Эбрахим Амини. Внешняя политика исламского государства. Ч. 2

Данная статья была представлена в виде доклада под названием «Международные отношения и внешняя политика исламского государства» (Равабете байнольмелял ва сиясате хареджийе хокумате эслами) на Третьей конференции по исламской мысли, состоявшейся в Тегеране (29-31 января 1985 года). Автор являлся членом Ассамблеи экспертов Исламской Республики Иран в 1983-2007 и 2016-2020 гг., а также членом Совета по определению целесообразности в 1997-2020 гг.


Часть 1

Дружба с неверующими рассматривается даже как признак неверия

«Если бы они уверовали в Аллаха, Пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы брать их себе в помощники и друзья. Но многие из них являются нечестивцами» (5:81).

«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха – это преуспевшие» (58:22).

В этих аятах Корана четко и недвусмысленно изложены основные ориентиры внешней политики исламского государства по отношению к странам, не верующим в Бога. Мусульманам строго предписано охранять и защищать свою независимость и свободу, а также не позволять неверующим проникать и вмешиваться в их внутренние дела.

Мусульман просят быть настороже по отношению к ним. Все отношения и договоры, которые в конечном итоге приведут к усилению влияния и господства неверующих над делами мусульман, незаконны, и от них следует воздерживаться. Предписание Корана на этот счет не только ясно, но и категорично:

«Аллах рассудит между вами в День воскресения. Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (4:141)

Дружба с неверующими в случае крайней необходимости

Коран, запрещая приверженность неверующим, ориентирует мусульман на защиту независимости мусульманской уммы. В соответствии с этой целью, если того требуют интересы ислама и мусульман, исламское государство может временно устанавливать с ними дружественные отношения[1].

Например, если исламское государство обнаружит, что оно не в состоянии противостоять власти неверных, оно может временно заручиться их дружбой и заключить с ними перемирие, чтобы укрепить свои позиции и оборону.

Аналогичным образом, если интересы ислама требуют проведения мягкой и либеральной политики по отношению к неверующим с целью распространения ислама среди них и обращения их в ислам, Исламское государство может поддерживать с ними дружественные отношения. Коран разрешает мусульманам поддерживать такие отношения с неверующими в особых обстоятельствах:

«Верующие не должны считать неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих. А кто поступает так, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их. Аллах предостерегает вас от Самого Себя, и к Аллаху предстоит прибытие» (3:28)

Этот аят запрещает дружбу с неверующими, но в исключительных обстоятельствах сокрытие своей позиции (такийя) допустимо. Сокрытие убеждений подтверждается многими достоверными преданиями. Одним из таких надежных преданий является то, которое цитируется в «Тафсир ас‑Сафи», в комментарии к аяту 3:28, и согласно которому Амир аль-Муминин Али (мир ему!) сказал:

«Бог повелел вам соблюдать такийю, чтобы вы могли следовать этому повелению в вопросах религии. Бог говорит: «Я повелел вам притворяться, поэтому не отказывайтесь от этого, чтобы ваша жизнь не подверглась опасности». Отказ от этой практики привел бы к пролитию вашей крови и крови ваших братьев и к уничтожению вашего и их имущества, и, нарушая заповедь о сокрытии убеждений, вы позволите врагам религии Бога унизить ваших братьев, несмотря на то, что вы обязаны спасти их честь»[2].

Имам Джафар ас‑Садик (мир ему!) передает от Имама Мухаммада аль‑Бакира (мир ему!), что Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) сказал, что: «Человек, который не соблюдает такийю, не имеет веры (иман), ибо Бог говорит: «…если ты не испытываешь страха перед ними…»[3].

Рассмотрим следующие предания:

Имам Мухаммад аль‑Бакир сказал: «Такийя допустима во всем, к чему человека принуждают. Бог допустил это»[4].

Имам аль‑Хасан ибн Али (мир ему!) передал от Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), что он сказал: «Бог выделил пророков от других тем, что они проявляли вежливость к врагам религии Аллаха и практиковали такийю ради своих братьев».

Имам Джафар ас‑Садик (мир ему!), ссылаясь на Божественное изречение «…И говори людям добро…» (2:83), сказал: «[Это значит, говори по-доброму] со всеми людьми, будь то верующие или неверующие, общайся с верующими с теплотой и воодушевляй их, а с неверующими проявляй вежливость, чтобы привлечь их к исламской вере. Или, по крайней мере, вы можете защитить себя и своих единоверцев от вреда, который может быть причинен вам неверующими».

