Хасан Рахимпур Азгади. Махди (да ускорит Аллах его пришествие!): Десять революций в одной. Глава 1. Государство любви и глобальная справедливость

«Десять революций в одной революции» — это сборник лекций, прочитанных доктором Хасаном Рахимпуром Азгади в университетах Тегерана и Мешхеда в 2001 – 2002 гг. Лекции были посвящены такой важной и ключевой для шиитского ислама теме, как глобальное правление Имама Махди и тому, каким будет общество в его эпоху. Работа состоит из трех частей: «Государство любви и мировая справедливость», «Махди: наполовину восточный, наполовину западный» и «Глобализация, конец истории и доктрина пришествия Махди». Первая часть представляет собой текст речи Рахимпура Азгади, прочитанной в зале Фердоуси факультета литературы Тегеранского университета 12 октября 2001 года. Лектор считает восстание Махди ключевым событием истории и великим историческим потрясением, которое обрушится на угнетателей всего мира и даст обездоленному человечеству возможность дышать полной грудью.

Хасан Рахимпур Азгади (род. 1965) – известный иранский шиитский ученый и теоретик консервативной направленности, член Высшего совета культурной революции Исламской Республики Иран. Один из ведущих иранских идеологов, развивающих идеи и концепции, выдвинутые в ходе Исламской революции 1978-1979 гг. и в первые годы существования Исламской Республики. Азгади выступает с лекциями по всему миру, его внимание сосредоточено на социальных, политических и экономических проблемах современного Ирана, а также таких темах, как идеология Исламской революции империализм, западничество (гарбзадеги), американская гегемония, социальная справедливость, капитализм, коммунизм, христианство, хиджаб, джихад, либеральная демократия, исламская экономика, политический ислам и т.д. Лекции Азгади транслируются по центральному телевидению в рамках передачи под названием «Модель для завтрашнего дня» («Тархи барайе фарда»), которая выходит в эфир каждую неделю после пятничной молитвы.


Часть первая: Государство любви и глобальная справедливость[1]

Что бы мы ни говорили о Махди (да ускорит Аллах его пришествие!), это будет история о наперстке и море. Он находится в очень возвышенной перспективе, и под каким бы углом мы на него ни смотрели, мы должны поднимать головы вверх, чтобы они не упали. Он стоит на крыше мира и на плечах истории, в то время как мы путаемся под ногами мира и барахтаемся под колесами колесницы истории. Не мы одни, а все человечество.

Восстание Махди (мир ему!) – это точка кипения истории и великое историческое потрясение, которое обрушится на угнетателей всего мира и откроет обездоленному человечеству возможность дышать полной грудью. И, согласно преданиям, он откроет человечеству не только возможность дышать, но и возможность рационально мыслить.

Большая часть потенциальных возможностей рационального мышления и рациональности человечества остается неактивной до его появления, и в преданиях было сказано, что, только когда он придет, рациональность приобретет актуальность и станет актуальной. То есть некоторые двигатели человеческого разума остаются выключенными и будут запущены им и в его время, и он поставит на место как противников «разума» (‘акль), так и противников «справедливости» (‘адль). Спрос на рациональность и справедливость возрастет, поскольку они связаны друг с другом, так что ни «справедливость» не может быть должным образом понята, интерпретирована и реализована в отдельности от «разума», ни разум и рациональность не могут быть здравым разумом и разумом в истинном смысле этого слова, если они не направлены на справедливость.

Кроме того, согласно нашим преданиям, он также искоренит ненависть в мире, и после него, во время его правления, в обществе, которое он построит, ненависть и злоба будут проникать контрабандным способом, потому что он устранит причины ненависти, то есть угнетение и невежество, и установит традицию братства и государство любви, а великий джихад против международного высокомерия будет осуществляться под его руководством с этими целями. «Мир семье Йа-Син!» – читаем мы в зиярате Достопочтенного Худжата:

«Мир тебе, о взывающий к Аллаху и учитель Его знамений! Мир тебе, о дверь Аллаха и судья Его религии! Мир тебе, о наместник Аллаха и помощник Его истины!». Мир тебе, о призывающий человечество к Аллаху, о призыв человечество к Аллаху, и о проявление всех Божьих знамений! Мир тебе, о вход в чертоги Аллаха, через который должен пройти тот, кто хочет попасть в присутствие Аллаха, о правитель и хранитель Его религии, и мир тебе, о наместник Аллаха и рука Божья на земле, сторонник истины и правды». «Ассаламу алейка, йа Тали Китаб Аллах ва тарджамунаху». Мир тебе, о тот, благодаря кому человечество заново познакомится с понятием чтения и толкования Книги Божьей. День, когда Книга Аллаха будет по-настоящему истолкована и прочитана, станет твоим днем. До твоего прихода многие истины Корана оставались скрытыми, и в этот день ты откроешь это сокровище. «О Завет Аллаха, Тот, Кто взял и утвердил!» О священный завет Бога, который заключил его с творением и сделал его твердым и незыблемым. Ты – завет Божий. «Ас-саламу алейка хина тусбиху ва тамса!» Мир тебе, когда ты встречаешь утро и ночь! Мир тебе каждое утро и каждую ночь, мир тебе, когда ты встаешь и ложишься, когда ты совершаешь поясные и земные поклоны. Мир тебе, когда ты стоишь и сидишь! Мир тебе, когда ты совершаешь намаз и читаешь кунут! Мир тебе, когда ты падаешь ниц и кланяешься в пояс.

В начале молитвы «Ан-Нудба» мы обращаемся к Богу: «О Боже, Ты даровал благословения и опеку Своим друзьям, но Ты подчинил их определенным условиям! Ты поставил перед ними условие, и они приняли Твое условие. «После того, как Ты поставил перед ними условие быть аскетами на этих уровнях презренной мирской жизни». Ты даешь это великое благословение Своим друзьям, но при условии, что они будут людьми аскетичными и благочестивыми, не будут стремиться к власти, богатству и славе ради самих себя и не будут верить в первичность удовольствия и выгоды для самих себя, потому что никто не может добиться Божьего покровительства с помощью льстивых уст, жажды власти и искушения лидерством, консерватизма и мирской суеты. «Итак, тебе поставили такое условие». Они приняли это условие вместе с тобой. «Итак, ты принял его». Итак, между тобой и твоими товарищами на земле был заключен завет о том, что они не будут ни к чему стремиться для себя, что всё будет делаться только для счастья людей, и что они будут стремиться обеспечить права людей и интересы человечества, а не заниматься своими собственными делами и обустраивать жизнь для самих себя.

