи Мансур Хади был вынужден уйти в отставку и бежать из столицы в Сане. Многие считали, что после этого изменения Йемен стал еще одной арабской страной, оказавшейся под контролем Тегерана. Но в этом заявлении о том, что усиление влияния Ирана в регионе, о котором в основном говорят арабские страны Персидского залива, роль Исламской Республики Иран в событиях в Йемене, вероятно, рассматривается как угроза (Мусави и Багерифар, 1394:226).
Шиитские движения в Йемене
Сегодня в Йемене существует множество шиитских организаций, учреждений, школ, групп и движений, среди которых можно упомянуть следующие: Лига шиитов-джафаритов Йемена (Рабита аш-ши‘а джа‘фарийа фи-ль-Йаман), Исламская шиитская ассоциация Йемена (Аль-Маджма‘ аль-ислами аль-йамани аш-ши‘и), научно-культурный институт Бадр, Институт Ар-Рисалия, Культурный центр Имама Зейда ибн Али, Ассоциация ученых Йемена, Общественно-культурный институт «Аль-Баййина», Джафаритские медресе в Адене, институт «Дар аз-Захра алайхи-с-салам ли-ль-алам ас-сакафи», общество Абдаллаха Ради, Дар ахбаб Ахль аль-Байт алайхим ас-салам (в Таизе) (Аббаси и Гольчин, 1394:87).
Движение «Ансар Аллах», находящееся под руководством хуситов, является одним из народных движений Йемена, которое имеет широкое влияние в йеменском обществе, особенно в северных регионах.
Хуситы происходят из известной и влиятельной зейдитской семьи на севере Йемена и с начала этого столетия занимались сначала политической, а затем военной деятельностью и много раз вступали в бои с правительственными войсками, поддерживаемыми Саудовской Аравией, а в 2010 году они даже приняли участие в войне, которая считалась их шестой войной, когда вступили в бой с саудовской армией и нанесли по ней тяжелые удары. Многолетняя политическая деятельность и опыт многочисленных боев превратили «Ансар Аллах» в мощное политическое и военное движение. В частности, это движение, преодолев конфессиональные и племенные разногласия и поддержав правительство национального единства и демократические процедуры, смогло заручиться поддержкой значительной части населения юга страны (Хосейнизаде и др., 1396:131).
Влияние Исламской революции в Иране на Йемен
Основным элементом, определяющим поведение Ирана во внешней политике, являются исламские принципы и нормы, которые называются исламской идеологией и считаются одним из очень важных компонентов иранской идентичности во внешней политике. После Исламской революции, на которую повлияло состояние исламского мира, находившегося под властью колониализма в течение почти двух столетий, она стала знаменосцем единства мусульман и создания единой исламской уммы, в связи с чем в первые годы после установления исламского правления в Иране сформировалась идея экспорта революции, а поскольку внутри теории шиитского ислама заложена идея неприятия имеющегося положения и его изменения, специфика шиитского ислама отводит государству такие роли, что поддержка этих движений в силу их популярности у их народов рассматривается Исламской Республикой Иран как инструмент торга (Зульгадр и Хашеми 1395:136). Исламская революция в Иране смогла оказать культурное и идеологическое воздействие на шиитов Йемена, о чем будет рассказано ниже.
