«Возвращение к себе»

«Возвращение к себе» (перс. базгашт бе хиштан, بازگشت به خویشتن) – популярная в иранской интеллектуальной среде 1960-1970-х годов концепция, изложенная впервые писателем и публицистом Джалалом Але-Ахмадом, и получившая развитие в работах иранского социолога и мыслителя Али Шариати. Повлияла на формирование глубокого интереса к исламским истокам иранской культуры и идентичности, который предопределил дальнейшую эволюцию общественного дискурса в направлении исламских духовных ориентиров, а также поиск исламских идеалов организации общества и государственного устройства.

Идея «возвращения к себе» возникла и получила развитие в период между государственным переворотом 1953 года и Исламской революцией 1978-1979 годов. «Возвращение к себе» стало иранской версией дискурса аутентичности, который в 1950-х годах получил развитие во многих странах Третьего мира, где он привел к широкомасштабным антиколониальным восстаниям и последующему объявлению независимости этими странами. Идея «возвращения к себе» была впервые предложена в Иране интеллектуалом-социалистом Халилем Малеки, который вышел из марксистско-ленинской партии Туде и вступил в 1947 году в Партию трудящихся (Хезб-е захматкешан), призывавшую освободить Иран от всех форм империализма, в том числе советского, а после 1953 года и вовсе основал свою собственную партию «Вахдат».

Сторонниками этого дискурса в Иране 1960-1970-х годов были Джалал Але-Ахмад, Эхсан Нараги, Дариюш Шайеган и Али Шариати, хотя их позиции в отношении ислама, традиций, современности, Запада и даже режима Пехлеви были разными.  Несмотря на романтичный и традиционалистский посыл, этот дискурс содержал ряд принципиально новых элементов, философские истоки которых были связаны с идеями Контрпросвещения, возникшими в Западной Европе после Второй мировой войны, в том числе с Франкфуртской школой. Таким образом, этот дискурс вобрал в себя западную критику проекта Просвещения и предлагал альтернативные образы современности для Ирана, которые в большей степени соответствовали бы его религиозному и культурно-цивилизационному своеобразию.

بازگشت ـ م.آ۴ (خرداد ۱۳۵۷ ـ اروپا) – سایت دکتر علی شریعتی

Одно из первых изданий книги Али Шариати «Возвращение к себе». На обложке звучит вопрос: «Возвращение к какой самости?». Источник: drshariati.org

Наиболее известным идеологом дискурса «возвращения к себе» в Иране стал Али Шариати. Благодаря его деятельности он был подхвачен многими художниками, писателями и общественными деятелями. В его работах ключевую роль играли такие понятия, как «самость» (ход), «идентичность» (ховвият), «аутентичность» (шахсият) и т.д. Шариати считал, что усвоение иранцами западной культуры в результате западного колониализма вело их к отчуждению от самих себя (перс. азходбиганеги), утрате ими идентичности, аутентичности и субъектности, что порождало деградацию мусульманских стран и их неизбежное отставание от западного мира. Единственный выход из этого положения он видел в возвращении к своей подлинной самости и идентичности. Однако Шариати развивал концепцию «возвращения к себе» таким образом, что она выходила за рамки характерного для стран третьего мира культурного нативизма. Он сосредоточил внимание на одной из его излюбленных дихотомий, основанных на двух омофонных персидских словах – «самость» (хиш) и «плуг» (хиш), именно с целью отделить свою концепцию от нативизма как ностальгической идеализации прошлого. Он задался вопросом «Возвращение к какой самости?», а затем противопоставил возвращение к своей подлинной самости возвращению к «плугу» как метафоре экзотического образа прошлого. Возвращение к подлинной самости означало рост самосознания и творческих сил человека.

Шариати считал, что «возвращение к себе» означало возврат «к нашей собственной культуре и исламской религии, но не как к традиции, наследию, порядкам или убеждениям в обществе, а к исламу как идеологии, исламу как вере». Шариати также задавался вопросом о том, каким образом можно вернуться к своей подлинной исламской самости в условиях, когда она искажена или утрачена под воздействием внешнего колониализма и внутренней деспотии. В этом процессе он считал ключевой роль интеллектуалов (роушанфекр), которые смогут представить новое, динамичное и адекватное современности понимание ислама. Одним из важных компонентов этого процесса должна была стать религиозная реформа и построение исламской идеологии – эти задачи были актуальными для всего исламского оппозиционного движения 1960-1970-х годов, в том числе для такого оппонента Али Шариати, как аятолла Мортаза Мотаххари.