Мохаммад-Таги Месбах Язди. Вызовы Исламской революции. Глава 1. Наша ответственность в сфере культуры. Ч. 1

Представляем вашему вниманию книгу «Исследования и вызовы», основанную на серии ежемесячных выступлений видного иранского мыслителя и философа аятоллы Мохаммад-Таги Месбаха Язди перед представителями иранского академического сообщества в рамках реализации задачи сближения между университетами и богословскими семинариями, которая была провозглашена Исламской Республикой с самого начала ее существования. На этих сессиях аятолла Месбах Язди, идеолог правого фланга лагеря иранских консерваторов, рассматривает вопросы, предложенные для обсуждения другими профессорами. В этой книге представлены девять из этих лекций.


Предисловие

Вся хвала Аллаху, Господу миров, и да пребудет благословение Аллаха на нашем Учителе и Пророке Мухаммаде и его чистом потомстве, и да пребудет проклятие Аллаха на всех их врагах!

Связь между богословской семинарией и университетом – благословенное явление, приносящее значительные и многочисленные полезные плоды. Напротив, разделение этих двух культурообразующих и влиятельных столпов общества всегда влечет за собой тяжелые потери. В стремлении укрепить эту благословенную и благоприятную связь, за много лет до победы Исламской революции в Иране, некоторые люди как из семинарии, так и из университетов всегда проявляли активность в этой области, и, понимая важность этого вопроса и его стратегическое положение, пытались различными способами расширить и закрепить эту связь.

Переезд таких деятелей, как Мотаххари, доктор Бехешти, доктор Бахонар, шахид Мофаттех,  и других дальновидных и сознательных улемов в университеты был мотивирован их просвещенным мышлением и стремлением укрепить эту связь. Также свой вклад внесли университетские деятели последних десятилетий, которые, будучи убеждены в целесообразности и важности продвижения этой линии коммуникации, приложили усилия на этом направлении.

Эти усилия приобрели новый и более крупный масштаб после победы Исламской революции и провозглашения великим основателем Исламской революции Имамом Хомейни девиза единства семинарии и университета[1].

Конечно, все еще остается много недостатков и промахов, и для достижения желаемой точки в этом движении необходимо устранить так много «если» и «но» на этом пути. В любом случае, реальный опыт показал, что дальнейшее сближение и связь студентов и семинаристов, а также двух оплотов – семинарий и университетов – оказало достойную помощь в том, чтобы идеи обеих сторон стали более плодотворными. В конечном итоге общество также выигрывает от соединения их потенциала. Точно так же разделение и раздвоение этих двух систем также ведет к их собственному разрушению и разрушению общества.

Среди деятелей, которые за последние три десятилетия осознали важность и неотложность создания этой связи и приложили много усилий в этом направлении, эрудированный ученый, выдающийся философ и факих, аятолла Мохаммад-Таги Месбах Язди. Что касается вопросов, связанных с Верховным советом культурной революции, созданным в первые годы Исламской революции по приказу Имама Хомейни, то выдающийся аятолла Месбах уделял особое внимание руководству этим движением и разработке его программы. Свидетельством и подтверждением этого является то, что уважаемый профессор был вовлечен в это предприятие на протяжении многих лет.

В этом направлении, уже более года, ряд осторожных, обеспокоенных и преданных делу ученых в университетской среде создали центр с целью проведения культурных мероприятий. Одним из направлений его деятельности является проведение ежемесячных сессий в присутствии аятоллы Месбаха Язди. На этих сессиях уважаемый профессор рассматривает вопросы, предложенные другими профессорами.

Учитывая академический статус, а также важность этих дискуссий в нынешних условиях общества, организатор этих сессий, а именно Центр мобилизации профессоров Университета науки и технологии [Канун-е басидж-е асатид-и данешгах-е эльм ва сан’ат] настоял на том, чтобы сборник лекций уважаемого профессора на этих сессиях был опубликован в соответствии с хронологическим порядком их изложения. Благодаря Богу, благодаря усилиям ходжт оль-эслам ва-ль-мослемина шейха Мохаммад-Мехди Надери Комми, преподавателя этого института и одного из выдающихся учеников профессора Язди, теперь мы можем предложить всем заинтересованным девять из этих лекций в виде настоящей книги.

