Введение хиджаба и демонстрации 8 марта 1979 года

Введение хиджаба и демонстрации 8 марта 1979 года – демонстрации иранских женщин по случаю Международного женского дня, в ходе которых впервые проявились серьезные противоречия в обществе по поводу инициированного новыми властям внедрения хиджаба в госучреждениях. Демонстрации привели к отсрочке введения обязательного хиджаба в Иране.

7 марта 1979 года Имам Хомейни заявил о том, что женщины, работающие в государственных учреждениях, должны соблюдать хиджаб.  В своем выступлении в медресе Фейзийе он призвал мусульманок к соблюдению хиджаба: «Мусульманские женщины – не куклы. Они должны выходить на улицу в хиджабе, а не выставлять себя напоказ… В государственных учреждениях женщины все еще работают в прежнем виде, им следует поменять свой вид. Конечно, им не запрещено работать в учреждениях, но они должны соблюдать исламский хиджаб». Тема хиджаба занимала лишь небольшую часть выступления Хомейни, но вызвала широкий отклик среди семинаристов, священнослужителей и других участников собрания.

На следующий день представитель Временного правительства Аббас Амир Энтезам заявил о том, что члены правительства полностью одобряют это решение Хомейни. Несмотря на отсутствие официальных распоряжений со стороны правительства, во многих государственных учреждениях с 8 марта 1979 года сотрудниц без хиджаба не пустили на работу. Имели место также уличные инциденты.

Аятолла Шехабоддин Эшраги, зять Хомейни, заявил в интервью газете «Эттелаат»: «Я надеюсь, люди не станут бороться с порицаемыми вещами путем насилия, но воля Имама состоит в том, что нужно популяризировать исламский хиджаб, наша страна – мусульманская, и мы закладываем основы Исламской республики… Мы должны отбросить в сторону западничество, и мы признаем за женщинами все личностные права, в отношении них соблюдается полное уважение, мы признаем равенство прав женщины и мужчины, считаем их нуждающимися в заботе во всех отношениях… они могут участвовать во всех общественных делах, даже имеют избирательное право и могут заниматься общественной деятельностью. Ношение женщинами хиджаба ни в коей мере не является ограничением для них. Это лишь предписание, соблюдение которой возлагается на самих женщин». При этом, он подчеркнул, что под хиджабом понимается не чадра, и имеются другие формы одежды, которые позволяют покрывать волосы и другие части тела, которые должны быть скрыты от посторонних глаз, согласно велениям шариата. Он также призвал народ воздержаться от грубости и насилия в отношении тех женщин, которые отказываются соблюдать хиджаб.

Аятолла Талегани поспешил заявить, что внедрение хиджаба не будет сопровождаться принудительными мерами. Он также сказал: «Следует знать, что мы не хотим сказать, что женщины не должны ходить в государственные учреждения (как это пытались представить противники Исламской республики – Иран-1979). Женщины являются активными членами общества, в особенности наши женщины на таком этапе революции. Этот революционный дух должен сохраняться в наших женщинах…а это возможно при условии, что наши женщины не вернутся к тому поклонению роскоши и пошлости, в которое их затянули. Суть в том, что они не должны к этому вернуться».

Поскольку инициатива с введением обязательного хиджаба для сотрудниц госучреждений прозвучала на кануне Международного женского дня (8 марта) она вызвала большой резонанс среди представителей всех групп населения. В этот день по всему Тегерану, в основном возле школ для девочек, проходили женские демонстрации, на одних из которых выразили поддержку хиджабу и скандировали лозунги «Наш хиджаб – наше целомудрие» (Хеджаб-е ма паки-йе ма-ст), «Аллаху акбар» и «Приветствуем тебя, сражающаяся сестра» (Доруд бар то, хахар-е моджахед), тогда как на других выразили крайне критичное отношение к хиджабу и скандировали лозунги о свободе женщин: «Свобода женщины – свобода общества» (перс. Азади-йе зан азади-йе джамеэ-ст), «Мы совершили революцию не для того, чтобы повернуть вспять» (перс. Ма энгелаб накардим та бе агаб баргардим).

Основную часть противников хиджаба составляли члены коммунистических и других левых организаций. Представители светской части общества также были недовольны отменой принятого шахом Закона о защите семьи (1974), который существенно расширил права женщин, но содержал множество положений, противоречивших нормам шариата. Поэтому имели место отдельные случаи стычек между ними и членами исламского революционного движения, даже нападения на женщин. В некоторых демонстранток кидали камни, несколько женщин получили ранения. В этой накалившейся обстановке участники демонстрации отправились в направлении Тегеранского университета, где собралось в общей сложности около 5000 человек.

Демонстрации продолжались в течение нескольких дней с уже меньшим размахом. Комитет Исламской революции вынес распоряжение о том, чтобы не создавать никаких препятствий для женщин, принимающих в них участие.