Комитет по встрече Имама Хомейни
Комитет по встрече Имама Хомейни (перс. کمیته استقبال از امام خمینی) – организация времен Исламской революции, созданная 19 января 1979 года с целью организационной, информационно-пропагандистской и технической подготовки прибытия Имама Хомейни в Иран и обеспечения его безопасности во время перелета и нахождения в Иране.
Инициатива создания комитета принадлежит Совету Исламской революции (создан 10 января 1979 г.) и Обществу борющегося духовенства Тегерана. Первою свою прокламацию Комитет выпустил 23 января 1979 году, рассказав о предстоящей программе мероприятий, посвященных приезду Имама Хомейни.
В состав комитета вошли видные участники революционного движения, представлявшие различные организации, партии и движения:
- Мортаза Мотаххари, член Центрального штаба комитета (представлял Совет Исламской революции)
- Мохаммад Мофаттех, член Центрального штаба комитета (Общество борющегося духовенства)
- Фазлолла Махаллати, член Центрального штаба комитета (Общество борющегося духовенства)
- Хашем Саббагиян, член Центрального штаба комитета (Движение за свободу Ирана)
- Асадолла Бадамчиян, член Центрального штаба комитета (Объединенные исламские советы)
- Казем Сами, член Центрального штаба комитета (Революционное движение иранского народа)
- Хосейн Шаххосейни, член Центрального штаба комитета (Национальный фронт Ирана)
- Асгар Техранчи, член Центрального штаба комитета (Тегеранский базар)
- Али Данеш-Монфаред, член Центрального штаба комитета (Исламский совет учителей Ирана)
Работой комитета руководил Центральный штаб, которому изначально подчинялись три отдела: отдел связей с общественностью, информационное бюро и отдел охраны (отвечавший за доступ любых лиц к Имаму Хомейни). В дальнейшем были созданы дополнительные организационные подразделения, вроде медицинского, и большое количество филиалов на местах.
Одной из важных задач было определение места будущей дислокации Имама, которое должно было быть расположено не в богатой северной части Тегерана, а в одном из простых районов, соответствующем ряду критериев, связанных с необходимостью обеспечения безопасности Хомейни. Были рассмотрены различные мечети и медресе на юге Тегерана, и в конечном счете сам Имам выбрал медресе «Рефах». Вход в медресе осуществлялся строго по специальным пропускам.
После того, как в Тегеран устремился поток из тысяч и десятков тысяч иранцев, со всех концов страны отправлявшихся караванами для встречи Имама под руководством своих религиозных авторитетов, возникла необходимость их размещения в городе, обеспечения их продуктами питания и предметами первой необходимости. Все эти меры предпринимались за счет активной поддержки со стороны самого населения.
Перед прибытием Имама Хомейни был проведен тщательный досмотр аэропорта Мехрабад с участием служащих ВВС Ирана. Также для транспортировки Имама от аэропорта до медресе «Рефах» был отобран автомобиль марки Chevrolet Blazer, принадлежавший одному из участников революционного движения, для которого были заказаны пуленепробиваемые стекла, а та часть салона, в которой должен был ехать Имам, была для дополнительной надежности отделана изнутри стальными листами.
За порядком должны были следить несколько десятков тысяч членов революционных комитетов, при этом Мотаххари приложил усилия для того, чтобы не допустить к выполнению этой важной функции членов марксистской Организации моджахедов иранского народа (ОМИН), которая на тот момент еще прикрывалась исламистскими лозунгами, но уже через несколько месяцев идеологические разногласия между ними и сторонниками Хомейни переросли в открытый вооруженный конфликт.
Комитет руководствовался распоряжениями самого Имама по поводу его возвращения, какими бы сложными в плане практической реализации они ни казались. Имам настаивал на том, чтобы прилететь на обычном пассажирском самолете и сразу же из аэропорта отправиться на кладбище Бехеште-Захра, чтобы вместе с народом почтить память мучеников, погибших во время событий 8 сентября 1978 года.
Обеспечение безопасности авиарейса тоже стало настоящей проблемой для членов комитета. Рассматривалась вероятность попыток уничтожить самолет в воздухе, захвата пассажиров в заложники и т.д. Изначально планировалось доставить Имама самолетом внутренних иранских авиалиний, но правительство Шапура Бахтияра запретило этот рейс и перекрыло воздушное пространство страны. Поэтому пришлось воспользоваться услугами авиакомпании Air France. Кроме того, ввиду ожидавшегося большого скопления народа в районе аэропорта был выделен вертолет для транспортировки Имама из Мехрабада на кладбище Бехеште-Захра, где был запланирован многотысячный митинг.
Комитет также взял на себя задачу новостного освещения этих мероприятий, в том числе организации телевизионной трансляции.
Все это потребовало от руководства комитета больших усилий, потому что власть в стране все еще находилась под контролем шахского правительства, подготовка осуществлялась без участия государственных структур, к организации в частном порядке привлекались технические специалисты из числа сторонников революционного движения.
1 февраля 1979 года в 8:48 пассажирский самолет с Имамом Хомейни на борту приземлился в аэропорту Мехрабад. После того, как дверь самолета открылась, сначала спустились журналисты и другие пассажиры. В 9:30 в самолет вошла группа членов Комитета по встрече Имама, и уже в 9:37 Имам Хомейни в сопровождении своего сына Сеед Ахмада, брата аятоллы Пасандиде, руководителя комитета аятоллы Мотаххари, пилотов самолета и других лиц спустился по трапу самолета.