Дело «Иран – Контрас»

Дело «Иран – Контрас» (перс.: маджара-йе Иран – Контра, ماجرای ایران — کنترا, англ.: Iran–Contra affair) – политический скандал, возникший в Соединенных Штатах во время второго срока администрации президента Рональда Рейгана. Высшие должностные лица администрации тайно содействовали продаже оружия Исламской Республике Иран, несмотря на наложенное ими самими же эмбарго на поставки оружия. Администрация Рейгана надеялась использовать доходы от продажи оружия для финансирования боевиков оппозиционного военно-политического движения Контрас в Никарагуа. Официальным оправданием поставок оружия было то, что они были частью операции по освобождению семи американских заложников, удерживаемых в Ливане «Хезболлой», которая была связана с Корпусом стражей Исламской революции (КСИР).

США были крупнейшим поставщиком оружия в Иран при Мохаммад-Реза-шахе Пехлеви, и подавляющая часть оружия, которое Исламская Республика Иран унаследовала в 1979 году от монархического режима, была американского производства. Для поддержания этого арсенала и его исправной эксплуатации Ирану требовались регулярные поставки запасных частей. После того как иранские студенты ворвались в американское посольство в Тегеране в ноябре 1979 года и взяли в заложники 52 американца, президент США Джимми Картер ввел эмбарго на поставки оружия в Иран. Когда в сентябре 1980 года Ирак вторгся в Иран, иранские вооруженные силы отчаянно нуждались в оружии и запасных частях. Новый президент Рональд Рейган, вступивший в должность 20 января 1981 года, обещал продолжить политику Картера по эмбарго на продажу оружия Ирану на том основании, что Иран якобы поддерживает терроризм.

Одновременно администрация Рейгана инициировала в июле 1981 года секретное расследование и пришла к выводу, что эмбарго на поставки оружия не было эффективным, поскольку Иран всегда мог купить оружие и запасные части для своего американского оружия в других местах, и эмбарго на поставки оружия лишь создавало вероятность для включения Ирана в орбиту влияния СССР, поскольку Кремль мог бы сам продавать оружие Ирану. Поэтому было принято решение о том, что будет целесообразно продавать Ирану оружие при первой же возможности. Администрация Рейгана начала продажи и поставки израильского оружия в Иран еще в 1981 году. Израиль был заинтересован в продолжении войны между Ираном и Ираком, потому что она могла ослабить обоих его потенциальных врагов.

Тем не менее весной 1983 года США начали широкомасштабную дипломатическую операцию «Стойкий» (Operation Staunch), направленную на то, чтобы убедить другие страны по всему миру не продавать Ирану оружие или запасные части для оружия. В январе 1984 года США также объявили Иран государством-спонсором терроризма.

Параллельно с этим администрация США была озадачена еще одной проблемой. Одной из главных ее целей было свержение левого сандинистского правительства в Никарагуа и поддержка базировавшихся в Гондурасе повстанцев Контрас, которые вели партизанскую войну против сандинистов. Конгресс США стремился частично или полностью ограничить возможности Белого дома оказывать поддержку Контрас, объявив незаконным прямое финансирование повстанцев в 1984 году с помощью так называемой «поправки Боланда». Однако должностные лица администрации Рейгана продолжали тайно вооружать и обучать боевиков Контрас. Чтобы обойти эти ограничения, представители администрации Рейгана создали сеть контрабанды оружия под названием «Предприятие» («The Enterprise»), возглавляемую отставным офицером ВВС США Ричардом Секордом, который поставлял оружие Контрас под видом частного лица.

