Ходжатийе

Общество Ходжатийе (перс.: Анджоман-е Ходжатийе, انجمن حجتیه), Благотворительное общество Худжата Махди (перс. Анджоман-е хейрийе-йе Ходжатийе-йе Махдавийе, انجمن خیریه حجتیه مهدویه) –иранская шиитская религиозная организация традиционалистской направленности, которая была создана ходжат оль-эсламом Махмудом Халаби и действовала в 1953-1983 годах при негласной поддержке шахского режима, пытавшегося опереться на аполитичное крыло шиитского духовенства для противодействия исламскому движению аятоллы Сейеда Рухоллы Хомейни. Изначально специализировалась на борьбе с распространением бахаизма и атеистических идей, популяризации шиизма и религиозных знаний в среде иранского городского среднего класса. Несмотря на аполитичность и лояльность шахскому режиму, эта организация сыграла определенную роль в исламизации определенного сегмента иранского общества. После Исламской революции сосредоточилась на антикоммунистической пропаганде. Была закрыта в 1983 году после критики со стороны Имама Хомейни. Бывшие члены организации, как правило, известны своим неприятием доктрины вилаят аль-факих и резко конфронтационным отношением к мусульманам-суннитам.

Благотворительное общество Ходжатийе было основано в 1953 году в Тегеране шиитским священнослужителем, шейхом Махмудом Халаби, с разрешения аятоллы Сейеда Хосейна Боруджерди. Первоначальным ее названием было Общество Имама Времени (Анджоман-е Эмам оз-Заман), но неофициально она называлась Антибахаистское общество (Анджоман-е зедд-е бахаи). Основным мотивом создания организации было противодействие распространению бахаизма, экуменистической религии иранского происхождения, возникшей в среде участников бабидских восстаний, которые были членами одной из сектантских групп внутри шиизма. Основатели Ходжатийе рассматривали эту новую религию как опасную ересь, которую необходимо искоренить. Махмуд Халаби был противником насильственных методов и считал, что основной упор необходимо сделать на научных методах противодействия бахаизму, изучении и анализе их доктрины, организации диспутов. Причем к этой деятельности привлекались не священнослужители, а рядовые верующие, проходившие специальную подготовку и снабжавшиеся соответствующими учебными пособиями. Основной социальной базой организации стала среда торговцев Тегеранского базара и представителей современного среднего класса, сохранявших тесную связь с религиозными институтами.

Халаби и его последователи не проявляли политической активности, но изначально поддерживали премьер-министра Мохаммада Мосаддыка в его планах по национализации иранской нефтяной промышленности. После свержения Мосаддыка они получили от шаха Мохаммад-Резы Пехлеви разрешение на свою деятельность. Чтобы успокоить религиозную общественность после разгрома Национального фронта в 1953 году, шахский режим решил показать свою решимость оказывать противодействие влиянию бахаизма и защитить господствующее положение шиитского ислама. В марте-июне 1955 года правительство и духовенство совместно осуществили широкомасштабную программу мероприятий, направленных против бахаистов. В частности, они разрушили национальный центр Бахаи в Тегеране, конфисковали его имущество и временно объявили незаконным, введя наказание за исповедание бахаизма в виде тюремного заключения на срок от 2 до 10 лет. Среди участников этой кампании был даже основатель САВАК Теймур Бахтияр.

soukhanvar - Channel statistics شیخ محمود حلبی. Telegram Analytics

Шейх Махмуд Халаби. Источник фото: Telegram Analytics

Сам Махмуд Халаби, согласно архивным материалам, сотрудничал с САВАК, получив карт-бланш на распространение своих идей и создание сети филиалов по всей стране. Им удалось привлечь в свои ряды талантливых студентов, а также учащихся светских школ. К концу 1960-х годов многие члены Ходжатийе поступили в университеты и сумели модернизировать организацию, сделав ее работу более эффективной. В 1977 году организация насчитывала до 12 000 членов в Иране, ее ячейки имелись также в Пакистане и Индии.

Будучи нацеленной на антибахаистскую деятельность, Хаджатийе воспроизводило ряд особенностей бахаистов, таких как строгие правила секретности и конспирации, иерархический характер организации, использование современных технических средств. Члены Ходжатийе, в отличие от многих традиционалистов, были чисто выбриты и ухожены, носили современные костюмы, чтобы обеспечить успех в молодежной среде. В организации имелось особое разведывательное подразделение под названием Следственная группа (Горух-е тахгиг), которая действовала как пятая колонна в рядах бахаистов, глубоко проникнув в их структуры и заняв высокие позиции в бахаистской иерархии. Некоторые члены Ходжатии даже стали известны как выдающиеся бахаистские миссионеры. Эти особенности и методы работы позволяют провести параллели между Ходжатийе и некоторыми аналогичными религиозными движениями, созданными при участии американских спецслужб и НАТО с целью противодействия коммунистической пропаганде (например, движениями Саида Нурси и Фетуллаха Гюлена в Турции, «Церковь объединения» Сан Мен Муна и т.д.)

Однако в этот период отношение членов Ходжатийе к шахскому режиму меняется, потому что бахаисты добились относительной свободы, занимали важные государственные посты и занимали прочные позиции в иранских масонских ложах. Это привело к тому, что Махмуд Халаби поддержал приход к власти Имама Хомейни в 1979 году, хотя само революционное движение изначально застало Махмуда Халаби врасплох.

В первые годы после победы Исламской революции Ходжатийе активизировалось и сумело привлечь еще больше членов в свои ряды. У Имама Хомейни даже был свой представитель в этой организации – аятолла Абольгасем Хазали (1925-2015), давний сторонник Ходжатийе, участвовавший в исламском движении. Он был одним из основателей медресе Хагани, членом Конституционного собрания, а в будущем входил в состав Наблюдательного совета (1980-1999) и Ассамблеи экспертов (1983-2015). Имам Хомейни в 1960-е годы одобрил выделение средств от религиозных налогов на финансирование материально-технической базы Ходжатийе, но после революции неодобрительно высказывался об их аполитичности и реакционно-консервативном уклоне в отношении концепции вилаят аль-факих. После выступления аятоллы Рухоллы Хомейни в июле 1983 года с критикой организации Махмуд Халаби объявил о ликвидации Общества Ходжатийе и отправился в Мешхед.

Начиная с 1980-х годов, когда Ходжатийе официально прекратило существование, это стало поводом для разного рода теорий заговора, которые утверждают, что Общество Ходжатийе на самом деле никуда не исчезло, и реальная власть в Исламской Республике находится в руках людей, тайно связанных с этим обществом. Связь с Ходжатийе в разное время пытались приписывать аятолле Месбаху Язди, президенту Ирана Махмуду Ахмадинежаду, бывшему вице-президенту Эсфандияру Рахими Машаи. Вместе с тем, некоторые видные шиитские священнослужители, такие как Али Акбар Парвареш, Мохаммад-Реза Махдави Кани и Алиакбар Натег Нури, выступавшие на стороне Исламской революции, одновременно были сторонниками Ходжатийе. Близки к Ходжатийе были и некоторые политики правого лагеря – Алиакбар Велаяти, Хабиболлла Асгароулади, Ахмад Тавакколи и др. Фактически, многие рядовые участники Исламской революции проходили обучение в Ходжатийе или были как-то с ним связаны.