Влияние Исламской революции в Иране на шиитов Объединенных Арабских Эмиратов

Влияние Исламской революции на арабские страны Азии является тонким и сложным. Одной из причин этого является географическая, историческая и религиозная близость Ирана к этим странам. За последние два десятилетия Исламская революция открыла перед этими странами множество возможностей и угроз, и арабские правительства и народы занимали различные и противоречивые позиции по отношению к ней. После победы Исламской революции в Иране в в отношениях ОАЭ с Ираном было меньше напряженности, чем в отношениях Ирана с другими арабскими странами. Шиитское меньшинство, оказавшееся под влиянием Исламской революции, в основном укрепило свою религиозную шиитскую идентичность посредством религиозной деятельности и не принимало значительных политических решений.
Объединенные Арабские Эмираты — мусульманская страна в Юго-Западной Азии, 16% населения которой составляют шииты. Существует несколько различных точек зрения на историю появления шиитов в Эмиратах. Одни считают, что история шиизма в Эмиратах восходит к племени аль-Бахарна, которое, возможно, возникло около трехсот лет назад, когда племена На‘ин приняли шиизм, другие считают, что шииты этой страны являются исконными жителями и уроженцами региона, а третьи считают, что приход шиитов в Эмираты сопровождался расцветом индустрии ловли жемчуга в этой стране и прибытием туда иранских и индийских купцов, что не так уж и далеко от правды. Победу Исламской революции в Иране также можно назвать важным фактором приверженности части жителей этой страны шиизму.
Политическая ситуация
С момента основания этой страны в ее политическом устройстве не произошло никаких изменений в плане контроля за деятельностью правительства, но постепенно в этой стране наблюдается медленное движение к политическим переменам. Хотя эта страна предоставила много свобод в экономической и коммерческой сферах, пыталась обеспечить более широкое участие общественности в управлении государством, создавая условия для свободы прессы и личности, Эмираты – единственное государство-член Совета сотрудничества стран Персидского залива, в котором не проводилось никаких всенародных выборов, даже на уровне городских советов. (Багери Чоками, 2013: 162-163) В этой стране нет партийной деятельности, и в основном здесь действуют общественные, художественные, профсоюзные, культурные и интеллектуальные общества и клубы, которые в наибольшей степени соответствуют стратегической и макроэкономической политике Объединенных Арабских Эмиратов. Федеральный национальный совет Эмиратов, состоящий из сорока членов, назначаемых правителями, не имеет права издавать и утверждать законы или отстранять от должности и утверждать на должности министров, действуя исключительно как консультативный орган. Поэтому, говоря о том, как формируется политическая воля в Объединенных Арабских Эмиратах, следует заметить, что шииты практически не участвуют в государственных делах, здесь нет объединений, партий или профсоюзов. Создание любой политической партии, ассоциации и прочих форм объединения также запрещено, а потому не наблюдается никакой политической, социальной и народной деятельности. (Джафариян, 2009: 453) В целом, шииты не имеют большого влияния на политическую жизнь страны. (Фазелиния, 2012, с. 167).
В отличие от Ирана, где шииты составляют более 90% населения и шиитское направление является доминирующим, в арабском мире, например, в Объединенных Арабских Эмиратах, шииты живут под властью суннитов. Кроме того, в отличие от иранцев, которые в основном говорят по-персидски, арабские шииты имеют общее происхождение со своими соотечественниками-суннитами, но, в отличие от них, не пользуются политическими возможностями в правительстве и поэтому часто выступают против легитимности правительства. (Накаст, 2008, Т. 2: 25) Присутствие шиитского меньшинства в Эмиратах может быть причиной беспокойства правителей Эмиратов. Эта озабоченность вынудила их, с одной стороны, придерживаться политики, основанной на формальном применении законов шариата на манер Саудовской Аравии, в соответствии с их историческими, социальными, политическими и религиозными особенностями, а с другой стороны, постепенно внедрять политику разрушения общественной морали и нравственности. Чтобы реализовать эту политику в как можно более полной мере, лучше и быстрее, они привлекают к работе все секторы, которые могут сыграть свою роль в реализации этой политики.
Культурное и политическое воздействие Исламской революции в Иране было значительным в силу времени и места ее осуществления, а также ее достижений. В сфере формирования новых категорий, выдвинув лозунги единой уммы, устранения угнетения, сопротивления и стойкости, которые исходят из самого сердца политического ислама, Исламская революция выявила недостающее звено мобильности исламских обществ, особенно шиитов.
Имам Хомейни, стремясь возродить исламскую идентичность, включил в свой дискурс освобождение от оков высокомерия и тагутов, дав этому определение в рамках идентичности и восстановления исламской идентичности. Эта стратегия в настоящее время становится усилиями Верховного лидера революции, основой для возрождения исламского пробуждения во всех исламских обществах. С другой стороны, способность Исламской революции создать новый тип сознания в культурном измерении привела к ее политической консолидации и укреплению ее позиций, и из ее недр возникли новые антиимпериалистические и антисионистские концепции. Широкое распространение этой риторики и концепций во времена Верховного лидера укрепило ее господствующие позиции на арене общественной жизни исламского мира, и особенно политическую географию шиитов мира, породив волну роста уверенности в себе и политической мобилизации среди них, которая продолжает оставаться сильной (Замани-Махбуб и Мехриян, 2012: 95).