- Культурное влияние Исламской революции в Иране на Йемен
Говоря об основах влияния Исламской революции, следует обратить внимание на культурный аспект возвышения «Ансар Аллах», который можно рассматривать по трем направлениям: во-первых, с точки зрения его принадлежности к шиизму и наличия в нем шиитских принципов; во-вторых, с точки зрения критики текущей ситуации, особенно протеста против секулярной деятельности йеменского правительства с целью подготовки условий для деятельности ваххабитов и периодического вмешательства Саудовской Аравии и Соединенных Штатов в дела Йемена; в-третьих, с точки зрения продвижения идей Имама Хомейни и Исламской революции в Иране в таких областях, как борьба с Америкой и Израилем (Талашан, 1391:18). Несомненно, Исламская революция в Иране придала новый импульс йеменским шиитам, которые в основном были зейдитами. Иссам аль-Имад, один из бывших муфтиев-ваххабитов, перешедший в шиизм, говорит: «Если бы в Иране не произошла Исламская революция, зейдитский мазхаб в Йемене исчез бы…» Таким образом, можно добавить, что Исламская революция не только вернула жизнь зейдизму, но и привела к тому, что принципы джихада в йеменской религиозной культуре стали более заметными, чем раньше, а движение хуситов стало одной из важнейших политических и религиозных сил в Йемене. Одним из влиятельных деятелей Йемена, которые находились под влиянием идей и личности Имама Хомейни, был Сейед Хосейн аль-Хуси, который позже возглавил хуситов. Согласно теории диффузии, можно сказать, что благодаря культурной и исторической близости Ирана и Йемена были созданы благоприятные условия для присутствия и влияния Исламской Республики Иран в этой стране (Аль-Сейед Гафур и др., 1394:153). Эта близость может включать в себя исламскую принадлежность Йемена и Исламской Республики Иран, присутствие в Иране и Йемене шиитов, сферы культурного и религиозного взаимодействия между представителями элит, факихами и простыми людьми из Ирана и Йемена, а также давнюю историю угнетения народа и изоляции шиитов от реальной политической жизни. Таким образом, существование сходств между Ираном и Йеменом в культурных и религиозных сферах считается одним из важнейших факторов усиления влияния дискурса Исламской революции на йеменский народ, что могло проявляться и в других культурных измерениях. Например, еще одним из символических событий в Йемене, на которое повлияла Исламская революция в Иране, является изменение религиозных церемоний. Община шиитов-зейдитов постепенно стала испытывать влияние некоторых церемоний шиитов-имамитов, таких как траурные собрания в день Ашура и чтение молитвы Кумейль. Эти церемонии не были распространены среди зейдитов до Исламской революции, но сейчас большое количество шиитов-зейдитов переняли традиции иранцев и иракских шиитов. Теперь они соблюдают траур в день Ашура и имеют глубокую склонность чтению молитвы Кумейль и молитв из «Мафатих аль-джинан» (Мирахмади и Ахмадванд, 1394:159).
Присутствие зейдитов в политической структуре Йемена может изменить и в конечном счете скорректировать прежний взгляд Йемена на внешнюю политику в отношении Исламской Республики Иран. Кроме того, большинство граждан Йемена проявляют интерес к Исламской Республике Иран, и общественная поддержка движения «Ансар Аллах» и шиитов-хуситов также указывает на то, что Исламская революция была экспортирована в этот геополитически важный ареал, хотя поддержка Тегерана всегда была моральной. Например, до победы Исламской революции в Иране в Йемене не было ни одной хусейнии для шиитов, но в настоящее время в Йемене был построен целый ряд хусейний в различных районах страны, и шииты расширили свои мечети и особые места (Шамсини Гиясванд и Ахмадванд, 1394:28). Сегодня в Йемене книга «Сорок хадисов» Имама Хомейни занимает такое видное место, что она привлекла внимание зейдитов наряду с такими