Таков был завет, который Ты принял от них. «И Ты узнал от них о верности». Ты знал мужчин и женщин, которые будут верны этому завету, и они были верны. О Аллах, Ты обещал Своему Пророку, что сделаешь его религию главенствующей над всеми религиями на земле, и, даже если многобожники этого не захотят, ислам все равно станет религией всего человечества. Затем, об Имаме Амире (мир ему!) сказано: «Он боролся с иносказательными толкованиями». Чтобы сохранить оригинальность Корана, бороться против толкований и интерпретаций, основанных на личном мнении, то есть бороться против неправильного толкования религии и неправильных интерпретаций Корана, Али (да будет доволен им Аллах!) вступал в конфликты со многими и сопротивлялся отклонениям в толковании религии, невежественному и отрывочному пониманию религии, или выступал против материалистического и высокомерного понимания религии.

«И на пути Аллаха не обращал внимания на порицания порицающего». Упреки упрекающих не затронули его, и он не боялся ничьих упреков на пути Аллаха, убивал видных людей врага, и поэтому многие затаили в своих сердцах на него и его род злобу из-за битв при Бадре, Хайбаре и Хунайне, которая продолжается и по сей день.

В той же молитве «Ан-Нудба» говорится, что эта линия началась с предыдущих пророков, и Пророк (мир и благословение Аллаха ему и его семье!), и Али (мир ему!) находились на вершинах этого пути, и благодаря им эта линия продолжалась: «Праведники следуют за праведниками, а правдивые – за правдивыми». Один за другим великие люди, праведные и правдивые, поднимали это знамя единобожия и справедливости и говорили: «Где находится путь за этим путем?» (айна-с-сабиль ба‘да-с-сабиль). Каждый из них был путем к Тебе и к справедливости, и где теперь те сияющие солнца, которые были потоплены в крови? «Где восходящие солнца?» Где те сияющие солнца, которые были обагрены кровью руками тиранов и угнетателей в истории человечества? А теперь «Где тот, кто будет оставлен Аллахом?» Где оставленный Аллахом и сокровище Аллаха?

«Где тот, кого ищут для устранения угнетения и вражды?» Где та великая надежда на искоренение угнетения, дискриминации и агрессии в мире? Мы ждем его. «Где Дверь Аллаха?» Где находятся врата в мир Аллаха? «Где тот, кто стремится отомстить за пророков и сынов пророков?» Где тот, кто отомстит за все притеснения, которым подвергались пророки и их духовные и физические потомки в истории? Где тот, кто положит конец всем притеснениям в мире? «Если бы только я знал, где бы моя душа нашла покой в ебе?» Хотел бы я знать, где и когда сердца обретут покой в тебе и при встрече с тобой? «Когда я смогу поговорить с тобой, о мой господин, и доколе так будет?» Когда, до каких пор я буду скитаться в поисках тебя? До каких пор? Именно эти выражения научили нас обращаться к нему и относиться к нему как к живому и присутствующему среди нас, посылать ему благословения по утрам и вечерам и говорить, что мы ждем, когда ты поднимешь знамя справедливости, что мы поддержим тебя, и пока ты не придешь, мы будем с бороться в ожидании того, что ты осуществишь правосудие, и мы не откажемся от сопротивления.

Всем известно, что обещанный конец света – это не просто вера шиитов-двунадесятников. В дополнение к тому, что все великие Богооткровенные религии сообщали об этом благую весть и призывали ожидать обетованного Спасителя, братья-сунниты также верят в Махди. Существует более двухсот ясных и достоверных хадисов с цепочкой их передачи в надежных суннитских источниках первостепенного и второстепенного порядка на эту тему, таких как «Сихах ас-Ситта» (семь суннитских сборников хадисов – Иран-1979), которые являются основным источником хадисов для суннитов, или «Муснад» Ахмада ибн Ханбала и другие источники. Даже аяты, ниспосланные в его честь, упоминаются в некоторых достоверных суннитских тафсирах. Более двадцати выдающихся ученых-суннитов из всех четырех мазхабов – ханбалитского, шафиитского, маликитского и ханафитского – считают эти хадисы достоверными преданиями Пророка (да благословит Аллах его и его семью!) и одними из основополагающих в исламе. Поэтому все великие Богооткровенные религии и все исламские течения ожидают появления Спасителя человечества, разумеется, не зная, кто он на самом деле, как его зовут, какова его родословная и что именно он будет делать? Есть разногласия по этому поводу, и шииты имеют наиболее точное представление о нем, потому что они знают его по имени и характеристикам, а также знают имена его родителей, а остальные религии и течения лишены такого количества подробной и точной информации, но все они ждут его и называют его по-разному, будь то их ранние предшественники, их более поздние предшественники или современники.

В любом случае, среди мусульман по этому вопросу нет никаких расхождений, и, по сути, следует даже сказать, что в этом вопросе существует консенсус между богословами всего мира.

Проблема веры в Махди содержит в себе очень важные теоретические и практические выводы, и одним из наиболее важных из этих выводов, непосредственно связанных с судьбой человечества, является план, который доктрина Махди формулирует для мировой истории, и он указывает на своего рода космополитизм и глобальную справедливость для глобализированного человека. Это означает, что мы, наряду со всеми этими глупостями, притеснениями и злом, которые происходят в человеческом обществе, верим, что в самом пульсе истории заложен сознательный динамизм, и что он в конечном итоге все компенсирует, что он искупит и очистит историю, а всеобъемлющая и глобальная битва приведет к победе и положит конец этой войне «всех против всех» в истории и создать мировое правление справедливости, в мире больше не будет никого, кроме «граждан мира». Есть только один «город», и это «мир», и есть только один «гражданин», и это «гражданин мира». Конфликт между расами, нациями и этносами прекратится во время правления Махди (мир ему!). С его помощью расовой, этнической и национальной дискриминации будет положен конец, и это можно будет назвать махдистской глобализацией, которая является полной противоположностью классовой капиталистической глобализации, распространяемой сегодня в мире. Эта глобализация, этот тип глобализации, глобализация, основанная на справедливости и духовности, предназначена для всех, и с каждым годом и с каждым столетием мы становимся ближе к единой мировой культуре и глобальному правительству. Эта «глобализация» является противоположностью американской и западной глобализации, потому что западная «глобализация» означает, что весь мир находится на службе у Запада. Глобализация в американском стиле означает, что весь мир находится на службе сионистского капитализма Запада и является его рабом, и здесь больше не будет многообразия, плюрализма и тому подобного. Это уже «пловализм», а не плюрализм.

