Хатами, Сейед Мохаммад

Сейед Мохаммад Хатами (перс.: سید محمد خاتمی,  род. 1943) – пятый президент Исламской Республики Иран, занимавший этот пост с 3 августа 1997 года по 3 августа 2005 года. Он также занимал пост министра культуры Ирана (1982-1992). Один из лидеров лагеря реформаторов в политической элите современного Ирана. В течение двух своих президентских сроков выступал за свободу выражения мнений, терпимость и гражданское общество, конструктивные дипломатические отношения с другими государствами, в том числе с государствами Азии и Европейского союза, а также проводил экономическую политику, поддерживающую свободный рынок и иностранные инвестиции.

Сейед Мохаммад Хатами родился 14 октября 1943 года в небольшом городке Ардакан в провинции Йезд в семье потомков пророка Мухаммада. Отец Хатами, аятолла Рухолла Хатами, был высокопоставленным священнослужителем и проповедником в городе Йезд.

Мохаммад Хатами получил степень бакалавра западной философии в Исфаханском университете (1965) и степень магистра в области педагогики в Тегеранском университете (1969). В 1969 году был призван на службу в вооружённые силы Ирана. Потом отправился в Кум, чтобы продолжить там изучение исламских наук. Он учился там в течение семи лет и получил степень муджтахида.

В 1970-х годах начинает сотрудничество с исламскими силами, находившимися в оппозиции к шаху Мохаммад-Резе Пехлеви. В конце этого периода он ненадолго обосновался в Германии, где руководил Исламским центром в Гамбурге с 1978 по 1980 год. Помимо своего родного языка персидского, Хатами свободно овладел арабским, английским и немецким языками.

После победы Исламской революции Хатами был с 1980 по 1982 год депутатом Меджлиса, министром культуры и исламского руководства – сначала в 1982-1986 гг., а затем еще раз с 1989 по 24 мая 1992 года, когда он ушел в отставку.  С 1992 по 1997 гг. он был директором Национальной библиотеки Ирана и членом Верховного совета культурной революции. Он также является членом и председателем Центрального совета Ассоциации борющихся священнослужителей.

 

Президентство (1997-2005)

Хатами баллотировался в президенты Ирана как кандидат реформистов и вступил в противоборство с кандидатом консерваторов, аятоллой Алиакбаром Натег-Нури. Он был избран президентом 23 мая 1997 года (2 хордада 1376 года по иранскому календарю). Эти выборы вошли в историю как одни из наиболее ярких. Явка избирателей составила почти 80%. Хатами получил 70% голосов. День его избрания считается датой начала «периода реформ» в Иране, и его сторонники получили известность как «Движение второго хордада».

Хатами считается первым реформистским президентом Ирана. Его избирательная кампания была сосредоточена на таких идеях, как верховенство закона, демократия и вовлечение всех иранцев в процесс принятия политических решений. Однако его политика реформ натолкнулась на противодействие со стороны консерваторов, контролировавших многие ключевые государственные структуры, в том числе Наблюдательный совет. Хатами проиграл в этом политическом противостоянии, вызвав разочарование у сторонников, возлагавших первоначально на него большие надежды. 8 июня 2001 года он был переизбран на второй срок и ушел в отставку 3 августа 2005 года.

Во время своего пребывания в должности Хатами удалось представить парламенту так называемые «законопроекты-близнецы», которые должны были внести незаметные, но важные изменения в избирательное законодательство Ирана, а также дали бы четкое определение полномочий президента по предотвращению нарушений конституции государственными учреждениями. Сам Хатами назвал «законопроекты-близнецы» ключом к реализации своей программы реформ в Иране. Законопроекты были одобрены парламентом, но в конечном итоге на них было наложено вето Наблюдательного совета.

 

Экономическая политика

Экономическая политика Хатами продолжила курс предыдущего правительства на индустриализацию. На макроэкономическом уровне Хатами продолжил либеральную политику, начатую Рафсанджани в рамках первого пятилетнего плана экономического развития государства (1990-1995). Большую часть своего первого срока Хатами следил за выполнением второго пятилетнего плана развития Ирана (1995-2000). Однако уже через год после своего первого срока на посту президента Ирана Хатами заявил о том, что экономика «хронически больна…и будет продолжать оставаться такой, если не будет проведена фундаментальная реструктуризация».

15 сентября 1999 года Хатами представил Меджлису новый пятилетний план. Этот план, рассчитанный на период с 2000 по 2004 год, предусматривал экономическое восстановление в более широком контексте социального и политического развития. Экономические реформы включали в себя амбициозную программу приватизации нескольких крупных отраслей промышленности, создание 750 000 новых рабочих мест в год, среднегодовой рост реального ВВП на 6% за указанный период, сокращение субсидий на основные товары, а также широкий спектр фискальных и структурных реформ.

