Аятолла Месбах Язди об исламской политической теории. Лекция 28: Соблюдение ценностей и законных свобод в исламском государстве

Предлагаем вашему вниманию серию лекций аятоллы Мохаммад-Таги Месбах Язди, выдающегося иранского философа, мыслителя и теоретика исламской политической системы, посвященную различным аспектам исламского политического строя в современном Иране.


Взгляд на смысл существования государства

Мы рассмотрели необходимость исполнительной власти для того, чтобы выяснить ее характеристики, обязанности и условия, которые ей необходимо соблюдать при исполнении своих обязанностей. Как мы уже говорили, одним из элементов, определяющих смысл существования государства или исполнительной власти, является обеспечение исполнения законов. В исламской системе законы непосредственно взяты из шариата или вводятся в действие теми, кто уполномочен Священным Законодателем. Эти законы также должны исполняться. В первую очередь люди сами должны непосредственно исполнять законы, защищать права друг друга и выполнять свои соответствующие обязанности. Они должны вести себя в рамках исламских законов на коллективном уровне, в семейной жизни и в сфере международных отношений.

Выполнение обязанностей и соблюдение социальных норм требует сильной мотивации. Простые люди в первую очередь думают о своих личных интересах и уделяют меньше внимания социальным интересам, особенно если эти интересы наносят им какой-либо ущерб. Только те, кто получает глубокое и благородное воспитание и образование, отдают приоритет общественным интересам над личными. Таким образом, причиной большинства нарушений, происходящих в сфере социальной ответственности, является отсутствие мотивации к принятию социальной ответственности. Таким образом, отдельное лицо или группа лиц должны взять на себя ответственность за обеспечение соблюдения законов, убеждая людей соблюдать законы и наказывая их в случае любого нарушения.

Итак, необходимо существование исполнительной власти, которая осуществляет закон с применением силы. Первоначально законы издаются для управления делами. Например, определены наказания за агрессию и посягательство на чужую собственность. Затем, если кто-то нарушает закон, посягая на чужую собственность, исполнительная власть наказывает его.

В некоторых случаях двусмысленность создает напряженность между двумя группами или отдельными лицами, и между ними возникают споры. Возможно даже, что ни одна из сторон не намерена нарушать закон, но из-за своего незнания того, как поступить правильно, они не знают, в чем заключается их обязанность. В таких случаях судебная власть рассматривает дела в соответствии с законом, определяет права обеих сторон и объявляет свой вердикт. Если конфликтующие стороны не удовлетворены и не хотят подчиняться приговору, он приводится исполнительной властью в исполнение в принудительном порядке. В таком случае обязательно привлекается некое официальное лицо, которое является неотъемлемой частью исполнительной власти. Однако, согласно классификации многих политико-философских школ, судебная власть является отдельной ветвью власти, отличной от исполнительной и законодательной властей.

Согласно этой классификации, особой функцией законодательной власти или законодательного органа является ратификация законов, определение прав отдельных лиц и определение вида наказания за каждое нарушение. Например, в соответствии с определенным законом, ратифицированным той же законодательной властью, становится ясно, является ли определенная сделка действительной или нет. Если есть сомнения в том, отвечает ли определенная сделка соответствующему закону, принятому властями, или нет, является ли она действительной или нет, или же в случае, когда возникает спор между двумя сторонами, это дело должно быть передано в суд, поскольку функция суда как неотъемлемой части судебной власти заключается в проверке соответствия нормативных актов фактическим реалиям.

Если в объявленном решении судьи говорится, что господин «А» должен передать определенную сумму денег господину «Б», и обе стороны принимают этот вердикт судьи, обязуясь мирно и добровольно соблюдать закон, то дело будет закрыто; в противном случае вмешается исполнительная власть и использует находящиеся под ее командованием полицейские силы, чтобы получить требуемую сумму и передать ее законному владельцу.

Хотя одной из основных функций исполнительной власти является обеспечение исполнения законов и социальных норм, следует иметь в виду, что исполнение законов не является монополией исполнительной власти. Ожидается, что другие также будут применять законы. Аналогичным образом, функция исполнительной власти заключается не только в исполнении законов, но и в том, чтобы в некоторых случаях участвовать в принятии законов. Невозможно отделить законодательство от исполнения законов, и их взаимосвязь в той или иной мере признается всеми государствами, независимо от формы правления.

