Реакция мусульман Татарстана на Исламскую революцию в Иране в 1979 г.

В 2010 году заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов принял участие в международной научно-практической конференции «Исламская революция в Иране: цивилизационный феномен и его перспективы» (8-10 февраля 2010 г., Казань). В своем докладе он поделился своими воспоминаниями и оценкой восприятия Исламской революции в 1979 г. в ТАССР. В условиях советской системы мусульманам Поволжья было крайне сложно поддерживать связь с мировой уммой и тем более высказывать публично независимое мнение по значимым событиям, происходившим в исламском мире.


Исламская революция в Иране носила поистине всенародный характер, она стала событием резонансной важности и широко освещалась в советской прессе. Для мусульманской общественности Татарстана всё в этом событии было непривычно и внове. Мусульмане в СССР по причине многих десятилетий нажима привыкли к роли маргиналов, ведь считалось, что религия — это отмирающее социальное явление. И вот на этом фоне увидеть человека в традиционном мусульманском одеянии священнослужителя — в чалме и чапане — в роли народного вождя было для мусульман вдохновляюще.

Вскоре после Исламской революции в ДУМЕС происходит экстраординарное событие — действующий муфтий уходит с должности не по причине своей смерти, как это было принято. Абдулбари Исаев  в 1980 году перестает быть муфтием и уходит на покой, он умер лишь в 1986 году. До него единственный уход с должности ещё живого муфтия был лишь по причине февральской революции, когда муфтий М. С. Баязитов был вынужден уйти на место муфтия приходит Т. Таджутдин, молодой и активный деятель.

Таким образом, в смене руководства ДУМЕС в 1980 году можно видеть косвенное влияние исламской революции в Иране. Приход же Т. Таджутдина резко активизировал мусульманскую жизнь, ему удалось направить на учёбу много новых студентов в медресе в Бухару, которые и стали затем основой для Исламского возрождения в постсоветский период.

Что касается конкретики событий тех лет.

1979 год соответствует по хиджре 1399 году, т.е. это рубежный год, конец столетия, начало юбилейного XV века хиджры. Понятно, что эта магия цифр определенным образом влияла на умонастроение и советских мусульман. В преддверии нового века официальные духовные управления мусульман СССР провели совместный международный симпозиум под названием «Вклад мусульман Средней Азии, Кавказа и Волжского региона в совершенствование концепций Исламской мысли в интересах мира и социального прогресса». Этот симпозиум состоялся 20–22 шавваля 1399 года, т.е. 12–14 сентября 1979 года в Душанбе — тогда столице Таджикской ССР. Среди основных докладчиков был и тогдашний муфтий ДУМЕС Абдулбари хазрат Исаев. На этом мероприятии собрался весь цвет мусульманского духовенства тогдашнего СССР, на него съехались многие иностранные делегации, в том числе и Ирана. На этом симпозиуме в своем выступлении Г. Исаев, рассказывая историю принятия Ислама татарами сообщил о находке рукописи Ибн Фадлана в одной из иранских мечетей. Закончил уважаемый Абдулбари хазрат своё выступление требованием от имени мусульман Татарстана и Башкортостана вернуть Иерусалим мусульманам с мечетью Аль-Акса.

От Ирана выступал Али Гульзаде-Гафур, представитель совета по разработке проекта новой конституции. Он достаточно эмоционально рассказал об Исламской революции, о многих жертвах, которые пришлось принести ради победы революции для свержения ненавистного прежнего режима. Он подчеркнул роль мусульманской молодёжи в движении, которая выходила с лозунгом «Аллах акбар».

Таким образом, мусульмане СССР, в том числе и Татарстана имели возможность напрямую узнать информацию об Иранской революции сразу после её свершения. В симпозиуме принимали участие представители 30 стран.

В следующем 1980 году уже в Ташкенте была проведена конференция, также посвященная встрече XV века хиджры, но в более представительном составе.

В 1979 году мусульманское сообщество Татарстана имело мало возможностей для аккумулирования и выражение своей общественной позиции. В Казани тогда действовала одна мечеть — мечеть Марджани. Понятно, что духовенство этой мечети как и всё официальное духовенство избегало затрагивания политических тем.

