Воздушная операция H-3

Воздушная операция H-3 (перс.: амалият-е Эйч-3, عملیات اچ۳) –  внезапный воздушный удар иранских ВВС во время ирано-иракской войны (4 апреля 1981 года) по комплексу H-3, представлявшему собой кластер из авиабаз иракских ВВС на западе Ирака. Иранцы уничтожили по меньшей мере 48 иракских самолетов на земле без каких-либо потерь. Этот авианалет считается самой сложной иранской воздушной операцией времен ирано-иракской войны и одним из самых успешных рейдов в истории воздушных войн.

Авиационный комплекс H-3 состоит из трех авиабаз: H-3 «Главная» (также известная как Аль-Валид), H-3 «Северо-Западная» и H-3 «Юго-Западная». Комплекс расположен в окрестностях города Аль-Валид, неподалеку от шоссе Багдад-Амман в пустыне Аль-Анбар на западе Ирака,  недалеко от иорданской границы и в 1000 км от иранской границы. Он был возведен для защиты западных границ Ирака, а также использовался во время войны Судного дня в 1973 году.

Согласно иракским источникам, во время ирано-иракской войны он использовался в качестве вспомогательной авиабазы для иракских ВВС, вмещавшей максимум несколько транспортных эскадрилий и эскадрилью советских фронтовых истребителей Миг-21, а также списанные британские истребители-бомбардировщики Хокер «Хантер».

Иранские ВВС получили от разведки сообщения о том, что Ирак получил большое количество боеприпасов и запасных частей из Египта, а также партию французских истребителей «Мираж» F1 и советских бомбардировщиков Ту-22, благодаря чему начал готовиться к крупному наземному и воздушному наступлению на Иран. По данным иранской разведки, иракские ВВС перебросили большую часть своего ценного имущества на авиабазу Аль-Валид, расположенную в комплексе H-3.

Саддам Хусейн попытался провести успешное наступление против Ирана на северном фронте в период с 12 по 22 марта 1981 года, когда Ирак выпустил две ракеты  «Луна-М» класса «земля-земля» по городам Дезфуль и Ахваз. В течение нескольких дней после этого нападения командиры 31-го и 32-го тактических истребительных авиакрыл на авиабазе Шахрохи близ Хамадана начали планировать контратаку, чтобы ослабить возможности иракских ВВС.

Находясь почти в 1500 километрах от иранских истребителей, размещавшихся на авиабазе Шахрохи, комплекс H-3 находился вне зоны досягаемости иранской авиации, так что при выборе прямого маршрута иранскому самолету пришлось бы дважды пролететь над Багдадом и выполнить дозаправку в воздухе, находясь в иракском воздушном пространстве, в том числе один раз в непосредственной близости от Багдада, который был окружен иракскими объектами ПВО.

Группа командиров иранских ВВС (полковник Дж. Гасем Гольчин, полковник Бахрам Хушъяр и полковник Ферейдун Изадсета) планировала вместо этого более сложную и неожиданную операцию. Высокопоставленные иранские военные чиновники определили, что активность иракских ВВС в северном Ираке была ниже, поэтому был разработан план подхода к иракским объектам с этого направления. Чтобы увеличить свои шансы на успех, иранское командование решило сначала направить самолеты к озеру Урмия и дозаправиться в воздухе, после чего они почти беспрепятственно могли пройти над горами северного участка иракско-турецкой границы, сохраняя при этом высоту менее 100 м, чтобы избежать иракских и турецких радаров. Маршрут составлял около 3500 км. Тем не менее, иранские «Фантомы» не могли достичь цели без нескольких дозаправок в воздухе.

31-е и 32-е тактические истребительные крылья иранских ВВС располагали восемью истребителями-перехватчиками McDonnell Douglas F-4E, четырьмя истребителям-перехватчиками Grumman F-14 Tomcat, одним военно-транспортным самолетом Lockheed C-130 Hercules («Хуфаш»), воздушно-десантным командным пунктом Boeing 747 (который должен был следить за иракской радиосвязью, а также выступать в качестве ретранслятора связи между участниками рейда и штабом ВВС), и двумя авиазаправщиками (Boeing 707 и Boeing 747) для дозаправки в воздухе.