Действительно, основной функцией правительства или исполнительной власти является исполнение законов, но в некоторых случаях она также участвует в принятии законов и формулировании правил и норм. С другой стороны, законодательная власть также участвует в исполнительной работе, и некоторые действия исполнительной власти должны ратифицироваться парламентом: например, подписание договоров с другими государствами и иностранными компаниями по эксплуатации природных ресурсов, таких как нефть и другие. Конечно, подписание договора является функцией исполнительной власти, но без ратификации парламентом такой договор никогда не станет обязательным.

Таким образом, неправильно утверждать, что существует некая красная линия, отделяющая три ветви власти друг от друга, и никто из них не может вмешиваться в дела других ветвей, т.е. правительство не издает никаких законодательных актов, а парламент не вмешивается в дела исполнительной власти. Тем не менее, у каждой из трех сил есть своя особая функция.

Однако исламская система отличается от других в том, что касается законодательства. В светских системах основой и стержнем права являются материальные коллективные интересы людей, на которых основывается не только законодательная, но и исполнительная власть. Однако в исламе материальные и мирские интересы людей должны учитываться в законодательстве, но не за счет пренебрежения их духовными и загробными интересами. На самом деле, при разработке законов духовные интересы имеют приоритет над материальными интересами.

В этом заключается существенный и фундаментальный момент, который отличает исламскую систему от материалистических, светских и секулярных систем. Естественно, что в такой системе бремя ответственности исполнительной власти намного тяжелее, чем в других системах. То есть, помимо призыва людей соблюдать социальные права, не притеснять друг друга и предотвращать хаос и беспорядки, исполнительная власть также должна соблюдать и распространять в обществе исламские ценности.

 

Первый принцип человеческого поведения

Важной чертой человека является свобода воли и выбора, которая отличает его от животных и ангелов. Животные руководствуются своими инстинктами, и в их жизни нет места для самостоятельного выбора. Та степень выбора, которая иногда имеется у них, определяется их инстинктами, и у них нет рационального выбора, который определяется интеллектом и мышлением. Животное, которое обучено вести себя определенным образом и выполнять определенные действия по приказу своего дрессировщика, делает это потому, что у него имеется определенный выбор в пределах инстинктивно заданных действий.

Ангелы обладают небесными и возвышенными атрибутами, и у них нет склонности или желания творить зло и отклоняться от истины. Они относятся к числу самых святых и ближайших к Богу существ, обладая возвышенным, чистым и незапятнанным статусом, но у них нет выбора. На самом деле их природа основана на безусловном поклонении, послушании и подчинении Богу. Человек — этот наместник Бога [халифат Аллах] и носитель божественного завета — это существо, обладающее свободой выбора. Перед ним всегда есть два пути, и у него есть два хозяина и два источника притяжения: один ведет к Богу, а другой – к сатане. Он должен обладать способностью выбирать и оказывать предпочтение одному из этих двух путей. Как только он лишается возможности выбирать, и его принуждают к определенному пути, это означает, что он лишается своей человечности.

Следовательно, руководящий принцип в вопросе подготовки человека, как в индивидуальных и семейных вопросах, так и в социальных и международных вопросах, заключается в том, чтобы подготовить почву для выбора, дабы человек выбрал правильный путь в соответствии со своим собственным выбором и свободной волей, а не путем навязывания. Иногда, все же, интересы общества требуют оказывать на человека давление. В действительности существование исполнительной власти и неприкрытой силы основано на второстепенных, а не первичных интересах.

Утверждение о том, что должна существовать исполнительная власть для исполнения законов и даже принуждения нарушителей к их соблюдению, в некоторых случаях противоречит основному принципу. Главный принцип заключается в том, что закон должен быть в распоряжении людей, которые сознательно и добровольно действуют в соответствии с ним, так что никто из них не нарушает его, никто не обманывает другого, не получает взяток, не крадет и не посягает на жизнь и имущество людей. Тем не менее, в обществе также происходит нарушение закона, и существование грубой силы для предотвращения любого нарушения закона становится необходимым; в противном случае мир охватит коррупция, и у тех, кто пожелает выбрать правильный путь, не будет никаких шансов на исправление.

Чтобы сохранить возможность правильного выбора для большинства людей в обществе, нужно проверять и наказывать нарушителей закона всякий раз, когда это необходимо, давая таким образом другим шанс совершенствоваться и развиваться. Если этого не делать, некоторые негодяи будут угрожать интересам всего общества, используя физическую силу, интеллектуальную мощь или сатанинские уловки, что негативно скажется на реализации Божественной цели сотворения человека.

Это правда, что в атмосфере свободы и раскрепощенности человек сам должен выбирать правильный путь, но эта свобода не безгранична. Не следует предоставлять отдельным людям столько свободы, чтобы она ограничивала свободу выбора других или, как сказано в Коране, мешала другим идти путем Божьим[1].