книгами, как «Нахдж аль-Балага» и «Сахифа ас-Саджадия». Кроме того, сегодня в культурных учреждениях этого движения проводятся занятия под названием «Культурный опыт Иранской революции» (Мирахмади и Ахмадванд, 1394:159). Яхья Мохаммад, политический активист из Йемена и член движения «Ансар Аллах», в интервью Международному информационному агентству Священного Корана (IQNA) о влиянии идей Имама Хомейни на йеменскую революцию, говорит, что достаточно сказать, что йеменское революционное движение было вдохновлено идеями Имама Хомейни, и главным желанием революционеров было установление справедливости и демократии в стране, пресечение посягательств мировых держав на Йемен и сохранение независимости. Он добавляет, что йеменская революция и победа, достигнутая революционерами, были достигнуты благодаря следованию примеру Исламской революции Ирана, и йеменская революция шаг за шагом руководствовалась примерами Исламской революции Ирана и следовала политике иранской революции (Мусави и Багерифар, 1394:223). Али Абдалла Салех, которого обвиняли в дискриминации шиитов севера и племен юга, столкнулся с проблемами и нестабильностью с самого начала «арабской весны». На самом деле, после 2011 года сторонники возрождения зейдитской и имамитской мысли в Йемене, вдохновленные Исламской революцией, были очень активными. Они пытаются различными способами распространить имамитское и зейдитское направления ислама в этой стране. Мохаммад Мансур, один из лидеров зейдитов, говорит: «Если бы не было Исламской революции, зейдиты исчезли бы, потому что, в конце концов, пришло шиитское правительство, а мы сами тоже шииты. С приходом шиитского правительства мы возродились, и у нас появилась новая надежда на наш шиизм. Если бы не Исламская революция, в Йемене сейчас не было бы ни одного зейдита. К счастью, большинство из тех, кто распространял мазхаб шиитов-иснашаритов в Йемене, были зейдитами. Большинству из тех, кто отправился в Йемен в качестве миссионеров, была не только оказана поддержка, но и им было разрешено строить школы и проповедовать, и они даже позволили своим детям стать шиитами» (Аббаси и Гольчин, 2014: 85).
В этой связи, с точки зрения лидера Исламской революции, великого аятоллы Хаменеи, одной из особенностей исламского пробуждения является то, что оно должно вдохновляться революцией и Исламской Республикой Иран. По его словам, одним из главных критериев и показателей этих движений является то, что они являются исламскими, и их глубокая связь с концепциями исламской религии показывает, что они являются подлинно народным и массовым движением, а также их антиимпериалистический характер, и в нынешней ситуации они являются антиамериканскими и антисионистскими (Хаджесарви и Шахраки, 1391:191). Таким образом, Йемен следует рассматривать в числе стран, которые имеют исторические и культурные связи с Исламской Республикой Иран в силу наличия у них общих религиозных основ и убеждений, а также в силу того, что в геополитическом плане исламское пробуждение имеет большое значение для поддержания влияния Ирана в регионе и сохранения ценностей Исламской революции. Между тем, с другой стороны, единственной эффективной осью для противодействия региональному порядку, созданному Америкой, является ось Исламского сопротивления, и это заявление также поочередно подчеркивалось официальными лицами Ирана и Йемена, что еще более важно, связь ценностей Ирана и Йемена привела к возникновению у них озабоченности из-за наличия общего врага, что обеспечивает основу для близости двух сторон, особенно с точки зрения безопасности и обороны (Ростами и др., 1397: 24-25). Кроме того, Йемен в Юго-Западной Азии известен как мост между Юго-Западной Азией и Африкой благодаря своему стратегическому географическому положению (Джахантиг и др., 1395:246) и может способствовать распространению ценностей Исламской революции.