В целом, победа Исламской революции, как крупное и заметное явление, привлекает внимание мировой общественности к огромному религиозному и политическому потенциалу ислама, а средства массовой информации широко распространяют новости о ней по всему миру. Влияние Исламской революции на арабские страны Азии является тонким и сложным. Одной из причин этого является географическая, историческая и религиозная близость Ирана к этим странам. За последние два десятилетия Исламская революция открыла перед этими странами множество возможностей и угроз, и арабские правительства и народы занимали различные и противоречивые позиции по отношению к ней (Хешматзаде, 2006: 71).
На региональном уровне мусульмане-шииты Объединенных Арабских Эмиратов, как рассеянное и находящееся под давлением меньшинство, также могут извлечь из этого большую выгоду. На внутреннем фронте успех иранской революции воодушевил местных националистов и фундаменталистов из среднего класса, которые настаивали на создании централизованного федерального союза, ограничениях для иностранных иммигрантов, реальном участии в политической жизни и более справедливом распределении богатства (Амраи, 2008: 226).
С научной и социологической точки зрения, на формирование макросоциальных и исторических явлений влияют многочисленные причины и факторы, играющие большую или меньшую роль и оказывая на них прямое или косвенное влияние. После победы Исламской революции в Иране в в отношениях ОАЭ с Ираном было меньше напряженности, чем в отношениях Ирана с другими арабскими странами. Весьма значительное по своей численности шиитское меньшинство, оказавшееся под влиянием Исламской революции, в основном укрепило свою религиозную шиитскую идентичность посредством религиозной деятельности и не принимало значительных политических решений. Таким образом, согласно Беллу, религиозная идентичность – это психологический конструкт, который возникает из понимания индивидом своего собственного сознания по отношению к трансцендентной силе, существу или социокультурной группе, и трансцендентная цель является его доминирующей характеристикой. Основываясь на теориях Джеймса Марсии об идентичности и ее основах, он предлагает четыре основы религиозной идентичности: хаотическую, раннюю, позднюю и приобретенную (монолитную).
Флинн также изучил роль религиозной деятельности пожилых религиозных женщин в поддержании чувства социальной идентичности и заявил, что люди, участвуя в значимых мероприятиях (религиозных активностях), создают идентичность, которая создает ощущение целенаправленной и значимой жизни (Dawn. C & Manning, Lydia, 2010: 16-33). Шииты Эмиратов, которые делятся на коренные и пришлые группы, до победы Исламской революции в Иране не вызывали опасений у суннитского большинства и центрального правительства, но после победы Исламской революции волна страстей и эмоций захлестнула мусульман всего региона, и шииты Эмиратов не были из этого исключением. После начала негативной пропаганды против Исламской Республики Иран правители Эмиратов почувствовали угрозу и ввели определенные ограничения в отношении шиитов. Поэтому они еще больше, чем раньше, избегали присутствия шиитов на ответственных государственных и военных должностях. Конечно, шииты по-прежнему пользуются относительной свободой, но в Абу-Даби эта свобода меньше, чем в Дубае и Шардже, вплоть до того, что в столице Эмиратов не проводится никакой официальной деятельности от имени шиитов. В целом, правительство или граждане не имеют каких-либо неблагоприятных отношений с шиитами, правительство всегда относится к ним с подозрением и считает шиитов сторонниками Ирана.
Несмотря на то, что некоторые шииты ориентируются на Иран, из-за обеспокоенности ваххабитов в правящем аппарате правительства, эти шииты стараются избегать сближения с официальными властями Исламской Республики Иран и выражения симпатий к Ирану, особенно к иранским иммигрантам, которые находятся практически под микроскопом религиозных властей Эмиратов, и если они осуществляют конфиденциальную религиозную деятельность, их вид на жительство аннулируется или не продлевается.
Культурная ситуация
Объединенных Арабских Эмиратах большое значение придается образованию. Арабский язык является официальным и административным языком Эмиратов, на котором говорят на обоих диалектах арабского языка и арабском языке Персидского залива. Другими языками страны являются персидский, хинди, урду, белуджи, английский и пушту. В школах Объединенных Арабских Эмиратов преподается только суннитский мазхаб (Джафариян, 2009: 453). Кроме того, шииты-иснашариты из общины ходжа придают большое значение вопросу религиозного образования и воспитания, поэтому они сразу создают религиозные школы, где бы они ни проживали. Они требуют, чтобы их дети в возрасте от пяти до шестнадцати лет посещали эти школы по два часа в день в течение полных десяти лет после окончания учебы в государственных школах, и все уроки проводятся на английском языке. Таким образом, молодежь шиитов-ходжа очень хорошо разбирается в религиозных вопросах, и все они в совершенстве владеют английским языком.