Мы надеемся, что в будущем мы сможем продолжить представление этих дискуссий академическим и культурным центрам страны, а также всем ученым и энтузиастам в области распространения знаний.

Образовательный и исследовательский институт Имама Хомейни

2003 г.

Глава 1: Наша ответственность в сфере культуры. Ч. 1.

Я благодарю Бога за то, что он дал мне эту возможность находиться в компании преданных своему делу и уважаемых профессоров. Я надеюсь, что это послужит началом благословенного и благоприятного движения в выполнении наших тяжелых и возвышенных обязанностей в этот конкретный период. Прежде всего, я прошу вашего разрешения затронуть важность этой ответственности, чтобы на будущей сессии я мог затронуть темы, предложенные дорогими братьями.

В исламской школе мысли существует принцип, называемый балансом между способностями и ответственностью. То есть Всевышний Аллах возлагает ответственность на каждого человека соразмерно степени тех способностей и талантов, которыми он наделен. Вопрос об ответственности человека является важной темой для обширных дискуссий. Прежде чем как следует приступить к реализации этого принципа, я вкратце объясню его.

Человек, осознающий ответственность или стремящийся к справедливости

Помимо того факта, что благодаря своему собственному врожденному естеству [фитра], человек осознает, что он не похож на животных, которые не имеют свободы и не несут никакой ответственности. Религии также подчеркивают этот факт. Возможно, вы слышали, что знаменитый западный философ Иммануил Кант говорил: «Две вещи тронули и удивили меня. Одна – это облик звезд на небе, а другая – голос врожденного естества в душе человека. На самом деле, это естество – самый прекрасный голос, который существует». Так или иначе, благодаря своей изначальной природе человек, более или менее, осознает, что на нем лежит определенная ответственность. Однако выяснение и доказательство этой естественной проницательности не входит в нашу задачу в текущей лекции.

Помимо теории инстинктивной сущности этой ответственности, есть и другая теория, которая существовала с древних времен и приобрела особую известность и импульс в последние десятилетия. Эта теория исходит из того, что говорить об ответственности и долге человека – это пример старомодного и регрессивного мышления, от которого необходимо отказаться. Соответственно, человек в наши дни требует своих прав и притязаний от мира, природы, Бога и правительства. Сегодня человек больше не рассматривается как слуга, а Бог – как его хозяин. Сейчас век суверенитета и превосходства человека, век, когда вместо того, чтобы искать свой долг и ответственность, человек стремится заявить о своих правах, которые были попраны и в которых ему отказывали на протяжении многих столетий.

Вопреки второй теории, интеллект, совесть и врожденное естество человека свидетельствуют о том, что он ответственен и осознает свои обязательства, за которые он несет ответственность – это факт, с которым единодушно соглашаются все религии. Многие аяты Священного Корана свидетельствуют об ответственности человека. Так, Священный Коран гласит:

«Клянусь твоим Господом! Мы непременно всех их спросим о том, что они совершали» (15:92-93).

«…вы непременно будете спрошены о том, что вы совершали» (16:93).

«Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу» (17:36).

«О завете с Аллахом они будут спрошены» (33:15).

«Остановите их, и они будут спрошены» (37:24).

«В тот день вы будете спрошены о благах» (102:8).

Принцип баланса между ответственностью и возможностями

В принципе, никто не спорит с тем, что человек несет ответственность, но момент, на который мы должны обратить внимание, заключается в том, что ответственность перед всеми людьми во все времена и в любом месте не является фиксированной и идентичной, поскольку она варьируется в зависимости от различных факторов.

Одним из факторов, определяющих степень ответственности, являются возможности каждого человека. Это тот же принцип баланса между возможностями и ответственностью, о котором мы упоминали ранее. Поскольку возможности людей с точки зрения умственных способностей, физических данных, эмоциональной или психологической силы, социального статуса и положения в обществе и прочих обстоятельств не идентичны, из этого следует, что их обязанности также не одинаковы. Каждый человек несет ответственность в соответствии со своими способностями:

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286).

Несомненно, то, что может делать президент или премьер-министр в силу занимаемой ими должности, не равно тому, что может делать обычный служащий, и, таким образом, ответственность первого не может сравниться с ответственностью второго.