- Идеологическое влияние Исламской революции в Иране на Йемен
После инцидента 11 сентября 2001 года и объявления войны террористам правительство Йемена стало самым важным союзником Соединенных Штатов в этой войне. Присоединение правительства Йемена к Соединенным Штатам в борьбе с терроризмом привело к увеличению присутствия американских военных и сил безопасности в Йемене и организации тайной поездки израильских делегаций в Сану. Это вызвало протест Хосейна Хуси. В 2002 году он призвал к бойкоту американских и израильских товаров и объявил лозунг «Смерть Америке, смерть Израилю, проклятие евреям и победа ислама!» официальным лозунгом шиитов Саады. Протест хуситов был отвергнут многими йеменцами, и группа молодых шиитов создала группировку «Аш-Шабаб аль-мумин» для борьбы против Америки, Израиля и союза правительства Йемена с ними (Мусави и Багерфар, 1394:218). По сути, одно из проявлений идеологического влияния Исламской революции можно увидеть в лозунгах хуситов: четырехсоставной лозунг, который повторяется молодежью во время выступлений Сейеда Хосейна аль-Хуси: «Смерть Америке, смерть Израилю, проклятие евреям, победа исламу!» (Вогуфи и др., 1397:91). Еще одним важным аспектом идеологического влияния Исламской революции в Иране является идеал подлинной свободы человека, которая проявляется в его служении Богу и повиновении Божьим повелениям, то есть все создания в мире находятся в процессе совершенствования и движутся в одном направлении в соответствии с гармоничным вселенским порядком. С этой точки зрения, Исламская революция соответствует монотеистическому мировоззрению (Гасемиян, 1394: 184-185). С другой стороны, внимание к земной и загробной жизни и совершенствование человека как миссия религиозного правления привело к тому, что с началом Исламской революции в Иране вместо монархической системы установился исламский республиканский строй. Шииты-хуситы также не были сторонниками тоталитаризма и хотели демократического участия в управлении страной. Поэтому формирование демократического правительства является главным требованием йеменских революционеров. Иран может оптимально использовать этот социальный капитал для продвижения модели Исламской революции в других исламских странах при надлежащем планировании и проведении динамичной внешней политики, хотя в нынешней ситуации влияние Ирана кажется более мощным по сравнению с другими международными державами (Шамсини Гиясванд и Ахмадванд, 1394: 28). В Конституции Ирана имеются следующие положения: 1. Независимость страны; 2. Борьба с тиранией и стремление к справедливости, неприятие системы гегемонизма в мире и поддержка борьбы угнетенных за права человека; 3. Братская приверженность всем мусульманам; 4. Объединение и союз мусульманских народов и единство исламского мира, а также защита прав мусульман всего мира; 5. Счастье человека во всем человеческом обществе; 6. Отрицание любого рода тирании и произвола, отрицание любого рода господства и порабощения и отказ от приверженности доминирующим державам; 7. Полный отказ от колониализма и предотвращение иностранного влияния, сохранение территориальной целостности, неприятие и расторжение договоров об иностранном господстве над природными ресурсами, экономикой страны, культурой и армией (Наземи Ардакани и др., 1393: 22-23).
Мягкое и жесткое противодействие влиянию Исламской революции Ирана в Йемене
С 1970 года Саудовская Аравия играла значительную роль в формировании правительства, аппарата вооруженных сил и сил безопасности Йемена, которые были основаны на конфессионально-племенном подходе. После победы Исламской революции в Иране саудовское правительство придерживалось этого подхода с еще большей щепетильностью и серьезностью и пропагандировало ваххабитские идеи в северных районах Йемена, создав более 400 ваххабитских школ в регионах Саада, Сана, Таиз, Лахедж, Абьян (Фазаэли, 1395:46) Близость режима Али Абдаллы Салеха, бывшего президента Йемена, к саудитам привела к расширению присутствия и влияния ваххабизма, даже несмотря на их малочисленность в Йемене, особенно в парламенте этой страны. Эти условия не были благоприятными даже для суннитов Йемена, потому что шафииты составляют большинство суннитского населения Йемена и, как и шииты, считаются противниками салафитов, а некоторые шафиитские группировки в Йемене также сражались бок о бок с хуситами против йеменского правительства (Абольхасан Ширази 1394:93). Так возникло движение хуситов, которое предлагало свое истолкование зейдитского направления и реагировало на распространение ваххабитских идей в Йемене. Шахид аль-Хуси вошел в парламент Йемена в 1993 году и, чтобы противостоять распространению ваххабизма и салафизма, основал партию «Аш-Шабаб аль-муминин» («Верующая молодежь»). Конфликт и конфронтация йеменских зейдитов с салафизмом и ваххабизмом, близость Йемена к Саудовской Аравии и присутствие иснашаритских и исмаилитских общин в Саудовской Аравии рассматриваются как угроза действиям Аравии в результате взаимодействия шиитов и зейдитов (Алипур и др., 1397:57).
