Модаррес, Сейед Хасан

Сейед Хасан Модаррес (перс.: سید حسن مدرس , ок. 1870 – 1937) – иранский шиитский священнослужитель и правовед (факих), религиозный и политический деятель, видный деятель Конституционной революции и представитель религиозной оппозиции в период правления Реза-шаха Пехлеви. Он был одним из основателей Реформистской партии (Хезб-е эслахталаб), существовавшей в 1921-1925 гг.

Различные исследователи расходятся во мнениях по поводу места его рождения. Согласно некоторым сведениям, он родился в Ардестан, в провинции Исфахан, примерно в 1870 году, в то время как другие авторы упоминают, что он родился в начале 1870-х годов в деревне Сарабе-Качу, расположенной недалеко от Ардестана, и переехал в Шахрезу (Гомше), когда ему было шесть лет. Его отцом был Сейед Эсмаил Табатабаи, местный ахунд.

Сейед Хасан Модаррес изучал исламские науки в Исфахане, получив степень муджтахида, а в 1892 году направился для совершенствования своих познаний в Ан-Наджаф (в Ираке), где его наставником был аятолла Мирза Ширази, видный иракский муджтахид иранского происхождения и один из главных шиитских авторитетов, поддержавших Конституционную революцию 1905 – 1911 годов. По возвращении из Ирана в 1906 году Сейед Хасан преподавал в различных медресе Исфахана, в связи с чем и получил фамилию Модаррес (от перс. модаррес – «преподаватель»). Благодаря своей компетенции он быстро возглавил знаменитое исфаханское медресе Сепахсалар и проявил себя блестяще в качестве распорядителя вакфов, за счет которых удалось улучшить финансирование учебного заведения и материальное положение учащихся в нем семинаристов.

В рамках Конституционной революции демократически настроенное конституционное движение утвердило в 1906 году в Иране Конституцию и парламент. Модаррес являлся одним из ярых сторонников иранского конституционализма и примкнул к кругу сторонников факиха Нуроллы Эсфахани, выступавшего в поддержку конституции. Однако консервативное духовенство и здесь, в частности, Фазлолла Нури, выступали категорически против демократических реформ. В 1907 г. была сделана соответствующая поправка в Конституцию, в соответствии с которой следовало создать Совет, состоящий из пяти священнослужителей, функция которых заключалась в проверке законопроектов на предмет их соответствия шариату.

В 1910 году Модаррес был отправлен Мирзой Ширази из Ан-Наджафа в Тегеран в качестве представителя духовенства для контроля над соответствием принимаемых Меджлисом законов нормам исламского шариата.  Позже, в 1914 году, он был и сам стал депутатом Меджлиса от Тегерана и выполнял свои обязанности до ноября 1915 года.

После начала Первой мировой войны Модаррес вместе с группой депутатов покинул Тегеран, чтобы быть в безопасности от русских войск, двигавшихся к столице. Он учредил Комитет национальный обороны и выехал в Кум. В 1916 году Модаррес стал членом прогерманского Временного правительства, сформированного Незам ос-Салтане и представлявшего собой альтернативу тегеранскому правительству, находившемуся под британским и русским влиянием. Модаррес занимал пост министра юстиции в этом кабинете, базировавшемся в городе Касре-Ширин (на границе Ирана и Ирака), но потом оказавшегося в изгнании. Члены Временного правительства бежали в Багдад, Киркук и Стамбул. По этой причине Модаррес проживал некоторое время в Ираке, Сирии и Турции.

Аятолла Модаррес выступал против присутствия британских войск в Персии, решительно осуждая предложенный в 1919 году проект соглашения, которое превратило бы Иран в британский протекторат. Модаррес пользовался популярностью в народе не только потому что смело противостоял британскому и российскому влиянию в Иране, но и благодаря тому, что вел простой, почти аскетической образ жизни. Поэтому после возвращения на родину его политическая карьера продолжилась дальше.

В начале 1920-х годов он вновь становится депутатом Меджлиса (1921-1923), а потом еще дважды избирается в иранский парламент – в 1924-1926 и 1926-1928 гг. В этот критически важный период он сыграл определенную роль в том, чтобы помешать Реза-хану (тогда еще премьер-министру) отменить монархию и сместить династию Каджаров путем объявления республики, которая рассматривалась как шаг к секуляризации иранского общества и было встречено духовенством негативно. В 1924 году Модаррес как представитель духовенства в парламенте нанес благодаря своей искусной тактике тяжкое политическое поражение будущему шаху. В ходе конфликта со сторонниками Реза-хана в парламенте аятолла Модаррес призвал всех противников республики покинуть парламент, чтобы сократить число присутствующих депутатов до минимального числа, необходимого для принятия решений, и добился своей цели.

В 1925 году он также выступил против свержения Реза-ханом династии Каджаров и провозглашения себя новых шахом. Сейед Хасан Модаресс открыто критиковал правление Реза-шаха и в период правительства Сейеда Зия Табатабаи был заключен в тюрьму в отместку за его критику властей. В ноябре 1926 года на Модарреса было совершено покушение, а летом 1928 года он был выслан сначала в Хаф, а затем в Кашмар, расположенный на восточной окраине страны, в провинции Хорасан. Последние девять лет своей жизни он прожил , находясь под стражей, и ему было строго запрещено общаться с людьми и принимать посетителей.

Аятолла Модаррес был убит в тюрьме 1 декабря 1937 года. По имеющимся сведениям, в месяц рамадан он был сначала отравлен тремя прибывшими к нему сотрудниками шахской полиции, а потом задушен ими во время молитвы. Он был похоронен в Кашмаре.

Сейед Рухолла Хомейни, будущий лидер исламского революционного движения и Верховный лидер Исламской Республики Иран (1979-1989), был подвержен влиянию политических взглядов и идей Модарреса. Хомейни называл его самым смелым человеком, жившим во времена Реза-хана. В 1984 году он дал распоряжение руководителю фонда Астан-е Годс-е Разави восстановить и отремонтировать могилу Модарреса, после чего на этом месте был построен мавзолей, представляющий целый архитектурный комплекс с голубым куполом и молельными залами.

Его смерть расценивается с точки зрения ислама как мученическая, и именно день его мученической смерти (10-е число иранского месяца азар) вошел в официальный календарь Исламской Республики Иран как День Меджлиса. Портрет аятоллы Модарреса изображен на оборотной стороне иранской банкноты в 100 риалов.