Другим фактором, влияющим на степень выполнения обязанностей, является степень опасности, с которой может столкнуться отдельный человек или сообщество. Чем больше опасность, тем больше ответственность. Если общество полностью защищено, и все находится под контролем, вы можете спокойно отдыхать по ночам. Но если преобладает небезопасное положение, а силы безопасности слишком слабы, чтобы защитить людей, в то время как воры и злодеи разгуливают на свободе, вы будете испытывать большее чувство ответственности за защиту своей жены, детей, дома и собственности. Если ходят слухи, что на рынке есть отравленное мясо и продукты питания, человек может навести справки и особенно тщательно подумать о том, что он собирается делать.

Подводя итог, можно сказать, что, когда опасность становится более угрожающей, во внутреннем «я» всё больше утверждается желание что-то с ней сделать. Конечно, такие чувства невозможно воспринимать, если опасность не прогнозируется на основе доказательств. Однако иногда опасность действительно существует, но поскольку мы о ней не знаем, и она остается недоказанной для нас, независимо от того, насколько серьезной она может быть, мы никак на нее не реагируем. Таким образом, мы должны сначала почувствовать опасность, чтобы осознать соответствующую ответственность.

Уровень способностей и ответственности в понимании профессоров университетов и преподавателей семинарий

Дорогие братья! По разным причинам вы более ответственны, чем другие. Одна из причин – это способности и таланты, которыми наделил вас Всевышний Бог. Если бы ваш талант был таким же, как у других, вы бы не стали университетскими профессорами. Тот факт, что вы смогли получить высшее образование и заниматься научной деятельностью, показывает, что ваш Богом данный талант и навыки выше, чем у других. Другая причина – ваше социальное положение и влияние, которое вы могли бы оказать на молодежь и студентов.

Обычные люди и даже главы департаментов и министерств не могут играть ту роль, которую играете вы. Обучая молодое поколение и передавая им идеи и взгляды, вы фактически определяете будущее страны. В будущем администраторами и главами, а также теми, кто займет наиболее важные посты в стране, начиная от должности Верховного лидера и президента и заканчивая депутатами Меджлиса и другими административными должностями, будут не кто иные, как эти молодые люди из университетов и выпускники семинарий. По этой причине ответственность профессоров, независимо от того, преподают ли они в университете или в семинарии, гораздо более важна, чем у других.

Третья причина, по которой ваша с нами ответственность больше, чем ответственность кого-либо другого, связана с существующим положением дел. В настоящее время мы сталкиваемся с опасностями, создаваемыми нашими врагами в различных аспектах, наиболее серьезным из которых является культурный, и, как следствие, мы можем ощущать культурные атаки врагов. Если до вчерашнего дня некоторые люди описывали такие культурные атаки как попытки культурного и интеллектуального обмена и утверждали, что так называемый заговор был не чем иным, как плодом воображения, то сегодня я не думаю, что те, у кого есть хоть немного политического понимания, проницательности и осведомленности, будут сомневаться в том, что нашему сообществу в целом и молодому поколению в частности угрожает серьезный культурный заговор.

Если мы не поспешим остановить культурное влияние врагов, то вскоре столкнемся с полным культурным вырождением. Сегодня информационно-коммуникационные технологии, примером которых являются спутнике телевидение и интернет, предоставили нечестивым беспрецедентные инструменты. Используя их, враги ежедневно расширяют масштабы своей разрушительной деятельности и с невообразимой скоростью захватывают культурные оплоты один за другим.

Нынешнее культурное и моральное вырождение

Моральное и культурное разложение, свидетелями которого мы являемся в наши дни, настолько критично, что даже сами жители Запада страдают от этого и поднимают крик в знак протеста. Определенно, вы сами знаете это лучше и конкретнее, чем я. Здесь я приведу в качестве примера один случай:

В Священном Коране особо подчеркивается история народа пророка Лута (мир ему!). Коран решительно осуждает людей пророка Лута, которые совершали нечестивые поступки и крайне отвратительную практику сексуальных контактов с лицами своего же пола (т.е. гомосексуализм). Описывая это злодеяние как вершину непристойности, Священный Коран говорит:

«Воистину, вы совершаете мерзость, которую не совершал до вас никто в мире» (29:28).

