Аятолла Месбах Язди об исламской политической теории. Лекция 19: Отличительная особенность ислама в сфере политики и управления

Предлагаем вашему вниманию серию лекций аятоллы Мохаммад-Таги Месбах Язди, выдающегося иранского философа, мыслителя и теоретика исламской политической системы, посвященную различным аспектам исламского политического строя в современном Иране.


Три точки зрения на определение особой функции государства

Когда мы говорим, что государство призвано осуществлять закон в обществе, или, другими словами, двумя основными столпами государства являются законодательная деятельность и исполнение законов, а законодательство должно иметь определенные критерии и полномочия, на основе которых принимаются правила и положения. Таким образом, в политической философии поднимается фундаментальный вопрос: какова цель формирования государства? Эта тема была кратко рассмотрена в предыдущих лекциях. На этой лекции мы рассмотрим ее подробно. Вначале мы приведем три точки зрения на цель формирования государства, чтобы определить логическую связь между государством и законом. Затем мы углубимся в эту тему.

1. Такие люди, как Томас Гоббс, принадлежавшие к числу политических философов эпохи Возрождения, придерживаются мнения, что цель и функция государства заключается только в установлении мира и порядка в обществе. В более широком смысле цель состоит в обеспечении внутренней и внешней безопасности. То есть главная обязанность государства состоит в том, чтобы внедрять правила и положения, которые предотвращают хаос и беспорядки в обществе и способны защитить его от внешних угроз, чтобы обеспечить его выживание и территориальную целостность страны.

2. Некоторые авторы говорили, что помимо поддержания и обеспечения безопасности, закон и государство должны обеспечивать в обществе правосудие. Начались глубокие дебаты о взаимосвязи между законом, справедливостью и свободой, особенно в среде политических социологов, и на эту тему было написано много книг.

Если мы признаем, что в дополнение к поддержанию безопасности обязанностью государства является осуществление правосудия, возникает вопрос: что означает правосудие само по себе? Мусульманские и немусульманские ученые предложили множество толкований природы справедливости и ее проявлений. Наиболее универсальная и общепризнанная концепция справедливости заключается в том, что каждому должно быть предоставлено то, что причитается ему по праву. Однако авторы расходятся в определении этих прав и их объеме. Поскольку термин «право» включен в определение справедливости, у нас нет иного выхода, кроме как приступить к обсуждению еще одной темы, а именно взаимосвязи между свободой, законом, правами и справедливостью.

Например, какова взаимосвязь между правами и справедливостью? Наконец, в ходе обсуждения делается вывод о том, что право каждого человека заключается в том, что его естественные интересы и благосостояние должны быть обеспечены, а справедливый закон – это тот, который обеспечивает права отдельных лиц, то есть то, чего требуют их естественные потребности в рамках общественной жизни.

Теперь в связи с проблемой прав поднимается следующий вопрос: кем являются те, у кого есть эти права в общественной жизни? Все ли люди имеют одинаковые права в социальной жизни? Или кем являются те, кто имеет право делиться социальными благами? Другими словами, некоторые инвалиды не могут оказать обществу никакой услуги. Они находятся в больницах и санаториях и не могут играть никакой роли в общественной жизни или вносить какой-либо вклад в общество. Есть ли у них какие-то права? Если права вытекают из услуг, оказываемых членами общества, то такие люди вообще не имеют никаких прав.

Конечно, возможно, некоторые люди с ограниченными возможностями могут внести интеллектуальный вклад в развитие общества, но имеют ли какие-либо права инвалиды, которые с рождения были лишены всех физических и умственных способностей? Другой случай связан с человеком, который, будучи сильным, оказывал ценные услуги обществу, а позже стал инвалидом и больше не мог оказывать обществу никаких услуг. Имеет ли он еще какие-то права в обществе?

Согласно некоторым социологическим тенденциям, такие люди не имеют никаких прав в обществе, и у государства нет никаких обязанностей по отношению к ним. В марксистском режиме, правившем бывшим Советским Союзом, такие люди, которые не вносили никакого вклада в общество, под определенным предлогом устранялись. Подобные тенденции существуют и в других обществах. Связаны ли права с услугами, которые отдельные люди оказывают обществу?

