Идеи Имама Хомейни в международном измерении

1 июня 2020 года Культурное представительство Исламской Республики Иран в России провело международную видеоконференцию «Идеи Имама Хомейни в международном измерении», приуроченную к 31-й годовщине кончины основоположника Исламской Республики Иран. В конференции приняли участие историки, философы, политологи, иранисты, дипломаты и религиозные деятели из России, Ирана, Беларуси, Казахстана, Армении и Аргентины. Ученые дали оценку роли Имама Хомейни и его идейного наследия в построении современного Ирана и продвижении идеалов нравственности и справедливости в мировой политике.


ВАЖНО СОХРАНИТЬ ИЗНАЧАЛЬНЫЙ ИМПУЛЬС И ОТВЕЧАТЬ ВЕЛЕНИЯМ ВРЕМЕНИ

Андрей Вадимович Смирнов (директор Института философии РАН профессор, член-корреспондент РАН):

«Важность нашей встречи выражена, как мне кажется, следующим обстоятельством. Сейчас мир (сейчас это на протяжении последних десяти-двадцати-тридцати лет) переживает цивилизационный разлом. Господствующая цивилизация в ее англо-американском варианте пытается всячески устранить препятствия на пути своего глобального господства. Поэтому любая культура и любая цивилизация, которая выстраивает себя в собственной логике, на собственных основаниях, вызывает отторжение.

Директор Института философии РАН академик Андрей Вадимович Смирнов ...

А.В.Смирнов — директор Института философии РАН. Источник фото: Kant Online

Иранскую революцию можно рассматривать с разных точек зрения, но с точки зрения культурно-цивилизационной – это именно опыт построения самостоятельного государства в собственной логике. Это очень тяжелый, непростой путь, потому что фактически Иран оказывается в одиночестве. Он должен сам пробивать, прокладывать свою дорогу. И мы видим, что не протяжении более чем 40 лет Иран именно это и делает. В одиночестве не значит, что у Ирана нет друзей, у него есть друзья. И мы видим вот кто сегодня собрался на эту конференцию. Это еще не все друзья. Друзей больше у Ирана. Я имею в виду другое. Я имею в виду, что Иран не заимствует готовые модели социального, политического и экономического устройства. Он создает и выстраивает сам свою культуру, свое социальное устройство и политику. Вот именно это вызывает очень большое раздражение у тех, кто хотел бы исключить такую возможность для других, то есть кто хотел бы чтобы именно западные модели политики, экономики, социального устройства были бы единственными на земном шаре. Выстраивая свою современную культуру, политику, общество, Иран, конечно, опирается на многовековое и исламское, и доисламское наследие. Это огромный, глубокий пласт многотысячелетней культуры. И у меня нет сомнений в том, что Иран, несмотря на огромные трудности, которые ему приходится преодолевать, выстоит и победит в этом.

Уже выросло фактические два поколения людей, которые родились после Исламской революции. Очень важно сохранять тот импульс, который принесла Исламская революция, но вместе с тем и отвечать велениям времени, поскольку время меняется и Иран живет в мире, люди живут в мире. Они не могут не реагировать на то, что происходит в мире. Вот это очень важно – сохранить изначальный импульс и в то же время отвечать велениям времени. И я повторю, я уверен, что у Ирана достаточно и интеллектуальных, духовных ресурсов и своего собственного культурного наследия для того, чтобы преодолеть все эти трудности и успешно строить свое будущее. И я желаю всяческих успехов нашим иранским друзьям, коллегам в этом».

ИСЛАМ, КОТОРЫЙ НЕ ПРОЯВЛЯЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ – ЭТО НЕ НАСТОЯЩИЙ ИСЛАМ

Вадим Францевич Гигин (декан факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, Республика Беларусь):

«Я бы хотел поговорить о политической культуре исламской философии Имама и прежде всего сказать о неких критических моментах в представлении политической науки и политологии, так как мы ее преподаем, я думаю, на всем политическом пространстве, да и шире в Европе, основываясь исключительно на западном детерминизме, почти полностью исключая представления о политическом исламе. Я говорю, конечно, об университетском уровне. Я бы представил современную политологию как науку, которая опирается только на идейную основу западной политической мысли, почти полностью игнорируя огромные традиции восточной философии.

