Исламская республика

Исламская республика (перс. джомхури-йе эслами, جمهوری اسلامی) – форма государственного правления в современном Иране (с 1979 года), которая строится на сочетании шиитской концепции правления факиха (вилайат аль-факих) с принципами так называемого «религиозного народовластия» (мардомсалари-йе дини), признающего такие концепции западного происхождения, как представительная демократия и разделение властей. Исламская республика стала конкретизацией более общего понятия «исламское правление» (хокумат-е эслами), которое было идеалом для широких кругов участников исламского революционного движения в 1978 – 1979 годы и не имело четкого содержания. Концепция «исламской республики» стала результатом компромисса между различными флангами революционеров, которые вкладывали в это понятие различный смысл. Состоявшийся 30-31 марта 1979 года референдум привел к одобрению этой формы правления в качестве основы государственного устройства будущей Исламской Республики Иран.

В 1979 году термин «исламская республика» не считался чем-то принципиально новым. Подобные названия на тот момент носили два государства – Исламская Республика Пакистан (с 1956 года) и Исламская Республика Мавритания (с 1958 года). Конституции обоих государств носили светский характер, и формулировка «исламский» в названии лишь подчеркивала религиозную и культурную идентичность подавляющего большинства населения, также ислам провозглашался официальной религией. В Иране ситуация была иной: исламская республика рассматривалась как альтернативной западной светской демократии форма правления, призванная продемонстрировать совместимость исламских политических идеалов с требованиями современного общества.

Следует отметить, что Иран имеет давнюю традицию республиканизма в политической мысли, которая восходит еще к XIX веку, когда идея республики выдвигалась в политических трактатах таких деятелей, как Мирза Юсеф-хан Мосташар од-Доуле (1823–1895). Эти идеи получили развитие в годы Конституционной революции 1905-1911 годов, которая привела к утверждению конституционной монархии. В начале 1920-х годов идея буржуазной демократической республики выдвигалась лидерами Тебризского восстания (М. Хиябани), а в провинции Гилян при участии российских большевиков была провозглашена Гилянская советская социалистическая республика. В середине 1920-х годов, на кануне свержения династии Каджаров, под влиянием объявления Мустафой Кемалем Ататюрком республики в Турции (1923) в окружении будущего основателя династии Пехлеви – Реза-хана – была также популярна идея республики, к этому его склоняли и иностранные державы, но в конечном счете возобладали взгляды монархистов, которых поддержали шиитские улемы, напуганные секулярными реформами Ататюрка и считавшие западную модель светской республики противоречившей исламскому фикху. Примечательно, что выступления против планов введения республики сопровождались религиозными лозунгами. В 1940-е годы в советской зоне оккупации Ирана были провозглашены республики в Тебризе и Мехабаде, просуществовавшие недолго. В 1950-е годы с инициативой провозглашения республики выступал в подачи тех же коммунистов член Национального фронта и министр иностранных дел в правительстве Мосаддыка – Хосейн Фатеми, но он также столкнулся с неприятием этой идеи в обществе, в том числе с противодействием со стороны духовенства.

Учитывая отсутствие сколько-либо успешного опыта построения республики в истории Ирана, провозглашение Исламской республики в 1979 году при максимальной поддержке народа стало триумфом республиканизма. 98,2% имеющих право голоса граждан, проголосовали за создание Исламской Республики Иран. Основной причиной этого успеха можно считать то, что идея Исламской республики была предложена лидером революционного движения – аятоллой Сейед Рухоллой Хомейни. Хомейни впервые изложил свои взгляды на государство и его устройство в 1944 году в книге «Кашф-е асрар», где он упоминает об исламском правлении, необходимости его исламского характера, функциях государства и роли народа в управлении страной. В еще более подробной форме он рассмотрел этот вопрос в своей серии лекций, прочитанных им в Наджафе в 1970 году и впоследствии изданных в виде книге «Вилайат аль-факих», где было четко заявлено о необходимости свержения «тираничного правления» (хокумат-е джаэр) с целью установления подлинного «исламского правления».

В годы Исламской революции 1978 – 1979 годов участники демонстраций выступали с демократическими лозунгами, и по мере углубления политического кризиса демократическая повестка революционных выступлений все больше усиливалась, что отразилось и в риторике Имама Хомейни. Более того, становилось очевидно, что институт монархии окончательно себя изжил, и республика становилась естественной альтернативой монархии. Будучи в Париже, в интервью индонезийской газете «Темпо» (11 января 1979 года) Хомейни говорит по поводу будущего устройства Ирана: «Важно, какие нормы будут господствовать в этом государстве, к важнейшим из которых относится то, что, во-первых, оно будет опираться на мнение народа, так что все члены нации будут участвовать в избрании того лица или лиц, которые должны будут взять на себя ответственность и бразды управления делами страны; во-вторых, в отношении этих людей будет соблюдаться политический и экономический курс и другие социальные аспекты, все правила и установления ислама. В этом государстве, непременно, власть предержащие будут всегда совещаться при принятии решений с представителями народа, и если представители народа не дадут согласия, те не смогут принимать решение самостоятельно. Люди, которые будут избираться как депутаты или правительственные чиновники, будут подчиняться определенным условиям, при соблюдении которых будут выбираться подлинные представители народа, а не представители какого-то конкретного класса, которые будут действовать во вред большинству народа». Однако вплоть до февраля 1979 года он ни разу не использует словосочетания «исламская республика».