Есть только два крупных шиитских медресе, а именно «Медресе Имама Садика (мир ему!)» в районе Ас-Сук аль-Кабир и еще одно в районе Эль-Куз. Эти учебные заведения были созданы специально для шиитов, чтобы познакомить шиитских детей с их мазхабом. В этой стране ощущается нехватка исламских школ и религиозных училищ для обучения шиитских подростков и молодежи, которые могли бы ознакомить молодежь с исламскими науками, фикхом, хадисами и Кораном и использовать их в пропагандистских целях. Кроме того, одним из культурных мероприятий, проводимых в мечети Имама Хусейна (мир ему!), является издание журнала «Насим» для иранских шиитов. В этой мечети также есть библиотека, насчитывающая более десяти тысяч томов книг, которыми могут пользоваться молодые и взрослые иранцы-шииты. (Джафариян, 2009: 453) Нехватка исламских книжных магазинов, библиотек и видеоклубов по всей стране является одной из наиболее важных проблем для издательской индустрии шиитов. Шиитские ритуалы и церемонии, приуроченные к Ид аль-Фитру и Ид аль-Адха, являются одними из самых больших праздников для шиитов в Эмиратах и других мусульманских жителей этой страны. Мусульмане, проживающие в Эмиратах, празднуют Ид аль-Фитр по-своему. Мусульмане, особенно шииты, празднуют Ид аль-Фитр в последние дни священного месяца Рамадан, покупая новую одежду и меняя некоторые предметы домашнего обихода. Согласно давней традиции, жители Эмиратов проводят Курбан-байрам вместе с членами семьи, друзьями и другими мусульманами в знак своей благодарности Богу.
В первый день праздника Ид аль-Фитр, после употребления фиников и некоторых традиционных сладостей, шииты надевают новую одежду и отправляются в мечеть для совершения праздничной молитвы. Ид аль-Фитр – в ОАЭ трехдневный праздник, и шииты обычно берут выходной перед праздником. Вернувшись с молитвы, младшие отправляются в дома старших, чтобы поздравить их с праздником. Мусульмане, особенно шииты, после месяца поста и богослужений угощают своих гостей в своих домах сладостями, фруктами и различными блюдами. Проведение различных торжеств в разных домах и местах вместе с членами своей семьи, родственниками и друзьями, а также освещение этих мест – это другие традиции шиитов, которые соблюдаются ими после месячного поста. Групповые игры, роспись рук хной и рассказывание историй – это церемонии, проводимые во время Ид аль-Фитр. Религиозные ритуалы и центры шиитов-имамийя включают иранцев, ливанцев, иракцев, пакистанцев, индийцев, бахрейнцев и афганцев, которые пользуются большей свободой в проведении религиозных церемоний, чем в других странах Персидского залива. Шииты пользуются свободой в осуществлении своей религиозной деятельности. Индийские или пакистанские шииты также придерживаются традиционного проведения траурных церемоний и религиозных лекций и не имеют четкой организации. Большинство из них равнодушны к Исламской революции в Иране.
В месяц Мухаррам, учитывая, что в Абу-Даби нет мечети или культурного центра специально для иранских шиитов, траурные церемонии и специальные торжества для иранских шиитов проводятся в посольстве Исламской Республики Иран. Около 3-4 тысяч иранцев-шиитов принимают участие в этих церемониях в дни Тасуа и Ашура. Конечно, в Дубае и Шардже, где шииты обладают относительно большей свободой действий, есть мечети и специальные иранские хусейнии, где проводятся особые шиитские церемонии, такие как Большая мечеть Имама Хусейна (мир ему!), возглавляемая представителем Верховного лидера, мечеть Аз-Захра (мир ей!), Хусейния Лариха и Хусейния Герашиха. В число религиозных ритуалов шиитов Объединенных Арабских Эмиратов входят пятничные молитвы с двумя проповедями на арабском и персидском языках, чтение Корана, молитвы Кумейль и Нудба, а также проведение фестивалей и траурных церемоний в честь Ахль аль-Бейт. (Джафариян, 2009: 451-453) В Объединенных Арабских Эмиратах насчитывается более 3500 мечетей, которые осуществляют свою деятельность под контролем правительства, Министерства юстиции, вакфов и вопросов ислама, и в большинстве из них работают имамы из арабских стран, особенно из Египта, Йемена, Саудовской Аравии и Омана. Общие молитвы совершаются пять раз в назначенное время, и люди относятся к мечетям с максимальным почтением, совершая ежедневные молитвы коллективно (особенно шииты, причем, как граждане Эмиратов, так и других арабских стран). В мечетях не проводится других программ, кроме коллективных и пятничных молитв, некоторых религиозных церемоний и, в редких случаях, похорон.
