Аятолла Месбах Язди об исламской политической теории. Лекция 20: Новый взгляд на положение закона и государства

Предлагаем вашему вниманию серию лекций аятоллы Мохаммад-Таги Месбах Язди, выдающегося иранского философа, мыслителя и теоретика исламской политической системы, посвященную различным аспектам исламского политического строя в современном Иране.


Органичный взгляд на общество

На предыдущих лекциях были рассмотрены основные вопросы законодательства в исламском политическом истеблишменте и государстве. Чтобы узнать положение политических и государственных органов в обществе в соответствии с исламом, мы укажем на некоторые сходства и аналогии, чтобы лучше понять суть предмета.

С незапамятных времен ученые сравнивали общество с человеческим телом, говоря: как человеческое тело состоит из различных членов, органов и многочисленных клеток, так и общество состоит из различных образований и институтов с многочисленными частями. Каждая часть состоит из индивидуумов, каждый из которых эквивалентен клетке человеческого тела. Конечно, эта аналогия иногда сильно преувеличивается.

Обычно в теоретических и практических работах и мероприятиях трудно определить правильную и умеренную степень вышеупомянутой аналогии. Некоторые говорят: как человеческое тело состоит из различных органов, которые отличаются по своему естественному строению и могут выполнять только определенную функцию, так и члены общества отличаются друг от друга в соответствии с сутью их творения. Каждый член общества создан для выполнения определенной функции и должен выполнять только эту функцию, не выходя за ее рамки.

Например, мы знаем, что вначале все клетки организма возникают из одной клетки, и именно благодаря мутации этой клетки возникают различные типы конструктивных клеток. Некоторые клетки формируют тонкие и изощренные структуры, которые составляют такие органы, как глаз и мозг. Некоторые из них соединяются в прочные ткани, из которых состоят кости. Клетки костей никогда не могут использоваться вместо клеток глаза. Кость также не может выполнять функции и обязанности глаза. Они произошли из одной и той же единственной клетки, но после мутации мутировавшие клетки становятся настолько разнообразными, что каждая из них может выполнять только определенную для нее функцию, и они не являются взаимозаменяемыми.

Они говорят, что, по сути, члены общества созданы разными для выполнения различных задач. Один участник не может выполнять функции другого. С незапамятных времен мыслители и философы считали, что расы и классы общества имеют определенные границы, и каждый из них был создан для определенной работы — например, черная раса была создана для тяжелой физической работы, а белая или желтая раса – для умственной работы. Они воображали, что разница в цвете кожи и расе заставляет каждого человека выполнять определенную функцию. Эта аналогия является преувеличением, которое ни наука, ни философия, ни религия не подтверждают и которое они нисколько не разделяют.

 

Исламский подход к органическому взгляду на общество

С исламской точки зрения, все люди в зависимости от их физического и психологического склада могут выполнять разнообразную работу в обществе. Конечно, таланты и способности у людей различны и не находятся на одном и том же уровне. Неправильно говорить, что между двумя расами проведена граница, за которую они не могут выйти, и что черные не могут выполнять функции белых и наоборот.

Согласно исламу, между обществом и человеческим телом существуют сходства, которые можно использовать для объяснения условий жизни целых групп или отдельных людей, но сравнивать общество с органами тела с различным естественным составом и делать вывод о том, что члены общества естественно и структурно отличаются друг от друга, неверно. Среди современных социологов есть также те, кто говорит, что общество – это тоже организм, а различные слои и эшелоны общества напоминают органы тела, и их естественная взаимосвязь объединяет индивидов. По-видимому, эта точка зрения тоже является крайней.

Являются ли отношения между членами общества точно такими же, как и отношения клеток, составляющих органы в теле? Приемлема ли эта аналогия между ячейками и членами общества?