Это означает, что они едят плов, а остальное человечество, дети Афганистана и Судана, дети Латинской Америки и Африки, едят сухой хлеб и, если хотят, могут добавить в него немного травы. Это целая культура. Конечно, доля помощи афганским детям, которую они получают в эти дни, поступает с воздуха и по земле. Количество калорий, потребляемых афганскими и африканскими детьми, следует сравнить с количеством калорий, потребляемых детьми в Нью-Йорке, Вашингтоне и Лондоне, чтобы выяснить, на что на самом деле направлена эта глобализация и о какой глобализации идет речь. Но глобализация в стиле Имама Махди (да будет доволен им Аллах!) означает, что весь мир должен быть равен в правах. Глобализация в стиле Махди (мир ему!) означает справедливость для всех, духовность для всех, безопасность для всех, богатство и власть для всех, а это означает, что в мире больше не будет граждан первого, второго и третьего сорта. При правлении Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) не будет никакой разницы между гражданами Запада, Африки и Азии, и это великая причина, по которой Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) готов помочь человечеству, и что он установит новый и окончательный мировой порядок, но на этот раз основанный на морали, равенстве, свободе и мистическом познании.

Мир во всем мире, о котором так много говорят и о котором, как правило, твердят величайшие палачи мира, будет возможен, только если не будет глобального угнетения. Глобальный мир невозможен при сохранении глобального угнетения.

Необходимым условием любого глобального порядка и любого глобального мира является глобальная справедливость. Пока не придет Махди (да ускорит Аллах его пришествие!), мы не достигнем этого высокого уровня глобальной справедливости, но пока человечество также не возжелает глобальной справедливости и, в истинном смысле этого слова, не дождется Махди (да ускорит Аллах его пришествие!), не дождется справедливости, не станет немного более утомленным и уставшим от человеческих идеологий и не перейдет от осуществления «относительной справедливости» к осуществлению «абсолютной справедливости», то есть правления Махди. Конечно, пока не произойдут эти события, Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) не придет.

Теперь вопрос: «Кому непосредственно вредит этот тип телеологии, этот тип исторического и глобального финализма, который мы называем доктриной Махди (махдавият)? Кому вредит эта идея? Это наносит ущерб глобальной мафии, обладающей властью и богатством. Идея правления Махди представляет угрозу мафиозной власти и богатству во всем мире, и поэтому круги, наиболее враждебно относящиеся к идее правления Махди, революции, глобальной справедливости и верховенству международной справедливости, а также к концепции позитивного ожидания –то есть «активного ожидания», а не негативного ожидания – это те самые обладатели богатства и власти в мире, которые теоретизируют в области культуры консерватизма и сохранения статус-кво в мире и внушают человечеству, что Ее Величество История не знает другого конца, кроме этого самого статус-кво. Именно это они нам внушают. Я не знаю, видели ли вы монографию «Конец истории и последний человек» или нет? Фукуяма, выдающийся западный и американский теоретик японского происхождения, который является одним из последних теоретиков либеральной капиталистической системы, и другие теоретики правового, экономического и политического строя, такие как Поппер, который говорит в своем интервью журналу Spiegel: «Перестаньте говорить об утопии и глобальной справедливости. Это чепуха, потому что утопией и концом истории являются сами Соединенные Штаты Америки, общество, крупнейшим источником дохода которого является химическое, ядерное, микробиологическое и «голливудское» оружие массового уничтожения. Таким образом, секс, насилие и наркотики являются крупнейшим источником национального дохода Соединенных Штатов, и это и есть их утопия и конец истории. Какой конец истории мы ищем?! Эта идея и теория либерально-капиталистической системы предполагают, что либерально-капиталистическая система – это конец истории, и что Махди (мир ему!) – это ложь, и что ожидание справедливости – тщетное ожидание, и что в мире нет рационального начала и конца, что у истории нет направления или цели. Короче говоря, вас поставили править, а правосудие – это тривиальный вопрос в нашей культуре. Итак, кто бы ни был угнетен, он остается угнетенным, и кто бы что ни делал, пусть делает то, он делает. Судьба вас, угнетенных во всем мире, определяется в центрах капитала и угнетения, и рядом с вами нет никого, кто мог бы вас поддержать. Вы, обездоленные в этом мире, одиноки. Чтобы у вас не было и мыслей о том, что Махди (мир ему!) придет, и что мы должны готовить почву и двигаться в направлении справедливости, пока он не придет! Махди (мир ему!) – это историческая ложь, а вы, рабы, должны гордиться цепями, которые мы надели на ваши шеи. Это либерально-капиталистическая идеология, которая противостоит не только ожиданию справедливости, но и самому понятию справедливости. Они считают, что «правильно» – это всего лишь общепринятые понятия, и у них аллергия на любые оценочные суждения относительно направления развития мира и по поводу того, что у мира есть направление и цель, и они отвергают любые оценочные суждения по этому поводу. В течение одного или двух столетий они пытались полностью изменить направление стрелки исторического компаса, что означает, что вы можете видеть, что история не движется в определенном направлении, и что за мировым сообществом и человеческой жизнью не стоит никакой Божественной цели. Когда они похоронят правильные цели и поручения, само человечество также будет похоронено и придет к нигилизму, и не будет знать, где было начало мира и где его конец. Зачем мы появились на свет?

Почему приходили пророки (мир им!)? Почему мы должны соглашаться с пророками или почему мы должны не соглашаться с ними?

Ни в чем нельзя быть уверенным, все сомнительно и относительно. Все представляет собой смесь реальности и воображения. Именно в таком пространстве более слабые общества становятся мишенями для более сильных обществ и хорошей мишенью для обладателей богатства, силы и обмана в мире. На этой лекции я не хочу обсуждать методологию истории и то, развивается ли она по заранее определенной схеме или нет? И есть ли у нее философия или нет? И есть ли сила или силы, которые движут историю и человеческие общества к определенному результату или нет? И можно ли противостоять этим силам или нет? И как мы сочетаем «человеческую волю» с принципом «исторического детерминизма», и каков ритм, управляющий историей, а также структура и законы движения истории?

Наше рассуждение должно быть ограничено «философией истории», и мы не будем касаться того типа исторических идей, которые были у некоторых философов истории – будь то Ибн Халдун, Шпенглер, Тойнби или другие. Я также не хочу обсуждать гегелевскую философию истории, которая позже привлекла внимание как левых гегельянцев, то есть социалистов, так и правых гегельянцев, то есть теоретиков «либерального конца истории», или того, что они обсуждают и делают под названием «теории диалектического разума» и современного исторического детерминизма или смежных теорий.

