Неравномерность регионального развития Ирана: экономика и политика (60 -70 е годы)

Цуканов В.П. Неравномерность регионального развития Ирана: экономика и политика (60 -70 е годы). М.: Издательство «Наука», 1984. – 128 с.


В монографии рассматриваются методологические аспекты изучения регионального развития производительных сил в Иране. Показаны особенности территориального разделения труда, на основе которых формировалась современная региональная специфика в экономике страны. Особое внимание уделено освещению различных аспектов проявления закона неравномерности отраслевого и территориального развития капитализма в ходе индустриализации в 60—70-е годы, его воздействия на территориально-отраслевую структуру обрабатывающей промышленности. Рассматривается государственная региональная политика, этапы ее становления, формы и средства.

СКАЧАТЬ КНИГУ (PDF)

ВВЕДЕНИЕ

Среди разнообразных проблем социально-экономического развития, которые в настоящее время приходится решать развивающимся странам, важное место принадлежит проблеме территориального размещения производительных сил. Период колониальной и полуколониальной зависимости, сформировавший в этих странах комплекс факторов экономической отсталости и отодвинувший их экономику на периферию капиталистического разделения труда, оказал глубокое воздействие на территориальную структуру их общественного производства. Сосредоточение хозяйственной деятельности большинства населения в аграрной сфере; очаговый характер размещения промышленности, ее слабая отраслевая диверсификация и ограниченные возможности влиять на развитие окружающей территории; качественные различия в экономическом и техническом базисе материального производства в городе и деревне; деформированный характер урбанизационного процесса — таковы были последствия колониальной эксплуатации развивающихся стран, оказавшие глубокое влияние на территориальное размещение производительных сил, содействовавшие территориальной разобщенности процессов производства и обмена.

После завоевания политической независимости перед освободившимися странами встала задача не менее важная и не менее сложная, чем восстановление государственного суверенитета — преодоление экономической отсталости. Ее решение предполагало обеспечение стабильных темпов экономического роста и ломки колониальной структуры народного хозяйства на основе его индустриализации. Для этого необходимо было, в частности, изменить сложившуюся за годы колониальной зависимости территориальную структуру производительных сил. Поэтому факторы, которые сделали необходимым государственное вмешательство в процесс социально-экономического развития, предопределили включение территориального разделения труда в сферу государственного регулирования и постепенно привели к выделению регионального развития (или районного уровня экономического развития) в самостоятельный объект государственной экономической политики. В настоящее время в подавляющем большинстве развивающихся стран государственное регулирование регионального развития стало составной частью общей социально-экономической стратегии.

Региональному развитию в освободившихся государствах присущи как сходства, так и различия. Наиболее общей чертой его является то, что происходит оно в условиях неоднородного общественно-экономического базиса, уклады которого подчиняются действию качественно различных экономических законов. Это значительно усложняет региональное развитие производительных сил, поскольку подъем территориальной структуры производства на более высокую ступень предполагает взаимодействие между укладами. Различия связаны с уровнем развития национальной экономики, ее отраслевой структурой, степенью и характером участия в международном разделении труда, национально-психологическими особенностями населения, природными условиями производства. Однако в любом случае проблема размещения производительных сил заключается в том, чтобы использовать региональный (районный) уровень территориального разделения труда в качестве активного элемента доколониальной перестройки структуры экономики и превратить региональное развитие в постоянный ресурс экономического роста. Следует отметить, что в той мере, в какой региональное развитие управляется государственной политикой, его социальная ориентация, а также формы и методы реализации определяются господствующей политической линией данного государства.

Настоящая монография посвящена исследованию районных особенностей развития городской обрабатывающей промышленности Ирана в середине 60-х — начале 70-х годов. Работа не ставит задач подробного описания специфики развития обрабатывающей промышленности в каждом, отдельно взятом районе страны. В ней районные различия в размещении и функционировании обрабатывающего производства используются как. основа для выявления общих, т. е. системных тенденций в развитии данного процесса, уделяется внимание анализу взаимных связей локационных характеристик обрабатывающей промышленности с показателями ее экономической результативности.

Хронологические рамки работы охватывают период развития обрабатывающей промышленности в Иране с середины 60-х до начала 70-х годов. На их выбор оказала влияние доступность регионального статистического материала. Для социально-экономического развития Ирана в 60—70-е годы были характерны существенные сдвиги, происходившие в рамках капиталистических производственных отношений и затронувшие важные сферы жизни страны, общественное производство в целом и его различные подразделения.