Помимо религиозной конфронтации, Саудовская Аравия сыграла важную роль в формировании нестабильности в этой стране, проводя жесткие и полужесткие операции. Наиболее важными действиями саудовской коалиции являются: создание военного союза и получение политической поддержки, экономическая и военная блокада, игнорирование международных правовых и гуманитарных норм, получение поддержки международных организаций и держав, политическое и религиозное противостояние, психологическая война и медиа-война, разрушение экономической и правительственной инфраструктуры, военные нападения и убийства гражданских лиц, делегитимация независимых акторов и новый план государственного строительства (Элтияминия и др. 1395: 185). В этом отношении, в связи с ростом исламского пробуждения в регионе Западной Азии и ослаблением основ власти Али Абдаллы Салеха, а также сильными общественными протестами, которые вынудили его отказаться от власти в Саудовской Аравии, он не рассматривал эти условия как выгодные для себя. В Йемене Сейед Абдул Малик Хуси, лидер «Ансар Аллах», привел с собой в Сану большое количество людей, многие из которых не были зейдитами-хуситами, а Мансур Хади был вынужден бежать (Вогуфи и др., 1395: 91). По мнению экспертов, в связи с событиями в Йемене в 2015 году все уравнения меняются, а новая геополитика Ближнего Востока и региональное соперничество ставят новые цели перед Эр-Риядом, Тегераном, Каиром и даже Абу-Даби. Когда Абд-Раббихи Мансур Хади решил вернуться к власти с иностранной помощью, Саудовская Аравия поддержала его в борьбе с вооруженными повстанцами-зейдитами, чтобы Сана не стала «четвертой столицей». «Четвертая столица» – это ироничный термин, означавший, что Ирану удалось завладеть Бейрутом, Багдадом и Дамаском, и если бы хуситы добились успеха, Сана должна была четвертой столицей, которая перешла под контроль Тегерана. На фоне этих опасений ОАЭ, считающие себя второй опорой коалиции арабских стран во главе с Саудовской Аравией против хуситов, также начали крупномасштабную военно-политическую операцию в Йемене, преследуя свои собственные экспансионистские цели (BBC 2019).
Помимо Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, следует указать на тревогу по поводу усиления шиитов, которую мы видим в политике Соединенных Штатов, направленной на поддержку действий этих двух стран в отношении Йемена. Энтони Кордсмен пишет об американской политике в Йемене: «Растущие связи между йеменскими шиитами-хуситами и Ираном создали еще одну угрозу интересам Саудовской Аравии и Америки. Эта ситуация потенциально может позволить Ирану развернуть свои военно-воздушные и военно-морские силы в Йемене, увеличив свою стратегическую глубину и предоставив ему больше свободы для нанесения ударов по интересам Америки и Саудовской Аравии и создания регионального баланса. Эта угроза все еще кажется ограниченной, но важно помнить, что территория Йемена и его острова играют важную роль в обеспечении безопасности пролива и другого международного водного пути на южной оконечности Красного моря, называемого Баб-эль-Мандеб, или Врата слез» (Эльтияминия и др., 1395: 191). Ситуация, когда движение «Ансар Аллах» и шииты-хуситы расширяют свое влияние в Йемене и получают все больший контроль над стратегическим Баб-эль-Мандебским проливом, представляющим один из важнейших маршрутов транспортировки энергоресурсов в мире и судоходную артерию, ведущую к Суэцу, наряду с контролем над портом Ходейда, может укрепить суверенитет региональных союзников Ирана и помочь ему контролировать морское сообщение через Суэцкий канал и Персидский залив, что является тревожной перспективой для региональных и внерегиональных акторов, которые обеспокоены растущим влиянием Ирана в регионе. С этой точки зрения, мирный Йемен, поддерживающий отношения с Исламской Республикой Иран, может сыграть значительную роль в обеспечении безопасности иранских нефтяных судов, в отличие от перспективы создания в Йемене правительства, которое не поддерживает отношения с Ираном, когда эта страна будет неспособна играть важную роль одного из основных компонентов «Оси сопротивления», что может гарантировать безопасность Израиля и позволить ему всегда иметь инструмент для того, чтобы угрожать Ирану в стратегических точках (Ростами и др., 1397:26-27).