Я также не буду касаться рассуждений, которые Кант ведет в рамках своей политической истории, в соответствующих конвенциональных рамках создания единого государства и конфедерации наций, или дискуссии, которую ведет Маркс о конце времен и классовой структуре самого конца времен – а он носит совершенно детерминистский характер – и дискуссии о том, что как только вы поднимете тему «механицизма» и глобальной справедливости, западные и ориентированные на Запад академические круги поднимут эти вопросы, а также противоречия, которые возникли с историцизмом, как попперианского, так и непопперианского типа, потому что все они смотрят на мир, человека и историю с материалистической точки зрения и отрицают Божественное знание и волю или человеческое сознание и волю. С этой точки зрения земля – это блуждающая каменная глыба, а человек – заброшенное на нее существо без начала и загробного существования, и совершенно не ясно, почему образовались человеческие общества, и какова будет их дальнейшая судьба, наконец, какова задача «законов», «морали» и «справедливости» в мире?

Вера в пришествие Махди не сковывает мир, вопреки тому, что говорят консерваторы и либералы в мире, и смысл этой доктрины в том, что будущее открыто, и эта ситуация, которая царит в мире и над всем миром, не является концом света, а мир не находится в тупике. Вера в Махди (мир ему!) означает, что свежий воздух и рассветный ветер будут всегда дуть из глубин истории, а это плохая новость для тюремщиков и высокомерных людей всего мира. У нас нет никаких сомнений в этом подходе к миру с точки зрения учения о пришествии Махди, даже если он называется историзмом, или если ему присваиваются всевозможные названия и на него вешаются разные ярлыки, такие как идеологическое мышление, потому что этот подход к истории относится к тому типу, который, вопреки тому, что говорят супердемократы, не только не ассоциируется с тиранией и оправданием тирании, но и является полной противоположностью «тирании» во всем мире. Вера в Махди означает отрицание глобальной тирании, как индивидуальной, так и коллективной.

Махди (мир ему!) и доктрина его пришествия означают, что дно этого туннеля открыто, и обездоленные мира сего не заперты в нем и не запутались в этой сети глобальной власти и богатства, а это очень важная новость. Поэтому середина Ша‘бана – это оглашение самых важных новостей в истории человечества, и ни одна новость не имеет такого значения для будущего человечества, как новость, которая сообщается людям в середине Ша‘бана. Когда мы говорим о конце человечества или будущем истории, находясь под прессом современного языка, мы вынуждены использовать своего рода метафору, потому что мы, те, кто говорит об истории, знаем, что история – это не какая-то вещь, существующая наряду с остальными вещами, и я говорю о конце человечества, я не говорю о некоем воображаемом монстре под названием «история».

Следовательно, наш взгляд на историю отличается от взгляда Гегеля и гегелевского взгляда на историю. Вот что мы подразумеваем под историей. История – это человек в продольном сечении, а общество – человек в поперечном сечении. Мы говорим о судьбах человеческих обществ и событиях, которые произойдут, и мы знаем все возражения и проблемы, которые были выдвинуты против «историзма», и мы обращаем на них внимание, и, несмотря на них, мы говорим о доктрине Махди. Мы говорим о том, что не можем предсказать будущее, просто основываясь на прошлом, или что в соответствии с логикой волн и тем, что называется «семантикой возможных миров» в философии науки и философии истории, где не могут быть использованы сообщения без условных предложений, то есть невозможно сделать окончательный прогноз, и даже если вы бросите два кубика одновременно, существует тридцать шесть возможных исходов того, как выпадут эти два кубика, а если предположить тридцать шесть возможных миров, то вероятность любого прогноза, даже в таком малом масштабе, составляет 1 к 36. Поэтому, само собой разумеется, мы не можем говорить о какой-либо конечной детерминации, даже в небольших масштабах.

Если эти слова верны, то они верны лишь в целом, но они не подрывают доктрина пришествия Махди, потому что отправная точка этой доктрины находится где-то в другом месте, и основанием для ожидания Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) в будущем не является ни индукция на основе прошлого, ни закон будущих возможностей. Какие бы другие аргументы вы ни приводили по этому поводу, они не будут касаться идеи пришествия Махди. Кроме того, дебаты в этих двух областях продолжаются, но в то же время здесь имеется принципиально иная проблема. Это Божье обещание, а не предсказание, но это предсказание всех пророков (да пребудет с ними мир!). Это сообщения, но не о прошлом, а о будущем, и они обладают всеми характеристиками сообщений. Это не план, это не пожелание. Это сообщение о плане, который был запланирован и будет осуществлен Богом. Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) был частью Божьего замысла с самого начала и является заключительным словом Божьего замысла. Поэтому, когда речь заходит о появлении Махди (мир ему!), это знание о реальности, а не пожелание или возможное предсказание, основанное на догадках, которые, если опровергнуть обоснованность индукции, также поставят под сомнение обоснованность этой веры. Вера в Махди имеет креационистскую основу, то есть, если Махди не придет, не только философия истории, но и сама философия сотворения человека окажется проблематичной. Обсуждение доктрины пришествия Махди – это не обсуждение предположений о чем бы то ни было, не обсуждение индукции или гадания и предсказания с какими-то тривиальными или развлекательными целями. Это не желание побежденных и не мечта рабов о том, что однажды придет Спартак, придет «Зорро», «Супермен» на белом коне появится из-за горы и спасет всех. Кроме того, вы должны знать, что все эти легенды, которые были созданы, основаны на реальности.

О чем обычно нам лгут? Чего люди желают?

Любая ложь и легенды обычно основаны на некой «правде». Поскольку существовали истинные пророки и посланники, появлялись также лжепророки и провидцы, которые называли себя пророками. Поскольку существует настоящая монета, можно сделать также и фальшивую монету, то есть, поскольку существуют настоящие и подлинные деньги, поддельные деньги также создаются, а если бы такой вещи, как деньги, вообще не существовало и они не имели бы юридической силы, кто бы стал подделывать деньги? Все легенды, которые были созданы на Западе и Востоке, об ожидании человека в белых одеждах, который придет из-за горы и спасет человечество и преодолеет все притеснения, дискриминацию и несправедливости, показывают не только то, что это ожидание имеет врожденные корни у всех людей, но и то, что существует истина, на основе которой создаются ложные версии, и если ложные версии являются ложными и сопровождаются суевериями и мифами, это не значит, что оригинал также является ложным. Есть некая основа, которой все они хотели подражать, и эта основа реальна, этот человек придет, и это не мечта рабов, которые хотят, чтобы спаситель пришел и освободил их от цепей!! Этот спаситель действительно есть и действительно придет. Вера в Махди – это, по сути, одно из необходимых условий того, что Пророк является Печатью пророков, и она вытекает из миссии Пророка (мир ему и благословение Аллаха!), а не нечто периферийное, так что, если вы уберете его из исламского учения, ислам все равно останется исламом. Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) придет, чтобы завершить незаконченную работу всех пророков и достроить здание, которое они начали строить и возводить. На самом деле, именно Махди должен торжественно открыть его, и это здание однажды будет открыто.

Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) и его правление не основаны на индукции, историзме, утопических идеологиях и созданных людьми утопических проектах. Он является тем самым оригиналом, путем несовершенного и неправильного подражания которому были созданы все утопии в мире. Если возникает теория, основанная на индукции, то это теория «неприятия Махди», то есть вы не можете сказать, что, поскольку он еще не пришел, он не придет никогда! Это неверный вывод. Если индуктивное суждение может быть некорректным, то это как раз тот самый случай. Вы делаете вывод, что, поскольку они до сих пор ожидают Махди (мир ему!), а он не пришел, он не придет никогда. Что это за логический аргумент? Это один из самых примитивных аргументов, на котором, как оказалось, установлена сигнализация, и тот, кто приходит к рассуждению в следующем духе: «поскольку глобальная справедливость до сих пор не была реализована, она не будет реализована и в будущем», как оказывается, хочет облапошить страны, стремящиеся к справедливости, которые не видели справедливости раньше, а потому им лучше не видеть ее и в будущем, и лучше им не ждать ее и не разочаровываться в будущем. Потому что, если они будут разочарованы, это лучший шанс для маленьких и больших лжебогов, которые сегодня непринужденно правят миром.

Другой момент заключается в следующе: поскольку ожидание Махди является позитивным и активным ожиданием, а не негативным и пассивным в смысле приверженности этой цели, следовательно, ожидание Махди не противоречит социальной инженерии и реформам, а также радикальным и насильственным революционным изменениям с целью развития общества и осуществления относительной справедливости до появления Махди, потому что, конечно же, его эпоха – это эпоха «абсолютной справедливости», но до него также имеет место эпоха «отстаивания справедливости в той мере, насколько это возможно», а именно «относительной» справедливости. И эта вера в «предопределение», надежда на спасение и вера в наличие у истории смысла заложена в исламской культуре таким образом, что она не является препятствием для наших «праведных деяний», препятствием для нашего джихада, мышления, творчества, свободы и прагматизма. Скорее, она даже поощряет все это, потому что, как было сказано, кто ждет того, кто исправить положение, тот и сам должен быть праведным. Более того, он должен и сам исправлять положение в той мере, в какой он может, иначе его ожидание не будет иметь никакого смысла.

Есть учение о первозданности материи и позитивизм, который рассматривает человеческую историю как подобие слепого и бестолкового безумца, покорного антихристам, действующим на протяжении истории, и в прямой оппозиции такому подходу находится доктрина о пришествии Махди, которая предписывает борьбу с антихристами и палачами в истории человечества.

Следовательно, доктрина пришествия Махди – это не историцистская, утопическая человеческая идеология, которую можно сравнивать с марксизмом или фашизмом. Фашизм, который является внуком «материализма», сыном «либерализма» и братом-близнецом «марксизма», стал фашизмом не из-за своего обращения к философии истории, а по причине своей веры в животное начало как основу философии истории. Это объясняется тем, что западная философия и та философия истории, в которую верит Запад, обычно всегда думали о физике власти, а не об истории, сосредоточенной на «истине», «добродетели» и «справедливости». Следовательно, спор между фашизмом, либерализмом и марксизмом – это ложь. Во всем остальном у них нет и никогда не было принципиальных различий друг с другом в антропологии и мировоззрении. Все они были и остаются в поисках власти в глобальном масштабе. Однако их методы отличаются с точки зрения ясности и сложности. Идея пришествия Махди подводит черту под принципом примата человеческой власти и тирании, как индивидуальной и тоталитарной, так и коллективной.

Таким образом, доктрина пришествия Махди, даже будучи идеологией, если некоторые люди хотят придать ей характер идеологии – а мы не возражаем ни против этого термина, ни против отказа от его использования, представляет собой идеологию особого рода, центральным стержнем которой является акцент на правах человека, и вместо человеческого авторитета она апеллирует к авторитету Бога. Вера в Махди не умаляет нашей личной ответственности (как утверждают некоторые), не оправдывает идеологические преступления, которые были и остаются непосредственными продуктами западного модерна, и не делает мир таким маленьким и незначительным, каким он предстает в умах западных сверхчеловеков, потому что мир, который анализируется в западной философии, в теориях Томаса Мура и других – это карманный мир, это очень маленький мир, в котором при малейшем движении вы ударяетесь головой о дверь или стену, но мир, который строится в доктрине пришествия Махди – это гораздо более широкий мир, чем тот, который мы имеем сейчас. Появление Махди (мир ему!) – это облегчение для человечества, и оно не усугубляет предыдущих трудностей человечества, а скорее, является великим облегчением для всего человечества, это глобальное облегчение, это снятие оков и цепей. Поэтому давайте не будем сравнивать общество эпохи Махди с тем карманным миром, который будоражил умы утопистов XVI – XX веков в Европе, и со столь же абстрактными, нереалистичными, холодными, порочными и декадентскими утопиями, которые они создавали из мира и его материального будущего, и которые они сами не готовы отстаивать: это ад, который находится у них под боком, мир, где для того, чтобы защитить права одного, попираются права двух других, это мир, где, если вы стремитесь к одной ценности, вам приходится попирать три другие ценности. Этот мир так мал, и утопии, порожденные человеческими идеологиями, представляют собой именно это. Надо сказать, что именно эти отчаянные утопические видения человеческого будущего, имевшие место на Востоке и Западе, в конечном счете привели к «философии отчаяния» среди постмодернистов, которые теперь говорят, что любое метанарративное описание мира, истории и человека невозможно и тщетно, а все ценности бесполезны и недействительны, и что они даже не признают метафизических основ самого модерна и потеряли веру в общий язык, общую жизнь, общее будущее и даже общую боль. Главный посыл постмодернизма заключается в том, что у нас нет ничего общего. Каждый из нас – это целый мир, независимый и обособленный от другого, а это и есть тот самый индивидуализм, который они считали краеугольным камнем модерна. В постмодернизме, вместо того чтобы разрешить эту проблему, она была еще больше расширена, утрирована и стала более экстремальной, пока сегодня они не достигли «абсолютной тревоги» и не сказали, что никто не должен говорить ни о какой утопии, и всякий раз, когда заходит речь об утопии, они упоминают об этом, и они правы. Основываясь на объективном историческом опыте и многочисленных ложных обещаниях, которые им были даны, они имеют полное право испытывать беспокойство, и на самом деле они нарушили все устои, включая свои собственные, и потеряли надежду на всё. Они всего боятся и во всем сомневаются. Однако доктрина пришествия Махди, в которую мы верим, говорит нам о «еще не реализованных», но вполне реальных возможностях человека и истории, и это не сон, который увидели некоторые люди – шииты-двунадесятники – и захотели истолковать. Вовсе нет.