Доказывать, что в обществе существуют такие отношения, крайне затруднительно. Однако между обществом и отдельными людьми существуют сходства, которые можно использовать для определения социального положения отдельных людей. В своем знаменитом стихотворении Саади описал эти сходства таким образом:

بنى آدم اعضاى يكديگرند كه در آفرينش ز يك گوهرند

ﭼو عضوى به درد آورد روزگار دگر عضوها را نماند قرار

«Дети Адама, обладающие единой сущностью в творении, являются частями друг друга.

Когда одна часть чувствует боль, другие части не остаются в покое».

Несомненно, это сходство определяет необходимость сотрудничества между членами общества и пробуждает эмоции человека, чтобы он мог укреплять свои отношения с другими людьми, сочувствовать им и сотрудничать с ними, а не лишать их ресурсов, которые он может приобрести. Это разумное сходство, которое может оказаться очень полезным коренится в преданиях, переданных от Благородного Посланника (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) и имама ас-Садика (мир ему!). Предание имама ас-Садика (мир ему!) звучит следующим образом:

«Совершая добрые поступки, проявляя сочувствие и благожелательность, верующие подобны единому телу. Когда одна часть чувствует боль, другие части остаются беспокойными и не могут спать днем и ночью».

Как вы видите, Его Светлость сравнивает исламское общество и верующих с телом, а Саади обобщил эту мысль и сравнил с телом всё человечество.

Эта аналогия предназначена для того, чтобы подчеркнуть тот аспект в каком-то одном существе, о наличие которого в другом не особо известно. Следовательно, не все атрибуты и качества одной вещи [мушаббахун бихи] должны передаваться вещи, подобной [мушаббах] ей. Например, если мы описываем храброго человека как льва, это означает, что мы хотим подчеркнуть его качество храбрости. Это не означает, что у него тоже есть грива или он ходит на четвереньках!

 

Способы сравнения общества с человеческим телом

Общество и отдельного человека можно сравнить с человеческим телом, обладающим разнообразными, но хорошо скоординированными системами и органами, которые способствуют существованию и развитию человека. В обществе также существуют различные институты, которые в целом облегчают его прогресс. Например, в организме существует система, называемая системой кровообращения, которая облегчает циркуляцию крови в организме и центром которой является сердце. Сердце перекачивает кровь, которая вырабатывается за счет активности и координированной работы селезенки, желудка и печени. В конце концов, через вены, артерии и, наконец, аорту кровь достигает клеток и делает возможным их существование.

В системе кровообращения есть такие органы, как сердце, вены и артерии, которые передают кровь по всему телу. Кровь, которая течет по венам, должна содержать кислород, чтобы обеспечить жизнедеятельность клеток. Таким образом, легкие и другие органы дыхательной системы обеспечивают организм кислородом, который вместе с кровью распределяется по всему телу. Аналогичным образом питательные вещества из пищи, усваиваемые пищеварительной системой, переносятся в кровь. Таким образом, благодаря координации и соединению трех систем — кровеносной, дыхательной и пищеварительной — мы можем поддерживать свою жизнедеятельность.

Помимо вышеупомянутых систем, существуют также другие системы, которые направляют, организуют и контролируют деятельность и процессы пищеварительной системы. Например, в организме есть набор желез с определенными функциями и видами деятельности; набор нервов, которые осуществляют свою деятельность под командованием разума и стимулируют желудок и другие органы, которые функционируют с помощью нервной системы.

Как вы можете видеть, устойчивость, последовательность и жизнедеятельность организма зависят от деятельности различных систем, которые занимаются своей собственной деятельностью в определенном порядке, согласованности и полной координации друг с другом. Мы можем сравнить институты и органы общества с системами и органами организма и провести аналогию. Например, процесс производства пищи и ее распределения по всему организму аналогичен экономическим институтам общества. Они производят материалы, необходимые обществу, а затем распространяют их с помощью агентов-дистрибьютеров. Это аналогично тому, как кровь, которая вырабатывается в организме, затем направляется в органы с помощью сердца и кровеносных сосудов.