За период 1959/60 — 1975/76 гг. производство валового внутреннего продукта (ВВП) выросло в постоянных ценах 1959/60 г. с 285,5 до 1382,6 млрд, риалов, или почти в 5 раз, а в текущих ценах с 285,5 до 3567,11 млрд, риалов, или почти в 14 раз. Среднегодовой темп прироста ВВП за указанный период, исчисленный в постоянных ценах, превышал среднегодовой темп прироста населения за указанный период в 3 раза, а в текущих ценах в 9 раз. Существенно укрепилась накопительная основа хозяйственного роста. Норма валовых внутренних вложений в основной капитал в период 1959/60— 1971/72 гг. держалась на среднем уровне 20,2% валового национального продукта (ВНП) в постоянных ценах 1959/60 г. и 22,4% 3 в 1973/1974— 1975/1976 гг. в ценах 1974/75 г. Главное место в формировании фонда накопления занимали государственные инвестиции, ресурсы которых обеспечивались поступлениями от нефтяного сектора ч. Практически все фазы процесса воспроизводства охватывались государственным регулированием. Значительную экономическую силу набрал также частный сектор страны, который под влиянием роста концентрации производства и капитала стал все более отчетливо обнаруживать монополистические тенденции. Хотя в целом многоукладный характер экономического базиса и не был преодолен, капиталистический способ производства стал господствующим и ведущим в сфере промышленности.

За развитием хозяйственного потенциала в этот период стояло нечто большее, чем количественный рост его различных составляющих. В стране постепенно и, естественно, не без противоречий осуществлялось создание 5 национальных основ расширенного воспроизводства на базе социально-экономической и технико-экономической перестройки структуры хозяйства. В ходе аграрных преобразований расширилась сфера капиталистических производственных отношений в сельском хозяйстве, заметными темпами капитализировался технический базис этой отрасли, что имело важное значение для подъема уровня и роста объема внутреннего рынка в стране. Большие изменения претерпела отраслевая структура иранской экономики. Доля сельского хозяйства в ВВП (текущие цены) снизилась с 29,9% в 1959/60 г. до 16,1% в 1972/73 г. и до 9,4% в 1975/76 г. Удельный вес добывающей и обрабатывающей промышленности на указанные даты составил соответственно 10,8, 13,8 и 10,8%, а нефтяного сектора — 16,5, 26,5 и 36,8%. Отраслевая диверсификация обрабатывающей промышленности осуществлялась в основном за счет отраслей I подразделения, и при этом достаточно отчетливо прослеживалась тенденция к преодолению хозяйственной автаркии нефтяного сектора и усилению его производственных связей с другими отраслями экономики в производстве и потреблении промежуточного продукта. Большие сдвиги происходили в инфраструктурных отраслях, одна часть которых была создана (например, система распределения нефтепродуктов, предназначенная для удовлетворения потребностей внутреннего рынка), а другая — технически модернизирована (транспорт и связь) в этот период. Иран, безусловно, относился к той группе бывших колониальных и полуколониальных стран, «где развитие пошло дальше по капиталистическому пути». Процесс ломки колониальной структуры экономики протекал в русле развития капиталистических производственных отношений, и его содержание неизбежно являлось крайне противоречивым. Эта противоречивость ярко выявилась в особенностях развития отраслевой и территориальной структуры иранской экономики, включая и обрабатывающую промышленность.

Эксплуатация страны иностранным капиталом сильно повлияла на форму и уровень территориального разделения труда, производительных сил Ирана. К началу XX в. иностранный капитал, фактически лишив страну национального суверенитета, превратил ее в свой аграрно-сырьевой придаток. В результате сфера материального производства оказалась ориентированной на конечный спрос, а внешний рынок занял в удовлетворении послед6 него решающее место. Возможность осуществления воспроизводственного процесса практически была поставлена в полную зависимость от внешней торговли, развитие которой шло в ущерб национальному неземледельческому производству. Усиление аграрной специализации районов происходило без соответствующего преобразования докапиталистических производственных отношений в сельском хозяйстве, а внутренний рынок страны находился не только на низком уровне развития, но и был территориально раздробленным. Нефтедобывающая промышленность как основная производительная сила приложения иностранного капитала выходила за рамки юрисдикции государства и имела статус хозяйственного анклава. Политика государственного капитализма, которая начала проводиться после восстановления национального суверенитета в 20-х годах и централизации государственной власти, вызвала значительные изменения в размещении производительных сил прежде всего в результате развития отраслей легкой промышленности. К. Маркс отмечал: «Всякая новая производительная сила,—поскольку это не просто количественное расширение известных до того производительных сил (например, возделывание новых земель), влечет за собой дальнейшее разделение труда». Поэтому правление новых средств труда и новых форм их общественной организации в Иране становится этапным и для территориального разделения труда: начиная с 30-х годов неуклонно повышается хозяйственная значимость столичного (Центрального) остана (района). Этот район как по абсолютным, так и по относительным показателям постепенно превращается в основной центр промышленного производства в стране (исключая Хузестан, где еще ранее были сосредоточены нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли); сельскохозяйственное сырье и продовольственные товары в него ввозились из северных и западных районов. Отраслевой состав промышленности, развивавшейся в Центральном остане, не способствовал промышленной перестройке экономики в других районах. Но зато под влиянием главным образом стихийных рыночных факторов усиливалась неравномерность размещения промышленности в пользу Центрального района.