Вадим Гигин - Аналитический портал «Евразия.Эксперт»

В. Ф. Гигин — декан факультета философии и социальных наук БГУ. Источник фото: Евразия-Эксперт

Хотя, конечно, в последнее время и благодаря трудам уважаемого Андрея Вадимовича Смирнова, и благодаря работам западных ученых, таких как Муктадер Хан и других, мы все больше знакомимся с основными идейными аспектами именно исламской политической философии. И здесь личность великого аятоллы Рухоллы Хомейни занимает особое место, потому что на Западе некоторые исследователи пытаются представить его исключительно как идеолога шиизма. Я бы обратил ваше внимание на то, что многие положения, постулаты аятоллы Хомейни принимаются различными представителями политических течений Ислама вне зависимости от их узкорелигиозной или конфессиональной принадлежности. И происходит это потому, что он опирается в своих работах на большую исламскую традицию. Вот это понятие, которое присутствует в исламском богословии, исламской философии – иджтихад (то есть усердие в изучении трудов, в донесении истины) – оно в наиболее яркой степени проявляется как раз в творчестве аятоллы Хомейни. И он с одной стороны является создателем уникальной модели исламской демократии, а с другой стороны опирается на давнюю многовековую политическую культуру Ислама.

Я бы отметил в его философии есть три ключевых термина – это шура, маслаха и адль. То есть сочетание с одной стороны широкой консультации с обществом, что есть демократия, общественного интереса и справедливости. Как мне кажется, именно на этих принципах и основывается Конституция Исламской Республики Иран 1979 года и в редакции 1989, которая является абсолютно уникальным документом современной планеты. Для сравнения я вам скажу, что последний документ, в котором бы содержалось столько обращений к Богу, к духовности, внутреннему миру человека, был издан в Европе только в 1815 году. Это было не что иное как Декларация о создании Священного союза, где было большое обращение к Богу, и оно было издано по инициативе российского императора Александра I, но уже тогда его коллеги, европейские короли, относились к этому почти как к сумасбродству. Вспомним хотя бы дискуссии, которые были вокруг европейских уставных документов в необходимости упоминания в них Бога, и в итоге европейцы от этого отказались. Именно Божественное, божественное усердие, если угодно, которое находится в основе исламской политической философии, и которое полностью отсутствует в западной политической философии, является одним из граничных понятий, которое отделяет политический Запад от политического Востока. Отсюда зачастую непонимание западными исследователями той политической модели, которая существует в Иране, и той модели исламской иранской демократии, которая, кстати говоря, уже существует не только в Иране.

Но хотя бы взять ключевое понятие «покорность», которое присутствует в Коране. Некоторые на Западе понимают это как абсолютную покорность властям, чуть ли не рабскую, подданническую исламскую культуру, но как раз аятолла Хомейни во время своей проповеди в медресе Фейзие в Куме объяснил, что это далеко не так. Покорность не значит пассивность, покорность не значит отказ от активного действия, наоборот Имам Хомейни говорил о том, что Ислам, который не проявляет политической активности – это не настоящий Ислам. Он называл его американский Ислам.

Завершая свое выступление скажу, что нам, политологам, предстоит большая работа по изучению политического, философского и идейно-политического наследия и аятоллы Хомейни и всего того огромного пласта исламской политической культуры, которая для Запада до сих пор остается terra incognita».