Имам сказал: «Проявление учтивости к врагам Аллаха – лучшая форма милостыни, поскольку это спасает вас и ваших братьев-мусульман от бед. Однажды Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) был у себя дома, `Абд Аллах ибн Аби Сулуль пришел навестить его. Он сказал: «Плохой человек из его племени. Пусть он придет». Затем он вежливо принял его и попросил сесть. Когда он ушел, Аиша спросила: «О Посланник Аллаха, после того, что ты сказал о нем, почему ты проявил к нему столько учтивости?» Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) ответил: О Увайш! О Хумайра! В Судный день худшим человеком будет считаться тот, которому люди оказывают уважение из-за страха перед его злом!»[5]

Из приведенных выше аятов Корана и преданий очевидно следует, что в случае, если исламское государство осознает, что вежливость, благожелательность и дружеские отношения с неверующими являются наилучшей тактикой для существования и независимости мусульманской уммы, оно может временно принять политику такийи. Тем не менее, ни в коем случае не следует забывать об истинной цели, то есть о расширении, независимости и славе ислама. Некоторые коррективы вносятся только для защиты своего положения и власти.

Договоры о сотрудничестве и ненападении с неверующими

Если неверующие не имеют нечестных намерений устраивать заговоры и осуществлять агрессию против мусульман и склонны мирно сосуществовать с ними, исламское государство, согласно своему пониманию интересов ислама, может подписать с ними договоры о мирном сосуществовании. В законных (разрешенных шариатом) вопросах, которые выгодны обеим сторонам, им разрешается даже сотрудничать. В Коране говорится:

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками» (60:8-9).

Некоторые аяты Корана призывают мусульман заключить мир с неверующими, если они склонны принять мир:

«Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха. Воистину, Он — Слышащий, Знающий» (8:61).

Коран свидетельствует о заключении Пророком договоров с неверующими:

«Это не относится к тем многобожникам, с которыми вы заключили договор и которые после этого ни в чем его не нарушили и никому не помогали против вас. Соблюдайте же договор с ними до истечения его срока. Воистину, Аллах любит богобоязненных» (9:4).

Если мы обратимся к истории ислама и жизни Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), мы увидим, что в период своей пророческой миссии он заключал договоры с неверующими и добросовестно соблюдал все согласованные условия. Здесь можно привести несколько примеров:

  1. Договор с евреями

Когда Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) переселился в Медину, он заключил договор между евреями, мухаджирами и ансарами, текст которого сохранился в истории. Некоторые основные положения этого договора, имеющие отношение к нашему обсуждению, приведены ниже:

(1) каждый еврей, соблюдающий этот пакт, получит выгоду от нашей помощи и дружбы, и не будет никакой дискриминации между ним и мусульманами, и никому не будет позволено нарушать его права и дружить с его врагами.

(2) во время войны евреи должны оплачивать свою долю расходов, понесенных во время войны.

(3) Евреи свободны действовать в соответствии со своей верой, а мусульмане – в соответствии со своей верой.

(4) против любого, кто объявит войну любой из сторон настоящего договора, будут совместно сражаться как мусульмане, так и евреи, и каждый из союзников будет нести свою часть военных расходов.

(5) Евреи и мусульмане заявляют о своей приверженности сотрудничеству ради благополучия друг друга, но не в вопросах греха и зла.

(6) Стороны, подписавшие этот договор, будут защищать Медину сообща[6].

Как мы видим в свете этого договора, Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) заключал три вида договоров с неверующими:

(1) Пакт о взаимной обороне и разделении военных расходов.

(2) Свобода совершения религиозных обрядов.

(3) Взаимное сотрудничество в вопросах благосостояния и добрых дел.

Б. Худайбийский мирный договор

Основные условия этого перемирия, подписанного Пророком (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) в месте под названием Худайбия, были следующими:

(1) Мусульмане и курайшиты обязаны прекратить все военные действия на период четырех (или десяти) лет и не должны нападать друг на друга.

(2) Они должны уважать собственность друг друга и не прибегать к мошенничеству или кражам.

(3) Каждому мусульманину, прибывающему в Мекку с целью совершения хаджа или умры, или по пути в Йемен или Таиф, курайшиты должны гарантировать безопасный проезд и неприкосновенность, и аналогичным образом каждому представителю курайшитов, прибывающему в Медину по пути в Сирию или на восток, должна быть гарантирована безопасность.

(4) Каждая из двух сторон вольна заключать соглашения с любым племенем, которое они предпочитают, и это соглашение будет соблюдаться другой стороной.

(5) Мусульмане и курайшиты обещают забыть всю злобу, вражду и обиды друг на друга и не будут питать в своих сердцах никакого чувства предательства.

(6) Мухаммад (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) и его последователи могут въезжать в Мекку для совершения обрядов хаджа через год при условии, что у них не будет никакого оружия, и их пребывание в Мекке будет не превышать трех дней[7].

В. Соглашение с Йуханной, губернатором Айлы

Это заверение в безопасности дано от имени Бога и Его Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) в пользу Йуханны, сына Рубаха, и жителей Айлы. Бог и Его Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) гарантируют безопасность их людей, их кораблей и караванов во время путешествия по суше или морю. Аналогичным образом людям из Сирии, Йемена и Бахрейна, которые проходят через их земли, тоже обещана безопасность. Жители Айлы обязаны выплачивать денежный выкуп (дийа) наследникам любого человека, убитого ими, и обязаны не препятствовать никому пользоваться водоемами, которыми они завладели, и не препятствовать никому пользоваться сухопутными и морскими путями, находящимися под их контролем[8].