Внешнеполитическая ориентация Америки на поддержку Израиля также оказывает влияние на поддержку агрессии Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов в Йемене, поскольку Соединенные Штаты проводят политику ослабления напряженности в отношениях Израиля с Саудовской Аравией, противодействия влиянию шиитского движения и борьбе с Израилем. Следует отметить, что Йемен под влиянием политики Ирана может стать более активным в своем внешнеполитическом поведении в регионе, что не согласуется с интересами Запада. Внешняя политика Ирана основана на отрицании зависимости от Востока и Запада и идеологической и стратегической конфронтации с Западом и Израилем, тогда как внешняя политика Саудовской Аравии основана на союзе с Западом, а в политическом отношении – на разрешении напряженности в отношениях с Израилем, и, в конечном счете, в гармонии с Израилем (Самии Эсфахани и др., 1394:14). Таким образом, благосклонность Америки к Саудовской Аравии в действиях последней по отношению к Йемену с акцентом на противодействии влиянию Исламской революции в Иране воспринимается как идеологическое соперничество между Ираном и Саудовской Аравией, сосредоточенное вокруг таких вопросов, как конкуренция за аутентичность и легитимность с исламской точки зрения, пассивная или активная позиция по отношению к исламскому миру. Отношение к этому глубокому историческому и идеологическому соперничеству, а также соперничеству за политические и геостратегические интересы между этими двумя странами может красноречиво рассказать о стратегии безопасности Ирана и Саудовской Аравии в Йемене и политики Соединенных Штатов и региона в целом (Самии Эсфахани и др., 1394:18).
Соответственно, стратегические цели противодействия Йемену находятся в русле создания благоприятного регионального порядка и противодействия влиянию Исламской революции Ирана, которое включает в себя:
А) Идеологическую цель: ослабление культуры политического ислама в регионе, который испытывает на себе влияние Исламской революции в Иране. В этом отношении целью является также и ослабление Оси сопротивления.
Б) Геополитическую цель: господство в геополитике Юго-Западной Азии, чтобы стратегические преимущества Баб-эль-Мандебского пролива были недоступны шиитам. Кроме того, обеспечение безопасности Израиля является одной из целей, которая может быть достигнута путем геополитического доминирования в регионе через ослабление шиитов, связанных с Ираном.
В) Геоэкономическую цель: контроль над энергоресурсами в регионе и доступом к ним, создание рынка оружия для военных действий против стран, которые пытаются определять свою идентичность в контексте Исламской революции.