Если в системе кровообращения имеются сбои из-за закупорки некоторых вен, и кровь не может легко циркулировать, организм заболевает. Иногда часть организма, лишенная питания, подвергается разложению и уничтожается. Во многих случаях она должна быть удалена из организма, и во многих других случаях нарушение кровообращения также парализует организм. Таким образом, для поддержания хорошего самочувствия и жизнедеятельности организма кровь должна течь по венам легко и без затруднений. Точно так же в обществе капитал и необходимые материалы всегда должны быть доступны.

Если капитал где-то ограничивается и блокируется, а его движение затруднено, то экономическая система, которая включает производство и распределение сельскохозяйственной и промышленной продукции и административных услуг, работает со сбоями, так что необходимые обществу товары с трудом поступают в общество, делая его больным, вялым или даже доводя его до банкротства. Эта аналогия корректна и приемлема с точки зрения разума.

Аналогичным образом, государственный аппарат также можно сравнить с нервной системой организма, которая на самом деле является командиром тела и состоит из двух частей, а именно. сенсорной и моторной. Как и тело, общество нуждается в мозге, чтобы принимать решения и отдавать команды, а также в работниках – чтобы выполнять команды внутри органов общества и побуждать их к действию. По этой причине государственный аппарат состоит из двух жизненно важных ветвей власти: (1) законодательной власти, которая принимает/устанавливает правила после определения интересов общества и средств их обеспечения, и (2) исполнительной власти, которая осуществляет эти правила и положения.

Наши сенсорные нервы и органы закладывают основу для познания, в то время как наши двигательные нервы закладывают основу для выполнения в нашем теле. Предварительные ощущения обеспечиваются сенсорными нервами, в то время как мозг является инструментом для мышления и суждений. Конечно, душа человека обладает силой мысли, но ее инструментом является мозг.

С помощью мозга осуществляется любая мыслительная операция, а команды выполняются двигательными нервами. Одна из них – это ментальная сила души, которая участвует в приобретении знаний и информации, в то время как двигательные нервы составляют активирующую силу души. Эта система аналогична государственному аппарату, статус и роль которого в обществе можно легко оценить.

 

Разъяснение места государства в обществе с органической точки зрения

Если мы посмотрим на органы нашего тела и их скоординированную деятельность, то ясно осознаем, что мы не имеем никакого отношения к созданию этих органов и организации их деятельности. С научной точки зрения, природа создала их и стимулирует их двигаться и функционировать. Но на религиозном языке мы говорим, что именно Бог создал эти органы с определенными особенностями, способностями, качествами и потенциалом. Он способен создать тело с таким великолепием, сложностью и изяществом. Более того, природа нашей души гораздо сложнее, величественнее и шире, чем природа тела.

Поскольку Бог предоставил это тело в наше распоряжение, мы должны знать, как правильно его использовать. Мы должны использовать свое тело таким образом, чтобы наслаждаться долгой жизнью, полной хорошего здоровья и счастья, и не вредить ему. Если мы едим или пьем нездоровую пищу, не воздерживаемся от употребления спиртных напитков и наркотиков, то можем ли мы иметь здоровое тело и долгую благополучную жизнь? Очевидно, что ответ отрицательный. То есть мы должны ограничить свободу в действиях, которые нам нравятся, и не есть только то, что мы желаем. Мы должны также обращать внимание на тип, качество и количество пищи, которую мы едим, определять время приема пищи, следовать медицинским предписаниям, потому что, если мы этого не сделаем, наша жизнь окажется под серьезной угрозой.

