Занджани, Сейед Реза
Аятолла Сейед Реза Мусави Занджани (1902-1984) – иранский шиитский муджтахид, который боролся против деспотического режима Мохаммад-Реза-шаха Пехлеви, но после победы Исламской революции выступал с альтернативной версией концепции вилаят аль-факих и оказался в оппозиции новой власти.
Сейед Реза Занджани родился в 1902 году в семье иранских азербайджанцев из провинции Зенджан на северо-западе Ирана. Его отцом был Сейед Мохаммад Мусави Занджани (ум. 1937), видный шиитский священнослужитель, который был сторонником Конституционной революции и представителем Зенджана в Конституционном собрании. Вместе с тем, его дед со стороны матери, Мирза Абуталеб Занджани (ум. 1911), который также был признанным факихом из семьи потомственных муджтахидов и кадиев Зенджана со времен Сефевидов, считался соратником Джамал ад-дина аль-Афгани и проповедником идей панисламизма, к концу жизни был противником конституционализма, поддерживал каджарскую монархию в лице Мохаммад-Али-шаха и имел тесные контакты с британским посольством в Тегеране.
Сейед Реза Занджани поехал в 1920-е годы в Кум и был очень близким учеником аятоллы Абдолькарима Хаэри Язди (ум. 1937), основателя богословской семинарии Кума, а затем даже стал секретарем его канцелярии (бейт). В 1935 году он получил от него разрешение на иджтихад. В конце 1930-х годов он вернулся в Зенджан. В 1940-е годы аятолла Занджани участвовал в борьбе против Демократической партии, которая при поддержке СССР пыталась добиться создания независимого государства на территории иранского Азербайджана. После 1946 года он вместе с братом Абольфазлем Занджани перебрался в Тегеран. Здесь они создали вместе с Махмудом Талегани и Мир Сейед Али Разави Кумми «Научное общество Тегерана» (Хейат-е эльмийе-йе Техран), которое стало точкой притяжения наиболее прогрессивно мыслившей части тегеранского духовенства.
Как и его старший брат Абольфазль, в этот период он активно занимался политикой, выступая в поддержку премьер-министра Мохаммада Мосаддыка и Национального фронта. Он также пытался урегулировать конфликт Мосаддыка с аятоллой Кашани, угрожавший лишить националистов поддержки духовенства и религиозных масс. После свержения Мосаддыка в результате организованного американскими и британскими спецслужбами переворота 1953 года Занджани призывал националистов и религиозные оппозиционные группы присоединиться к Движению национального сопротивления, которое стало приемником Национального фронта. В этот период он неоднократно подвергался тюремному заключению и ссылке. В 1967 году именно аятолла Занджани возглавил погребальную молитву на похоронах Мосаддыка.
В годы, предшествовавшие Исламской революции 1979 года, Занджани был уже не столь активен, как в 1950-е годы. Он сохранял тесные контакты как со светским Национальным фронтом, так и с религиозно ориентированным Движением за свободу Ирана. Вместе с аятоллами Гольпайгани, Милани и Мохаммад-Каземом Шариатмадари он поддерживал конституционную монархию в Иране, выступая к соблюдению положений Конституции 1906 года, предполагавших создание специального совета из видных шиитских священнослужителей, которые должны были одобрять все принимаемые парламентом законы.
После начала народных протестов в 1978 году Сейед Реза Занджани написал письмо Имаму Хомейни в Наджаф, предложив ему вернуться в Иран и вынудить шаха пойти на уступки протестующим, однако Имам Хомейни отказался от этого предложения, заявив, что его конечной целью является свержение шаха как незаконного правителя.
После победы Исламской революции аятолла Занджани отказался от официальных постов и стал критиковать вмешательство шиитского духовенства в административные процессы. Аналогичной позиции в первые годы революции придерживался и сам Имам Хомейни, выражавший официальную поддержку светских кандидатов, а не священнослужителей. Вместе с тем, в марте 1979 года он заявил в интервью, что планирует создать политическую партию, которая объединила бы светскую интеллигенцию и духовенство. После смерти Махмуда Талегани, одной из ведущих фигур религиозных националистов, Занджани рассматривался как его потенциальный преемник на посту пятничного имама Тегерана, однако этот пост был передан аятолле Монтазери.
Когда в декабре 1979 года была принята новая конституция Исламской Республики Иран, аятолла Занджани выступил против трактовки вилаят аль-факих, основанной на правлении одного ведущего факиха, а не деятельности коллегиального органа. Он также считал, что полномасштабная духовно-политическая власть (вилаят аль-мутлака) принадлежит исключительно двенадцати непорочным имамам, а не шиитским правоведам (факих), сколько бы высоким авторитетом они ни обладали. В начале 1981 года он заявил о том, что монополия на принятие судебных и богословских решений, признаки которой он увидел в Иране, противоречит исламу и напоминает принципы организации Римской католической церкви. Обвинения были настолько резкими, что Занджани заподозрили в вынесении вердикта о неверии (такфир) в отношении Хомейни и его сторонников.
В ходе конфликта между Партией Исламской Республики (ПИР) и первым президентом ИРИ Абольхасаном Банисадром аятолла Занджани поддержал последнего, а его сын, Саид Фарид, был одним из главных функционеров созданного Банисадром Бюро координации сотрудничества народа с президентом.
Аятолла Занджани умер 5 января 1984 года и был похоронен в мавзолее Фатимы Масумы в Куме. Его похороны сопровождались криками возмущенной толпы, скандировавшей лозунги: «Долой лицемера!», «Долой Америку!» и «Долой противников вилаят аль-факих!»
Старший брат Занджани, Сейед Абольфазль Занджани (ум. 1992), также был в 1950-е годы членом Национального фронта и Движения национального сопротивления, а затем сотрудничал с аятоллой Махмудом Талегани, в том числе в пропаганде против Израиля. Он был имамом в знаменитой оппозиционной мечети Аль-Джавад в Тегране и в Хосейнийе-йе эршад, а после ареста аятоллы Талегани выполнял обязанности имама также в мечети Хедаят.