Эта доктрина пришествия Махди говорит нам о том факте, что однажды шлюзы истории будут открыты, и эти материальные догмы будут полностью разрушены, и позвольте мне сказать вам, что разрушение основ традиции, модернизма и постмодернизма, всех трех, будет стоять на повестке дня восстания Махи. Доктрина пришествия Махди и ее идеи говорят на о том, что мы не роботы и не насекомые, и нам достаточно пудрили мозги на протяжении истории, и она говорит, что ценности носят практический характер, что они не только мыслимы, но и поддаются проверке, и то, что добродетели живы, а справедливость – это не миф, а нечто реальное и требующее объективной реализации. Все человечество и человеческие идеологии прилагали общие усилия, но это не сработало, а Сокровище Аллаха (Захират Аллах) и Оставленный Аллахом в живых (Бакийат Аллах) придет, и эта великая задача будет осуществлена, человек не будет всю вечность получать тумаки, Бог не забыл о нас, и Он не изгнал Адама и детей Адама из Рая, потом потерял их след и больше не знает, чем они занимаются и что они вообще делают в этом мире! Мы не были предоставлены самим себе, наши горести не были забыты. Махди жив. Есть кто-то, кто заботится о нас, обо всех порабощенных и угнетенным людях мира, и в конце концов настанет тот роковой момент, когда он либо научит нас всему, либо не научит ничему. Если мы способны к обучению, мы научимся у него всему, а если мы не способны, мы ничему у него не научимся, и в дальнейшем будем иметь дело со сталью и огнем. Во времена Махди человечество будет разделено на две группы. Одни будут иметь дело с логикой и языком Махди (да ускорит Аллах его пришествие!), а те, у кого нет ушей, будут иметь дело с мечом Махди (да ускорит Аллах его пришествие!).

Человечество разделится на две группы, и с приходом Махди они либо будут знать все, либо не будут знать ничего. Идея ожидания Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) означает, что если прошлого уже нет, то будущее все еще существует и оно даже важнее, чем сегодняшний день, то есть человечество должно оказаться в еще более стесненном положении, чем оно находится сегодня. Знаете ли вы, почему мы и, возможно, несколько поколений после нас все еще должны испытывать затруднения? Это потому что, когда прозвучит голос Махди (да ускорит Аллах его пришествие!), все встанут с места из уважения к его голосу, мир проявит уважение к его голосу, и мир соблюдет право Махди.

Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) придет, когда каждый узнает о его степени и почувствует, как его не хватает. Человечеству еще предстоит прийти к консенсусу. Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) придет, когда мир по-настоящему будет ждать его и справедливости, и осознает ценность справедливости, и будет готов заплатить за это цену, когда они услышат и узнают его голос и встанут в знак уважения к нему. Таким образом, отрицание Махди (мир ему!) на самом деле поощряет угнетение и жестокость в мире. Отрицание Махди (мир ему!), отрицание справедливого правления в мире и теоретизирование о племенных вождях – это те же самые источники угнетения и несправедливости, которые правят миром сегодня. Вы знаете, что сегодня уровень угнетения в мире не снизился, и сегодня в мире существует такое же угнетение, как и в каменном веке и в эпоху пещерного человека, а скорее, даже на порядок больше. А что касается вопроса справедливости, угнетения и прав человека, то создается впечатление, что человечество ни на шаг не продвинулось вперед по сравнению с каменным веком, и человеческий разум не был модернизирован, а модернизацию пережили только его инструменты, потому что они по-прежнему проливают человеческую кровь так же легко, как проливали раньше, и всё так же убивают людей, но с большей легкостью, чем когда-либо, по-прежнему вырывают кусок изо рта другого человека так же легко, как делали это раньше. Богатые страны и государства наживаются на бедных, обездоленных и угнетенных и заявляют, что хотят их глобализировать. Таким образом, объем и глубина угнетения не уменьшились, а наоборот, усилились со времен каменного века. Один из этих либеральных теоретиков конца времен делает интересное признание и говорит, что мы думали, что мы последние люди и представляем собой новый тип человека, но, похоже, мы снова нашли много общего с первыми людьми, то есть первобытными людьми.

Мы все те же, и изменились только тип одежды, манера говорить и качество наших инструментов, а в остальном мы те же самые. Он прав. Именно по этим причинам в предании говорится, что, когда придет Махди (мир ему!), уровень человеческого интеллекта внезапно поднимется на несколько ступеней, и в человечестве произойдет своего рода интеллектуальный скачок.

Отрицание Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) означает отказ рассматривать историю как нечто «динамичное» — это замораживание всех желаний и реформаторских устремлений, а также отрицание всех революций и революционности. Ради чего? Ради защиты интересов правящих домов, которые в настоящее время правят миром, меньшинства, которое правит большинством. Вы знаете, что в командном штабе Достопочтенного Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) насчитывается 313 главных офицеров, и очень интересно и поучительно, что их число в точности совпадает с числом бойцов в битве при Бадре, то есть в первом и последнем сражениях количество основных солдат движения будет одинаковым. Число бойцов в битве при Бадре, которая является первой битвой Пророка (мир ему и его семье!), и в битве под командованием Махди (да ускорит Аллах его пришествие!), которая является последней мировой битвой, составляет 313 человек. У Достопочтенного Махди (да ускорит Аллах его пришествие!), конечно же, будут десятки тысяч второстепенных бойцов, а также на его стороне будут народные массы, но командный штаб Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) будет состоять из 313 человек, из которых, как мы видим в преданиях, пятьдесят будут женщинами. Это будут пятьдесят женщин, которых Махди выберет из состава всего человечества и которые будут присутствовать в командном штабе мировой революции Махди (да ускорит Аллах его пришествие!), а также в руководящем штабе всемирного правительства Махди, и именно с этим числом людей он возглавит мировую революцию и будет управлять мировым правительством, основанным на правосудии. Правительство, которое описывается в преданиях как не оставляющее ни одного бедняка во всем мире, когда вам придется искать бедняка, чтобы отдать ему закят, и его будет невозможно найти, а в преданиях домохозяйка будет сидеть в своем доме и сможет высказывать свое мнение по самым сложным научным и религиозным вопросам в своем собственном доме, рассуждая на уровне ученого и первоклассного эксперта. В наших преданиях кратко объясняется, какое общество будет построено в эпоху правления Махди (мир ему!). Общество, в котором никто ни на кого не будет держать зла, и каждый сможет залезть в карман своего брата, не причиняя ему вреда, потому что вся собственность на самом деле будет единой и подчиняться законам религии. Общество, которое мы видим в преданиях – это общество, в котором люди не лезут друг другу на плечи и не давят друг друга, не ищут друг от друга выгоды и не прислуживают друг другу. Все это было передано в шиитских и суннитских преданиях со слов Святого Пророка (мир ему и его семье!) и Ахл аль -Бейт (мир им!) по поводу правления Махди (мир ему!), а также со слов всех наших имамов, которые рассказывали о Махди (мир ему!). Я вспомнил фразу Господина мучеников (мир ему!), который сказал: «О, как бы я хотел застать Махди и его явление, и, если бы я увидел Махди, я был бы его слугой до конца своей жизни».