В свете того, что мы сказали об упорядоченной системе органов тела и необходимости соблюдения предписаний здравоохранения, врач или медицинский эксперт говорит нам: «Не ешьте то-то и то-то и не употребляйте алкоголь и наркотические средства, потому что это приведет к сбою вашей нервной системы и разрушит ваши почки и печень», как мы должны реагировать на это? Должны ли мы поблагодарить его за то, что он указал нам путь к крепкому здоровью, или мы должны пожаловаться ему на то, что он вмешивается в наши дела? Тот, кто предоставляет в наше распоряжение медицинские рецепты, оказывает очень ценную услугу и указывает нам путь к крепкому здоровью и процветанию. Так что мы должны быть благодарны ему.

Аналогичное наблюдается и в отношении общества. Если кто-то скажет: «Я вообще не могу понять смысла жизни и не хочу жить, или мне все равно, жив я или нет!» – к нему, безусловно, отнесутся как к неразумному. Если он не захотел соблюдать инструкции, то, согласно закону причинно-следственной связи, его действия закончатся либо болезнью, либо смертью. Если у человека нет цели в жизни, он предоставляет себя на волю судьбе.

Он станет есть все, что ему нравится, и делать все, что захочет, и, таким образом, произойдет именно, что должно произойти: он заболеет и умрет. Но любой, у кого есть цель в жизни, и кто хочет жить долго, наслаждаться своим здоровьем в полной мере, чтобы обрести духовный рост и совершенство, не может позволить себе быть равнодушным к медицинским указаниям. То есть ему придется ограничивать свои желания в соответствии с инструкциями, продиктованными медицинскими экспертами.

Если мы предположим, что общество подобно бесцельному человеку, для которого жизнь и смерть бессмысленны, и который не стремится ни к выживанию, ни к автономии, ни к благородству, ни к чести, ни к идентичности, ни к целостности, не верит ни в духовность, ни в загробную жизнь, такое общество, безусловно, может делать все, что ему нравится, наслаждаться абсолютной свободой и не будет нуждается в соблюдении каких-либо правил.

Никакая целенаправленная работа невозможна без правил, и достижение цели невозможно при абсолютной свободе. Если в деятельности имеется какая-то цель, то также будут присутствовать и ограничения. Предварительные действия каждого вида деятельности должны выполняться в соответствии с конкретными законами и правилами, даже если целью является смерть.

Если у общества есть какая-то цель, оно должно соблюдать правила. То есть оно должно ограничивать свою свободу и сдерживать свои желания. Если оно будет делать все, что ему заблагорассудится, то никогда не достигнет своей цели. Если у него нет цели, оно не будет нуждаться ни в каких правилах, и такое общество подобно тому самому бесцельному индивиду, который очень скоро будет обречен на смерть. Поэтому, если общество хочет выжить, расти, развиваться, обладать достоинством и вечным блаженством, оно должно иметь четкие правила и предписания.

Вопрос здесь заключается в следующем: Как следует применять эти правила? Кто должен их вводить в действие? Являются ли эти правила набором реальных вещей, которые необходимо обнаружить? Или это просто набор условностей и традиций, которые должны быть рассмотрены и приняты во внимание? Этот вопрос имеет большое значение в философии государственного управления.

В природе у нас есть ряд реальных правил, которые были открыты учеными. То есть определенный микроб, вызывающий определенную болезнь, основан на реальной взаимосвязи, существующей между реальной причиной и следствием, которые ученые обнаружили и оформили в виде закона, предоставив его в распоряжение всего человечества. Чтобы сохранить иммунитет к болезни, вы должны избегать микробов. В случае, если болезнь становится непреодолимой, людей нужно вакцинировать, чтобы они были невосприимчивыми к этой болезни.

Точно так же, если общество хочет выжить, оно должно соблюдать определенные правила. Действительно ли в природе существуют те правила, которые должны быть открыты определенными людьми? Или это обычные, внешние и воображаемые вещи, которые можно изменить, чтобы заслужить одобрение людей? Этот вопрос является фундаментальным и жизненно важным.