Выводы
Исламская революция в Иране является одним из важных и значимых факторов, повлиявших на моральный дух мусульман мира, особенно шиитов. После победы Исламской революции в Иране, учитывая огромные последствия, которые эта революция оказала на народ Йемена, особенно на шиитов, и привела к изменению региональных и глобальных раскладов, мы являемся свидетелями активизации многих шиитских движений, которые следуют примеру Исламской революции в Иране. Многие рассматривали победу Исламской революции в Иране как усиление геополитических позиций шиитов в мире. Вера в ценности политического ислама, приведшая к победе и установлению Исламской Республики, показала, что благодаря идеям политического ислама многие шииты, маргинализированные на социальной и политической аренах, могут быть привлечены к активной деятельности. Поиск вдохновения в доктринах Исламской революции в Иране означает интеллектуальную, идеологическую и практическую трансформацию на основе аутентичных ценностей, которые могут привести к исламскому пробуждению и противостоянию угнетению и высокомерию. Благодаря победе Исламской революции мусульмане пришли к убеждению, что с укреплением политической и социальной системы, основанной на политическом исламе, они могут освободиться от бремени угнетения и стать определяющей силой не только внутри своей страны, но также в регионе и во всем мире. Таким образом, одной из стран, куда проникло и быстро распространилось учение Исламской революции, был Йемен, который с точки зрения своей исторической, культурной и религиозной истории стал одним из центров усвоения ценностей Исламской революции. Кроме того, из-за давления и ограничений, введенных западными и антидемократическими политиками, шииты в этой стране не могли добиться более эффективного присутствия на политической и социальной аренах, как это должно было быть. О влиянии Исламской революции на хуситов можно судить по проведению религиозных церемоний в стиле иранских шиитов и лозунгам «Смерть Америке!», «Смерть Израилю!», «Да здравствует ислам!». Кроме того, после Арабской весны и исключения прозападного движения с политической сцены Йемена шиитское присутствие стало гораздо более заметным, так что теоретики в области экономической и политической безопасности полагают, что с укреплением позиций шиитов во внутреннем раскладе Йемена, с точки зрения геополитики, шииты заняли более сильное положение в регионе Западной Азии. Завоевание этих позиций рассматривалось как угроза странам региона и Запада, поскольку, с одной стороны, это привело к усилению влияния Исламской революции в Иране и расширению шиитской геополитики, а с другой стороны, к усилению позиций Йемена, обусловленной близостью этой страны к Баб-эль-Мандебскому проливу как одной из важнейших стратегических точек в мире, которая оказалась под контролем проиранских шиитов, что означает изменение баланса сил в регионе и мире. Вот почему агрессивная политика Саудовской Аравии и ОАЭ при поддержке Запада была направлена на то, чтобы сдержать влияние дискурса Исламской революции в Иране и снизить роль шиитских религиозных и идеологических факторов.
Авторы: Реза Шекарзаде Чахарбордж, Эхсан Джафарифар
Источник: Шекарзаде Чахарбордж, Реза; Джафарифар, Эхсан. Базтаб-е энгелаб-е эслами-йе Иран бар шиаян-е Йаман // Джамеэшенаси-йе энгелаб-е эслами (Политическая социология Исламской революции). №2 (лето 1399/2020). С. 1 – 21.
Источники
Абольхасан Ширази, Хабиболла (1393) «Измерение влияния элемента конкуренции на прокси-войны Ирана и Саудовской Аравии», Ежеквартальный журнал политических исследований исламского мира, № 1. С. 77-102.
Амир Дехи, Алиреза (1389) «Йемен: от политического суверенитета к отношениям с Исламской Республикой Иран», ежеквартальный журнал «Андише-йе такриб», № 23, лето.
Эльтияминия, Реза; Багери Доулатабади, Али; Никфар, Джасеб (1395) «Йеменский кризис, анализ контекста и целей иностранных интервенций Саудовской Аравии и Соединенных Штатов», Ежеквартальный журнал «Стратегические исследования политики», № 18, осенний выпуск, 48. С. 171-178.
Джахантиг, Реза; Фарджизад, Абдорреза; Сайяри, Хабиболла; Сарвар, Рахим (1395). «Анализ геополитических возможностей страны Йемен в условиях быстрых изменений международной системы (поворотного исторического момента)», Ежеквартальный журнал «Региональное планирование», № 23. С. 248-237.
Хосейнизаде, Сейед Мохаммад Али; Фархади, Зайнаб; Гаффаризаде, Мехршад (1395) «Война в Йемене и Аль-Каида на полуострове (2015-2016)», ежеквартальный журнал «Политическая наука», № 77, весна. С. 129-149.
