Гарбзадеги (западничество)

Гарбзадеги (перс. «поражение Западом», «одержимость Западом», «эпидемия западничества», غربزدگی) – персидский термин, один из ключевых концептов общественно-политической мысли и социокультурного дискурса современного Ирана, который по-разному переводится в других языках, подразумевая  негативное воздействие вестернизации на традиционную культуру и сознание мусульманских обществ и стран третьего мира в целом.

Западные переводчики предлагали разные варианты перевода, в той или иной степени отражающие медицинско-патологический аспект этой метафоры: «Westoxification» (букв. отравление или интоксикация Западом), «Westitis», «Euromania» или «Occidentosis». Термин изначально использовался для обозначения потери иранской культурной идентичности в результате некритичного принятия и имитации западных моделей и критериев в образовании, искусстве и культуре, ведущего к превращению Ирана в пассивный рынок для западных товаров и пешку в западной геополитике.

Выражение было впервые придумано в 1940-е гг. Ахмадом Фардидом, профессором философии Тегеранского университета, и получило широкое распространение после публикации в 1962 году книги Джалала Але-Ахмада «Гарбзадеги». В понимании Фардида, опиравшегося на концепцию «технологической философии» Хайдеггера, термин обозначал гегемонию древнегреческой философии, но его более поздняя интерпретация, популяризированная Але-Ахмадом, вышла далеко за рамки философии и стала обозначать более широкий социокультурный феномен, порожденный культурным шоком от насаждавшейся шахским режимом ускоренной вестернизации, который смутно ощущали все слои иранского общества 1960-1970-х годов, и термин стал наиболее лаконичным выражением этого коллективного переживания.

Але-Ахмад описывает поведение иранцев в ХХ веке как «пораженное духом западничества» (гарбзаде). В этом выражении содержалась игра слов, основанная на двойном значении «пораженный» (заде) в персидском языке, что означало одновременно «быть пораженным болезнью» или «быть ужаленным насекомым», а также «быть влюбленным и ослепленным». Джалал Але-Ахмад пишет: «Я говорю, что гарбзадеги подобна холере [или] обморожению. Но нет. Она зловредна настолько же, насколько зловредны пилильщики (насекомые-вредители – Иран-1979) на пшеничных полях. Вы когда-нибудь видели, как они заражают пшеницу? Изнутри. Кое-где есть здоровая кожа, но это всего лишь кожа, совсем как панцирь цикады на дереве.»

Але-Ахмад утверждал, что Иран должен получить контроль над машинами и стать производителем, а не потребителем, хотя, преодолев однажды чуму западничества, он столкнется с новой болезнью — тоже западной — «пораженностью машинами». «Душа этой дьявольской «машины» [должна быть] помещена в бутылку и предоставлена в наше распоряжение … [Иранский народ] не должен служить машинам, захваченным ими, поскольку машина – это средство, а не цель.»

Более высокая производительность иностранных машин опустошила местные ремесленные производства Ирана и превратила его в непродуктивную потребительскую экономику. «Эти города — просто блошиные рынки, торгующие европейскими промышленными товарами … В мгновение ока вместо городов и деревень у нас будут кучи трухлявых машин по всей стране, все они точно такие же, как американские «свалки», и каждая размером с Тегеран.»

Але-Ахмад считал, что единственным элементом иранской жизни, не затронутым гарбзадеги, была религия. По его мнению, именно шиитский ислам в Иране обладал самобытностью и был способен приводить людей в движение.

Он также полагал, что светские интеллектуалы не способны эффективно выстраивать подлинно иранскую современность. С этой целью он выдвинул концепцию «возвращения» к исламской культуре, которая является подлинной и самобытной. Эта идея определяла основной настрой большей части политических сил, задействованных в народных протестах 1978 года в Иране, и, в конечном счете, вылилась в стремление к идеалу «исламского правления», которое в 1979 году практически стало предметом консенсуса для антишахской оппозиции.

Термин «гарбзадеги» оказался настолько универсальным и ёмким, что продолжил существование и после победы Исламской революции, оказавшись созвучным призывам нового лидера Имама Хомейни к «самодостаточности» и дискурсом борьбы против «западной культурной экспансии» следующего Верховного лидера Сеед Али Хаменеи (с 1989).