Аятолла Месбах Язди об исламской политической теории. Лекция 8. Разъяснение структуры и формы правления

Предлагаем вашему вниманию серию лекций аятоллы Мохаммад-Таги Месбах Язди, выдающегося иранского философа, мыслителя и теоретика исламской политической системы, посвященную различным аспектам исламского политического строя в современном Иране.


Статус интенсионального и демонстративного определения

На этой лекции мы обсудим структуру и форму исламского правления. В этой связи я считаю уместным рассказать о воспоминаниях Великого лидера Исламской революции в Иране, достопочтенного Имама Хомейни (да пребудет над ним милость Аллаха!). В самом начале революции иностранные журналисты спросили у Имама: «Какое правительство и режим вы создадите после свержения монархии?» Он ответил: «Правление, подобное правления Повелителя Правоверных (мир ему!)».

Определение и описание исламского правления в разговоре с журналистами с определенной культурой и социальной структурой, не имеющими интеллектуальной подготовки для понимания исламских концепций ввиду их фундаментальных различий с нами в этих вопросах, потребовало бы многих часов. Тем не менее, Имам дал им полный и убедительный ответ в одном предложении, потому что, если знать отличительные особенности правления Повелителя Правоверных (мир ему!) — которые известны как друзьям, так и врагам, и знание которых не требует углубленного изучения и исследования — то модель нашего правления также может быть понятна.

Этот тип объяснения и определения, т. е. демонстративное определение, является самым простым способом описания природы какой-либо вещи для масс, потому что им трудно понять сложные понятия, поэтому, если указать им на внешние проявления и образцы, то они лучше поймут. Например, чтобы объяснить электричество, мы показываем им электрический свет или электрическое устройство. В этом типе определения характеристики, свойства и характерные особенности вещи не упоминаются. Однако в академических и научных кругах определение должно быть выведено из основных или второстепенных признаков, которые описывают род и качество, рассматриваемые е в логике. В такого рода определении сначала упоминается общее и широкое значение, а затем конкретное значение, исключающее другие типы.

Другой способ определить природу вещи – это рассмотреть его элементы. То есть исследуются основные свойства и особенности вещи, и их совокупность служит определением этой вещи. Принимая во внимание количество и объем необходимых качеств и функций, любой человек сделает вывод, что любая вещь, обладающая этими функциями, имеет соответствующую природу.

 

Ислам и теория разделения властей

Макроструктуру исламского правления и его основные черты, или исламскую теорию политики, можно определить одним предложением. Исламская теория политики гласит: все аспекты политики и управления божественны и вдохновлены Источником Откровения. Этот момент определяет исламский характер системы и правления.

При всестороннем описании исламского правления необходимо учитывать теорию разделения властей, о которой говорится в философии права. В течение последних столетий между философами права возникали интенсивные споры и конфликты по поводу концентрации власти или разделения властей. Они касались того, должны ли все полномочия находиться в руках отдельного лица или группы, или полномочия должны быть отделены друг от друга, и каждый человек или группа должны заниматься только одной властью.

Наконец, после эпохи Возрождения, особенно после Монтескье, который написал крупный трактат под названием «О духе законов» (1748), в котором он подчеркивал разделение властей, философы права пришли к консенсусу о разделении властей и их трех подразделениях, а именно законодательной, судебной и исполнительной власти. Они рассматривались как основные ветви демократического и народного правления. Для каждой из ветвей власти была предусмотрена отдельная область или сфера, так что ни одна из них не была уполномочена вмешиваться в чужую сферу, и их независимость была официально признана. После разделения властей для каждой из них было представлено определение. Мы кратко упомянем их функции ниже:

  1. Законодательная власть

Одним из важных столпов государственного управления является законодательная власть. Ввиду постоянных изменений в общественной жизни и необходимости формулировать соответствующие законы для каждого изменения, группа людей собирается вместе и после обсуждения принимает законы и правила для управления обществом, которые являются официальными и обязательными.

