Арджоманд, Саид Амир

Саид Амир Арджоманд (перс.: سعید امیر ارجمند) — ирано-американский ученый и заслуженный профессор социологии в Университете Стоуни-Брук (Лонг-Айленд, США), директор Института глобальных исследований Стоуни-Брук. Является основателем и президентом Ассоциации по изучению персоидных обществ (Association for the Study of Persianate Societies, ASPS), а также основателем и редактором журнала Persianate Studies.

Родился 26 декабря 1946 года в Тегеране. Получил степень доктора философии в Чикагском университете в 1980 году.

Сфера научных интересов: компаративистика; история; политология; право; религия; глобалистика.

Является автором монографий, посвященных шиитскому исламу и Исламской революции в Иране: «Тень Бога и Скрытый Имам: религия, политическая организация и социальные изменения в шиитском Иране от начала до конца» (l984), «Тюрбан вместо короны. Исламская революция в Иране» (1988), «После Хомейни: Иран при его преемниках» (2009).

Его работа «Конституции и борьба за политический порядок: изучение модернизации политических традиций» (European Journal of Sociologie/Archives européennes de sociologie, 1992), получила премию в номинации за лучшее эссе по сравнительной и исторической социологии в 1993 году. Высокой оценки также получила его работа  «Закон, власть и политика в средневековом исламском обществе: развитие институтов обучения с X по XV века» (1999). Он является также редактором двух книг по сравнительному изучению конституционализма: «Конституционализм и политическая реконструкция» (Brill, 2007) и «Конституционная политика на Ближнем Востоке» (Hart Publishing, 2008).

Профессор Арджоманд был первым научным сотрудником в области права и государственной политики в Школе Вудро Вильсона Принстонского университета и ученым-стипендиатом Карнеги (2006 — 2008). Будучи директором Института глобальных исследований Стоуни Брук, руководит его проектом по интеграции социальной теории и региональных исследований.

 

Книги:

«Революция: структура и значение в мировой истории» (Revolution: Structure and Meaning in World History, The University of Chicago Press, 2019).

В этой книге Саид Амир Арджоманд обращается к древности, чтобы предложить единую теорию революции. Работа посвящена истории дореволюционных восстаний древнего мира, а также средневековых европейских восстаний и более поздних событий, вплоть до Арабской весны 2011 года. Арджоманд делит революции на две группы: расширяющие существующую политическую структуру и структуру власти и стремящиеся ее подорвать, но парадоксальным образом увеличивающие ее авторитет. Революции прошлого, по его мнению, могут пролить свет на причины революций настоящего и будущего: пока централизованные государства остаются могущественными, будет существовать пространство для большей и даже насильственной интеграции политически бесправных слоев общества.

«Социология шиитского ислама. Сборник Эссе» (Sociology of Shi`ite Islam. Collected Essays, Leiden: E. J. Brill, 2016).

Автор предлагает всестороннее исследование развития шиизма от его формирования в виде секты в VIII веке до его становления в качестве национальной религии Ирана в XVI веке и Исламской революции в ХХ веке.

«После Хомейни: Иран при его преемниках» (After Khomeini, Iran under his Successors, Oxford University Press, 2009).

В этой книге Саид Амир Арджоманд рисует портрет современного Ирана. Эта работа представляет собой продолжение монографии «Тюрбан для короны» и посвящена изучению Ирана при преемниках аятоллы Хомейни вплоть до наших дней. Он начинает работу с Хомейни, предлагая блестящую биографию человека, который был вдохновителем революции, свергшей шаха. Арджоманд проводит четкие различия между умеренными деятелями на начальной фразе революции, радикалами, прагматиками и сторонниками жесткой линии, наиболее ярким представителем которых является Махмудо Ахмадинежад. Используя хронологический и тематический подходы, он прослеживает возникновение и укрепление нынешней системы коллективного правления духовных советов и мирный переход к двойному руководству со стороны аятоллы как верховного руководителя и подчиненного ему президента Исламской Республики Иран. Внутренние политические распри между наследниками Хомейни он объясняет борьбой за его революционное наследие. Он также описывает, как правящая клерикальная элита и национальные силы безопасности взаимозависимы политически и экономически, размышляя о потенциальной будущей роли Корпуса стражей Исламской революции. Подводя свою работу к текущим политическим событиям, Арджоманд анализирует также внешнюю политику Ирана, в том числе влияние на Иран падения коммунизма и ядерную политику Ахмадинежада.