Камень, который подняли пророки (мир им!), и стрела, которую они выпустили, будут нацелены Имамом Века (мир ему!), чтобы было ясно, что пророки (мир им!) не совершили ошибки и не потерпели неудачу, и справедливость восторжествует. Центральная власть Махди (мир ему!), которая является штаб-квартирой глобальной революции и глобального правительства, установит в мире новую, милосердную цивилизацию. Придет тот, кто будет отличаться от всех, и он выполнит свою работу самым достойным образом. Махди (да будет доволен им Аллах!) не будет сражаться за несколько дюймов земли, он будет сражаться за всю землю, за всю землю целиком.

Его перспектива – это не одна или две нации, не одна или две расы, а всё человечество.

Его революция – это не островная, замкнутая, ограниченная и временная революция, энергия которой через некоторое время иссякнет, и контрреволюция снова победит. Это революция, в результате которой на всей земле не останется ни одного контрреволюционера, а силы, выступающие против справедливости, либо подчинятся правосудию, либо будут устранены с дороги. Эта эпоха больше не будет эпохой проповедей. Проповедей достаточно. Тысячи угнетателей слышали проповеди. Пророки и святые Божьи проповедовали тысячи раз, и диалог, логика и терпимость стали нормой, теперь уже хватит терпимости и диалога с угнетателями. В тот день на оружие ответят оружием, и сопротивление будет сломлено: «Всё благо – в мече» (ал-хайру куллюху фи-с-сайф). Махди (да будет доволен им Аллах!) будет говорить с народом на языке логики и милосердия, но с лидерами глобального угнетения и несправедливости он будет говорить на языке меча. Его движение – это не островная революция, это океан, который поглотит в себе всё и вся, уничтожит врагов справедливости и не оставит ни одного уголка в мире, где фронт противников справедливости мог бы перегруппироваться, собраться и вернуть себе свои позиции. Его движение – это не шутка, это великая битва, и это выражение упоминается в предании. Великая битва – это великая глобальная битва. В каждой войне есть один или два агрессора, иногда агрессором является одна сторона, а иногда и обе стороны являются агрессорами. Но война Махди (мир ему!) – это война с «агрессией» как таковой. Его война – это война против всех войн, он сражается с идеей войны и со всеми поджигателями войны в мире.

Поэтому его революция не будет знать сомнений и колебаний. Это похоже на движение воды в зеркале, прозрачном и незнакомом. В день восстания Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) по всему миру будет сформирован фронт, истина и ложь столкнутся лицом к лицу. Это восстание начнется с Мекки, и даже слова, которые Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) произнесет в Мекке, в Священном Доме Аллаха, рядом с Каабой, рядом с Йеменским углом, были записаны и объявлены заранее. Куда он двинется после Мекки, и с чего начнутся его завоевания на Ближнем Востоке, и куда они распространятся – некоторые из этих деталей упоминаются в преданиях.

Сила, которая всегда в истории использовалась против справедливости, прав человека и духовности, впервые в истории будет служить справедливости, правам человека, духовности и свободе именно во время восстания Махди (мир ему!). Война Махди (мир ему!) – это историческая глава, и эта война действительно ведется между черным и белым. У нас больше не будет серого. Серое станет либо черным, либо белым!!

Когда начнется это восстание, все будут вынуждены выбирать. Эра лицемерия и двуличности и двойных стандартов закончится. Это будет молниеносная война и непредсказуемый удар, который разрушит все классические системы обороны мировых держав. Это будет создание нового мира, хотя и не принципиально нового, но, в любом случае, это будет новый и неизведанный мир. Это мир, который будет сформирован на основе божественных прав и достоинства человека, и этот дискурс не может быть нерешительным, извиняющимся и готовым к отступлению. Хотите ли вы называть это утопическим абсолютизмом или как-то еще, нас не касается то, как это будет называться. Важно то, что это должно называться «манифестом преобразований в мире», что, безусловно, не является просто пустым звуком.

Эти обещания, данные о Махди (мир ему и благословение Аллаха!), не являются пустыми словами! Если человеческие идеологии говорили об «утопии», от Платона до Томаса Мора, Кампанеллы и Фрэнсиса Бэкона, все, кто говорил об утопии на Западе и во всем мире, все они придерживались абстрактной модели Вебера и его идеального типа, потому что все эти вещи измеряются обычными человеческими интересами и возможностями, но доктрина пришествия Махди – это связь с сокровищами невидимого мира и со скрытой рациональностью этого мира. Махди (мир ему и благословение Аллаха!) – это не только душа мира, но и его разум. Рука Бога отличается от руки человека, и они не обладают одинаковой силой удара, поэтому общество Махди – это не «город без места» (накоджаабад), а «город повсюду» (хамеджаабад). Это не отдаленный остров, замкнутый в себе, не город за облаками, существующий в умах поэтов. Он будет построен из реальных материалов и в этом реальном мире. Эта истина неоднократно повторяется в наших преданиях, и мы не должны вдаваться в ее толкования в этом вопросе. До появления Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) все говорили об утопии, которая представляет собой сочетание «воображения» и «реальности», но искусство Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) заключается в том, чтобы воплотить в реальность идеалы человека, которые еще не были реализованы. Важным преимуществом идеального города ислама, этого «живого мира» справедливости, который связан с благословенным именем Махди (мир ему!) и который будет построен на руинах нынешней мировой власти, является то, что его высшая форма будет воплощена руками Махди (мир ему!), но эта надежда не освобождает нас в эпоху сокрытия от обязанности создавать более естественные формы и более несовершенные модели этого общества. И в ответ на обвинения, которые были выдвинуты в адрес «религиозной утопии», следует сказать, что утопия ислама – это не схоластический город, не модель, не город мертвых и статуй.