  1. Судебная власть

После кодификации законов и их официального признания и утверждения необходимо рассмотреть вопрос о той ветви власти и аппарате, которая будет отвечать за адаптацию общих законов к конкретным случаям, определение прав и обязанностей и устранение разногласий и споров. В случае спора между гражданами, или между органами, или между гражданами и правительством, а также в связи с нарушением прав людей, единственным уполномоченным органом для вынесения решений, рассмотрения и адаптации законов к этим делам является судебная власть. Простая ратификация законов в парламенте не может решить ни одной проблемы, потому что во время споров и разногласий каждый считает себя правым и толкует закон в свою пользу.

  1. Исполнительная власть

Несомненно, для достижения своих целей общество нуждается в законе, но не все люди соблюдают законы. На самом деле, существуют различные мотивы для их нарушения. Закон нуждается в исполнительной власти, которая обладает достаточным влиянием для выполнения правил и положений. Ожидается, что исполнительная власть будет осуществлять законы, пресекать нарушения и выполнять судебные постановления, принятые в судебных органах. В этом случае, если для осуществления законов и наказания нарушителей и преступников необходима неприкрытая сила, могут быть применены дисциплинарные меры.

Мы кратко изложили теорию разделения властей в демократических и народных системах. Мы не намерены объяснять исламскую точку зрения на теорию разделения властей, но считаем необходимым отметить, что в Конституции Исламской Республики Иран принят принцип разделения властей, в то время как принцип вилаят аль-факих, который исходит из исламской природы системы, служит точкой соединения между этими властями. Легитимность власти в исламской системе заключается в исламской и божественной структуре и в некотором смысле в их связи с Источником Творения, но вилаят аль-факих является связующим звеном системы с Богом и основой ее легитимности.

Если мы говорим о принятии и применении законов в сфере исламской политической системы и утверждаем, что совокупность утвержденных законов и правил должна носить исламский и религиозный характер, мы ясно даем понять, что ислам затрагивает не только вопросы, касающиеся молитвы и поста, поклонения и богослужения, но и представляет собой всеобъемлющий кодекс жизни, который охватывает социальное право, корпоративное право, гражданское право, коммерческое право, международное право и другие законы, необходимые обществу.

Таким образом, мы признали за принцип или правило, что в исламе существуют социальные законы, которые обязывают правительство считать их заслуживающими доверия и стремиться их выполнять. Согласно исламу, если правительство не считает законы ислама заслуживающими доверия и не стремится их выполнять, то это незаконное правительство.

 

Скептицизм по поводу предполагаемого бессилия ислама в социальном управлении

Здесь скептицизм заключается в том, что человек все больше нуждается в новых законах. Бесспорно, в тексте Корана, Сунне Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) и высказываниях пречистых имамов (мир им!) можно найти не все законы, отвечающие потребностям дня. В настоящее время человеку необходим свод законов, субъектов в ранний период ислама которых не существовало, но для которых необходимо издавать конкретные постановления.

Например, давайте рассмотрим законы, касающиеся воздушного пространства и воздушной юрисдикции стран. Имеет ли самолет право входить в воздушное пространство другой страны с разрешения ее властей или нет? Таких законов в Коране, Сунне Пророка и изречениях Ахль аль-Бейт (мир им!) в принципе не существует, потому что в то время не было самолетов, которые можно было бы обсуждать.

То же самое относится к правилам дорожного движения и вождения, поскольку в то время не было автомобилей, а также к законам о морях и космическом пространстве и другим предметам, и необходимо, чтобы эксперты-юристы и законодатели принимали соответствующие законы для этих сфер после тщательного изучения и обдумывания.

Учитывая тот факт, что указанные законы, которые удовлетворяют все потребности общества, не существуют в Коране и Сунне, как можно утверждать, что исламские и божественные законы должны применяться в обществе, когда на самом деле в исламе нет законов, регулирующих многие области?!

