Хальхали, Садег
Мохаммад-Садег Гиви Хальхали (1926 –2003, перс.: محمد صادق گیوی خلخالی) – иранский шиитский ученый и священнослужитель, деятель Исламской революции и один из основоположников судебной системы Исламской Республики Иран. Первый руководитель Исламского революционного суда.
Родился 27 июля 1926 года в семье крестьянина в селе Гиви, расположенном в округе Халхал в провинции Ардебиль. В семнадцатилетнем возрасте Садек Хальхали перебрался в Кум, чтобы получать религиозное образование в богословской семинарии. Его преподавателями в Куме были Мохаммад Моджахеди Табризи, Сейед Хосейн Табатабаи Боруджерди, Сейед Мохаммад-Хосейн Табатабаи, Сейед Мохаммад Мохаггег-Дамад и Мирза Абдольджавад Эсфахани.
Хальхали был одним из учеников Хомейни еще в 1955 году. В 1940-1950-е годы он был поклонником политической группы Федаян-э эслам и поддерживал их способы борьбы против врагов исламской религии, в том числе убийства видных представителей коммунистов и светских националистов, открыто выступавших против мусульманского вероучения. Он даже оказался в числе семинаристов, которых по решению аятоллы Боруджерди отстранили на год от занятий в медресе Фейзийе за их активную приверженность этой организации. В 1960-1970-е годы он был близок к сыну Хомейни, Мостафе Хомейни. По некоторым сведениям, он также сотрудничал с подпольными партизанскими группами. Хальхали неоднократно арестовывался шахскими властями, около четырёх лет провёл в тюрьмах Кума и Тегерана. Его также отправляли в ссылку в провинциальные районы (Анарак, Бандар-Ленге, Лар, Бане, Рафсанджан и Рудбар). Вплоть до начала революции он жил в портовом городе Бандар-Ленге на берегу Персидского залива. В 1978 году он вернулся в Кум, а затем эмигрировал вслед за аятоллой Хомейни во Францию. Вернулся в Иран в январе 1979 года, за две недели до возвращения Хомейни.
24 февраля 1979 года Рухолла Хомейни назначил Хальхали шариатским судьей и главой созданных после победы Исламской революции революционных судов. Под руководством Хальхали оказалась разветвлённая система революционных трибуналов с широкими и не вполне очерченными полномочиями. В первые месяцы после победы революции он приговорил к смертной казни сотни бывших правительственных чиновников по таким обвинениям, как «распространение нечестия на земле» и «война против Бога». Судебные заседания, особенно на первых порах, носили чрезвычайный характер, поэтому большинство осужденных не имели доступа ни к адвокату, ни к присяжным. Это обстоятельство стало предметом жесткой критики не только со стороны западной общественности, но и либерального по своим взглядам Временного правительства Мехди Базаргана.
Хальхали приказал казнить Амира Аббаса Ховейду, бывшего шахского премьер-министра, а также Нематоллу Насири, бывшего главу шахской тайной полиции САВАК, отличавшейся зверствами в отношении противников шахского режима. Хальхали заслужил репутацию непреклонного сторонника шариатской законности и справедливого возмездия в отношении деятелей режима Пехлеви, несших ответственность за преступления против революционного движения и принятия антинациональных и антирелигиозных законов и решений. Во время судебного процесса над Амиром Аббасом Ховейдой сторонники Мехди Базаргана пытались повлиять на решение суда, предотвратить или отсрочить его казнь. Казнив Ховейду, Халхали фактически подорвал позиции Мехди Базаргана, который не одобрял Исламский революционный суд и стремился поддерживать более умеренный имидж Исламской революции в глазах западных политических элит.