Определённая небольшая группа татарских студентов обучалась в 1979 году в Бухарском медресе, один из которых Камиль хазрат Бикчентаев, ныне работающий имамом Казанской мечети «Султан» вспоминал, что среди шакирдов было обсуждение Исламской революции, положительная её характеристика.

Таким образом, говоря в целом, можно сделать вывод об отложенном характере реакции мусульман Татарстана на Исламскую революцию. Эта реакция стала внятно формироваться в годы перестройки, в последние годы существования СССР и в первые годы постсоветской российской государственности.

Большое впечатление на мусульман СССР оказало письмо аятоллы Хомейни М. С. Горбачеву. Этот документ приподнял планку видения мусульман, придал их мышлению глобальное, политическое измерение, высветил наличие идеологических возможностей в нарождающемся Исламском движении.

Необходимо отметить плодотворность воздействия издательской продукции из Ирана, которая стала появляться на русском языке в то время. Ведь поначалу мусульманская литература худо-бедно начала печататься на татарском языке, а изданий на русском было катастрофически мало. Тогда эта ниша было восполнена переводами на русский язык мусульманских книг, которые осуществляла иранская сторона и бесплатно распространяла среди первых мусульманских активистов. На рубеже 80–90-х годов  появилась организация Молодёжный центр Исламской культуры «Иман», нужно сказать, что на первых своих курсах по основам Ислама активисты центра использовали учебную литературу из Ирана, которую присылали мешками бесплатно именно тогда, когда она была так нужна. Нужно отметить особую роль в становлении идеологических взглядов тогдашних мусульман книги Мусави Лари «Западная цивилизация глазами мусульманина».

Первое в г. Казани мусульманское книжное издательство «Иман» одной из первых своих книг выпустило перевод на русский язык книги Али Мухаммада Накави «Ислам и национализм» в 1992 году, в которой автор излагает идеалы Исламской революции, её опору на монотеизм, чуждость её национальной ограниченности. Это издательство в начале 90-х годов выпустило и перевод на татарский язык «Завещания» Имама Хомейни.

Таким образом, можно видеть, что идеалы исламской революции нашли понимание у мусульманского общественного движения в конце 80-х начале 90-х годов XX века в Татарстане, что выразилось в распространении соответствующей литературы, которая оказала положительное влияние на взгляды людей, пришедших в исламское движение. Интерес к иранской тематике у издательства «Иман» был продолжен и в последующие годы. Так как в начале XXI века, к сожалению, и в Татарстане начали распространяться радикальные взгляды среди мусульман, появились такфиристы, ваххабиты, экстремисты. В целях идеологического противостояния этим нездоровым тенденциям была переведена на русский язык книга иранского автора Ат-Табси Наджутдина «Ваххабизм: притязания и опровержения», она вышла в 2004 году.

В 2003 году была переведена на татарский язык книга  Мусави Лари «Западная цивилизация глазами мусульманина».

В 2006 году был напечатан перевод на русский язык книги Мавсуви Абдулхусейна «Ответы на вопросы Джаруллы (Бигиева)».

А сейчас издательство «Иман» работает над изданием книги Джафара ас-Субхани «Кривое зеркало ваххабизма».

Итак, Исламская революция в своё время разбудила надежды среди мусульман Татарстана на будущее возрождение Ислама и на этой земле, пробудило интерес к религии у многих людей, которые по воспитанию были атеистами и коммунистами. Так, в одном из своих интервью нынешний президент Татарстана Минтимер Шаймиев отмечал, что впервые он обратил внимание на Ислам как мощный общественный фактор в дни Исламской революции в Иране. После этого он, по его словам, стал внимательнее относится к любой информации об Исламе, читать о своей религии. Уверен, что в этом побудительном интересе, причиной которому явилась Исламская революция М. Шаймиев был далеко не одинок.


Якупов Валиулла Махмутович

(Казань, Россия) заместитель муфтия ДУМ РТ, кандидат исторических наук

Источник: Якупов В.М. Реакция мусульман Татарстана на Исламскую революцию в Иране в 1979 г..– В кн.: Якупов В.М. Ислам сегодня / Валиулла Якупов. – Казань: Иман, 2011. – С. 326-327.