Конечно, в священный месяц Рамадан во всех мечетях перед молитвой магриб верующим и постящимся подают фруктовые соки, фрукты и йогурт, финики, воду и чай, а во многих других мечетях – горячую пищу. После молитвы иша в мечетях в течение месяца проводятся молитвы таравих (для суннитов). Верующие состоят из разных возрастных групп: до восемнадцати лет, люди среднего возраста и редко пожилые. Среди прихожан есть образованные граждане и простые люди, работники базаров, военнослужащие и другие чиновники, даже сотрудники дорожной полиции и сил безопасности – все они участвуют в молитвах вместе с шиитами. В мечетях нет специальных издательств для мусульман-шиитов и суннитов, и в них не проводятся художественные работы, но они с особым уважением относятся к мечети. Даже предусмотрены специальные центры для обучения заучиванию наизусть и чтению Священного Корана. Количество мечетей очень велико, и в городах нет улиц, на которой нельзя было бы найти мечеть. Таким образом, во время призыва к молитве можно легко услышать звуки азана, доносящиеся из разных мечетей, а из окон одной мечети иногда можно увидеть другую мечеть. По сравнению с шиитами, сунниты очень строго относятся к тому, чтобы вовремя совершать намаз в мечети, причем коллективно. В дни, когда проводятся пятничные молитвы, все мечети, улицы и тротуары также полны верующих, которые приходят на намаз со своими детьми.
Мечети, связанные с шиитами, в разных городах Объединенных Арабских Эмиратов
Мечеть Имама Али (мир ему!), построенная специально для граждан-шиитов Эмиратов и возглавляемая шейхом Исой Хагани (иранского происхождения), а также мечеть Имама Хусейна (мир ему!) являются одними из самых известных и старейших шиитских мечетей в Дубае. Эта мечеть была построена Красным Полумесяцем Исламской Республики Иран под руководством представителя Верховного лидера революции в 1984 году и считается одним из важнейших центров шиитской культурной и религиозной деятельности.
В Шардже мечеть и хусейния Аз-Захра является одним из центров собраний шиитов в дни Мухаррама и исламских праздников. Мечеть Ар-Расул (мир ему и благословение Аллаха!) является шиитской. Мечеть и хусейния Лариха, где каждый год проводятся мероприятия, особенно дни Мухаррама, принадлежит иранским шиитам. Большинство прихожан этой хусейнии – иранцы из Лара (провинция Фарс), работающие в Эмиратах. Количество прихожан этой хусейнии составляет около тысячи человек. Также действуют мечети Усмана ибн Али ибн Аби Талиба и Аш-Шакирин; Мечеть Усмана ибн Али ибн Аби Талиба расположена в районе Аль-Хума в Шардже и вмещает более 455 верующих мужского пола и семьдесят верующих женского пола. Мечеть Аш-Шакирин расположена в районе Ан-Ноуф и вмещает 533 прихожанина мужского пола и 111 прихожанок женского пола. Мечеть Мусави (пакистанская), специально предназначенной для шиитов, говорящих на урду. Ей руководит Сайид Хайдер аль-Джавади (индийского происхождения). Мечеть и хусейния Герашиха на протяжении десятилетий ставят шатры, чтобы оплакивать мученическую смерть Имама Хусейна (мир ему!) в течение месяца Мухаррам. Вместимость этой хусейнии составляет около тысячи человек. Хусейния управляется иранскими предпринимателями из Гераша (провинция Фарс), и большинство участников – иранские бизнесмены и рабочие, проживающие в ОАЭ. Также функционируют мечеть Умм-Сур, мечеть шейха Исы Салмана Махфуза (известная как Бахрейнская мечеть, которая расположена в одном из бедных районов Абу-Даби, и ею руководит шейх Салман ас-Судани иракского происхождения), мечеть Аль-Фарух, площадь которой составляет 4200 квадратных метров и вмещает более двух тысяч верующих. В последней мечети также есть библиотека, в которой хранится около четырех тысяч томов исламских и религиозных книг, которые помогут исследователям в области исламской тематики. Эта мечеть построена в соответствии с канонами исламской архитектуры и имеет большой зал для проведения исламских конференций. Хайдарабадская мечеть расположена в одном из лучших районов Абу-Даби, где иранцы составляют самый высокий процент среди верующих. Шиитская мечеть Аль-Айн находится в городе Аль-Айн. Помимо мечетей, в Объединенных Арабских Эмиратах есть много хусейний, так что в большинстве городов имеются хусейнии. У бахрейнских и пакистанских шиитов есть свои собственные хусейнии, где траурные церемонии проводятся публично на открытом пространстве. Рядом с мечетью Имама Али (мир ему!) в Дубае также находятся Хусейния Хадж Насера и Хусейния Герашиха. Хусейния Лариха – еще один шиитский центр в этом городе (Джафариян, 2009: 453) Все иранские хусейнии управляются независимо самими людьми.