Общество остро нуждается в таких законах, которые мы не можем найти в исламских источниках. Какие у нас есть варианты? Как мы можем считать себя связанными исламскими законами?

Вышеупомянутые рассуждения заставили тех, кто не верит в ислам, выразить скептицизм в отношении религиозных законов как непрактичных и недостаточных для управления обществом, и предложить прилагать больше усилий для принятия и осуществления законов, созданных человеком. Чтобы изобразить предмет нашего обсуждения как нечто запутанное и сложное, они выражали вышеупомянутый скептицизм в различных формах, а люди также усугубляли его по разным мотивам.

Несомненно, их цель состоит в том, чтобы подорвать исламское правление и привить представление о том, что ислам не может управлять обществом. Поэтому бесполезно насаждать Исламскую революцию и исламское правление, а также делать на этом акцент, а идею «исламизации» правительства следует забыть, потому что она неосуществима. К сожалению, этот скептицизм также повлиял на некоторых сторонников Исламской революции и последователей ислама. Необходимо представить соответствующий ответ, чтобы они оставались верными исламским законам и находили решения в случаях, когда общество нуждается в законе, который не имеет приоритета в исламских источниках.

 

Типы законов и необходимость принятия изменчивых законов

В ответ на вышеупомянутый скептицизм необходимо с самого начала объяснить, что закон имеет общее и широкое значение, которое также включает в себя естественные законы, такие как законы физики, закон Лавуазье в химии, закон тяготения Ньютона и закон относительности Эйнштейна. Эта группа законов, которые существуют в природе и могут быть эмпирически доказаны, открыты учеными и не введены в действие. Эти фиксированные и реальные законы связаны с природными явлениями и не имеют ничего общего с правовыми, политическими и социальными законами.

Точно так же мы не имеем в виду рациональные законы, такие как законы логики, философии и математики. Мы имеем в виду принятые людьми законы, которые технически называются «условными законами» [каванин-е э’тебари]. Среди этих законов имеются такие, которые заслуживают доверия и могут быть реализованы, при условии, что они приняты авторитетным органом, и их можно разделить на три типа:

  1. Конституция

Конституция означает набор относительно постоянных законов, кодифицированных компетентными органами для определенной страны в соответствии с ее культурой и традициями. Эти относительно постоянные законы являются обязательными в течение длительного периода и рассматриваются как основа и фундамент управления обществом. Ввиду их относительного постоянства и защищенности от регулярных изменений, эти законы являются общими и ограниченными. Таким образом, конституция каждой страны состоит из некоторых основных и важных статей.

В конституции как таковой нет места для подробных и конкретных законов, которые охватывают обширные и разнообразные потребности и могут быть изменены с появлением новых обстоятельств. Конституция носит общий и постоянный характер, и подробные законы в нее не включены, за исключением тех подробных и ограниченных законов, которые в силу их важности и особого статуса придают ей стабильность.

  1. Законы, принятые парламентом

Второй тип относится к законам, ратифицированным в Меджлисе или парламенте. Поскольку в некоторых странах в дополнение к парламенту есть еще одна законодательная палата, называемая сенатом или любым другим термином, законы, ратифицированные указанной законодательной палатой, также включаются в этот тип законов. В нашей стране, помимо Исламского совещательного собрания (Меджлиса), которое принимает законопроекты, необходимые для управления страной, имеется также Наблюдательный совет, который более или менее напоминает Сенат или конституционный суд в других странах и состоит из группы юристов и экспертов по правовым вопросам, он согласует законопроекты, ратифицированные Исламским совещательным собранием, с Конституцией и религиозными законами. В случае несоответствия Конституции религиозным законам он направляет эти ратифицированные законопроекты обратно в Меджлис для рассмотрения.