В конце концов, из-за их упорства в этой чрезвычайно отвратительной практике и невнимания к увещеваниям и предостережениям пророка Лута (мир ему!) на них было ниспослано божественное наказание, и все они погибли. Эта история связана с маленьким городом в одном уголке мира с ограниченным числом жителей, который существовал тысячи лет назад. Что касается сегодняшнего дня, посмотрите, что происходит в мире! Согласно статистике, которую приводят сами жители Запада, более пятидесяти процентов выдающихся деятелей во всех странах мира страдают этим отвратительным пороком. Более того, они стали публично предаваться этому порочному деянию на улицах и устраивать демонстрации и митинги в поддержку гомосексуальности.

В некоторых из этих стран члены парламентов объявили это законным и официально подтвердили это, одобрив соответствующие законопроекты. Сегодня во многих странах мира гомосексуалисты имеют свои собственные эксклюзивные клубы, организации, культурные центры, библиотеки и журналы. Я бы не поверил в это, если бы сам не увидел это с близкого расстояния. Во время одной из моих поездок в Соединенные Штаты для выступления в Филадельфии у меня была возможность посетить некоторые города, такие как Вашингтон.

Я сел машину вместе с одним господином, который в настоящее время является заместителем министра. Мы доехали до перекрестка, где на углу виднелась красивая и элегантная библиотека. Я сказал: «Было бы хорошо посетить эту библиотеку». Господин сказал: «Нет, нам не рекомендуется выходить здесь из машины». Когда я спросил о причине, он объяснил: «Это библиотека для гомосексуалистов, и если мы выйдем здесь из машины, нас обвинят в том, что мы одни из них» Прямо на этом перекрестке я увидел накрашенных мужчин, которые носили короткие женские платья и вели себя как женщины.

Таково сегодняшнее положение дел в мире. Как это нагло! Только представьте, как быстро и легко может распространяться этот заразный моральный вирус теперь, когда активно используются технологии передачи данных и интернет. Недаром психологи и педагоги на Западе предостерегают от просмотра детьми аморальных материалов в интернете и считают их серьезно опасными. Сегодня, используя передовые технологии, голливудское кинопроизводство выпускает очень интересные фильмы и распространяет их по всему миру, даже несмотря на то, что в этих фильмах пропагандируются самые аморальные вещи.

Мы хотели бы, чтобы все пороки на этом закончились, но более серьезной угрозой по-прежнему остается интеллектуальное разложение. Как моральное разложение носит в наши дни беспрецедентный характер, так и распространенное в настоящее время интеллектуальное разложение по-прежнему является исключительным. Если сатана был величайшим агентом умственного и идеологического разложения человека с самого начала творения, то сегодня он сам поражается вводящим в заблуждение темам и скептицизму, выдвигаемым некоторыми нечестивыми людьми! Эти люди сейчас настолько укоренились и устоялись в своем пороке, что если кто-то заявит о своей вере во что-то, они ответят: «Какой же это глупый человек!»

Да, действительно! Источник гордости и интеллектуальности в концепции современного человека заключается в том, чтобы сказать: «У меня есть сомнения и скептицизм во всем, и во Вселенной нет определенной, неизменной и абсолютной вещи или чего-либо, что можно было бы доказать как таковое!»

Сохранение относительного баланса между элементами руководства и отклонениями в каждом возрасте

Мы должны иметь в виду, что божественная мудрость диктует нам следующее: в каждую эпоху, когда умственные и нравственные изъяны, развращенность и отклонения растут и усиливаются, в распоряжение человечества также предоставляются средства, инструменты и возможности для истинного руководства и исправления положения. То есть Бог всегда поддерживает баланс между исправлением и разложением, руководством и отклонением, и Он позволяет разложению и отклонению проникать в общество лишь в таких масштабах, что если бы были те, кто хочет, чтобы их направляли, дабы идти правильным путем, им бы это не удалось. Сегодня, если коммуникационные технологии предоставляют новые возможности для разложения и отклонений, то те же самые технологии также предоставляет человечеству для исправления и руководства возможности и средства, которые были неизвестны ранее.

Сегодня многие люди познакомились с исламом и приняли его через интернет. Если когда-либо радио, телевидение, кинематограф, спутниковая связь и интернет использовались неправильно и способствовали умственным и моральным отклонениям и разложению, то есть также много людей, которые познакомились с исламом, Исламской революцией, Имамом Хомейни и Ираном, прониклись ими и приняли ислам благодаря тем же самым средствам. В разных частях мира есть много мусульман, которые приняли шиизм, когда узнали имя, путь и слова Имама Хомейни через спутниковое телевидение. Однажды я был в гостях у бизнесмена в Сингапуре, чей бизнес был связан с компьютерами. Он сказал: «Вначале я был ваххабитом, но когда я познакомился с Имамом Хомейни, послушал его речи и стал свидетелем его движения, у меня появилось убеждение, что истинный ислам – это то, что говорит Имам Хомейни, и так я стал шиитом.