«Социальная теория и региональные исследования в эпоху глобализации» (редактор, Social Theory and Regional Studies in the Global Age, SUNY Press, 2013).

«Миры различий» (член редакционной коллегии, Worlds of Difference, Sage, 2013).

«Верховенство закона, ислам и конституционная политика в Египте и Иране» (под редакцией Натана Дж.Брауна, The Rule of Law, Islam and Constitutional Politics in Egypt and Iran, State University of New York Press, 2013).

«Социальная теория и региональные исследования в глобальную эпоху» (редактор, Social Theory and Regional Studies in the Global Age, SUNY Press, 2014).

«Арабская революция 2011 года: сравнительная перспектива» (редактор, The Arab Revolution of 2011: A Comparative Perspective, SUNY Press, 2015).

«Конституционная политика на Ближнем Востоке» (редактор и автор предисловия,  Constitutional Politics in the Middle East, London: Hart Publishers, 2008).

Саид Амир Арджоманд в своей главе помещает современный опыт конституционализма на Ближнем Востоке в контекст правовой кодификации и политической модернизации XIX и XX веков.

«Конституционализм и политическая реконструкция» (редактор и автор предисловия, Constitutionalism and Political Reconstruction, Leiden: E. J. Brill, 2007).

«Тень Бога и Скрытый Имам: религия, политическая организация и социальные изменения в шиитском Иране с начала и до 1890 года» (The Shadow of God and the Hidden Imam: Religion, Political Organization and Societal Change in Shi’ite Iran from the Beginning to 1890, The University of Chicago Press, 1984).

Отвергая чрезмерно упрощенные и политически ангажированные взгляды на политику шиитского ислама, автор предлагает хорошо проиллюстрированное примерами социологическое и историческое исследование шиизма и политического строя дореволюционного Ирана, которое раскрывает истоки того, что стало известно на Западе как теократия Хомейни.

«Тюрбан для короны. Исламская революция в Иране» (The Turban for the Crown. The Islamic revolution in Iran, Oxford University Press, 1988).

В этой книге Арджоманд ставит Исламскую революцию в один ряд с революциями 1789 и 1917 годов как с точки зрения ее влияния на мир, так и с точки зрения ее долговечности. Он описывает, как «иерократия» духовенства строила и укрепляла свою власть путем революционной трансформации традиционного шиизма, а также структуры государства. Книга представляет сборник коротких статей дюжины молодых исследователей, содержащих много полезной информации, но не дающих полной или целостной картины.

«Власть и политическая культура в шиизме» (редактор, Authority and Political Culture in Shi’ism, SUNY Press, 1988).

Основная тема этой книги – власть в шиизме с особым акцентом на его институционализации в различные исторические периоды – от зарождения шиизма в Средние века и вплоть до настоящего времени. В первой части представлен новый материал по важным, но зачастую игнорируемым вопросам, которые находятся в центре современных научных дискуссий, включая фундаментальные отношения между знанием и властью в раннем шиизме, аспекты массовой культуры в средневековом шиизме, институционализацию религиозной власти в шиитском Иране с 16 по 18 века и централизацию религиозной власти в 19 веке. Редактор дает анализ идеологической революции в шиизме в 1970-х и 1980-х годах. Для Части II были отобраны важные документы и первоисточники, представляющие основные тенденции в истории шиизма. Пространное введение редактора эффективно соединяет I и II части книги.

«Политические аспекты религии» (редактор и автор предисловия, The Political Dimensions of Religion, State University of New York Press, 1993.

В этой книге исследуются отношения между религией и политикой. Он объединяет в одну интегрированную структуру разнообразные примеры детализированных сравнительных и тематических исследований с набором аналитических парадигм. Редактор показывает, что факт политического многообразия в истории мировых религий заставляет признать плюрализм в качестве нормативного принципа.