  1. Законы, принятые кабинетом министров

В дополнение к законам, ратифицированным парламентом, в каждой стране существуют обязательные правила и положения, ратифицированные другими органами, например, исполнительные распоряжения, изданные кабинетом министров (исполнительной властью). Конституция наделяет кабинет министров полномочиями по ратификации законов в конкретных случаях. Аналогичным образом, в некоторых случаях президент также может лично принимать решения. Эти исполнительные указы и президентские указы не должны представляться в парламент для ратификации, поскольку они автоматически считаются юридически обязательными. Кроме того, подзаконные акты и циркуляры, утвержденные соответствующими органами власти и официально доведенные до сведения ведомств и исполнительных органов, также называются законами, и правительство обязано их выполнять.

Таким образом, в нашей стране, как и в некоторых других странах, существует три типа законов: (1) конституционные, (2) законодательные акты или законы, ратифицированные Исламским совещательным собранием (Меджлисом) или парламентом, и (3) исполнительные акты, указы президента, подзаконные акты и циркуляры, утвержденные органами, уполномоченными на это законом.

Никогда и нигде в мире эти законы и подзаконные акты не ратифицируются все сразу. С учетом меняющихся обстоятельств в законодательные и исполнительные акты вносятся поправки, и они пересматриваются. Сегодня обстоятельства могут потребовать, чтобы Исламское совещательное собрание приняло какой-либо закон, а завтра обстоятельства могут измениться, и указанный закон может быть изменен и пересмотрен. Таким образом, указы должны изменяться и пересматриваться с учетом изменения обстоятельств. Кроме того, когда новый президент вступает в должность, его прерогативой является внесение изменений в указы предыдущих президентов или их отмена.

Конечно, те, чьей главной заботой являются интересы общества, изо всех сил стараются с максимальной тщательностью разрабатывать законы, чтобы убедиться, что они лишены всех возможных ошибок. Естественно, когда мы говорим, что законы должны быть исламскими, это не означает, что все законы, начиная от Конституции и заканчивая постановлениями и указами исполнительной власти, должны быть явно выведены из Корана.

 

Смысл исламской природы законов

При разъяснении смысла исламской природы законов и распоряжений важно обратить внимание на процесс принятия общих законов. Например, при разработке и утверждении подзаконных актов и распоряжений кабинет министров или исполнительная власть должны действовать в пределах границ, определенных для них Исламским совещательным собранием, и не выходить за их пределы. Другими словами, объем прерогатив исполнительной власти определен Конституцией и законодательными актами Меджлиса, и исполнительные распоряжения должны быть в этих рамках.

В этих приказах должны быть отражены общие положения, содержащиеся в Конституции и законах, ратифицированных Меджлисом. Таким образом, первоначально в Конституции и нормативных актах описываются общие положения, значения которых кабинет министров или соответствующий орган власти в определенных случаях должны толковать в рамках исполнительных указов. Кабинет министров не может действовать полностью самостоятельно, не имея какой-либо системы отсчета. Фактически, его исполнительные распоряжения должны быть в рамках Конституции и законов, ратифицированных Меджлисом.

Законы, ратифицированные Меджлисом, в свою очередь, должны быть одобрены Наблюдательным советом. То есть Меджлис также должен действовать в рамках Конституции, и тогда принятые им законы будут считаться заслуживающими доверия и гарантироваться исполнительной властью. Таким образом, достоверность исполнительных указов и их обязательность зависят от их соответствия законам Меджлиса, а авторитетность этих законов означает, что они находятся в рамках условного законодательства страны.

Доверие к Конституции исламской системы основано на ее соответствии законодательной воле Всевышнего Бога. Таким образом, все законы и указы имеют линейную взаимосвязь и заслуживают доверия при условии, что эта иерархия соблюдается таким образом, чтобы она соответствовала исламу и законодательной воле Бога. Это не означает, что все исполнительные указы, циркуляры и статутные законы можно найти непосредственно в Коране и Сунне.

