Исламский революционный суд

Исламский революционный суд (Революционный трибунал, перс. дадгах-е энгелаб-е эслами, دادگاه انقلاب اسلامی) – это особая категория судов в Исламской Республике Иран (ИРИ), предназначенная для суда над теми, кто подозревается в таких преступлениях, как контрабанда, богохульство, подстрекательство к насилию или попытка свержения Исламского строя. Первый революционный суд был создан сразу же после победы Исламской революции в 1979 году.

Революционные трибуналы были созданы вскоре после победы Исламской революции, которая свергла монархию и привела к возникновению Исламской Республики Иран. Основной целью революционных трибуналов было наказание военных  и гражданских чиновников шахского режима (в первую очередь сотрудников тайной полиции САВАК), которые были прямо или косвенно виновны в смерти десятков тысяч людей, погибших в ходе жестокого подавления властям народных демонстраций 1978-1979 годов, а также в осуществлении репрессивных мер против членов исламского оппозиционного движения в 1960-1970-е годы. Они создавались как временный орган, но в последующем были закреплены в законодательстве ИРИ как постоянный орган судебной власти.

Первый судебный процесс над представителями шахского режима состоялся в школе Рефах в центре Тегерана, где располагалась временная штаб-квартира аятоллы Хомейни. Ходжат оль-эслам Садег Хальхали вынес четыре смертных приговора, которые были утверждены Хомейни и приведены в исполнение ранним утром 16 февраля 1979 года. 22 февраля Мехди Базарган заявил о том, что в центрах провинций будут созданы революционные трибуналы. 24 февраля 1979 года Сейед Рухолла Хомейни распорядился учредить первый Исламский революционный трибунал и назначил Хальхали его председателем.

В первое время деятельность революционных трибуналов почти не регулировалась официальными постановлениями и кодексами, потому что уголовное право Исламской Республики Иран находилась на этапе становления. Поэтому судьи руководствовались общими положениями исламского права, которые интерпретировали на свое усмотрение, в соответствии с актуальной политической ситуацией и настроениями в обществе. Судопроизводство осуществлялось по максимально упрощенной схеме. Подсудимые могли быть признаны виновными на основании сложившейся у них репутации без необходимой доказательной базы (в основном это касалось генералов и офицеров армии и спецслужб, чья коллективная ответственность за убийства иранцев считалась самоочевидной). Иногда сама причастность к шахскому двору и одобрение наиболее одиозных решений шаха (например, введение режима «капитуляции» в 1964 году) рассматривалась как основание для обвинения в «распространении нечестия на земле». Судебный процесс мог ограничиваться несколькими часами и даже минутами. Право на судебную защиту также зачастую отрицалось. Обычно трибунал представлял собой своего рода чрезвычайную комиссию, в состав которой входили член Совета революции, представитель Имама Хомейни и представитель духовенства.

17 июня 1979 года Советом Исламской революции было принято Положение о революционных судах и прокурорах, благодаря которому их деятельность была упорядочена. Юрисдикция этих судов включала «преступления, совершенные до победы Исламской революции с целью укрепления режима Пехлеви, обеспечения и сохранения иностранного влияния, или после победы революции – против Исламской революции иранского народа», в частности убийства людей и подавление народных выступлений, заключение под стражу и пытки революционеров, вооруженные выступления против ИРИ, террористические и диверсионные акты, шпионаж, крупные экономические преступления, растраты бюджетных средств и передачу национальных богатств иностранцам, вооруженные грабежи, сексуальное насилие, производство, ввоз в страну и распространение наркотических веществ. Председателями судов были священнослужители, обладавшие квалификацией шариатского судьи (кади аш-шар‘), назначавшиеся Советов революции и утверждавшиеся лично Имамом Хомейни. Помимо шариатского судьи в состав революционного суда входили судья общей юрисдикции и доверенные представители народа.  Заседания должны были носить публичный характер. Подсудимым было гарантировано право на защиту и иранского адвоката. Для контроля над революционными судами и исполнением их распоряжений учреждался институт революционных прокуроров, которые подчинялись Генеральном прокурору Исламской революции. Конституция 1979 года признала революционные суды как один официальных органов судебной власти в стране.

