«Хартия братства» Имама Хомейни
В 1980-е годы революционное духовенство и политическая элита Исламской республики, долгое время объединенные в рамках Общества борющегося духовенства и Партии Исламской Республики (ПИР), разделились на два лагеря, которые были условно названы правым и левым. В 1987 году произошло их окончательное организационное размежевание, когда левое духовенство образовало собственную группу – Ассоциацию борющихся священнослужителей, которая подала отдельный список кандидатов на выборах в Меджлис третьего созыва. Этот раскол вызывал беспокойство в окружении аятоллы Хомейни. Мохаммад-Али Ансари, член канцелярии Верховного лидера, написал письмо на имя Хомейни, предложив снова объединить две группы духовенства. Ответное письмо Имама Хомейни, опубликованное 1 ноября 1989 года (10 абана 1368 года), впоследствии получило название «Хартии братства» (перс. Маншур-е барадари). Этот текст представляет собой напутствие Имама Хомейни двум главным течениям в современной иранской политике, которые сегодня известны как консерваторы и реформаторы.
Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!
Уважаемый ходжат оль-эслам Хадж Шейх Мохаммад-Али Ансари (да продлятся его благодеяния)!
Я прочитал Ваше письмо. Вы подняли вопрос, ответ на который будет несколько затянутым, однако, поскольку я питаю к Вам симпатию и считаю Вас благочестивым и сведущим человеком, хотя, конечно же, и немного эмоциональным, я всегда благодарен Вам за Вашу беззаветную любовь ко мне. Я в качестве назидания Вам и Вам подобным, коих немало, напомню о некоторых вопросах:
Книги великих факихов ислама полны разногласий, вкусовых предпочтений и подходов по различным темам военного, культурного, политического, экономического и богослужебного характера, так что даже по вопросам, относительно которых, как утверждается, существует консенсус (иджма‘), имеется хотя бы одно или сразу несколько противоположных высказываний, и даже по консенсусным вопросам могут возникать противоположные мнения, не говоря уже о расхождениях между ахбаритами и усулитами. Поскольку в прошлом разногласия ограничивались учебной и научной средой, стенами медресе, и фиксировались в научных книгах, к тому же на арабском языке, народные массы неизбежно не ведали о них, а если и ведали, то в отслеживании этих споров для них не было ничего привлекательного. Так разве можно подумать, что раз факихи имели разногласия, то поступали – не приведи Господь! – вопреки истине и религии Аллаха? Ни в коем случае. Однако сегодня, к счастью, благодаря Исламской революции слова факихов и мыслителей были вынесены на радио, телевидение и в газеты, поскольку в этих дискуссиях и вопросах имеется практическая необходимость. Например, в вопросе собственности и ее границ, в вопросе земли и ее деления, общественной собственности, по сложным вопросам о деньгах, валюте и банковском деле, собственности, внутренней и внешней торговле, договорах издольщины (музара‘а) и совместного долевого предприятия (мудараба), аренде и залоге, телесных наказаниях (худуд) и денежных компенсациях (дийат), гражданских законах, культурных вопросах и подходах к искусству в самом широком смысле, таким жанрам, как фотография, живопись, скульптура, музыка, театр, кино, каллиграфия и т.д. По поводу защиты окружающей среды и оздоровления природы, предотвращения вырубки деревьев и даже жилища и имущества людей, по вопросам еды и напитков, предотвращения деторождения в случае необходимости или определения интервалов при деторождении, разрешения медицинских проблем, вроде пересадки органов человека и других существ другим людям, в вопросе подземных и наземных ископаемых, изменения вопросов о запретном и дозволенном, расширения и суживания некоторых заповедей в зависимости от различий во времени и пространстве, по юридическим вопросам, международному праву и его приведению в соответствие с нормами ислама, конструктивной роли женщины в исламском обществе и ее разрушительной роли в порочных и неисламских общества, границам индивидуальной и общественной свободы, отношения к неверию, многобожию, атеизму и блоку последователей неверия и многобожия, характера выполнения религиозных предписаний в воздушных и космических путешествиях, движении в направлении, противоположном движению земли или соответствующем ему, но с большей или меньшей скоростью, или при движении прямо наверх и преодолении земного притяжения, и что важнее все этого, при определении и формулировке правления вилайат аль-факих во власти и обществе, и все это лишь часть тысяч вопросов, волнующих народ и власть, о которых рассуждали великие факихи, высказывая самые разные мнения, и если некоторые вопросы в прошлые времена не рассматривались или не имели предметного воплощения, то сегодня факихи должны подумать о них. Поэтому в исламском государстве двери иджтихада должны быть всегда открыты, и природа революции и [исламской] системы всегда предполагает, что должны свободно выдвигаться мнения по различным вопросам с точки зрения иджтихада и фикха, даже если они противоречат друг другу, и никто не может и не имеет права препятствовать этому, однако важно правильно понимать государство и общество, чтобы на основе этого понимания исламский строй мог осуществлять планирование в интересах мусульман, а для этого необходимо единство метода и практики, и здесь недостаточно иджтихада в привычном смысле этого слова. Более того, если даже некий человек является наиболее сведущим в традиционных научных дисциплинах, но не может определить, в чем состоит благо общество, или не может отличить праведных и полезных людей от неправедных, и в целом не обладает правильным видением общественно-политических проблем и способностью к принятию решений, он не является муджтахидом в вопросах общества и государства и не может взять в свои руки бразды правления обществом.