Есть ли у инвалидов какие-либо права на то, чтобы быть человеком, родиться и жить среди других людей? К сожалению, те, кто говорит, что это право соизмеримо с оказанной обществу услугой, не рассматривают наличие каких-либо прав для таких людей, говоря, что если из сострадания и гуманных чувств некоторые люди хотят служить этому слою общества и строить для них санатории, они могут это сделать. И все же никто не должен нести ответственность за их смерть!

3. Третья точка зрения на цель формирования государства и правительства – это исламская точка зрения, которая подчеркивает — помимо поддержания безопасности, осуществления правосудия и обеспечения материального благосостояния — необходимо удовлетворение духовных и религиозных потребностей.

 

Разница между особой функциями исламского государства и других государств

В исламе поддержание безопасности, защита от внешних врагов, установление справедливости и обеспечение прав тех, кто оказывает обществу услуги, относятся к функциям государства. Кроме того, благотворительность [ихсан], то есть служение неимущим и тем, у кого нет никакого потенциала предложить какие-либо услуги обществу, также является обязанностью государства. Как говорит Бог в Коране,

«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость и делать добро…» (Коран, 16:90).

Долг мусульман состоит не только в том, чтобы соблюдать справедливость. Они также должны быть доброжелательными. В силу того, что люди, неимущие, калеки и инвалиды, особенно те, кто родился инвалидом, имеют свои законные права в человеческом обществе, и исламское государство должно удовлетворять их основные потребности.

Еще одно различие между исламом и другими школами мысли состоит в том, что ислам не ограничивается материальными и физическими потребностями, но также учитывает психологические, духовные и трансцендентные потребности. На исламском государстве лежит намного более тяжелое бремя ответственности, чем на либеральных государствах. По логике вещей, помимо удовлетворения потребностей отдельных лиц, оказывающих услуги обществу, либеральные государства не несут никакой другой ответственности. Однако исламское государство, помимо удовлетворения потребностей тех, кто оказывает услуги обществу, должно помогать также и инвалидам.

Таким образом, в исламском государстве должны быть приняты и реализованы законы, обеспечивающие удовлетворение индивидуальных и социальных, материальных и духовных, мирских и трансцендентных потребностей людей, а не только удовлетворение материальных потребностей активных членов общества.

Возникает следующий вопрос: каково доказательство правильности исламской теории, и каким образом мы можем знать, что другие теории неверны? В попытке ответить на этот вопрос необходимо сделать шаг назад и задать вопрос: в чем, по сути, заключается причина формирования человеческого общества?

 

Взгляд ислама на сущность человеческого общества

Прежде чем рассмотреть причину формирования человеческого общества, позвольте мне спросить: является ли человек, подобно термиту или пчеле, социальным по своей сути существом? Является ли социальная жизнь чем-то, что человек выбрал и принял самостоятельно? Существует много точек зрения, но я коснусь двух основных точек зрения на этот счет. Одна из них заключается в том, что социальная жизнь не обязательно преследует гуманную цель. Вторая точка зрения заключается в том, что социальная жизнь не имеет никакой цели. Например, нельзя сказать, почему пчела ведет социальную жизнь и какова ее цель в социальной жизни.

Очевидно, что у пчелы есть естественная и инстинктивная цель – производить мед и жить. У социальной жизни пчелы нет другой цели. Конечно, у Всевышнего Аллаха есть цели при создании этих творений, одна из которых – служить человечеству. Однако, если оставить в стороне этот Божественный аспект творения, пчела не преследует добровольно некую цель в своей социальной жизни. Является ли социальная жизнь человека также естественным процессом, который возник спонтанно, не имея никакой цели? Или у него есть цель, требующая отношений, которые, в свою очередь, требуют повелений?

С религиозной точки зрения, целью социальной жизни является прогресс человека благодаря социальной жизни и приближение к его цели. Тогда вы можете спросить: какова цель создания человека? Согласно божественной перспективе, конечной целью человека является близость к Богу, и в этом заключается вершина человеческого совершенства.