Шииты-иснашариты из общины ходжа в настоящее время имеют только одну крупную хусейнию в Дубае и две школы с тремя сотнями учащихся, спортивную федерацию Джафари и Совет торговцев-джафаритов, и через эти центры они осуществляют свою культурную, исламскую, религиозную, культовую, спортивную и коммерческую деятельность. Шииты сами покрывают расходы на содержание мечетей и хусейний, а правительство ОАЭ не оказывает никакой финансовой помощи шиитским мечетям. При этом правительство выделило значительные суммы денег на строительство и оснащение некоторых суннитских мечетей (Джафариян, 2009: 453). У шиитов в ОАЭ есть благотворительный фонд Джафари, который был учрежден 27 декабря 1971 года указом тогдашнего правителя Дубая, и которым руководил Сейид Мехди аль-Хаким, сын покойного Великого аятоллы аль-Хакима. Благотворительный фонд Джафари активно работал до период руководства Сайида Абдаллаха Аль-Гарифи, а после его изгнания из Эмиратов руководство фондом было передано крупному шиитскому капиталисту по имени Хасан Фардан, однако из-за отсутствия у него религиозного рвения и зависимости от шейхов большая часть деятельности фонда была свернута. В настоящее время на ежемесячных заседаниях Верховного совета вакфов обсуждаются лишь неотложные вопросы, такие как увольнение и назначение отдельных лиц, выплата заработной платы и проведение традиционных религиозных церемоний. Благотворительный департамент курирует большинство дел арабских шиитов и приглашает арабоязычных священнослужителей для проведения религиозных церемоний, даже в мечетях и хусейниях, находящихся под его руководством.
К сожалению, представитель Верховного лидера и соответствующие учреждения не имели каких-либо конструктивных отношений с благотворительным фондом Джафари, в то время как этот фонд играет важную роль, и отношения с ним могут быть полезными и эффективными для шиитов (Хосейни, 1997: 6). Отсутствие культурных, художественных, образовательных и спортивных центров, предназначенных специально для шиитов, а также отсутствие фондов беспроцентных займов (кард аль-хасана) и некоммерческих благотворительных учреждений считается одним из недостатков местных шиитов, и ощущается необходимость серьезного пересмотра взгляда на эти вопросы. Шииты-иснашариты из общины ходжа имеют свою организационную структуру и управляются через Всемирную федерацию шиитов-ходжа в Англии. Согласно утвержденным законам, каждые пятьсот шиитов-ходжа имеют одного представителя в Центральном совете. В настоящее время у них есть большая хусейния, две школы, спортивный клуб и бизнес-центр.
Клерикальная организация шиитов Эмиратов
В целом, шииты-иснашариты разных стран, в том числе Эмиратов, традиционно следуют за религиозными авторитетами Наджафа, особенно аятоллой Систани, и всегда стараются держаться подальше от политики. Ощущается отсутствие всесторонне развитого, знающего и влиятельного священнослужителя, а также нехватка компетентных, преданных своему делу, образованных и популярных священнослужителей в Эмиратах, которые могли бы взять на себя управление и руководство шиитами и направлять их во всех областях, тем самым создавая сильный центр шиитов в стране. Наличие такого выдающегося священнослужителя может сыграть ключевую и жизненно важную роль.
К сожалению, до сих пор представитель Верховного лидера в Объединенных Арабских Эмиратах не смог занять сколько-либо значимое положение среди шиитов и действовал очень слабо, ограничивая свою деятельность рамками иранских семей, отправленных официальными институтами, организациями и учреждениями Исламской Республики Иран.
Шииты в этой стране в обращаются в суды, а при разрешении споров они обращаются к шиитским ученым, потому что нет суда, в котором можно было бы выносить решения в соответствии с джафаритским мазхабом. Все исламские и религиозные вопросы, такие как браки, разводы и вопросы наследования в исламе, а также другие юридические вопросы, такие как брачное вознаграждение, содержание супруги, денежные выплаты и так далее, решаются под руководством шиитских ученых. Эти ученые считают, что после Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) и непогрешимых имамов религиозные проблемы людей должен решать квалифицированный правовед (факих джами аш-шараит) или великий аятолла. У этих ученых есть официальное разрешение от судов Объединенных Арабских Эмиратов на осуществление такой деятельности. Среди видных шиитских деятелей в этой стране мы можем упомянуть представителя Верховного лидера и пятничного имама в Дубае, ходжат оль-эслам ва-ль-мослемина Шахчераги, а также ходжат оль-эслам ва-ль-мослемина Сейеда Мортазу Кашмири, который представляет аятоллу Систани. Мехди Таджер также является одним из видных экономических деятелей шиитов. Кроме того, в феврале 2010 года Верховный лидер назначил ходжат оль-эслам ва-ль-мослемина Сейеда Махмуда Мадани Баджестани своим представителем в Эмиратах и имамом пятничных молитв в Дубае. Он вернулся в Иран в 2016 году и взял на себя управление университетом Джамиат аз-Захра в городе Кум.
Экономическая ситуация
До открытия нефти экономика Объединенных Арабских Эмиратов в ограниченной степени базировалась на торговле, добыче жемчуга, рыболовстве и сельском хозяйстве, но после открытия нефти экономика этого региона полностью изменилась. Экономика ОАЭ в настоящее время основана на нефтегазовом секторе, и основным производителем нефти и природного газа является Абу-Даби. Это привело к доминированию Абу-Даби над другими регионами Эмиратов. 82% от общего объема валютных поступлений ОАЭ приходится на доходы от продажи нефти. После нефти, вторым по значимости источником развития экономики ОАЭ является торговля, которая играет важную роль в развитии экономического сотрудничества между странами. Эмират Дубай, основанный семьей Аль-Мактум и управляемый этой семьей по сей день, является крупным коммерческим центром в регионе Персидского залива (Организация исламской культуры и коммуникаций, 1997: 8-9).