17 июня 1985 года советник по национальной безопасности Роберт Макфарлейн написал Директиву о принятии решений по национальной безопасности, в которой содержался призыв к администрации США начать сближение с Исламской Республикой Иран. В документе говорилось: «Внутри Ирана происходит динамичная политическая эволюция. Нестабильность, вызванная давлением ирано-иракской войны, ухудшением экономической ситуации и борьбой с режимом, создает потенциал для серьезных изменений внутри Ирана. Советский Союз находится в лучшем положении, чем США в плане возможности извлекать выгоду из любой борьбы за власть, которая приведет к смене иранского режима… США должны поощрять своих западных союзников и друзей помогать Ирану удовлетворять его импортные потребности, чтобы снизить привлекательность советской помощи…»

План состоял в том, чтобы Израиль отправил в Исламскую республику оружие через посредника, чтобы поддержать и усилить ту политическую фракцию внутри иранской властной элиты во главе со спикером Меджлиса Алиакбаром Хашеми Рафсанджани, которая рассматривалась американцами как «умеренная» и якобы стремилась к нормализации отношений с США. Представители этой фракции выразили готовность взамен поставок оказать содействие в том, чтобы «Хезболла» освободила американских заложников в Ливане.

Предложение Макфарлейна вызвало крайне негативную реакцию министра обороны США Каспара Вайнбергера, однако директор ЦРУ Уильям Кейси поддержал план Макфарлейна по продаже оружия Ирану. После этого Макферлейн и его сотрудники начали переговоры с Израилем об оказании им помощи в поставках американского оружия в Иран. Израильское правительство потребовало, чтобы продажа оружия была одобрена правительством США на высоком уровне, и когда Макфарлейн убедил их, что администрация Рейгана одобрила продажу, Израиль взял на себя обязательства по продаже оружия.

20 августа 1985 года Израиль направил 96 ракет американского производства TOW в Иран через торговца оружием Манучехра Горбанифара, бывшего сотрудника шахской тайной полиции САВАК, имевшего тесные связи с израильтянами и замешанного в попытке военного переворота на базе Ноже в 1981 году. В сентябре 1985 года было доставлено еще 408 ракет TOW. В ноябре 1985 года было поставлено 18 зенитных ракет Hawk.

В декабре 1985 года Роберт Макфарлейн подал в отставку и был заменен адмиралом Джоном Пойндекстером, после чего произошло изменение схемы поставок оружия: оно должно было поступать неким «умеренным» иранским военным. Госсекретарь Джордж Шульц и министр обороны Каспар Вайнбергер по-прежнему решительно выступили против этого плана, но Рейган одобрил его.В день отставки Макфарлейна сотрудник Совета национальной безопасности Соединенных Штатов Оливер Норт предложил, чтобы продажа оружия осуществлялась с прямой наценкой, и часть вырученных средств направлялась  никарагуанским военизированным формированиям Контрас, ведущим партизанскую войну против сандинистского правительства. Эта часть плана была санкционирована Пойндекстером без уведомления президента Рейгана.

Сначала иранская сторона отказалась покупать оружие по завышенной цене из-за чрезмерной наценки, введенной Нортом и Горбанифаром. В конце концов они согласились, и в феврале 1986 года в Иран было отправлено еще 1000 ракет TOW. С мая по ноябрь 1986 года были осуществлены дополнительные поставки различного оружия и запчастей. В январе 1986 года Джон Пойндекстер предложил Рейгану внести изменения в утвержденный план и поставлять оружие непосредственно в Иран, однако в феврале 1986 года ни один из американских заложников не был освобожден.