Во время моей поездки в некоторые латиноамериканские страны, в одной из этих стран, вероятно, в Чили, официальные лица и руководители тамошнего университета сказали мне: «Мы беспокоимся о молодом поколении нашей страны и их будущем, и мы не знаем точно, что нам нужно делать. Мы предоставляем в ваше распоряжение молодежь этого университета. Вы приезжайте сюда и, основываясь на вашем собственном методе преподавания, составьте для них программу обучения, а мы предоставим вам все условия. Это потому, что мы уверены, что лучший метод обучения в наши дни – это ваш мусульманский метод».

Глава упомянутого университета сопровождал нас, чтобы познакомить с различными подразделениями и центрами университета. Когда наступил полдень, мы сказали, что хотим помолиться. Они предоставили нам место, и мы совершили нашу молитву. Даже будучи христианином, глава университета участвовал вместе с нами в этой молитве. Поскольку этот его поступок удивил нас, он сказал нам: «Я не знаю точно, что вы говорите и декламируете в своих молитвенных действиях, но я действительно оценил это состояние вашего простирания ниц. Мне это понравилось, и я склонился к тому, чтобы принять участие вместе с вами в этой молитве».

В Гаване, столице коммунистической страны (Кубы – Иран-1979), профессор истории испанского происхождения встал перед другими профессорами, которые нас пригласили, и произнес речь, в которой сказал: «С юности я интересовался изучением и проведением исследований о двух фигурах –  Пророке Ислама как мировой фигуре и Хайяме как выдающемся иранском ученом. Однако с некоторых пор я обнаружил сильный интерес к чему-то, что бросило тень на предыдущие две фигуры. Сегодня мне интересно изучать человека, который изменил мир, а именно, Имама Хомейни». В этот момент пожилой профессор Гаванского университета расчувствовался и потерял контроль над собой. Он дважды склонился передо мной и поцеловал мне руку, попросив у меня экземпляр Корана на испанском. Это произошло в Гаване после пятидесяти лет коммунистического правления, а этот профессор, возможно, был старейшим в упомянутом университете.

В любом случае, я хочу сказать, что мы не должны предполагать, что в это время, когда орудия распространения порока умножились и проникли повсюду, уже слишком поздно и ничего больше нельзя сделать. Это неправильное представление, и мы никогда не должны чувствовать безнадежность и впадать в уныние. Бог Премудр, и Ему не подобает покидать этот мир, который Он создал для развития и совершенствования людей, и оставлять его в руках каких-то порочных душ. Как я уже сказал, если когда-либо умножались инструменты уклонения от истины и разложения, то появлялись и новые пути истинного руководства и исправления положения, которых никогда не существовало во времена какого-либо пророка или имама.

Социальные условия, которые мы имеем сегодня для осуществления перемен и совершения рывков, беспрецедентны, и мы стали свидетелями подобных примеров в ходе нашей революции и восьми лет сопротивления и Священной Обороны. Те же самые молодые люди, которые обучались в испорченной среде во времена шаха, внезапно пережили такую перемену и обрели такую возвышенную веру и духовное понимание. Они героически, внушительно, самоотверженно и доблестно руководили восьмилетней Священной Обороной, создавая вечную и беспрецедентную историческую эпопею.

Даже сегодня внимательный взгляд доказывает, что молодые мужчины и женщины, которые так сильно желают постичь и изучить мистические темы и моменты, связанные с любовью к Богу, за один день преодолевают столетнее путешествие. Если ими правильно руководить, они будут готовы на любые жертвы и бескорыстие и не будут обращать внимания на какие-либо материалистические удовольствия, чему вы были свидетелями во время революции и на фронтах сражений. Сегодня бремя руководства этим молодым поколением, обладающим лучшими талантами и чистейшими природными задатками, лежит на наших с вами плечах.