К началу ноября 1979 года в общей сложности были казнены 550 человек – в основном военные и сотрудники САВАК (см. Казни Исламской революции). В крупных городах были созданы свои революционные трибуналы, двое из которых находились в столице Тегерана – по одному в тюрьмах Каср и Эвин. Больше всего смертных приговоров вынес Исламский революционный суд под председательством Садега Хальхали, который судил наиболее высокопоставленных деятелей шахского режима и участников контрреволюционных мятежей в пограничных районах, фактически функционируя как выездной суд.

Деятельность революционных трибуналов, нарушавших принятые на Западе правила судопроизводства и дававшая почву для обвинений в средневековом обскурантизме, вызывала критику и недовольство либерального по своим политическим взглядам Временного правительства Мехди Базаргана и других представителей оппозиции, которые были озабочены имиджем Ирана на Западе. Определенные нарекания в адрес революционных трибуналов звучали и со стороны духовенства. Одним из противников сохранения Садега Хальхали на посту председателя Революционного суда был аятолла Бехешти, считавший его меры радикальными. Наиболее последовательным противником революционных трибуналов, как и всех чрезвычайных органов революционной власти, был первый президент Ирана Абольхасан Банисадр, натолкнувшийся в этом вопросе на сопротивление Имама Хомейни. Несмотря на призывы ограничить эти суды, после начала ирано-иракской войны и политического кризиса 1981 года, приведшего в какой-то момент к разгулу в стране левого террора, их значение в первые годы существования Исламской республики только возросло.

Хальхали фактическим оставался председателем главного революционного трибунала страны вплоть до 1980 года, пока в Куме не был создан Верховный исламский революционный трибунал (Дадгах-е али-йе энгелаб-е эслами), который возглавляли поочередно Мохаммад-Мехди Раббани Амлаши, Мохаммад Момен Кумми (и.о. председателя), Сейед Мохаммад Мусави Боджнурди (и.о. председателя). После смерти аятоллы Хомейни, в ноябре 1989 года этот суд был ликвидирован, после чего революционные трибуналы остались без высшего судебного органа.

В настоящее время революционные суды являются, согласно Уголовному кодексу ИРИ (ст. 294), одной из четырех категорий уголовных судов Ирана и занимаются рассмотрением наиболее тяжелых преступлений против политического строя Исламской Республики Иран и шариатского права. Юрисдикция революционных судов охватывает все преступления, направленные против внутренней и внешней безопасности страны, в том числе так называемое «распространение нечестия на земле» (эфсад фи-л-арз), клевету в адрес основателя ИРИ Имама Хомейни и Верховного лидера ИРИ, заговор против Исламской Республики Иран или ношение оружия, террористическую и диверсионную деятельность против Исламской Республики, шпионаж в пользу иностранных государств, все преступления, связанные с контрабандой и наркотическими средствами, вопросы, относящиеся к статье 49 Конституции ИРИ (ростовщичество , присвоение имущества, взяточничество, хищение, воровство, азартные игры, махинации с государственными контрактами и сделками, организация притонов и т.д.).

Согласно статье 303 Уголовного кодекса ИРИ, революционные суды могут создавать в центральных городах провинций, а также в областных центрах (по специальному распоряжению главы судебной власти). Споры о юрисдикции между революционными судами и уголовными судами разрешаются Верховным судом Ирана.

Особо тяжелый характер подсудных Революционному суду уголовных преступлений позволяет рассматривать их практически в чрезвычайном порядке. Судебный процесс не всегда носит публичный характер, на нем не допускается присутствие присяжных, решение чаще всего выносится одним судьей.