Будучи советником по национальной безопасности в отставке, Макфарлейн совершил 25 мая 1986 года неофициальный визит в Тегеран и встретился непосредственно с иранскими официальными лицами, связанными с Рафсанджани. В состав американской делегации входили Макфарлейн, Норт, Джордж Кейв (отставной сотрудник ЦРУ, работавший в Иране в 1960-70-е годы), Ховард Тейчер, израильский дипломат Амирам Нир и переводчик ЦРУ. Они прибыли в Тегеран на израильском самолете с поддельными ирландскими паспортами. Визит оказался не вполне удачным, и Макфарлейну не удалось встретиться с министрами, а лишь с руководителями третьего или четвертого ранга, представлявшими, судя по всему, КСИР. Согласно заявлениям некоторых лиц в Иране и США, важную роль в переговорах играл близкий к Рафсанджани Хасан Роухани, который тогда был старшим советником правительства по вопросам внешней политики. Иранские переговорщики просили у членов делегации Макфарлейна таких уступок, как уход Израиля с Голанских высот, которые те отвергли. Макфарлейн также отказался поставлять запасные части для ракет Hawk до тех пор, пока иранцы не заставят «Хезболлу» освободить американских заложников. Переговоры в какой-то момент окончательно зашли в тупик, и через четыре дня делегация Макфарлейна отправилась домой. После провала секретного визита в Тегеран Макфарлейн посоветовал Рейгану отказаться от дальнейших переговоров с иранцами.

26 июля 1986 года «Хезболла» освободила американского заложника, священника Лоуренса Дженко, бывшего главу католической службы помощи в Ливане. После этого глава ЦРУ Уильям Кейси попросил разрешить отправку иранским вооруженным силам партии деталей для малых ракет. К этому моменту американцы решили отказаться от посредничества Горбанифара, который преследовал собственную коммерческую выгоду. В августе 1986 года американцы установили контакт с Али Хашеми Бахрамани, племянником Рафсанджани и офицером КСИР. Ему был организован тайный визит в Вашингтон, где Норт организовал ему экскурсию по Белому дому. Норт встречался с Бахрамани летом и осенью 1986 года в Западной Германии, обсуждая продажу оружия Ирану, освобождение заложников, удерживаемых «Хезболлой», а также варианты свержения президента Ирака Саддама Хусейна. Во время секретной встречи во Франкфурте в октябре 1986 года Норт дал понять Бахрамани, что Рейган и администрация США в целом настроены критично к иракскому президенту и баасистскому режиму. Бахрамани сообщил ему, что Рафсанджани задействовал в обеспечении поставок американского оружия в Иран все фракции политической элиты, чтобы исключить ответственность «умеренной» группы. Этот момент смутил американских переговорщиков, но они все равно продолжили вести переговоры.

Высокопоставленный сотрудник КСИР Мехди Хашеми, представлявший интересы левой фракции в иранской политике, организовал утечку информации об этих переговорах. По всей видимости, источником утечки информации оказался Манучехр Горбанифар, обиженный тем, что стороны отказались от его посреднических услуг. Эта конфиденциальная информация была передана им противникам Рафсанджани, точнее политикам левой фракции, группировавшимся вокруг аятоллы Монтазери, через священнослужителя и депутата Меджлиса Фатхоллу Омид-Наджафабади, который, в свою очередь, сообщил об этом Монтазери и людям из его окружения, в том числе Мехди Хашеми.  Ливанский журнал «Аш-Шираа» раскрыл детали договоренности между Рафсанджани и американцами в своем материале, вышедшем 3 ноября 1986 года. Это был первый публичный материал о сделке американцев с поставкой оружия в Иран в обмен на заложников. На следующий день Рафсанджани был вынужден выступить с официальным заявлением и подтвердил историю из «Аш-Шираа», разъяснив детали визита Макфарлейна и его спутников в Иран.

Через десять дней после публикации в ливанской газете американский президент Рейган тоже выступил по национальному телевидению из Овального кабинета со словами: «Моей целью было… послать сигнал о том, что Соединенные Штаты готовы заменить вражду между [США и Ираном] новыми отношениями … В то же время мы предприняли эту инициативу, мы ясно дали понять, что Иран должен противостоять всем формам международного терроризма в качестве условия прогресса в наших отношениях. Мы указали, что наиболее важным шагом, который Иран мог бы предпринять, было бы использование своего влияния в Ливане для обеспечения освобождения всех удерживаемых там заложников».