Большинство великих преобразований произошло благодаря идеям мыслителей

Мы говорим об ответственности, и темы, которые я упомянул, призваны помочь нам лучше понять нашу ответственность. Если вы достаточно наблюдательны, вы увидите, что, возможно, более девяноста процентов тех, кто добился успеха в различных сферах и инициировал великие перемены и преображения во всем мире, были университетскими учеными из и улемами из семинарии. Вы заметите, что в различных областях экономики, социологии, политики, религии и тому подобных сферах, всё обстоит именно так: первоначальным источником перемен была идея одного человека, она постепенно распространялась и, в конце концов, привела к великой трансформации. Конечно, преобразования не всегда были положительными, поскольку были и отрицательные.

Явления, которые ведут к возникновению моральных или интеллектуальных отклонений, чрезвычайно умножились и стали чрезвычайно опасными. К числу этих отклонений можно отнести нынешние сексуальные и моральные отклонения на Западе. По признанию жителей Запада, наиболее решающим фактором этого отклонения была теория известного немецкого психолога Зигмунда Фрейда. Изучая причины психологических расстройств, Фрейд пришел к выводу, что эти недуги являются следствием подавленных желаний и тягостных пристрастий, особенно сексуальных. Основываясь на этом анализе, Фрейд сказал, что для предотвращения распространения психологических расстройств сексуальные свободы должны предоставляться в обществе без всяких ограничений.

Возможно, у Фрейда не было дурных намерений и мотивов при объяснении этой теории, но, как бы там ни было, эта теория стала корнем сексуальной распущенности и морального разложения, свидетелями которого являются люди на Западе. Конечно, прихоти и страсти людей, а также жадность спекулянтов и оппортунистов также способствовали интенсивности этой волны, но теория Фрейда, так или иначе, дала первый толчок. В наши дни одна из самых прибыльных отраслей в мире сосредоточена на сексе и сексуальных вопросах. Фильмами-бестселлерами в мире являются порнографические фильмы, а самые просматриваемые телеканалы – те, которые показывают более чувственные программы и фильмы. Источником всего этого была идея одного психолога.

Говоря об интеллектуальном разложении и декадансе, можно также сослаться на марксистскую мысль и ее катастрофические последствия. Это философия, которая более семидесяти лет правила примерно половиной земного шара, и, по признанию стран и народностей, которые ее исповедовали, привела к многочисленным разрушительным последствиям для них. Марксистская мысль, которая взрастила миллионы атеистов и отрицающих Бога, вела ожесточенную войну против религии и Бога, также была ментальным продуктом другого немецкого ученого по имени Карл Маркс.

Конечно, нельзя не обращать внимания на позитивные преобразования, вызванные учеными и улемами. Великая Исламская революция в Иране, которая, по признанию как врагов, так и друзей, была величайшим событием ХХ века, а также продуктом идей религиозного ученого по имени Имам Хомейни. Имам был всего лишь одиноким человеком, и у него не было ни денег, ни вооружения, ни власти. Единственное, что у него было, это возвышенная идея, в осуществимость которой вначале, возможно, девяносто девять процентов его близких друзей и доброжелателей не верили. Тем не менее, все они были свидетелями того, что этот человек в одном уголке земного шара, в скромном и простом доме, смог сделать беспомощными две сверхдержавы Востока и Запада.

Это произошло в то время, когда он не стремился к власти или славе. Хотя это нормально, что после окончания занятий студенты сопровождают профессора по дороге домой, Имам никогда никому не позволял сопровождать его по переулку или улице, и если когда-нибудь он заставал кого-то за этим занятием, он решительно отговаривал его от этого. Он был марджа ат-таклидом, но долгое время не разрешал публиковать свой трактат о практических нормах фикха [рисалат аль-‘амалийа], и когда он, наконец, дал на это согласие, то не пожелал потратить ни единой копейки из доли Имама [сахм-е эмам][2], которая должна была быть потрачена на это. Я лично знаю, кто впервые собрал средства для публикации книги «Рисалат аль-амалийа». Он был далек от власти и славы, поскольку держался в стороне от них. Полагаясь только на идею, он смог повлиять на такую великую трансформацию, которая нарушила все глобальные уравнения. Все это было положительным воздействием его идеи.