Хальхали вынес заочно смертный приговор Мохаммад-Реза-шаху Пехлеви и угрожал убить бывшего шаха «даже если он спрячется в подвале Белого дома». Однако Пехлеви умер в 1980 году от рака в Каире. Весной 1980 года Хальхали также стал инициатором разрушения мавзолея Реза-шаха Пехлеви в Рее, построенного в 1950 году, получив на это санкцию со стороны аятоллы Рухоллы Хомейни. Хальхали также питал антипатию к символам доисламского Ирана, которые режим Пехлеви использовал для подавления исламской идентичности иранцев. В 1979 году он написал книгу, в которой заклеймил древнеперсидского царя Кира Великого из династии Ахеменидов как тирана и призвал к разрушению его гробницы и остатков его дворца в Персеполе (Тахте-Джамшид), в окрестностях Шираза. Известно, что Хальхали прибыл в Персеполь с группой своих сторонников и произнес гневную речь, призвав сжечь расшитый шелком палаточный городок и трибуну, которые были построены шахом для празднования 2500-летия иранской монархии. По имеющейся информации, он также намеревался разрушить мавзолей Фердоуси в Тусе.
Хальхали также поставил перед собой задачу избавить Иран от присутствия бахаитской общины, потому что бахаизм рассматривался шиитскими учеными как еретическое учение, отошедшее от ислама и последовавшее за лжепророком. К тому же бахаиты были самым влиятельным конфессиональным меньшинством во власти и занимали важнейшие посты в правительстве, являясь одними из главных сторонников шахских реформ, направленных на ограничение влияния ислама. Бахаизм был запрещен, имущество бахаитов было конфисковано, в том числе их главная святыня в Иране, Дом баба в Ширазе, который был передан Хальхали организации Федаян-э эслам.
Хальхали и подчинённые ему трибуналы выносили смертные приговоры не только сторонникам свергнутого шаха, но и левым активистам из таких группировок, как Организация моджахедов иранского народа (ОМИН), Организация фидаинов иранского народа (ОФИН), Форган и т.д.
Хальхали выезжал на места для проведения расследований о мятежах против Исламской Республики, организованных марксистами и левыми группами в приграничных районах Ирана. Он приказал казнить многих сепаратистов в Курдистане и Туркменсахре. В марте 1980 года Хальхали оставил пост руководителя Исламского революционного суда, а августе 1980 года президент Банисадр попросил его возглавить ведомство по борьбе с наркоторговлей и заняться вынесением смертных приговоров наркоторговцам.
В декабре 1980 года влияние Хальхали пошло на убыль после того, как он был вынужден уйти из судебной власти под давлением аятоллы Мохаммада Бехешти, считавшего его приговоры чрезмерными.
В 1979 году Хальхали участвовал в выборах в Конституционное собрание, отвечавшее за разработку проекта Конституции Исламской Республики Иран, но не сумел набрать нужного количества голосов. В 1982 году он был избран в Ассамблею экспертов. Хальхали был избран представителем Кума в Исламское совещательное собрание (Меджлис) в 1980 году и переизбирался на этот пост еще два раза, однако в 1992 году он оказался в числе 39 кандидатов Меджлиса третьего созыва, которые были отклонены Наблюдательным советом. Основанием для этого была неспособность продемонстрировать «практическую приверженность исламу и Исламскому правлению», однако фактической причиной было противоборство между правым и левым флангом иранской политической элиты. В 1988 году Хальхали был в числе других представителей левого крыла революционного духовенства, отделившихся от Общества борющегося духовенства и образовавших Ассоциацию борющихся священнослужителей. В 1991 году Садег Хальхали, лишившийся поста в Ассамблее экспертов, уехал в Кум и несколько лет преподавал в медресе.
После избрания президентом Мохаммада Хатами в 1997 году Хальхали встал на сторону реформаторов, которые продолжили идейно-политическую линию левого фланга, но отошли от своих прежних радикальных позиций по многим вопросам и делали больший акцент на правах человека и гражданском обществе.
В 2000 году Садег Хальхали издал автобиографию, в которой целиком и полностью оправдывал свою деятельность.
Садег Хальхали умер 26 ноября 2003 года в возрасте 77 лет от рака и сердечных заболеваний. Спикер парламента Мехди Карруби высоко оценил его работу на посту судьи в первые дни революции.