Имам Хомейни сказал по этому поводу: «Американскому президенту следует скорбеть по поводу этого позора. Эти противоречивые заявления и беспокойство, которые имеют место в Белом доме, свидетельствуют о масштабах проблем. По их собственным словам, высокопоставленный американский чиновник незаконным способом с поддельными документами прибыл в Иран, тогда как в Иране даже не знали, в чем дело. Как только он прибыл, стало понятно, что это американский чиновник. Иран держал его под присмотром в определенном месте, и ему не удалось встретиться ни с кем из тех, с кем он хотел встретиться».

Это дело расследовалось Конгрессом США и так называемой «комиссией Тауэра» из трех человек, назначенных Рейганом. Расследование было затруднено, потому что большие объемы документов, относящихся к делу, были уничтожены или скрыты от следователей должностными лицами администрации Рейгана. Ни одно из расследований, затянувшихся на несколько лет, не представило доказательств того, что президент Рейган лично знал о деталях этих программ и масштабах поставок вооружений. В конце концов нескольким десяткам чиновников администрации были предъявлены обвинения, и вынесено одиннадцать обвинительных приговоров, часть которых были отменены по апелляции.

В США в 1992 году министру обороны Вайнбергеру было предъявлено обвинение по обвинению в лжесвидетельстве и препятствовании правосудию, но он получил помилование от Джорджа Буша-старшего, который, по некоторым сведениям, также был причастен к этой афере, но не был привлечен к следствию. Советник по национальной безопасности Макфарлейн был осужден за сокрытие улик, но после признания вины получил всего два года условно, а позже – был помилован президентом Джорджем Бушем-старшим. Оливер Норт, член Совета национальной безопасности, был признан виновным по 16 пунктам, а советник по национальной безопасности Джон Пойндекстер был осужден по пяти пунктам обвинения, но суд в 1991 году отменил им приговоры. Бывший генерал-майор ВВС Ричард В. Секорд, который был причастен к поставкам оружия в Иран и переводу средств повстанцам Контрас, был приговорен к двум годам условно.

Расследования продолжались в общей сложности шесть с половиной лет, и расходы на них к концу июля 1993 года составили 35 миллионов долларов. Отчёт с окончательными итогами расследования был опубликован только 18 января 1994 года.

В Иране с критикой переговоров между группой Рафсанджани и представителями администрации выступил аятолла Хосейнали Монтазери, на тот момент официальный преемник Имама Хомейни на посту Верховного лидера, который считался покровителем более радикальной левой фракции в иранской политике. Премьер-министр Мирхосейн Мусави, также принадлежавший к левому лагерю, пожаловался Имаму Хомейни о том, что не был поставлен в известность о прошедших переговорах. Группа депутатов Меджлиса из левой фракции призвала к ответственности за этот скандал тогдашнего министра иностранных дел Алиакбара Велаяти, который представлял правый лагерь. Подобный накал страстей вызвал недовольство Имама Хомейни, который обратился к этим депутатам и потребовал в интересах исламского строя прекратить фракционную борьбу, угрожавшую единству в правящих кругах Ирана.

Близкий к аятолле Монтазери Мехди Хашеми, который считался виновником скандала, был казнен в 1987 году по серьезным обвинениям в преступлениях, не связанных со скандалом. Однако мало кто сомневался в том, что устранение Хашеми прямо или косвенно было связано с его ролью в разоблачении дела «Иран – Контрас». Также в 1988 году был неожиданно казнен по обвинению в гомосексуализме Фатхолла Омид-Наджафабади, передавший Хашеми информацию о переговорах с Макфарлейном.

Полученное Ираном американское оружие сыграло важную роль в увеличении огневой мощи иранских вооруженных сил и успехах иранских военных в проведении важных военных операций 1986 года, в том числе занятии острова Фао (операция «Вальфаджр-8») и наступлении на Басру (операция «Кербела-5»).