ИМАМ ХОМЕЙНИ ГОТОВИЛ ПОЧВУ ДЛЯ ПРИШЕСТВИЯ ИИСУСА ХРИСТА И ИМАМА ВРЕМЕНИ

Сантьяго Абдулькарим Паз (религиозный деятель, лидер мусульманской общины и имам мечети «Ат-Таухид» в Буэнос-Айресе, Аргентина):

«До Исламской революции, в целом, в мировой культуре и цивилизации существовал некий секуляризм. Господин посол как раз на этом делал акцент и говорил, что, как считали, религия должна быть отделена от социальной сферы. Имам Хомейни в своих выступлениях как раз затрагивал этот аспект. Он говорил, что, если религия является настоящей и подлинной, будь то религия Иисуса, Моисея и Мухаммада, это религия будет обладать настоящими чертами подлинности. Религия в секуляристском обществе будет ограничивать себя, то есть будет некоей системой, как другие системы, или будет наставлять, будет активной, будет призывать те или иные системы к тому, чтобы они были справедливыми. В действительности Имам Хомейни говорил о том, что необходим такой Ислам, который является подлинными Исламом, то есть Исламом Пророка Мухаммада (САВ).

Agencia de Noticias Ahlul Bait (P) ABNA - Noticias Shiítas

Шейх Сантьяго Абдулькарим Булльрих — религиозный деятель из Аргентины. Источник фото: Agencia de Noticias Ahlul Bait (P) ABNA — Noticias Shiítas

И очень важно, когда религия выходит из своей оси, искажается, и тогда превращается в опиум для народов, размывается и теряет свою главную черту. Все религии – божественные, пророческие. Они все были революционными, они все были против империализма, против высокомерия. Поэтому Имам видел, что такое прочтение религии приобретает важное значение в условиях секуляризации мира. Но есть секуляризм, который претендует на то, что надо соблюдать права человека, демократию, свободы, но на самом деле ведь их нет. Поэтому, когда религия выходит из своей оси, тогда мы наблюдаем и отсутствие нравственности, отсутствие духовности в жизни человека. Это очень важно.

Есть общие моменты в Исламе и христианстве о том, что Иисус Христос и один из наследников Пророка Мухаммада (САВ) придут в мир и наполнят его справедливостью и равноправием. И как говорил Иисус Христос, в Библии написано, что это правление Бога на земле. Он призывает христиан принять такое правление. Именно он предвещал это.

Чтобы реализовать это, необходимо подготовить почву. И в иудаизме, и в христианстве, и в Исламе. Это как раз то, чем занимался Имам Хомейни – подготовкой почвы для появления Иисуса Христа и Имама времени — Имама Махди. Как раз эта идея является общей для всех христиан и для всех мусульман. То, о чем говорил Имам Хомейни – это необходимость вернуться к первоначалу религии, и это с каждым днем приобретает все более важное значение.

Когда Фидель Кастро приезжал в Иран, он встречался с духовным лидером, он говорил, что да, на самом деле нас удивляет вся ваша деятельность в военной сфере, ваша борьба с империализмом, и ваша борьба приобретает глобальное значение. Это сказал лидер глобальной революции в мире. Духовный лидер (Сейед Али Хаменеи – Иран-1979) сказал ему в ответ, что все это проистекает из Ислама.

Мы видим, что секрет успешного противостояния Исламской Республики Иран Соединенным Штатам, несмотря на экономическое доминирование последних, заключается в нравственной и духовной поддержке, которую оказывает народ.

Революция показывает, что все могут следовать общим целям — гуманности, справедливости, борьбе против угнетения, научному прогрессу на службе людей, и, конечно же, защите обездоленных и угнетенных. Поэтому мы видим, что такие понятия как права человека, демократия, свобода, справедливость, получают новое понимание благодаря именно этим духовным движениям…

Сегодня аргентинец, который является Папой Римским, говорит, что мы сегодня должны вернуться к тем моделям, которые развивал Иисус Христос. На Кубе прошла встреча Патриарха РПЦ Кирилла и Папы Франциска. Это показывает, что, если пожелает Аллах, мы будем двигаться по прямому пути и нам удастся подготовить почву для появления его светлости Иисуса Христа, а также Имама Махди – Имама Времени».

Исмагил Гибадуллин, главный редактор сайта «Иран-1979»