 

Реальная польза и вред как основа закона

Действительно ли существует взаимосвязь между безопасностью и предотвращением краж? То есть, если мы хотим иметь безопасность, действительно ли не должно быть воровства? Или же между ними существуют обычные отношения и возможно ли обеспечить безопасность и воровство одновременно? Имеет ли убийство реальную связь с незащищенностью? То есть, если человек имеет право убить любого, кто ему нравится, действительно ли это приведет к неуверенности или это обычные отношения? Действительно ли вера вызывает спокойствие сердца или это тоже обычная вещь? Действительно ли сексуальная свобода приведет к распаду семей или это тоже обычное явление? Однажды в обществе скажут, что сексуальные отношения бесплатны, потому что люди принимают это. В другой раз говорят, что они носят ограниченный характер, потому что некоторые люди или большинство людей это не одобряют. Итак, обусловлен ли статус этого закона неким предпочтением и должен ли закон приниматься в соответствии с их предпочтениями? Или он основан на реальных отношениях? То есть, если есть сексуальная свобода, физические и психологические недуги станут непреодолимыми. Семейная ячейка распадется. Психологические заболевания у мужчин и женщин станут повсеместными. Будут беспорядочно рождаться нежелательные, испорченные и преступные дети.

Некоторые считают, что социальные контракты основаны на реальных выгодах и вреде. Было бы неправдой говорить, что они основаны на общественных предпочтениях. В случае бесконтрольного употребления алкоголя получат широкое распространение нервные и сердечные заболевания. Если будет широко практиковаться курение, то число связанных с ним заболеваний также возрастет. То же самое верно и в отношении социальных проблем. Если отношения между мужчиной и женщиной будут свободными, беспорядочными и неограниченными, это будет иметь ужасные последствия для общества, многочисленные примеры которых можно увидеть в западных странах.

Таким образом, при принятии закона мы должны обратить внимание на его реальные результаты и последствия. Дело не в том, что мы должны действовать по требованию людей и смотреть, хочет ли большинство сексуальной свободы или нет, или голосует ли большинство за легализацию наркотиков или нет. Должны ли законы приниматься таким образом? Или мы должны выяснить, какой вред на самом деле наносят человеку наркотические средства, даже если большинство людей согласны с их потреблением? На ваш взгляд, какой путь правильный? Должны ли социальные законы основываться на голосовании большинства или они должны иметь реальную и истинную основу? То есть являются ли социальная польза и вред реальными и истинными, или они представляют собой просто общепринятое и субъективное мнение?

Со времен Юма в западном мире эпистемология утверждает, что «можно» и «нельзя», а также все моральные концепции не имеют объективной реальности, будучи лишены рациональной основы и аргументации. «Хорошо» и «плохо» – это предпочтения людей. Если человеку нравится розовый, его нельзя спрашивать, почему он ему нравится, потому что одному человеку нравится один цвет, а другому – другой. Социальные проблемы не так субъективны, как выбор цветов.

Существует реальная взаимосвязь между действиями людей и их влиянием на их индивидуальную, социальную, материальную и духовную жизнь, и в действительности они являются причиной и следствием. Действия людей в индивидуальном и социальном контексте приводят к счастью или гибели. Таким образом, необходимо определить, какое действие вызывает счастье, чтобы быть разрешенным, а какое действие вызывает гибель и страдания, чтобы быть запрещенным, и принимать соответствующие законы. Затем следует поставить такой вопрос: кто лучше всех знает реальную пользу и вред? Мы, мусульмане, верим, что Бог знает об этом лучше всех.

Таким образом, в вопросе законодательства точка зрения ислама заключается в том, что существует причинно-следственная связь, известная как «польза» и «вред» — между действиями людей в индивидуальном и социальном контексте и их результатами, такими как процветание или несчастье в этом мире и в будущей жизни. Эта польза и вред должны быть определены и соответствующим образом учтены, а не оцениваться в соответствии с прихотями большинства людей.


Мохаммад-Таги Месбах Язди

Источник: al-islam.org