Хаджесарви, Голамреза; Шахраки, Хамед (1391) «Исламская революция в Иране и исламское пробуждение в Йемене с акцентом на движении хуситов», Ежеквартальный журнал «Исследования Исламской революции». С. 185-220.
Зулгадр, Малек; Хашеми, Разийе (1395) «Анализ Ирана и Саудовской Аравии в контексте развития событий в Йемене (2012-2016»), Ежеквартальный журнал «Исследования национальных интересов», № 6. С. 120-141.
Ростами, Фарзад; Лотфи, Камран; Пирмохаммади, Саид (1397) «Война держав в Йемене и безопасность Исламской Республики Иран», Ежеквартальный журнал «Исследования международных отношений», № 41, весна. С. 9-35.
Самии Эсфахани, Алиреза; Мохаммади Азизабади, Мехди; Никфар, Джасеб (1394) «Геополитика идентичности и ее влияние на стратегию безопасности Ирана и Саудовской Аравии в контексте событий в Йемене», Ежеквартальный журнал «Политические исследования исламского мира», 2-й выпуск, лето. С. 1-27.
Шамсини Гиясванд, Хасан; Ахмедванд, Мостафа (1394) «Влияние региональных государств на политические события и события в области безопасности в Йемене в 2014-2015 годах с акцентом на Саудовской Аравии и Иране», Ежеквартальный журнал «Политические и международные исследования», № 25, зима. С. 1-29.
Аббаси, Маджид; Гольчин, Саид (1394) «Исламская революция в Иране и геополитика шиизма в Йемене: от обретения идентичности к мобилизации», Ежеквартальный журнал «Стратегические исследования», № 69, зима. С. 102-69.
Алипур, Али; Гитаси, Саджад; Дараи, Мехди (1397) «Изучение будущего йеменского кризиса на основе написания сценариев», Ежеквартальный журнал «Оборонная футурология», № 8, весна. С. 51-71.
Фазаэли, Мостафа (1395) «Военная интервенция в Йемен с точки зрения международного права», «Журнал исследований публичного права», 46, № 1. С. 41-70.
Моинабади, Хосейн; Сабзи, Рухолла (1394) «Анализ влияния Исламской революции в Иране на Ирак на основе теории диффузии», Ежеквартальный журнал «Политические исследования исламского мира», № (13), весна 1394. С. 47-69.
Мусави, Сейед Мохаммад; Багерифар, Мохсен (1394) «Теория конструктивизма и влияние Исламской революции в Иране на движение «Ансар Аллах» и йеменскую революцию, «Исследования Исламской революции», № 14. С. 207-229.
Мирахмади, Мансур; Ахмадванд, Вали-Мохаммад (1393-1394) «Идентичность и интеллектуальные основы движения «Ансар Аллах» в Йемене», «Политическая мысль в исламе», зима-весна, № 2 и №3. С. 145-165.
Наземи Ардакани, Мехди; Давуди Эмами, Ахмад Али (1393), «Универсальный идеал ислама в культурной мысли Исламской революции», «Стратегические исследования политики», № 9, серия 39. С. 9-26.
Назари, Али Ашраф; Юсеф-Зехи, Насер (1395) «Теория распространения Исламской революции в Иране и ее влияние на Афганистан», Ежеквартальный журнал «Исследования Исламской революции», № 19. С. 35-59.
Вогуфи, Омид; Хаджияни, Эбрахим; Гасеми, Али Асгар (1396) «Объяснение ключевых факторов и движущих сил будущего Йемена до 1406 года», Ежеквартальный журнал «Оборонная футурология», № 4, весна. С. 87-107.
BBC (2019, 13 августа). Репортаж о войне в Йемене с четырех точек зрения: кто идет на войну, с кем и почему?» https://www.bbc.com/persian/world-features-49329550