В любом случае, я хочу подчеркнуть, что человек, профессор университета или семинарии, может вызвать даже глобальные изменения, будь то положительные или отрицательные. Если мы обратим внимание на этот факт, то мы еще больше осознаем важность нашей ответственности и будем готовы тратить время. И если это необходимо, мы готовы отложить наши занятия и собраться вместе, чтобы решить эти вопросы, подумать о нашем обществе и молодежи и выполнить нашу миссию по отношению к исламу и мусульманской общине. Теперь, с учетом этих обстоятельств, фундаментальный вопрос может звучать следующим образом: что следует сделать при выполнении этой ответственности?

Отвечая на этот вопрос, позвольте мне сначала остановиться на следующем предварительном моменте:

Важность культурной революции

Я не знаю, дорогие товарищи, хорошо ли вы помните, но в первые годы революции покойный Имам упоминал о проблеме культурной революции, и большинство университетов в стране были закрыты на несколько лет. Некоторые люди из разных уголков мира приехали сюда, чтобы увидеть, о какой парадигме этой культурной революции говорит имам, ибо культурная революция имеет исторический приоритет, и это связано с опытом культурной революции в коммунистическом Китае, который был основан Мао Цзэдуном (Цзе-Дуном). Так или иначе, многочисленные государственные деятели и ученые со всего мира отправились в путь и приехали сюда, чтобы своими глазами увидеть, что хотел сделать Имам. Я хорошо помню, как в Кум приехал еврейский профессор из Австралии, и я обсудил с ним некоторые моменты. Он хотел знать, в чем именно заключалась культурная революция Имама, и я объяснил ему это.

К сожалению, положение дел было таково, что Имам не смог должным образом разъяснить свой идеал и материализовать его, поскольку революция еще только победила, и существовало множество проблем и забот. Затем, прошло совсем немного времени, когда нам навязали восьмилетнюю войну, которая стала самой серьезной проблемой страны, и в нее было вложено так много ресурсов, средств и мыслей. Однако нечестивцы внутри страны и за ее пределами объединились и не позволили осуществить культурную революцию, которую задумал Имам.

Таким образом, если кто-то в своем анализе пришел к выводу, что все это экономическое и военное давление, санкции и другие проблемы были направлены на то, чтобы помешать осуществлению культурной революции Имама, он действительно не упустил суть, и его анализ не следует рассматривать как невероятный. Взгляните на Боснию! Почему они совершили все эти преступления, безжалостно и зверски убив и обезглавив тысячи мужчин и женщин, молодых и старых, и даже младенцев, в то время как те, кто составляет ассоциации по защите животных и устраивают демонстрации в защиту определенных животных, бездействовали в этом случае и бесстыдно закрывали рот? Разве на кону было что-то, кроме культурной проблемы? Разве этих мусульман было больше двух или трех миллионов?

У них нет ни многочисленного населения, ни земли, ни богатства, ни вооружения, ни технологий, ни чего-либо еще важного. И все же, почему на них было совершено это массированное нападение? Ответ только один: ислам и культура! Они были свидетелями того, как в конце ХХ века возникла и объявила о своем существовании мусульманская страна в сердце Европы. Они опасались, что ислам и исламская культура постепенно распространятся в соседних странах, а затем и по всей Европе, и в конечном итоге все изменится. Итак, они решили пресечь это движение в зародыше, и они сделали то же самое в Алжире, Турции и других мусульманских странах[3].Почему так было? Это потому, что они боятся ислама. Кстати, что такое ислам? Это не что иное, как идея, культура. Как таковые, они боятся идей и культуры.

Вывод из этого относительно длинного предварительного замечания состоит в том, что в ответ на вопрос «Что следует сделать?» мы должны сказать: «Необходимо запустить культурное движение». Эти дискуссии должны заставить нас больше, чем когда-либо, осознать нашу ответственность, и мы не должны думать, что интеллектуальные дискуссии и культурная деятельность бесполезны и что каждая проблема в стране связана лишь с экономическими вопросами, внешней политикой и тому подобным.

Роль культурных движений в продолжении революции

Нам также необходимо спланировать культурное движение. Мы должны четко определить наш путь и форму нашего движения, понять условия, в которых мы находимся, и найти правильные решения. Кроме того, мы должны предсказать уязвимые места этого движения и пути и продумать необходимые меры для их устранения. Первый шаг в этом направлении заключается в том, что мы должны переосмысливать, расширять наши исследования, реконструировать наш образ мышления и начать нашу работу с мощной и фундаментальной инфраструктуры.