Операция началась 4 апреля 1981 года в 10.30 утра. Формирование из восьми самолетов F-4 «Фантом» (в том числе шесть истребителей F-4Е и два F-4DS), в сопровождении двух заправщиков, отправились из авиабазы Хамадан в сторону озера Урмия, а затем, после дозаправки в иранском воздушном пространстве, пересекли границу с Ираком, тогда как два дозаправщика вернулись на базу. Пара истребителей F-14 Tomcat патрулировала район за несколько часов до и после удара с целью не допустить перехват со стороны иракских ВВС. Тем временем три истребителя Northrop F-5 с авиабазы в Тебризе совершили диверсионные атаки на авиабазу Хуррия близ Киркука, результаты которых были неизвестно, но им, безусловно, удалось отвлечь иракцев от иранских «Фантомов». Самолет С-130Н пролетел вблизи ирано-иракской границы. Некоторое время назад два авиазаправщика, которые были ранее отправлены в Сирию, взлетели с сирийского аэродрома, а затем тайно отклонились от международных коммерческих воздушных коридоров, сохраняя полное радиомолчание. Пролетая на очень низкой высоте над южной Турцией и восточной Сирией, они пересекли гористые районы северо-западного Ирака и, наконец, присоединились к «Фантомам» над пустыней в западном Ираке. Каждый «Фантом» заправлялся четыре раза на высоте 100 м, что было рискованно и нарушало все стандарты безопасности (дозаправка в воздухе обычно выполняется на высоте свыше 6000 м).Это было сделано, чтобы избежать обнаружения самолетов иракскими радарами, однако истребители все же несколько раз ненадолго появлялись на радарах, но были ошибочно приняты за турецкие самолеты, патрулирующие границу. Полковник Изадсета руководил операцией с командного «Боинга-747», находившегося в воздушном пространстве Сирии. Сирийский аэропорт в Пальмире также рассматривался как запасной для возможной аварийной посадки.

Картинки по запросу

Подойдя к авиабазам, «Фантомы» разделились на две группы – «Альванд» и «Альборз», что позволяло атаковать комплекс Н-3 с нескольких направлений. Они бомбили все три аэродрома, входившие в состав комплекса Н-3. Добившись полной неожиданности, истребители совершили сразу несколько заходов на все три авиабазы. Обе взлетно-посадочные полосы в Аль-Валиде были разбомблены, чтобы предотвратить взлет любого иракского самолета. Кассетные бомбы второй группы «Фантомов» повредили три больших ангара. «Фантомы» были в состоянии осуществить несколько атак сразу по нескольким целям. После атаки второй группы иракские вооруженные силы не ответили скоординированной контратакой. Эффективность зенитного огня также была исключена по причине внезапности атаки. Иракцы подняли в воздух самолеты, но им не удалось перехватить иранские истребители-бомбардировщики.

Выполнив свою боевую задачу, иранская группировка повернула обратно к своим базам. По данным иранцев, ни один из их «Фантомов» не был поврежден во время авианалета. В то же самое время иранские ВВС сообщили о том, что уничтожили в общей сложности три транспортных самолета Ан-12 БП, один бомбардировщик Ту-16, четыре истребителя МиГ-21, пять истребителей-бомбардировщиков Су-20/22, восемь истребителей МиГ-23, два многоцелевых истребителя Дассо «Мираж» F1EQ (поставленных всего несколькими неделями ранее) и четыре вертолета, а также повредили одиннадцать других единиц авиации, не подлежащих ремонту, в том числе два бомбардировщика Ту-16. Два иракских пилота и четырнадцать человек личного состава иракских ВВС были убиты вместе с тремя египетскими и одним восточногерманским офицером, 19 иракцев, четыре египтянина и два иорданца были тяжело ранены. Этот удар ослабил возможности Ирака для нанесения ответного удара.

Этот авиаудар, был одной из самых сложных и трудных операций, проведенных когда-либо иранскими ВВС. Для операции были тщательно отобраны лучшие пилоты ВВС. Они должны были обладать исключительными навыками для выполнения такой миссии. После изнурительного процесса отбора в истребительный корпус иранских ВВС было отобрано в общей сложности 20 летчиков-истребителей. Почти все они имели не менее 10 лет службы и боевой стаж, а впоследствии стали национальными героями. Их успех в выполнении этой операции стал сюжетом для иранского художественного фильма «Атака на H-3», снятого режиссером Шахрияром Бахрани в 1994 году.