Если мы признаем, что целью творения является совершенство, достигнутое под покровительством близости к Богу, то социальная жизнь является для человека средством достижения этой цели наилучшим из возможных способов. В отсутствие социальной жизни люди не могут ни приобрести необходимые знания, ни совершать необходимые акты поклонения, ни достичь высшего совершенства.

Таким образом, именно благодаря коллективной жизни осуществляется преподавание и обучение; люди определяют лучшие способы жизни; создаются условия для продолжения пути; и в результате человеческое совершенство становится чем-то достижимым. Как только мы примем эти предварительные доказательства, мы сможем прийти к выводу, что цель социальной жизни состоит в том, чтобы проложить путь для человеческого прогресса и совершенствования не только в материальном измерении, но и во всех измерениях человеческого существования.

Человек – многомерное существо, обладающее разнообразными гранями и измерениями. Следовательно, совершенство во всех измерениях составляет истинное совершенство; не только материальное совершенство, промышленный прогресс, социальный прогресс и экономический рост. Итак, лучший закон – это тот, который прокладывает путь для роста человека во всех этих измерениях и отдает приоритет конечной цели – близости к Богу.

 

Необходимые качества законодателя

Исламское государство должно применять законы, которые охватывают все аспекты существования человека и обеспечивают его интересы во всех аспектах, потому что такие законы требуют совершенного понимания всех аспектов существования человека. В зависимости от своего опыта, каждый из известных нам людей осознает только некоторые аспекты своего существования. Раньше философы делали такие заявления, но в наши дни невежество человека стало очевидным для него самого. В некоторых случаях экономический прогресс может вступать в противоречие с духовным или религиозным прогрессом.

Конечно, мы верим, что великая божественная система гарантирует все человеческие интересы. Но вполне возможно, что в определенном обществе в определенное время или в определенном месте может возникнуть своего рода конфликт интересов людей. Таким образом, эти интересы должны быть классифицированы таким образом, чтобы в случае конфликта соответствующие власти знали, что требует приоритетного внимания. Таким образом, обязанность законодателя также состоит в том, чтобы определять приоритеты, и именно в этом проявляется неспособность человека распознавать такие законы.

Помимо полного знания всех аспектов человеческого существования, более важным качеством законодателя является то, что он должен отказаться от всех личных и групповых желаний и отдавать приоритет интересам общества над индивидуальными, групповыми или фракционными интересами. Никто не может этого сделать. В случае конфликта между его интересами и интересами других, а также между интересами его группы и интересами других групп, любой великий человек пренебрег бы своими личными и групповыми интересами и добровольно отдал бы приоритет интересам общества над своими личными интересами. Найти таких людей из числа членов общества проблематично, а может быть, и невозможно. Таким образом, законодатель также должен обладать способностью отдавать предпочтение интересам общества перед своими собственными.

Именно здесь становится очевидным превосходство божественного закона над всеми законами, созданными человеком, потому что, во-первых, Всевышний Аллах, полностью осознает все интересы человеческих существ. Во-вторых, Бог не получает никакой выгоды или ущерба от действий людей из-за того, что Его интересы вступают в конфликт с интересами других. В исламе, однако, мы говорим, что, если предположить, что все интересы людей в их мирской жизни и социальных отношениях будут обеспечены, все же это общество не будет являться желательным и идеальным, потому что высшее совершенство возникает благодаря близости к Богу. Эта близость к Богу может материализоваться только через поклонение, преданность, служение и послушание Богу.

Физическое благополучие, мир и порядок в обществе, защита от врагов, справедливость и социальные права личности являются прелюдией к общению человека с Богом. Сущность человечества заключается в этом общении с Богом, и если оно не будет установлено, истинная человечность не сможет быть реализована. Близость к Богу – это не просто лозунг. Скорее, это истинное и духовное общение людей с Богом. Человеческие существа проходят через различные стадии жизни, проходят и поднимаются, пока не достигнут этого положения. Простые люди не могут понять, что такое положение для человека существует, или что они могут достичь такого духовного и небесного положения.

Если Бог не нуждается в нашем поклонении, то почему Он создал человека для поклонения и сказал: «Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран, 51:56)?