Благодаря заметному присутствию шиитов в экономике они признается как простое меньшинство. Большинство шиитов занимаются торговлей (Джафариян, 2009: 451-453; Фазелиния, 2012: 167), а некоторые из них занимаются простой работой (Джафариан, 2009: 451). Шииты бахрейнского происхождения занимаются торговлей и сельским хозяйством (Моттакизаде, 2005: 155). Кроме того, большое число иранских шиитов являются бедными в экономическом и культурном отношении и работают чернорабочими и прислугой (Хосейни, 2007: 6). В целом, шииты в Эмиратах находятся в хорошем экономическом положении, поскольку эта страна является одной из важных баз для обеспечения поступлений в фонды шиитских религиозно-правовых авторитетов и занимает важное экономическое положение, а также там базируются крупные шиитские торговцы. Шииты могут работать на любой работе и занимать любые должности, за исключением важных политических. Военные и полицейские должности открыты для всех, и шииты могут идти в армию и получать высокие звания, но они имеют право продвигаться по службе лишь до определенного ранга.
Социальное положение
Коренным населением этой страны, которое много веков назад мигрировало на эту землю из Саудовской Аравии, Йемена и Омана, являются арабы-бедуины, которые состоят из нескольких племен, кланов и родоплеменных групп. Социальная система и структура населения Объединенных Арабских Эмиратов являются племенными. В целом, социальная система этой страны и ориентация ее правителей находятся под влиянием арабской культуры, исламских ценностей и племенных обычаев. Все эти племена географически разбросаны по территории Эмиратов, и эта рассеянность является причиной многих проблем для властей. Существование этнического и племенного разнообразия в Объединенных Арабских Эмиратах с точки зрения религии и культуры имеет различные политические последствия, но наличие общего внешнего врага предотвращает эту дезинтеграцию. В частности, различные племена, имеющие этническое и религиозное сходство с населением соседних стран, сталкиваются с конфликтами и демонстрируют центробежные тенденции. Кроме того, хотя около 96% жителей страны являются мусульманами, в стране существуют различные мазхабы, такие как ханбалитский, шафиитский, маликитский, шиитское и ваххабитское меньшинство, и это религиозное разнообразие может оказывать большое влияние на социальную структуру страны (Моттакизаде, 2005: 93-95). Сильная племенная система постепенно вытесняются арабской этнической принадлежностью, и ислам также считается фактором, который укрепляет и объединяет социальную структуру народа.
До победы Исламской революции у иранских иммигрантов в Эмиратах было очень хорошее социальное положение, а правительство этой страны открыло свои двери для иранцев, так что постоянное перемещение иранцев в Эмираты и их присутствие в различных было одним из важных источников дохода для жителей южных провинций Фарс, Хормозган, Керман и Хузестан.
После победы Исламской революции и падения шахского режима в Иране по всему миру началась волна негативной пропаганды против Ирана, а Соединенные Штаты и другие западные страны убедили арабов Персидского залива в том, что Исламская Республика планирует вмешиваться в их внутренние дела и, по возможности, свергать их правительства и приводить к власти зависимые от них правительства. Поэтому среди этих стран поднялась волна подозрений в отношении находившихся на их территории иранцев, как шиитов, так и суннитов, так что многие иранцы, десятилетиями проживавшие в Эмиратах (и других арабских странах Персидского залива), были высланы из страны под надуманными предлогами, а многим новоприбывшим иранцам было отказано во въезде в Эмираты.
После окончания ирано-иракской войны отношения между Исламской Республикой Иран и Объединенными Арабскими Эмиратами улучшились, и ограничения, введенные в отношении иранцев, были смягчены. Некоторым вновь прибывшим иранцам даже стал предоставляться однолетний и многолетний вид на жительство. Однако уже через несколько лет из-за влияния Соединенных Штатов и западных стран, которые были против улучшения отношений между Ираном и арабскими странами Персидского залива, ОАЭ сократили свои отношения с Ираном, под предлогом вопроса о возвращения трех островов – Большого Томба, Малого Томба и Абу-Мусы и развернули негативную пропаганду об оккупации этих островов Ираном и необходимости возвращения их ОАЭ. Естественно, это также имело негативные последствия в отношениях с жителями Ирана, и ограничения, которые до этого становились все менее и менее жесткими, вновь усилились. Помимо иранских шиитов, власти ОАЭ начали реализовывать ограничения в отношении шиитов из Ирака, Ливана и Сирии. В 2009 и 2010 годах они выслали из страны тысячи шиитов, большинство из которых были выходцами из Ирака и Ливана. В настоящее время этот план распространяется на еще большее число шиитов, в том числе на шиитов из Афганистана, Пакистана, Индии и представителей некоторых африканских национальностей. Эти меры направлены на реализацию политики очищения ОАЭ от шиитов, поскольку власти этой страны считают, что шииты, проживающие в Эмиратах, несмотря на принадлежность к разным национальностям, стратегически связаны с Ираном, и от них нужно избавляться.