Впервые он заговорил об Исламской республике уже после победы Исламской революции. 11 февраля 1979 года он говорит в интервью французской газете «Фигаро»: «Безусловно, сохранение шахского режима неприемлемо, и мы всегда выступали против него. Его свержение является неизменной целью нашей борьбы. К тому же, значение имеет не правовая форма режима, а его содержание. Естественно, можно рассмотреть некую «исламскую республику» (Сахифе-йе Эмам. Т. 4. С. 3.).

В ноябре 1979 года, в ходе разработки новой конституции, Имам Хомейни ответил на вопрос журналиста газеты «Монд» о характере будущей республики: «Это республика в том же смысле, в каком существуют республики повсюду. Однако эта республика опирается на основной закон, а именно исламский закон. Когда мы говорим: «Исламская республика», это связано с тем, что и требования к избранникам, и нормы, которые будут действовать в Иране, будут опираться на ислам, однако выбор – за народом, а сам характер республики таков, как и везде».

https://www.high-endrolex.com/5

Тем не менее, формулировка «Исламская республика», предложенная Хомейни и получившая одобрение среди революционного духовенства, была принята не всеми политическими группами, в той или иной мере принимавшими участие в революции. Мехди Базарган, лидер Движения за свободу Ирана, возглавивший Временное правительство, предлагал вариант «Демократическая Исламская Республика Иран». Светские националисты (Национальный фронт) выступали за исключение в названии новой республики слова «исламская». Левые организации предлагали скопировать названия стран соцлагеря: «народная республика» или «демократическая республика». Имам Хомейни высказался по этому поводу: «То, что хочет нация – это Исламская Республика, ни словом больше и ни словом меньше. Не просто республика, не демократическая республика, не демократическая Исламская республика. Не используйте слово «демократическая», чтобы охарактеризовать ее. Это западный стиль».

Несмотря на легитимный статус понятия «исламская республика» с точки зрения шиитского фикха, эта форма правления рассматривается иранскими авторами не как абсолютный идеал, а скорее как исторически обусловленный феномен. Амир Садеги Нешат пишет: «мы должны заметить, что подобное правление (исламское правление – Иран-1979) не имеет единообразной формы и устоявшихся методов. Люди в любом регионе и в любую эпоху находят подходящую форму для воплощения в жизнь идей «божественно-народного правления» на своей территории. Иранский народ избрал республиканскую форму правления в том виде, в котором о ней говорится в Конституции, и проголосовал за нее на референдуме 1979 года… Возможно, в другое время и в другом месте люди выберут другую форму правления в качестве «божественно-народного правления», опираясь на исламские заповеди. Форма зависит от содержания, а не содержание – от формы. В любом случае, форма правления не должна мешать его содержанию» («Политический строй Исламской Республики Иран: краткая характеристика Конституции»).

Исламская республика строится на разделении и независимости трех ветвей власти (исполнительная, законодательная, судебная), общее руководство которыми осуществляет  Верховный лидер (Рахбар). Он является главой государства, формируют общий политический курс, является верховным главнокомандующим вооружёнными силами Ирана, назначает председателей судов, руководителя полиции и командующих всеми родами войск, а также шестерых из двенадцати членов Совета стражей конституции. Верховного лидера избирает из числа авторитетных факихов, обладающих набором установленных Конституцией качеств и компетенций, Совет экспертов, который состоит из 86 представителей исламского духовенства и собирается в полном составе раз в год. Этот совет имеет право сместить его с должности в любое время. Члены Совета избираются всенародным голосованием на восьмилетний срок.

Президент, который избирается на четырёхлетний срок прямым всенародным голосованием, является лишь вторым по значимости должностным лицом в Иране и руководит исполнительной властью. Ранее главной правительства был премьер-министр, но в 1989 году эта должность была ликвидирована. Президент назначает министров и координирует работу правительства, члены которого утверждаются парламентом, а кандидатуры министров обороны и информации предварительно одобряются Верховным лидером. Президент. Кандидаты в президенты должны быть предварительно одобрены Советом стражей.

Законодательная власть в Исламской Республике представлена однопалатным парламентом — Меджлисом (Исламское совещательное собрание), который состоит из 290 членов, избираемых всенародным голосованием на четырёхлетний срок после прохождения процедуры утверждения Наблюдательным советом. Меджлис занимается разработкой и принятием законопроектов, ратифицирует международные договоры, формирует бюджет правительства. Все кандидаты в депутаты Меджлиса также утверждаются Советом стражей.

Наблюдательный совет состоит из 12 членов, 6 из которых назначает Высший руководитель, а остальные 6 членов назначаются парламентом по представлению председателя Верховного суда. Основной функцией Наблюдательного совета является проверка законопроектов на соответствие нормам шариата, которая позволяет отправлять их на доработку или накладывать вето на любое решение парламента. Этот орган также утверждает кандидатов на ключевые посты, в том числе кандидатов в президенты, члены правительства и парламента.

Во всех населенных пунктах страны также действуют органы местного самоуправления в виде городских и сельских советов, которые выбирают главу местной исполнительной власти, следят за работой чиновников, ведают вопросами развития образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. Кандидаты в члены местных советов не нуждаются в утверждении Наблюдательным советом или какими-то другими учреждениями.

Исмагил Гибадуллин