Глобальное высокомерие
Глобальное высокомерие (также мировой империализм, перс. эстекбар-е джахани, استکبار جهانی) – термин времен Исламской революции, вошедший в политический словарь руководства Исламской Республики Иран и означающий стремление современных держав и международных корпораций к гегемонии над человечеством как продолжение и реализация дьявольского высокомерия, бросающего вызов воле Всевышнего. День захвата иранскими студентами посольства США в Тегеране 4 ноября 1979 года был объявлен в Иране Всемирным днем борьбы с глобальным высокомерием.
В основе этого понятия лежит коранический термин «истикбар» («высокомерие», «превознесение»; см. Коран, 35:43, «Это произошло потому, что они превозносились на земле и замышляли зло»), которое соотносится с качествами Иблиса, неверных и грешников, проявлявших непослушание Аллаху и самонадеянность. По этой причине данный термин использовался в одном ряду с такими терминами коранического происхождения, как «залим» (притеснитель, тиран) и «тагут» (ложное божество), которые также обозначали деструктивные силы внутри человечества, противостоявшие Божьим пророкам и праведникам, выступавшие против Божественной воли.
В период формирования исламской идеологии антишахского движения 1960-1970-х годов термин «глобальное высокомерие» был призван заменить популярную в левых кругах и восходящую к марксистскому учению концепцию мирового империализма, который трактовался ими как высшая стадия развития капитализма, когда монополистический капитал выходит за рамки национальных границ и приобретает глобальные масштабы. «Глобальное высокомерие» в большей степени отражало социально-психологический и культурно-идеологический, а не экономический аспект господства мировых держав и стоящих за ними капиталистов. Само это господство трактовалось гораздо шире и было вписано в религиозную картину мира иранцев-мусульман. Место мирового пролетариата в этой концепции занимала прослойка «обездоленных» (мостазафин), то есть угнетенной и бесправной части человечества, страдающей от разных форм колониальной и прочей эксплуатации.
В период после победы Исламской революции воплощением «глобального высокомерия» считалась биполярная мировая система, в которой международной политикой заправляли две сверхдержавы – США и СССР. После развала Советского Союза в 1991 году «глобальное высокомерие» отождествляется преимущественно с американской гегемонией и навязыванием западным миром своей модели развития странам Третьего мира. Современные иранские лидеры усматривают за американской гегемонией господство «глобальной гегемонистской сети» и «финансовых организаций».
Верховный лидер Исламской Республики Иран Сейед Али Хаменеи говорит о значении «глобального высокомерия»: «Высокомерие — это кораническая концепция, которая не была придумана в рамках Исламской революции в Иране. Смысл высокомерия предполагает, что мусульмане, верующие люди, Исламская Республика и революция должны выступать против него. Они не должны временно выступать против высокомерия по тактическим соображениям или когда это представляется целесообразным, а должны постоянно противостоять ему. Такова природа революции, и она не изменится, пока революция жива».
В представлении Хаменеи «глобальное высокомерие» не только угнетает народы, но и унижает их культуру и традиции, а также способствует терроризму. Он выделяет три основных элемента, которые использует «глобальное высокомерие» для оказания давления на иранский народ: психологическую войну, экономическую войну и попытки помешать научному прогрессу. Цель психологической войны состоит в том, чтобы «изменить восприятие людьми реалий своего общества». Он считает, что главным инструментом «глобального высокомерия» являются средства массовой информации, которые принадлежат капиталистам и мобилизованы для того, чтобы «представить людям мира ложный образ Исламской Республики Иран и мусульманских народов».
В качестве одного из направлений деятельности «глобального высокомерия» Хаменеи выделяет разжигание розни между мусульманами: «одной из махинаций, которые высокомерные державы использовали для борьбы с этой широко распространенной Исламской волной, было представление Исламской революции Ирана как шиитского движения, а не исламского движения. Кроме того, они связаны с разжиганием розни между шиитами и суннитами. Столкнувшись с этой злой махинацией, Исламская Республика постоянно подчеркивала роль единства среди мусульманских конфессий и пыталась нейтрализовать эту крамолу».
Сионизм рассматривается в Иране как одно из важнейших звеньев в системе глобального господства западного империализма. Целям сионистов служит американский план «Большой Ближний Восток». «Глобальное высокомерие и колониальные правительства создали и сохранили оккупационный сионистский режим в качестве рычага давления на арабские правительства, а также исламские правительства в регионе. Они хотят навсегда сохранить этот отравленный кинжал рядом с миром ислама. И сегодня Великий Сатана (США – Иран-1979) держит на поводке этого пуделя. Поэтому неудивительно, что неоднократные нарушения международных законов, постоянные и вопиющие нарушения прав человека, частые нападения на соседние страны, вопиющие террористические операции, вопиющие похищения, растущее накопление атомного оружия и другие подобные действия приемлемы со стороны сионистов, в то время как каждое из этих действий считается большим событием, когда речь идет о странах, не находящихся в вассально-феодальных отношениях с Америкой и другими могущественными странами. Действия сионистов не вызывают серьезных возражений со стороны глобальной сети высокомерия, особенно Великого Сатаны».
Верховный Лидер Ирана видит спасение от «глобального высокомерия» в возвращении мусульманских народов к исламу, развитии образования, обеспечении национального единства иранцев и исламского единства в глобальном масштабе, обращении правительств мусульманских стран к своим народам и т.д.