После того как в начале 60-х годов курс индустриального развития был провозглашен стратегической целью государственных экономических программ, сдвиги в размещении обрабатывающей промышленности по районам могли осуществляться в двух направлениях: одно из них могло усугублять тенденцию территориальной концентрации, другое — противостоять ей. Объективные условия, которые создавала индустриализация экономики для развития территориального разделения труда, способствовали возникновению предпосылок для реализации второго направления в районном распределении обрабатывающей. промышленности. Однако фактические сдвиги в ее размещении вели к возникновению серьезных трудностей и противоречий во многих важных сферах хозяйственного развития. К ним прежде всего относились проблемы вовлечения окраинных районов в процесс промышленного развития, более равномерного распределения капиталовложений между районами ликвидации сильных диспропорций в душевом производстве и потреблении национального дохода в различных районах.

Субъективный фактор хозяйственного роста, каким является государственная экономическая политика, пережил в 60-х годах немаловажную эволюцию от пассивного отношения к территориальной структуре производительных сил к попытке использовать ее в интересах экономического развития. Планирующие органы страны пришли к выводу, что задача превращения хозяйства страны в однородную по своему общественному и технико-экономическому уровню систему взаимосвязанных отраслей зависит от правильного территориального учета эффекта внутренней комплексности отраслей I подразделения, которые составляют стержень развития обрабатывающей промышленности. Поэтому с начала осуществления четвертого плана развития (1968 г.) региональная политика делается составной частью программ социально-экономического развития страны, и содержание этой политики начинает определяться стратегическими целями национальных экономических программ. Однако по целому ряду экономических и политических причин региональная политика оказалась недостаточно эффективной для того, чтобы остановить развитие неблагоприятных тенденций в размещении производительных сил. Среди этих причин особого внимания заслуживает такой институциональный фактор, как организация региональной политики, начиная с изучения территориальной структуры производства и кончая непосредственным осуществлением регулирующих мероприятий. В работах иранских экономистов уделялось мало внимания проблемам регионального развития, а в планах-программах она отражалась в обезличенной форме, т. е. без определения соответствующих задач по тому или иному региону. Кроме того, жесткая централизация государственного управления практически лишала местные органы власти всякой возможности не только влиять на выработку региональной политики, но и добиваться реализации объявленных мероприятий. Таким образом, региональное развитие в период 60-х — начала 70-х годов хотя и осуществлялось в условиях деколониальной перестройки структуры народного хозяйства, оно, пожалуй, как никакая другая область социально-экономического развития, испытывало на себе отрицательное воздействие установления в стране тоталитарной формы государственного, управления. Региональные проблемы настолько усиливались в ходе индустриализации, что уже к началу 70-х годов превратились в серьезную угрозу для продолжения курса ломки колониальной экономической структуры и превращения страны в промышленно развитую. В силу этого обстоятельства вряд ли будет преувеличением отметить, что региональное развитие явилось одной из тех сфер, где постепенно вызревали и накапливались социально-экономические противоречия иранского общества, которые привели к антимонархической и антиимпериалистической революции 1978—1979 гг. После стабилизации политической обстановки и нормализации хозяйственной жизни региональное развитие и региональную.) политику страны ожидают дальнейшие изменения. И с этой точки зрения рассмотрение особенностей развития производительных сил (в частности, обрабатывающей промышленности) в период до революции 1978—1979 гг., не только имеет историко-экономическое значение, но и не теряет своей актуальности.

Содержание

В в е д е н и е …………………………………………………….. 3

Глава I. Некоторые методологические аспекты исследования вопроса……………………………………………………………………………………… 10

Глава II. Особенности формирования территориального разделения труда в Иране в период полуколониальной зависимости страны от иностранного капитала и в условиях политики госкапитализма в 30—60-е годы …………………………. 20

Глава III. Региональные особенности развития обрабатывающей промышленности в Иране в 60—70-е годы  .…………………………………………………….……..30

Районные различия в уровне развития общественного

разделения труда в обрабатывающей промышленности и

тенденции их изменения во времени ……………………….30

Особенности районной локализации отраслей обрабатывающей промышленности Ирана и территориальные сдвиги в их размещении ………………………………………………………..43

Изменения отраслевых структур территориально-административных районов в ходе осуществления территориальных сдвигов в размещении обрабатывающей промышленности……………………………………………………. 66

Глава IV. Отражение проблемы регионального развития в общенациональных экономических программах страны ………………………………………………….. 97

Заключение ……………………………………………………………. 105

П р и м е ч а н и я ………………………………………………………115