В первые дни революции у нас была общая идея о том, что необходимо решительно противостоять глобальному высокомерию и его агентам, и на основе этой общей идеи мы организовали движение, революция восторжествовала и достигла этой точки. Сейчас многие люди все еще привержены этим принципам, но мы должны иметь в виду, что такого общего понимания уже недостаточно для последовательности и постоянства революции. Что касается начала движения и победы революции, то оно было в большей степени основано на эмоциях и чувствах, а затем принесло свои плоды.

Однако для продолжения движения невозможно применять тот же метод. Скорее, с этого момента мы должны перенести основной акцент и усилия движения с эмоционального и психологического аспекта на аспект понимания и осмысления. Сегодня людей больше не удерживают на арене борьбы причитаниями, лозунгами и агитацией. Конечно, эти вещи должны быть сохранены в первозданном виде, но суть здесь в том, что основной катализатор движения должен быть построен и сосредоточен на осознании, понимании и культурной инженерии. Сегодня враги также выявили специфику этого момента, и вместо того, чтобы сосредоточить основной упор своего движения на экономическом, военном и политическом давлении, они тратят большую часть своих ресурсов, средств и сил на культурные мероприятия и движения. Поступая таким образом, они снова пытаются проникнуть в лагерь революции и постепенно осадить его.

Если мы хотим предотвратить это культурное проникновение и воспрепятствовать проникновению врагов, мы должны отказаться от этого безразличия, отсутствия планирования и разногласий. Если мы хотим, чтобы университетские профессора занимались культурной работой и прививали ислам и исламские ценности умам и сердцам студентов и молодежи, мы должны сначала вооружиться интеллектуально и культурно, мы должны понять принципы и основы исламской мысли и культуры, а также принципы и основы западной мысли и культуры, в том числе скептицизм, который они высказывают, чтобы мы могли реагировать на общество в целом и молодое поколение в частности и уделять внимание их интеллектуальным и культурным заботам, проблемам и сомнениям.

Конечно, Всевышний Бог является защитником и хранителем Своей религии:

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15:9).

Посреди всех враждебных действий и тьмы Бог пришвартовал корабль религии и ислама у берега спасения:

«Он — Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (61:9).

Тем не менее, мы должны спросить самих себя о том, почему это сохранение религии [дин] не должно осуществляться через нас, и почему мы не должны быть среди тех, кто был избран Богом для возвеличивания слова единобожия [калима ат-таухид][4] и защиты Его религии.

Мы надеемся, что Всевышний Бог предоставит такую возможность всем нам. В заключение я хотел бы подчеркнуть, что сегодня мы должны осознать нашу очень чувствительную историческую ответственность, и, принимая эту ответственность, мы должны приобрести необходимую готовность, устранив наши интеллектуальные и философские недостатки. Мы должны иметь в виду, что, если, не дай Бог, при выполнении этого важнейшего долга мы проявим небрежность и будем действовать вяло, мы будем нести ответственность перед Всевышним, Пророком (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), Святыми Имамами (мир им!) и мучениками [шухада], которые сохранили это благословенное дерево [шаджарат ат-тайиба], пролив свою кровь, и они вряд ли простят нас.

Глава 2


Мохаммад-Таги Месбах Язди

Источник: Мохаммад-Таги Месбах Язди. Кавешха ва чалешха, под ред. Мохаммад-Мехди Надери Комми (Кум: Образовательный и исследовательский институт Имама Хомейни, весна 1382 года Хиджры (2003)). Том 1. 192 с.


[1] Имам Хомейни издал 13 июня 1980 года указ о создании Штаба культурной революции. 10 декабря 1984 года он издал директиву относительно формирования Высшего совета культурной революции, который заменил Штаб культурной революции.

[2] Доля Имама [сахм-е эмам]: половина от выплат хумса (другая половина – доля сеидов/садат (потомков Пророка) [сахм ас-садат]), которая выплачивается живому имаму, а в эпоху сокрытия [аср аль-гайба], наиболее сведущему из ныне живущих муджтахидов, который является марджа ат-таклидом.

[3] Намек на акты саботажа, совершенные против победы исламистов в ходе избирательных кампаний в разных мусульманских странах в на рубеже 1990-2000-х годов.

[4] Символ исламской веры: нет божества, кроме Аллаха (ла илаха илла-Ллах).