Ответ заключается в том, что высшее совершенство человека может быть достигнуто только через поклонение Богу. Итак, нужно признавать Бога и повиноваться Ему, чтобы человек мог двигаться по пути к истинному совершенству. Именно благодаря вниманию к этим предварительным выводам мы говорим, что желательным законом является тот, который, помимо обеспечения материальных потребностей активных членов общества, также гарантирует потребности тех, кто не вносит никакого вклада в общество, таких как недееспособные лица, калеки и инвалиды, поскольку у них также есть права. Исламское государство должно удовлетворять их потребности, потому что они также являются рабами Бога и рождены в обществе. Именно по этой причине, помимо к справедливости, в Коране упоминается добродетель:

«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость и делать добро…» (Коран, 16:90).

Это повеление Божье – не только нравственное наставление. Скорее, это обязательное повеление, которому нужно подчиняться. Таким образом, точно так же, как обязательно соблюдение справедливости в обществе, так же обязательно и совершение добра, потому что права определяются не только оказанием тех или иных услуг. Более того, существует ряд прав, которые Бог предусмотрел для каждого человека. Даже тот, кто находится в наихудшем состоянии, лишен глаз, ушей и способности двигаться, имеет права уже просто потому, что он жив. И Исламское государство должно гарантировать эти права.

Таким образом, мы не должны думать, что исключительная ответственность государства – это то, о чем упоминали Гоббс, Жан-Жак Руссо и другие западные мыслители, поскольку они либо не обращали внимания на возвышенное положение человека, либо представляли человека похожим на волка или насекомое, подобное пчеле и термиту. Однако, согласно исламу, человек намного превосходит таких животных, хотя они также живут коллективно.

Таким образом, закон должен учитывать все потребности человека в его стремлении к высшему совершенству. Итак, если бы закон учитывал все интересы, мог бы он дать человеку все виды свободы? Может ли человек двигаться по какому-либо пути и достичь этой цели? Могут ли те, кто не признал Бога, отрекся от Него, восстал против Него и Его поклонников, достичь человеческого совершенства? Разве поклонение Единому Богу не является путем к достижению человеческого совершенства? Если долг исламского государства состоит в том, чтобы заложить основу для человеческого совершенства во всех измерениях, в частности в духовном и религиозном измерении, то желания должны, в некотором смысле, регулироваться, сдерживаться и контролироваться, и для них должны быть определены рамки, которые не противоречат возвышенным человеческим интересам.

 

Разница между исламскими законами и либеральными законами

Разницу между исламскими законами и законами, созданными человеком, особенно законами либеральных обществ, которые считают, что люди превосходят друг друга в зависимости от услуг, которые они оказывают обществу, можно рассмотреть на примере следующих точек зрения:

1. Либеральные общества не учитывают никаких прав лиц, которые из-за физических недостатков или социальных лишений не могут внести свой вклад в развитие общества. Ислам, однако, также дает им права. Чтобы гарантировать эти права, необходимо сдерживать желания других людей и выделять для этих людей часть общественного богатства, что не нравится другим людям. Поэтому их неприязнь следует сдерживать.

2. В социальной жизни обществу предоставляются права, которые обладают приоритетностью в случае их конфликта с правами отдельных лиц. Вопрос о том, какие права должны преобладать в случае конфликта, основан на тенденциях, ориентированных на личность и общество, существующих сегодня в западных обществах. Конечно, доминирующей и господствующей тенденцией в западном мире является индивидуализм, однако социалистические тенденции в той или иной мере существуют. В современных западных обществах социалистические и социал-демократические государства набирают обороты по сравнению с другими формами правления.

В отличие от индивидуалистической тенденции в либеральных обществах, ислам отдает предпочтение правам общества. Либеральные государства готовы сжечь или выбросить миллионы тонн продуктов питания в море, чтобы не допустить падения рыночных цен и не допустить, чтобы капиталисты понесли убытки. Они готовы позволить миллионам людей умереть от голода только для того, чтобы защитить свои материальные интересы. И все же ислам никогда не допустит подобного. Желание таких элементов должно быть ограничено в соответствии с исламом. Экономическая свобода не должна быть обеспечена каким-либо образом или каким-либо образом, она должна быть ограничена. Точно так же, как интересы обездоленных слоев общества и инвалидов ограничивают интересы общества, аналогичным образом индивидуальные желания должны быть ограничены ради обеспечения общих интересов общества.