На макроэкономическом уровне реальный рост ВВП вырос с 2,4% в 1997 году до 5,9% в 2000 году. Безработица сократилась с 16,2% до менее 14%. Индекс потребительских цен упал ниже 13%, хотя ранее был выше 17%. Имел место рост государственных и частных инвестиций в энергетическом секторе, строительной отрасли и других секторах иранской промышленности. Внешний долг страны был сокращен с 12,1 миллиарда долларов до 7,9 миллиарда долларов, что является самым низким уровнем с момента прекращения военных действий между Ираном и Ираком. По собственным данным правительства, число людей, находящихся за чертой абсолютной бедности в 2001 году, составило 15,5% от общей численности населения – по сравнению с 18% в 1997 году.

С 1995 по 2005 год правительство Хатами также успешно снизило темпы падения иранского риала, однако валюта продолжала падать. На протяжении его президентского срока курс упал с 2046 до 9 005 риалов за доллар США.

В 2005 году Хатами назвал среди достижений своего правительства экономическое развитие, крупномасштабное участие частного сектора в экономической жизни страны и 6-процентный экономический рост. Правительство выделило частному сектору миллиарды долларов на развитие экономики. Также Ирану удалось убедить Всемирный банк одобрить предоставление стране кредитов на общую сумму 432 миллиарда долларов.

 

Внешняя политика и диалог цивилизаций

Во время президентства Хатами внешняя политика Ирана строилась на переходе от конфронтации к примирению. Во внешнеполитической концепции Хатами важное место занимал «Диалог между цивилизациями», который был намеренно выдвинут в качестве противовеса концепции «столкновения цивилизаций» американского политолога Сэмюэля Хантингтона. Отношения с США сохранялись напряженными, потому что Тегеран продолжал придерживаться прежних подходов к политике и прилагал все больше усилий, чтобы играть большую роль в регионе Персидского залива и за его пределами.

Хатами позаимствовал идею «диалога цивилизаций» из ранних работ иранского философа Дариюша Шайегана. Он представил эту концепцию в Организации Объединенных Наций, которая приняла его предложение и провозгласила 2001 год Годом диалога между цивилизациями. Призывая к морализации политики, Хатами считал, что «культура, мораль и искусство должны преобладать над политикой».

Хатами сыграл важную роль в урегулировании кризиса с убийством иранских дипломатов в Афганистане. 8 августа 1998 года боевики движения «Талибан» убили 4000 шиитов в городе Мазари-Шариф в Афганистане, а также напали на иранских граждан. Погибло 11 иранских дипломатов, среди которых был иранский журналист. Остальные дипломаты были взяты в заложники. Иран сосредоточил войска вблизи иранско-афганской границы, приготовившись к вторжению в Афганистан для начала боевых действий против талибов. Более 70 000 иранских военнослужащих были размещены вдоль границ Афганистана. Хатами остановил вторжение и обратился за помощью к ООН, после чего Иран вступил в переговоры с талибами, и дипломаты были освобождены. Таким образом, Хатами и его советникам удалось удержать Иран от вступления в войну с талибами.

Большая часть обоих президентских сроков Хатами сопровождалась конфронтацией с консервативным лагерем. Во время парламентских выборов в феврале 2004 года, когда Наблюдательный совет запретил баллотироваться тысячам кандидатов, в том числе большинству реформистских членов парламента, что привело к снижению явки избирателей и победе консерваторов, Хатами заявил о решительном несогласии с результатами выборов, которые его правительство назвало несправедливыми и несвободными.

 

После президентства

После окончания второго срока своего президентства Хатами основал две неправительственные организации, которые сам возглавляет – Международный институт диалога между культурами и цивилизациями и Фонд БАРАН. Европейский филиал института Хатами со штаб-квартирой в Женеве зарегистрирован в 2006 году в качестве Фонда диалога между цивилизациями. Фонд БАРАН, название которого переводится с фарси как «дождь», но в действительности представляет собой персидскую аббревиатуру Фонда свободы, роста и благоустройства Ирана. Этот институт сосредоточен на вопросах внутренней иранской повестки, а не международной деятельности.

7 сентября 2006 года во время визита в Вашингтон Мохаммад Хатами призвал к диалогу между Соединенными Штатами и Ираном. 24-28 января 2007 года он принял участие в ежегодном совещании Всемирного экономического форума в Давосе (Швейцария). В октябре 2008 года Хатами организовал международную конференцию, посвященную положению религии в современном мире, в которой приняли участие бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, бывший генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, а также бывшие премьер-министр и президенты многих стран (Норвегия, Италия, Франция, Швейцария, Португалия, Ирландия, Шри-Ланка и т.д.).