Поскольку Бог делегировал Святому Пророку (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) определенные прерогативы для обнародования конкретных законов и указов в определенных случаях, эти законы и указы заслуживают доверия и являются обязательными, ведь они основаны на разрешении и воле Бога. Необходимо повиноваться им и соблюдать их в соответствии с повелением Бога о необходимости повиновения и следования ему. В свете этого Божьего повеления законы и распоряжения, обнародованные Посланником Аллаха (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), заслуживают доверия, и в то же время другие обязаны подчиняться им и действовать в соответствии с ними; в противном случае подчинение приказам Посланника Аллаха (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) без божественной санкции не является обязательным.

Таким образом, законы, которые Всевышний напрямую ввел в действие, и о которых Он отчетливо упомянул в Коране, занимают высшую степень и по самой своей сути заслуживают доверия. Законы, принятые в некоторых случаях Святым Пророком (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) с Божьего позволения, занимают следующую ступень, и их достоверность равна достоверности Божьего повеления. Точно так же достоверность законов, которые издает непогрешимый Имам (мир ему!), и приказов, которые он отдает, проистекают из повеления Бога, потому что Бог и Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) считают обязательным повиноваться Имаму.

Теперь, предположив, что мы живем на исламской территории под властью Повелителя Правоверных (мир ему!), мы сочли бы своим долгом повиноваться ему. Если бы Имам (мир ему!) назначил такого человека, как Малик аль-Аштар, губернатором в нашем регионе, сказав: «Поступайте согласно его приказам и не пренебрегайте ими, ибо тот, кто повинуется ему, на самом деле повинуется мне», то простые приказы Малика аль-Аштара не были бы обязательными для людей, потому что он был похож на других людей, но повиновение ему было бы обязательным, и его приказы тоже были обязательными, потому что он был назначен губернатором непогрешимым Имамом (мир ему!), который, в свою очередь, был назначен Богом через Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), и повиновение ему было бы обязательным [ваджиб].

Однако законы и распоряжения, изданные губернатором, назначенным непогрешимым имамом, считаются законами третьей степени. В качестве аналогии, губернатор подобен назначенному должностному лицу, которому Исламское совещательное собрание предоставило полномочия, на основании которых он уполномочен издавать циркуляры и инструкции, и в силу этих делегированных ему полномочий его распоряжения являются обязательными. Аналогичным образом, Меджлис приобрел свой авторитет благодаря Конституции, а его законы приобретают авторитет в свете Конституции.

Авторитет конституции в других странах проистекает из воли народа. Но мы верим в более высокое положение и уважаемый статус Конституции. Мы считаем, что доверие к конституции должно исходить из воли Бога, и Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), непогрешимый имам (мир ему!) или любой другой человек, такой как Малик аль-Аштар, назначенный одним из непогрешимых имамов (мир им!), должны ее одобрить. Следовательно, достоверность закона должна исходить из слов Бога, Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), непогрешимого Имама (мир ему!), а затем любого лица, назначенного непогрешимым Имамом. Такова логика и теория ислама.

Во время сокрытия [гайбы] непогрешимого Имама, поскольку вали аль-факих был избран через общее назначение непогрешимым Имамом, его покровительство [вилайя] одобрено Имамом и носит авторитетный характер, так что его одобрение является источником доверия к конституции; в противном случае конституция сама по себе сомнительна. Можно спорить о том, откуда исходит ее достоверность, и кто имеет право вносить в нее поправки. На каком основании меньшинство, которое не голосовало за определенный закон, соблюдает ее? Есть также много других вопросов. Однако, когда мы говорим, что этот закон был признан заслуживающим доверия тем, кто официально назначен непогрешимым имамом, больше не остается места для каких-либо вопросов.

 

Законодательный процесс в исламском правлении

В теории исламского правления очевидно, что изначальная достоверность закона исходит от Бога, и слова любого человека, такого как Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), которому Бог доверяет, становятся обязательными. В свою очередь, одинаково обязательны слова любого, кто назначен Пророком (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) или Повелителем Правоверных (мир ему!). Аналогичным образом, законы и указы, изданные любым лицом, назначенным непогрешимым имамом (мир ему!) посредством общего или специального назначения, должны считаться исламскими и священными, потому что они были одобрены Богом.