3. В исламском обществе существуют проблемы, которые связаны преимущественно с личностью, но поскольку они накладывают отпечаток на общество, то включаются в число социальных проблем. Например, если человек совершает грех наедине с собой дома, в то время как никто другой не информирован или не является свидетелем, очевидно, что его грех носит личный характер, и законы, ограничивающие такого рода действия, являются «моральными законами» (независимо от того, правильно ли использование термина «моральный» в этом контексте или нет).

То есть юрисдикция государства относится к обществу, а не к отдельному человеку. Но если индивидуальное действие совершается таким образом, что оно в той или иной мере влияет на других, по крайней мере, побуждает других совершать такой грех, оно приобретает социальное измерение. Если человек совершит грех на улице или перед другими членами семьи, то неприязнь к этому греху уменьшится, и люди будут склоняться к его совершению, так что его совершение больше не будет носить личный характер. Неужели мы не имеем права вмешиваться, потому что это лишь навредит ему? Согласно исламу, проявление извращения является социальным актом. Если человек совершает грех перед другими, это становится юридическим преступлением (в отличие от морального порока), и государство может вмешаться. Закон, предотвращающий такой грех, является административным законом, поддерживаемым государственными правоохранительными органами.

4. Нанесение ущерба материальным интересам общества является преступлением. Действия, наносящие моральный ущерб, также являются преступлениями. В любом обществе посягательство на неприкосновенность и честь других людей, даже если речь идет не о физическом нападении (клевете, оскорблении и издевательстве), считается преступлением, и государство имеет право преследовать нарушителя и наказывать его. В таких случаях гарантией является закон. В исламском обществе оскорбление религиозной святыни является самым серьезным нарушением прав мусульман. В исламском обществе нет ничего более ценного, чем религиозная святыня. Ради нее мусульмане готовы пожертвовать всем, что у них есть.

Именно на этом основании может быть оправдана и понята заповедь относительно вероотступничества [иртидад] и оскорбления религиозных святынь. Вот почему любой, кто оскорбляет Святого Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род) и другие религиозные святыни, приговаривается исламом к смерти. Это объясняется тем, что он совершил величайшее из преступлений. Для мусульман нет ничего более святого, чем эти святыни, и оскорбление этих святынь является худшим из преступлений. В этом также заключается фундаментальное различие между исламской и либеральной перспективами.

Преступление против исламских святынь не является преступлением против личности, если для этого требуется частный заявитель. Любой, кто оскорбляет исламские святыни в газетах и выступлениях, осуждается в соответствии с исламским законом. Это не личный и индивидуальный вопрос, а скорее уголовный вопрос, требующий уголовного наказания. Никто не может простить это преступление, потому что это право принадлежит всем мусульманам, более того, это право связано с Богом.

Это вопросы, на которые мусульманские ученые, особенно семинаристы, должны обратить внимание, а не воображать, что политические и правовые вопросы ислама соответсвуют ограниченным и единообразным западным рамкам, которые обращают внимание только на материальные, мирские и индивидуальные проблемы в этом мире. Согласно исламу, права общества имеют приоритет над правами личности.

В свете всего вышесказанного мы можем оценить отличительные особенности исламского права и причины его превосходства над другими законами.

Мы можем понять, почему индивидуальные желания более ограничены в исламском обществе, чем в светских и либеральных обществах. Это связано с тем, что в этих обществах единственное, что ограничивает индивидуальные желания – это индивидуальные и материальные интересы. Но в исламском обществе духовные и трансцендентные интересы требуют особых ограничений. Этого требует природа исламского государства, основанного на религиозных убеждениях, и мы будем защищать эти убеждения с предельной ясностью и мужеством.


Мохаммад-Таги Месбах Язди

Источник: al-islam.org