В 2009 году Хатами снова объявил о своем намерении баллотироваться на президентских выборах в Иране, но вскоре официально заявил, что отказывается от участия в президентской гонке, чтобы поддержать другого кандидата-реформиста Мирхосейна Мусави. Иранским СМИ по распоряжению прокурора Тегерана было запрещено публиковать фотографии Хатами или цитировать его слова из-за его поддержки участников протестного «Зеленого движения» в 2009 году. Ему также был запрещен выезд за границу.

В 2013 году, за несколько месяцев до президентских выборов, целый ряд реформистских групп Ирана пригласил Хатами принять участие в борьбе за пост президента. Сам Хатами заявил, что все еще ждет позитивных изменений в стране и сообщит о своем решении, когда придет подходящее время. 11 июня 2013 года Хатами вместе с другими реформистами поддержал на президентских выборах умеренного Хасана Роухани.

 

Семья

Хатами женат с 1974 года на Зохре Садеги, дочери мусульманского факиха и племяннице ирано-ливанского шиитского лидера Мусы ас-Садра. У супругов есть две дочери – Лейла (род. 1975) и Наргес (род. 1980), а также сын Эмад (род. 1988).

Брат Хатами, Мохаммад-Реза Хатами, был избран первым членом Меджлиса от Тегерана и занимал пост вице-спикера парламента в 2000-2004 гг. Он также в течение нескольких лет занимал пост генерального секретаря крупнейшей реформистской партии Ирана  — Фронта исламского участия Ирана (Мошарекят). Мохаммад-Реза женат на Захре Эшраги, внучке Рухоллы Хомейни (основателя Исламской Республики Иран) и активистки движения за женские права.

Другой брат Хатами, Али Хатами, бизнесмен со степенью магистра в области промышленной инженерии из Политехнического университета в Бруклине, занимал пост главы администрации президента во время второго президентского срока Сейед Мохаммада Хатами.

Старшая сестра Хатами, Фатеме Хатами, была избрана первым представителем народа Ардакана (родного города Хатами) на выборах в городской совет 1999 года.

 

Научная деятельность

Хатами занимался научными изысканиями и не оставлял исследовательской деятельности даже на посту президента. Ранее Хатами даже был преподавателем в Университете Тарбият-Модаррес, где преподавал политическую философию. Основной областью исследований Хатами была политическая философия. На его формирование в качестве политического мыслителя повлияли идеи иранского философа Сейеда Джавада Табатабаи (род. 1945).

В 1999 году Хатами опубликовал свой труд по политической философии «Страх перед бурей». Там он развивает мысль в русле концепции Джавада Табатабаи, рассматривая неоплатоническую адаптацию греческой политической философии аль-Фараби, идеи «вечной мудрости» в области государственного правления Абу-ль-Хасана Амири (ум. 991) и Мушкуйи ар-Рази (ум. 1030), религиозно-правовые теории аль-Маварди и аль-Газали, трактат о государственном управлении сельджукского визиря Низама аль-Мулька, заканчивая книгу обсуждением возрождения политической философии в сефевидском Исфахане во второй половине XVII века. Хатами разделяет с Табатабаи мысль об упадке исламской политической мысли, начавшемся после аль-Фараби и ознаменованном переходом от политической философии к монархической политике (сиясат-е шахи) и силовому господству (тагаллоб) в исламской истории. Он придерживается аристотелевского взгляда на политику, отход от которого привел к более авторитарной политической культуре мусульманского мира.

 

Труды Хатами на персидском языке:

  • «Страх перед бурей» (Бим-е моудж)
  • «От города-мира к миру-городу» (Аз донья-шахр та шахр-е донья)
  • «Религия и мысль в ловушке деспотизма» (Айин ва андише дар дам-е ходкамеги)
  • «Народоправство» (Мардамсалари)
  • «Диалог между цивилизациями» (Гофтегу-йе тамаддонха)
  • «Письмо на завтра» (Намеи барайе фарда)
  • «Ислам, духовенство и Исламская революция» (Эслам, роуханият ва энгелаб-е эслами)
  • «Политическое развитие, экономическое развитие и безопасность» (Тоусеэ-йе сияси, тоусеэ-йе эгтесади ва амният)
  • «Женщины и молодежь» (Занан ва джаванан)
  • «Политические партии и советы» (Ахзаб ва шоураха)
  • «Воскреситель сути религии» (Эхьягяр-е хагигат-е дин)