Иранцы-сунниты в ОАЭ имеют более высокий социальный статус, чем иранцы-шииты. Большинство иранцев, ставших гражданами ОАЭ, являются суннитами. Иранцы-шииты, которым удалось получить гражданство ОАЭ, часто притворяются суннитами и по возможности избегают посещения шиитских собраний. Иранцы в ОАЭ делятся по гражданству и статусу проживания следующим образом: иранцы, иммигрировавшие в Объединенные Арабские Эмираты до Исламской революции, иранцы, иммигрировавшие в Объединенные Арабские Эмираты после Исламской революции. Первая группа иранцев иммигрировала в эту страну несколько десятилетий назад, установила родственные отношения с гражданами ОАЭ и стала гражданами эмирата. Эта группа имеет хороший социальный статус. Их дети успешно отучились в школах и университетах, а после трудоустройства на рынке труда или в государственных учреждениях даже дослужились до должностей генеральных директоров и заместителей министров. Около 80% этой группы составляют сунниты, а остальные – шииты. Среди иранцев, покинувших Иран после Исламской революции, есть врачи, инженеры, медсестры, спортивные тренеры, технические работники и др. У некоторых из них до сих пор есть иранские паспорта, а другим удалось получить паспорта других стран, таких как Пакистан, чтобы начать работать в этой стране. Их число в Объединенных Арабских Эмиратах невелико. Несмотря на десятилетия проживания в Эмиратах, эта группа иранцев по-прежнему имеет иранские паспорта и удостоверения личности и занимается трудовой деятельностью и торговлей. Эта группа преуспела в создании компаний или коммерческих магазинов и всегда успешно получает разрешения на долгосрочное проживание. Социальный статус этой группы относительно высок, их культурный уровень – средний, и большинство из них являются выходцами из провинции Фарс. Наиболее известными из них являются Лари, Ханджи, Бастаки, Гераши, Хури и Узи. Есть еще группа людей, которые нелегально прибыли в Эмираты на заработки после Исламской революции в Иране и работают в магазинах, ремонтных мастерских и частных мастерских по ремонту автомобилей на зарплату, эквивалентную 300-500 долларам в месяц. Учитывая произошедшие события, этой группе всегда угрожает риск ареста и депортации. Их культурный уровень относительно средний, и большинство составляют молодые люди, в основном жители провинций Хормозган и Фарс. Также есть группа иранцев без паспортов или каких-либо документов, удостоверяющих личность, которые уже давно мигрировали в Объединенные Арабские Эмираты и обосновались в этой стране, их называют «бидуны». Социальный и культурный статус этой группы относительно низок, и некоторые из них живут в тяжелых условиях и всегда находятся под угрозой депортации из страны. Следующая группа – это иранцы, которые въехали в Объединенные Арабские Эмираты легально, получив рабочие визы, и работают в государственных, полугосударственных и частных учреждениях. Эта группа переехала в арабские страны Персидского залива, включая Объединенные Арабские Эмираты, чтобы улучшить свое экономическое положение в связи со снижением обменного курса риала по отношению к иностранным валютам. Их ежемесячная зарплата колеблется от 500 до 1500 долларов в зависимости от уровня образования и профессии. Социальный и культурный уровень этой группы является средним. Некоторые иранцы иммигрировали в эту страну более 15 лет назад и работают в государственном, полугосударственном и частном секторах. Большинство представителей этой группы – выходцы из провинции Хормозган. Социальный и культурный статус этой группы оставляет желать лучшего. Большинство из них неграмотны или малообразованны и обычно живут в одиночестве. Их ежемесячный доход составляет от 400 до 1200 долларов. В целом, большинство иранских иммигрантов (96%) являются суннитами и имеют более высокий социальный статус, чем шииты. Шииты составляют 16% от общей численности населения Объединенных Арабских Эмиратов, насчитывая примерно 380 тысяч человек. Среди них иснашариты – это самое распространенное шиитское течение в этой стране. Число коренных шиитов в этой стране, по оценкам, составляет около пятидесяти тысяч человек, учитывая очень высокий уровень иммиграции. Большинство иммигрантов-шиитов – выходцы из Ирана, Индии, Саудовской Аравии, Бахрейна и Пакистана.