Некоторые люди думают, что, когда мы говорим о городе морали, закона и справедливости, все ходят в этом городе как роботы, у них нет чувств, они все одинаковой формы, размера и типа, между ними нет никаких различий и разнообразия, и кажется, что в ту эпоху все станут машинами.

Некоторые люди думали, что в обществе, которое построит Достопочтенный Махди (да будет доволен им Аллах!), у людей больше не будет похоти, они не будут злиться, не будут нуждаться в хлебе, доме, работе, учебе и развлечениях. Нет, этот город – настоящее общество с реальными людьми, с теми талантами и инстинктами, которые есть у нас, будут существовать и в ту эпоху. Искусство Махди (мир ему!) заключается в том, что он организует их и будет использовать на пути к человеческому совершенству, человеческому счастью и справедливости, человеческие инстинкты не будут искоренены, и в мире после явления Махди у людей будет похоть, у них будет гнев, они будут нуждаться в пище, и им будут нужны работа, развлечения, брак, отдых, учеба и все остальное. Однако все эти отношения будут строться под сенью справедливости, братства, свободы и рациональности.

Общество Махди (мир ему!) не является закрытым обществом, где полицейских больше, чем граждан. Если в этом обществе справедливость должна быть установлена на таком уровне, не следует думать, что в каждом доме должен быть полицейский!! Это не так, и общество Махди, согласно нашим рассказам, не является закрытым обществом, так что нет необходимости в том, чтобы каждого человека охраняли по два полицейских. Это также не средневековый город. Хотя это религиозный город, он не основан на человеческих идеологиях. Это город, построенный на осознанности, свободе и морали, и это цивилизация, которая впервые в глобальном масштабе объедини науку и поклонение, власть и духовность, этот мир и загробный мир, и поэтому он не может быть закрытым городом.

С Божьей помощью я поделюсь некоторыми описаниями этого общества в своих выступлениях на следующей неделе в Техническом институте, и следует пояснить, что окончательная революция в истории, имеющая глобальные масштабы – это не какая-то комическая и вымышленная история. Ничего нельзя сделать, если не уничтожить преступников, которые господствуют в мире, так что, как уже упоминалось в преданиях, овцы и волки будут вместе на водопое, и мир в человеческом обществе установится только под сенью глобальной справедливости. В преданиях также упоминается, что в его эпоху капитал потеряет ценность, капитал будет, деньги будут, но «капитализма» не будет. Жизнь станет благословением, люди больше не будут рвать друг друга на части. В таком обществе люди не будут переступать друг через друга, они не будут давить друг друга, не будут жертвовать друг другом, не будут относиться друг к другу потребительски.

В преданиях говорится, что в эпоху Махди, в обществе, которое он создаст, люди не будут лгать, и они будут воспитаны таким образом, чтобы не лгать друг другу, и они будут финансово обеспечены таким образом, чтобы больше не обманывать друг друга. Почему мы лжем? Подумайте обо всех причинах, которые приучили нас лгать и выслушивать ложь. В ту эпоху эти причины будут вырваны с корнем. От Святого Пророка (да благословит Аллах его и его семью!) передается: «Клянусь Махди, ложь будет искоренена, и время собаки уйдет». Культура лжи будет искоренена в человеческом обществе именно усилиями Махди (да ускорит Аллах его пришествие!). В ту эпоху человеческие страдания прекратятся. «Время собаки» (заман аль-кальб) – это и есть эпоха человеческих страданий. Ложь в социальных отношениях – «аль-кизб» – и стесненное положение – «время собаки» – будут искоренены Махди (да будет доволен им Аллах!), потому что в обществе, построенном на лжи, лицемерии и обмане, экономика также служит оправданием классовых различий, а его культура скорее двухслойна, нежели многослойна, и религия не проникает внутрь, оставаясь лишь на поверхности.

В этом обществе религиозные ритуалы уважаются, но они служат прикрытием для нерелигиозного поведения в жизни. В обществе, где ложь лежит в основе взаимоотношений, весомость суждений неодинакова. В этом обществе «стрелки весов» лгут, а мерила и основы всех социальных и экономических отношений построены на лжи.

«Ростовщическая прибыль» (риба) – это экономическая ложь, за счет которой мы живем в современной экономике.

Однако Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) придет и устранит все последствия лжи, политической лжи, экономической лжи, культурной лжи, всего этого, потому что в обществе, построенном на лжи, политики также становятся лжецами, они также будут давать ложные обещания и приводить ложные статистические данные людям. Политики также будут править, основываясь на дипломатии компромиссов, с высокомерием, покорностью и лестью в адрес обладателей мирской власти, богатства и финансового влияния на людей. Во времена Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) эра бесполезных страданий, тяжелого труда и рабства закончится.

Также в преданиях говорится, что сподвижники Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) являются «обладателями суровой мощи» (ули ба’син шадид), то есть они сильны, они сделаны из стали, когда речь идет о сопротивлении и борьбе, они точны в понимании вопросов и они всё понимают с тончайшей деликатностью. В своих чувствах и эмоциях по отношению к людям и человечеству, к людям любой расы и происхождения, они смотрят друг на друга с нежностью цветка, но на передовой, сталкиваясь с врагами Бога и людей, они несут послание смерти и не оставляют в живых угнетателей. В этих преданиях он обращается к угнетателям: «Уйдите с пути Махди и его сподвижников, ибо тот, кто встанет у них на пути и будет воевать с ними, будет сокрушен. Кусочки земли будут хвастаться друг перед другом, и каждый кусочек скажет другому кусочку: «Сподвижники Махди (мир ему!) наступили на меня», то есть посланцы справедливости, честности, любви, братства и мира во всем мире приблизились к этим целям благодаря тому, что прошли по мне, и поэтому вы, как вы видите, никто так не достоин тех слов и той речи, которые я представил в начале, как Махди (да будет доволен им Аллах): «Мир тебе, о взывающий к Аллаху и учитель Его знамений! Мир тебе, когда ты встречаешь утро и вечер. Мир тебе, когда ты совершаешь намаз и читаешь кунут, когда ты кланяешься в пояс и падаешь ниц!»


Хасан Рахимпур Азгади

Источник: Рахимпур Азгади, Хасан. Мехди (адж): дар энгелаб дар йек энгелаб. Дафтар-е нашр-е фарханг-е эслами, 1386 (2007-2008). С. 1 – 28.


[1] Текст лекции, прочитанной в зале Фирдоуси, на факультете литературы Тегеранского университета, 14 октября 2001 года.