Конечно, как мы уже говорили, в исламском правлении это одобрение может занимать разные промежутки времени. Авторитетность одобрения вали аль-факиха проистекает из одобрения непогрешимого Имама (мир ему!), а авторитетность указов и одобрения непогрешимого Имама, в свою очередь, проистекает из одобрения Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!). Наконец, достоверность одобрения Пророка подтверждается прямым текстом [насс] Корана, в котором Бог говорит:

«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и тем, кто наделен властью среди вас…» (Коран, 4:59),

а в другом айате:

«Пророк ближе к верующим, чем их собственные души…» (Коран, 33:6)

Таким образом, вышеупомянутая связь имеет совершенно логичную основу для членов исламского общества и тех, кто верит в правдивость Бога, Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) и непогрешимых имамов (мир им!). Как мы уже объясняли ранее, мы должны говорить на основе убеждений нашей аудитории и делать это на их языке. По этой причине, если человек не верит в Бога и в правдивость Посланника Аллаха (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) или сомневается в непогрешимом Имаме (мир ему!), нам нужно обсуждать этот вопрос по-другому.

Изначально мы должны иметь дело с фундаментальными и основополагающими принципами ислама, а затем, доказав их, решать на основе этих принципов другие вопросы, в том числе политические и административные вопросы. Конечно, эта форма законодательства или другие обычные формы также могут быть рассмотрены на основе их ценности с точки зрения блага общества.

 

Правовой статус, делегированный в исламском правлении

В исламской политической теории, помимо того факта, что все принципы законодательства должны быть приняты Богом, все законы и распоряжения должны быть одобрены Им, Посланником Аллаха (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), непогрешимым Имамом или его общим или конкретным преемником, исполнитель закона также должен быть назначен Богом, чтобы пользоваться авторитетом в рамках этой системы покровительства. (Судебный орган также выполняет исполнительную функцию; он должен рассматриваться как справедливая инстанция в случаях споров и разногласий и проверять закон до его применения. Поэтому ему был придан независимый и особый статус)

В то время, когда Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) или непогрешимый имам присутствовал непосредственно, он должен был лично управлять правительством или назначить кого-то для исполнения закона. Например, Достопочтенный Али (мир ему!) назначил Малика аль-Аштара губернатором Египта, чтобы исполнять там закон. Однако в этот период, в эпоху сокрытия, когда у людей нет доступа к непогрешимому Имаму (мир ему!), ответственность за соблюдение закона лежит на плечах того, кто был назначен непогрешимым Имамом по общему назначению, и это подводит нас к теории вилаят аль-факих, о которой мы поговорим позже, если на то будет Божья воля.

Теперь должно быть ясно, что в исламской политической теории и административной структуре, не только закон должен быть связан с Богом, но исполнитель закона также должен быть связан с Богом и назначаться Богом посредством либо общего, либо конкретного назначения.

Судебный орган должен быть также связан с Богом, и судья должен назначаться Богом либо прямым, либо косвенным и общим назначением. В любом случае, если судья не имеет никакой связи с Богом, его постановление вообще не будет иметь никакого значения. Священный Коран указал на прямое Божье назначение Достопочтенного Давуда (Давида) (мир ему!), призванного судить среди людей:

«О Давуд! Воистину, мы сделали тебя наместником на земле. Так что суди между людьми по справедливости…» (Коран, 38:26)

Что касается Пророка Ислама (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), то о нем говорится:

«Воистину, Мы ниспослали тебе Писание с истиной, чтобы ты мог судить между людьми по тому, что показал тебе Аллах» (Коран, 4:105).

О нем также говорится:

«Но нет, клянусь твоим Господом! Они не уверуют, пока не сделают тебя судьей в своих спорах» (Коран, 4:65).

Короче говоря, в исламской политической теории суверенитет, законодательство и управление обществом во всех его измерениях и аспектах должны исходить из законодательной воли Бога.


Мохаммад-Таги Месбах Язди

Источник: al-islam.org