Таким образом, с нарушителями необходимо обращаться так, чтобы устранить препятствия на пути Бога. Однако следует иметь в виду, что предотвращение нарушений и применение грубой силы при исполнении закона имеют определенные условия и ограничения, которые должны тщательно соблюдаться. В тех же случаях, когда ислам прибегает к применению силы для защиты общественных интересов, он проявляет максимальную скрупулезность и старается сохранять возможность покаяния (исправления) для нарушителей, за исключением случаев совершения столь тяжких преступлений или правонарушений, когда необходимо положить конец жизни преступника, чтобы сохранить коллективные интересы и предотвратить распространение порока.

 

Назидательный подход ислама к принятию уголовных законов

Ислам ввел смертную казнь за определенные преступления, но также установил сложные требования к их установлению и доказательству, что делает очень проблематичным доказательство этих преступлений. Если обратиться к философии Божественных законов, то мудрый замысел, лежащий в основе этих наказаний, состоит в извлечении из них урока, который действует как сдерживающий фактор и, таким образом, предотвращает распространение преступлений и правонарушений. Для достижения этой цели должны быть предусмотрены наказания, соразмерные тем или иным преступлениям, а за тяжкие преступления должна быть предусмотрена смертная казнь.

Например, если за такое преступное деяние, как грабеж, будет предусмотрено легкое наказание — незначительный штраф или кратковременное задержание, то в обществе не прекратятся грабежи, и скрытый смысл, стоящий за Божественными наказаниями, не будет реализован.

С другой стороны, если преступление можно будет легко доказать, и любые люди могут быть легко наказаны, в обществе распространится исполнение наказаний, потому что многие будут заслуживать наказания, и, таким образом, честь и репутация многих семей будут запятнаны. Именно по этой причине ислам затруднил доказательство факта преступления. Например, в случае такого отвратительного акта, как прелюбодеяние, ислам предусматривает суровое наказание и даже предписывает, чтобы прелюбодеи, мужчина и женщина, были наказаны публично, а социальные соображения и человеческие чувства не должны бросать тень на исполнение божественного наказания.

Чтобы предотвратить моральное разложение в обществе и семье, наказание за прелюбодеяние должно носить публичный характер, и никто не должен уклоняться от исполнения наказания под предлогом защиты репутации мусульманина. Однако, с другой стороны, ислам установил сложные условия для доказательства такого преступления. В результате очень немногие случаи преступления являются фактически доказанными, и лишь немногие из прелюбодеев несут наказание.

При доказательстве данного преступления исламский закон предусматривает, что четыре справедливых свидетеля должны засвидетельствовать, что они лично видели совершение этого аморального поступка. Если только трое дадут показания, даже если они являются самыми справедливыми и известными людьми в обществе, преступление не только не будет доказано, а обвиняемый будет оправдан, но судья также назначит этим троим наказание за клевету и ложное обвинение в адрес другого человека.

Наличие такой скрупулезности и строгости в исполнении всех законов ислама, в частности уголовных наказаний, показывает, что ислам преследует целью реализацию своих высоких идеалов и устремлений, провозглашает возвышенные ценности, но настаивает на учете реалий, не довольствуясь простым идеализмом. Фактически, метод ислама в управлении обществом находится между идеализмом и реализмом, содержа в себе элементы того и другого. Ислам считает необходимым соблюдать высокие ценности и не позволяет дискредитировать их в обществе, как это делается в нерелигиозных и неисламских обществах, которые привели к широкому распространению порока и большому позору.

С целью обеспечения свободы исламского общества от этого порока и нечестия, ислам предусматривает для нечестивцев смертную казнь. Однако, с другой стороны, ислам реалистичен и признает тот факт, что некоторые люди занимаются коррупцией и нарушением закона по нескольким причинам. По сути, он создал сложные условия для доказательства этого преступления.

Цель состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение закона его гарантом с применением силы и принуждения в случае нарушения, удостоверяясь при этом, что действие человека является сознательным и совершается им на основе свободной воли и выбора. С другой стороны, необходимо соблюдать коллективные интересы, и нельзя позволять отдельным лицам угрожать интересам общества, злоупотребляя неограниченной и ничем не сдержанной свободой.