Кроме того, шиитские районы в этой стране включают Дубай, Абу-Даби и в некоторой степени Шарджу. Шииты в этой стране находятся в хорошем положении с точки зрения отношений с правительством, но это нельзя считать существенной особенностью. В любом случае, отсутствие препятствий и проблем считается особенностью и преимуществом. В целом шииты в Объединенных Арабских Эмиратах не имеют большого влияния на политическую структуру страны. Учитывая отсутствие активности партий и группировок в этой стране, у шиитов также нет официальных и легальных партий и группировок. Однако следует отметить, что все религиозные вопросы, связанные с правительством, решаются через благотворительный фонд Джафари, который находится в Дубае, а другие религиозные вопросы, связанные с Исламской Республикой Иран, решаются и реализуются через мечеть Имама Хусейна (мир ему!). Короче говоря, шииты практически не участвуют в государственных делах, у них нет профсоюзов, партий или политических объединений. Создание любых политических партий, ассоциаций и т.д. также запрещено, и в обществе не наблюдается никакой политической или общественной активности. Экономическое положение шиитов и уровень их жизни не очень высоки и могут быть объявлены средними, поскольку они известны как простое меньшинство, занимающееся коммерцией и бизнесом, а некоторые также занимаются простыми видами деятельности, такими как сельское хозяйство и работа на фабриках. В культурном отношении, шииты находятся на относительно низком уровне и обращают внимание только на религиозные вопросы и постановления. Их деятельность в этой области включает в себя церемонии и мероприятия, связанные с первыми десятью днями Мухаррама и Сафара, днями священного месяца Рамадан, Ночами могущества (Лайлат аль-Кадр), а также церемонии годовщины рождения и смерти имамов в течение всего года. Социальная система Объединенных Арабских Эмиратов основана на племенной и клановой структуре. В целом, социальная система этой страны и ориентация ее правителей находятся под влиянием арабской культуры, исламских ценностей и племенных обычаев. В мусульманской общине, проживающей в Эмиратах, все исламские течения живут бок о бок в относительно благополучных условиях, а отношения между шиитами и не-шиитами считаются мирными и уважительными.
Авторы:
Хабиб-Реза Арзани, доцент Исследовательского института исламской культуры и наук.
Захра Садат Кешаварз, Исфаханский университет.
Источник: Тасир-е энгелаб-е эслами-йе Иран бар шиаян-э эмарат-е моттахеде-йе араби. Ежеквартальный журнал «Шиитские исследования», № 54.
Литература:
Амраи, Хамзе. Исламская революция в Иране и современные исламские движения. Тегеран: Центр документации исламской революции, 2008.
Бахрами, Хосейн. Статистика мирового шиитского населения из исследовательского центра Pew Research Center, 2009.
Тагизаде Давари, Махмуд. Отчет о демографической статистике шиитов в мире, основанный на Интернете и письменных источниках. Кум: Шиитские исследования, 2011.
Туваль, Франсуа. Шиитская геополитика, перевод Катаюна Басера. Тегеран: Вистар, 2005.
Джафариян, Расул. Историческая и гуманитарная география шиитов в исламском мире. Кум: Ансариян, 2009.
Хафезния, Мохаммад-Реза. Персидский залив и стратегическая роль Ормузского пролива. Тегеран: САМТ, 2012.
Хосейни, Сейед Али. Исследование социальных, культурных, экономических, политических и географических условий Объединенных Арабских Эмиратов. Тегеран: Организация исламской культуры и коммуникаций, 2007.
Хешматзаде, Мохаммад-Багер. Влияние исламской революции в Иране на исламские страны. Тегеран: Научно-исследовательский институт исламской культуры и мысли, 2006.
Дюркгейм, Эмиль. «Основные формы религиозной жизни», перевод Багера Пархама. Тегеран: Издательство «Марказ», 2004
Организация исламской культуры и коммуникаций. Доклад о шиитах Объединенных Арабских Эмиратов. Тегеран, 2007.
Салехи Амири, Сейед Реза. Культурные концепции и теории. Тегеран: Гогнус, 2008.
Араб Ахмади, Амир Бахрам. Шииты-иснашариты Ходжа по всему миру. Кум: Шиитские исследования, 2009.
Фазелиния, Нафисе. Шиитская геополитика и опасения Запада по поводу Исламской революции. Кум: Шиитские исследования, 2012.
Группа авторов. Геополитика региона Персидского залива с акцентом на шиитов. Тегеран: Географическая организация вооруженных сил, 2009.
Голи Заваре, Голам Реза. География исламского мира: знакомство с исламскими странами и территорией мусульманских меньшинств. Кум: Институт Имама Хомейни, 2009
Моттакизаде, Зейнаб. Политическая география шиитов в регионе Персидского залива. Кум: Шиитские исследования, 2005.
Замани Махбуб, Хабиб; Хосейн Мехриян, «Почему и как происходит возрождение шиитов в регионе Персидского залива и определение их роли», журнал «Хасун», 9-й год, выпуск 36, 2012. Кум: Исламский исследовательский институт при представительстве Верховного лидера в КСИР.
Мир-Разави, Фируз и Бехзад Ахмади-Лафураки. Путеводитель по региону и странам Персидского залива, Тегеран: Институт современных международных исследований «Абрар», 2004.
Накаст, Исхак. Шииты в современном арабском мире, Ираке, Ливане и Персидском заливе, перевод Арсалана Горбани Шейхнешина. Тегеран: Институт культурных и социальных исследований, 2008.
Наваб, Сейед Абольхасан. Учебник по географии шиитов: шииты в современном мире. Кум: Университет религий и мазхабов, 2014.
Geertz, Clifford, Interpretation of Cultures, New York: Basic Book, 1973.