Однако, вероятно, вам следует учитывать, что до тех пор, пока в сфере указанных проблем существуют разногласия и самостоятельные позиции, революции ничего не угрожает. Если разногласие принимает фундаментальный и принципиальный характер, оно ведет к ослаблению [исламского] строя, и очевидно, что даже если между деятелями и имеющимися флангами революции имеются расхождения, они носят лишь политический характер, даже если им придается идеологическая форма, поскольку все они разделяют общие принципы, и именно поэтому я признаю их. Они верны исламу, Корану и революции, и переживают в сердце за страну и народ, каждый из них имеет свой проект и мнение для развития ислама и служения мусульманам, которые, по их мнению, ведут к спасению. Подавляющее большинство обоих направлений желает, чтобы их страна была независимой, и те, и другие хотят избавить народ от владычества и зла кровососов, присосавшихся к правительству, базару и улице. И те, и другие хотят, чтобы благородные служащие, благочестивые рабочие и крестьяне, праведные торговцы на базарах и улицах жили честно и благопристойно. И те, и другие хотят, чтобы в государственных и частных учреждениях не было воровства и взяточничества. И те, и другие хотят, чтобы исламский Иран развивался с экономической точки зрения таким образом, чтобы завоевать мировые рынки. И те, и другие хотят, чтобы положение культуры и науки в Иране было таково, чтобы студенты и исследователи наводнили образовательные, научные и творческие центры Ирана. И те, и другие хотят, чтобы ислам стал великой силой в мире. Так из-за чего разногласия? Разногласия связаны с тем, что и те, и другие убеждены, что добиться всего этого позволяет именно их путь. Однако и те, и другие должны отчетливо понимать, что их позиции должны быть таковы, что им следует не только сохранять исламские принципы на протяжении всей истории, но сохранять свой и народный революционный гнев и ненависть к западному капитализму, во главе которого стоит пожирающая мир Америка, а также международному коммунизму и социализму, во главе которого стоит агрессивный Советский Союз.
Оба течения должны всем своим существом стараться ни на толику не отклониться от политики в духе «Не Восток, не Запад – Исламская республика» (на шарги, на гарби – джомхури-йе эслами), а если они отклонятся от нее хотя бы на малую толику, то должны выпрямить ее мечом исламской справедливости. Обе группы должны обратить внимание на то, что у них есть общие серьезные враги, которые не пощадят ни тех, ни других. Пусть оба течения в по-настоящему дружеской атмосфере будут осторожны с пожирающей мир Америкой и Советским Союзом, который ведет себя вероломно по отношению к исламской умме.
Оба течения должны увещевать народ о том, что хитрая Америка является их врагом номер один, но их дети и близкие погибли смертью мучеников под советскими бомбами и ракетами. Пусть оба течения не забывают о хитростях этих двух колониальных монстров и знают, что Америка и СССР жаждут погубить ислам и его независимость.
О Господь! Будь свидетелем тому, что я сказал обоим течениям то, что должен был сказать. Теперь пусть судят сами.
Конечно, еще одна важная вещь тоже может привести к разногласию, и всем нам нужно прибегать к защите Аллаха от нее – это себялюбие, которое не различает между течениями и направлениями.
Оно не различает президентов, председателей парламента, премьер-министров, депутатов, министров, судей, Верховного суда, Наблюдательного совета, Организации пропаганды и Бюро пропаганды, военных и гражданских, духовенства и мирян, студентов и нестудентов, женщин и мужчин, и бороться с ним можно только одним путем – с помощью аскезы, но это отдельная тема.
Если господа будут смотреть на проблемы с точки зрения того, что все хотят поддерживать [исламский] строй и ислам, многие сложные проблемы и затруднительные вопросы будут разрешены, однако это не означает, что все люди должны следовать только одному течению. Я говорю об этом с точки зрения того, что конструктивная критика не означает несогласия, и новые образования подразумевают не разногласия. Уместная и конструктивная критика позволяет развивать общество. Если критика справедлива, то она ведет в правильном направлении оба течения. Никто не должен считать себя абсолютно непогрешимым и неподлежащим критике. Конечно, критика – это не подход с точки зрения того или иного курса или направления. Если в этом строе кто-либо или какая-то группа – не дай Бог – будет без всяких оснований думать о том, чтобы исключить или уничтожить других, и ставить интересы своего фланга или курса выше интересов революции, то они непременно принесут вред исламу и революции, прежде чем нанесут удар по своему сопернику или соперникам. Так или иначе, одним из тех дел, в которых, несомненно, заключено довольство Всевышнего, является примирение сердец и стремление устранить обиды, сближение позиций с целью служения друг другу. Необходимо воздерживаться от средств, которые ведут лишь к внушению негатива по отношению к противоположному флангу. У вас столько общих врагов, что вам нужно всеми силами противостоять им, однако, если вы увидели, что кто-то переступает через принципы, окажите ему твердое сопротивление.
Конечно, вы знаете, что правительство, Меджлис и высокопоставленные деятели [исламского ] строя никто не нарушали принципов и разрушали рамки. Для меня очевидно, что в основе обоих течений лежит вера в Аллаха и любовь к Нему, а также служению народу. Следует очищать путь соперничества от препятствий в виде отклонений и крайностей путем обмена конструктивными идеями и мыслями. Я еще раз подчеркиваю, что на этапе восстановления и строительства наша страна нуждается в мысли, единстве и братстве. Пусть Аллах дарует успех всем, чье сердце бьется ради воскрешения подлинного ислама Мухаммада – да благословит Аллах и приветствует его и его род – и уничтожения «американского ислама», защитит вас и всех под сенью своей заботы и покровительства, и если на то будет воля Аллаха, вы будете помощниками ислама и обездоленных.
Источник: Сахифе-йе Нур. Т. 21. С. 176-180.