 

Фиксированные и изменяющиеся обязанности государства

Если мы посмотрим на законы, то обнаружим, что реализация некоторых из них относится к людям, и роль государства в этом контексте заключается в том, чтобы следить за их деятельностью и предлагать практические меры, которые побудили бы их уважать закон и противостоять нарушителям. Осуществление других законов относятся к государству. Они связаны с потребностями граждан, важными видами экономической деятельности, инвестициями и услугами, которые не могут быть оказаны людьми, и даже если они способны этим заниматься, то мало кто будет готов оказывать эти услуги на добровольной основе, тогда как без них общественные интересы не будут соблюдены. Таким образом, существует необходимость в организованной, сплоченной и системной структуре под названием «правительство», которая оказывала бы такие услуги, как защита территориальной целостности страны от иностранных вторжений, ведение военных действий, закупка необходимой военной техники и вооружений, проведение программ вакцинации против инфекционных и эпидемических заболеваний, таких как полиомиелит, которые могут проводиться только по всей стране и в подходящее время с помощью государственного управления и учреждений, поддержание общественного здравоохранения и предоставление медицинских услуг, а также принятие эффективных мер против незаконного оборота, распространения и употребления наркотиков и наказания наркоторговцев.

Конечно, повелевая одобряемое и запрещая порицаемое, не употребляя наркотики и предотвращая их распространение, люди могут в какой-то степени сыграть определенную роль в этой сфере, но они не в состоянии инициировать обширную и масштабную кампанию против этого зловещего явления, а их ограниченных возможностей недостаточно для ее проведения. То же самое верно и в случае морального разложения, которое стало безудержным. Только государство или правительство способны бороться с этими вещами.

Некоторые законы касаются потребностей, которые могут быть удовлетворены как правительством, так и людьми, но меняющиеся обстоятельства времени и места, а также социальное развитие создают различные способы их удовлетворения. Некоторые виды общественной деятельности могут в простой форме и в ограниченных масштабах осуществляться самими людьми в определенный период времени, но с появлением новых условий и по мере социального развития они все более усложняются, и люди больше не могут их осуществлять самостоятельно. Именно на этом этапе государство должно вмешаться и взять на себя те социально значимые действия, которые становятся все более сложными. Например, воспитание и обучение детей – это обязанность всех родителей или граждан, которые должны проявлять в этой связи упорство, но сегодня ситуация такова, что если бы в стране не было сильного Министерства обучения и воспитания, а также не были приняты законы, касающиеся обязательного образования, процент грамотности в нашей стране был бы гораздо ниже.

Аналогичным образом, в свете новых событий и условий такие вопросы, как общественная гигиена в городах и их освещение, возлагаются на правительство. В прошлом эти вопросы не входили в обязанности правительства. Некоторые из них, такие как радио и телевидение, никогда не представляли собой вопрос, который следовало поручать правительству. С появлением социальных преобразований на правительство возлагаются новые обязанности — обязанности, неисполнение которых правительством нанесет ущерб социальному прогрессу, в результате чего исламское общество будет отставать в области науки, техники и промышленности. Когда ослабевают обучение и воспитание, духовное измерение людей также ослабевает, потому что духовное совершенство возможно благодаря знаниям и обучению, а общество, лишенное знаний, также лишено и духовности.

В свете вышесказанного, можно пересмотреть положение, структуру и элементы государства. К элементам и составляющим государства, при отсутствии которых государство прекратит свое существование, относятся:

  1. Обеспечение соблюдения в обществе гражданских и правовых законов, так что в случае нарушения они навязываются людям с применением силы, а нарушители наказываются.
  2. Обеспечение при любых обстоятельствах постоянных интересов общества, которые остаются неизменными при изменении социальных условий и могут быть обеспечены только государством. Например, установление мира и порядка в обществе является обязанностью государства. Правительство страны, будь она большая или маленькая, должно взять на себя эту важную обязанность.

Однако изменяющиеся интересы и обязанности, которые исполняются правительством далеко не во всех ситуациях и также могут исполняться народом, но исполняются правительством с появлением новых условий, не могут рассматриваться как составные элементы государства.

 

Разница между исламскими и другими государствами в характере применения законов

После изложения положения государства и его обязанностей уместно кратко упомянуть о различии между исламским государством и другими государствами. В целом исламское государство отличается от светских государств в сфере законодательства. Сфера действия законов в исламском государстве шире, чем в других политических системах, поскольку они также обеспечивают духовные интересы. Они также отличаются друг от друга характером применения законов. Выполняя свои функции и обязанности, все государства испытывают нужду в финансовых ресурсах, которые частично обеспечиваются за счет налогов, собираемых с населения.

С разрешения вали аль-факиха исламское государство может также утверждать и вводить в действие законы, разрешающие сбор налогов с населения. Разница между исламским государством и другими государствами в применении законов, которые требуют от людей уплаты определенных сумм денег, заключается в том, что при применении этих законов ислам принимает во внимание замысел, лежащий в основе сотворения человека.

Другими словами, ислам утверждает, что действия человека должны совершаться по его собственной воле, чтобы способствовать его духовному росту и продвижению. При сборе налогов государство, вероятно, может прибегнуть к применению силы. Конечно, для того, чтобы свести к минимуму давление на людей законодательно введенного налогообложения и избежать их протеста, в развитых странах мира применялись различные подходы, с помощью которых смягчалось недовольство людей. Один из таких подходов заключается в том, что необходимо взимать налоги на общественные нужды и основные товары, которые люди покупают ежедневно. В дополнение к первоначальной стоимости товара, которая должна доставаться продавцу, необходимо также уплатить определенную сумму налога, чтобы пополнить государственный бюджет.

Естественно, уплачивая налоги указанным выше способом, никто не получает никакой прибыли или выгоды, но даже здесь ислам предполагает, что люди должны духовно расти. По этой причине в некоторых случаях ислам не принуждает людей платить налоги и не посылает сборщиков для сбора хумса, который является одним из исламских налогов. Даже в случае закята, сбор которого является обязательным для исламского государства, люди должны пользоваться свободой при его уплате. Таким образом, когда сборщики закята обращаются к людям, они не оценивают активы, подлежащие уплате закята, и не определяют размер закята.

Вместо этого заинтересованное лицо добровольно указывает размер своих доходов, с которых рассчитывается и взимается закят. Здесь не используются давление, принуждение или расследование с целью выяснения правды — говорит ли он правду или нет — за исключением случаев, когда нарушения (уклонение от уплаты закята) настолько очевидны и заметны, что исламское государство несет от них большие потери, или когда определенные лица официально заявляют о своем неповиновении в вопросе выплаты закята. В таких случаях исламское государство должно всеми силами добиваться сбора этих налогов.

Таким образом, одно из отличий исламской политической системы от других заключается в том, что даже в применении законов в ней учитываются исламские ценности. Уместно напомнить сторонникам свободы, личного выбора и общечеловеческих ценностей, что в исламе предусмотрена максимальная рациональная свобода для отдельных лиц, и ожидается, что они будут свободно выполнять свои обязанности, чтобы достичь достоинства, развития и прогресса.

Если в некоторых случаях ислам когда-либо и действует решительно, или, как говорят эти господа, действует насильственными методами, то он призван защитить свободу и духовное совершенство остального человечества и сохранить путь к Богу, чтобы в результате общество могло лучше идти по пути истины и совершенства. В любом случае, свобода личности в исламе не является абсолютной. Как только эта свобода затрагивает материальные и духовные интересы общества, она должна быть ограничена. Отдельные лица могут быть наказаны плетьми, человеку могут ампутировать конечность или в очень редких ситуациях при соблюдении особых условий какой-нибудь гнусный преступник может быть казнен. Эти наказания и суровые меры должны рассматриваться как предупреждение нарушителям закона.

Естественно, если ислам повелевает ампутировать руку вору, другие видят результат совершения кражи, и количество грабежей уменьшается, так что остается меньше возможностей для совершения такого позорного поступка. Если же для них будут предусмотрены более мягкие наказания, такие как тюремное заключение или денежный штраф, число воров увеличится. Есть даже случаи, когда заключенные, которые не являются ворами, учатся воровству по причине взаимодействия и общения с ворами!

Мы не боимся говорить правду и заявляем, что в исламе есть суровые меры и наказания, а если говорить словами наших оппонентов, в нем существует «насилие». Существует также суровость по отношению к преступникам и злодеям, а также к неверующим и врагам ислама. Как говорит Аллах, «Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой» (Коран, 48:29).

В некоторых случаях ислам также рассматривает унижение преступника как необходимое для того, чтобы люди извлекли из этого некий урок:

«А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих» (Коран, 24:2).

Мы видим, что в некоторых случаях ислам и Коран прямо рассматривают насильственные действия и даже унижение преступника как необходимые, и мы не можем исключить эти айаты из Корана. Теперь, если некоторые люди считают такие действия оскорбительными для человеческого достоинства, мы хотели бы сказать, что в некоторых случаях действия, направленные против достоинства злодеев и даже унижающие их, необходимы для защиты коллективных интересов. На самом деле эти виды суровых наказаний не являются насильственными, а скорее представляют собой обеспечение для людей возможностей пользоваться рациональной свободой в обществе.


Мохаммад-Таги Месбах Язди

Источник: al-islam.org


[1] «Он сделал тщетными деяния тех, которые не уверовали и сбивали других с пути Аллаха» (Коран, 47:1).