Г. Соглашение с христианами Наджрана

(1) Жители Наджрана обязаны выплачивать мусульманам в качестве налогов две тысячи халла (определенного вида одежды) каждый год двумя частями.

(2) Посланцам Мухаммада (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) они должны оказывать гостеприимство и принимать у себя на срок один месяц или меньше, в то время как пребывание у них посланцев не должно быть больше одного месяца.

(3) В случае сражения в регионе Йемена народ Наджрана в знак дружбы и сотрудничества предоставит 30 кольчуг, 30 лошадей и 30 верблюдов в качестве гарантированного займа для мусульманской армии.

(4) Жители Наджрана и прилегающих к нему районов будут находиться под защитой Бога и Его Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), их жизни, имущество и места отправления культа также будут в безопасности, а их епископы и священники смогут свободно продолжать выполнять свои обязанности без каких-либо помех со стороны кого бы то ни было.

(5) Никто не имеет права изгонять их с их земли или взимать с них десятину (`ушр) или устраивать против них военное нападение.

(6) К каждому человеку из их числа, который предъявит законное требование, будет применено правосудие.

(7) Ни один человек из их числа не будет привлечен к ответственности за преступление, совершенное другими представителями его веры.

(8) Жители Наджрана обещают воздерживаться от ростовщичества (риба), в противном случае Мухаммад (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) отменит условия дружбы с ними и не будет обязан соблюдать договор[9].

Из договоров Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) с неверующими очевидно, что исламское государство, принимая во внимание интересы ислама и мусульман, может заключать договоры и соглашения о дружбе и сотрудничестве с неверующими, многобожниками и Людьми Писания (ахль аль‑китаб) о вопросах общего благополучия, таких как обмен в сферах науки, сельского хозяйства, промышленности, торговли, экономики и обороны.

Конечно, такие договоры не должны прокладывать путь влиянию и вмешательству неверующих во внутренние дела мусульманского государства и не должны препятствовать его независимости и безопасности, что должно иметь первостепенное значение при заключении таких договоров. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы подобные договоры укрепляли позиции неверующих и ставили под угрозу независимость мусульман. Исламское государство ни в коем случае не должно игнорировать скрытую и присущую им вражду и злые замыслы неверующих, а небрежность в этом вопросе может привести к распространению их влияния на исламское государство.

Верность договорам

Если исламское государство считает желательным без применения силы или давления заключать договоры и соглашения с другими странами, частными лицами или компаниями, оно должно следовать согласованным условиям. В Коране и хадисах большое значение придается выполнению обещаний. Об этом в Коране сказано:

«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам» (5:1).

«которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры» (23:8).

«не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем» (16:91).

Выполнение договоров и соглашений, согласно этим аятам, считается признаком веры (иман) и является обязательным. Эти аяты также применимы к неверующим и Людям Писания (ахль аль‑китаб). Кроме того, в некоторых других аятах также прямо говорится о договорах, заключенных с неверующими. В Коране говорится:

«Это не относится к тем многобожникам, с которыми вы заключили договор и которые после этого ни в чем его не нарушили и никому не помогали против вас. Соблюдайте же договор с ними до истечения его срока. Воистину, Аллах любит богобоязненных. Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах — Прощающий, Милосердный» (9:3-4).

По этой теме имеется много преданий. Амир аль‑Муминин (мир ему!) в своем письме Малику аль‑Аштару пишет:

«Если ты заключаешь соглашение между собой и своим врагом или даешь ему клятву, то выполняй свое соглашение и добросовестно исполняй свою клятву. Используйте себя как щит против того, что вы пообещали, потому что среди обязательств Аллаха нет ничего, в чем люди были бы более сплочены, несмотря на разницу их идей и разнообразие взглядов, чем уважение к выполнению обещаний»[10].

Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) сказал:

«Тот, кто верит в Бога и в Судный день, должен выполнять свои обещания»[11].

«Верующий обязан выполнять свои обещания и быть искренним в своих обещаниях»[12].

Выполнение обещаний – одна из высших добродетелей человека, благородство которой подтверждается природой человека и неоднократно подчеркивается исламом. Мусульманам велено оставаться верными договорам и соглашениям, которые они подписали, даже в том случае, если они могут нанести ущерб их материальным выгодам. Мусульмане должны подавать пример хорошего и образцового поведения, чтобы люди учились у них ценности человечности и дружбы.

Если кто-то изучит жизнь и характер Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), то увидит, что он строго выполнял все свои обещания и соглашения, если только другая сторона не нарушала их или некоторые из их пунктов. Например, Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), согласно Худайбийскому договору, согласился передать курайшитам любого человека, который перейдет в Медину из Мекки.

Новообращенный мусульманин Абу Басир бежал из Мекки и прибыл в Медину сразу после подписания договора. Курайшиты отправили эмиссара к Пророку (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) с просьбой передать им Абу Басира в соответствии с договором. Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) сказал Абу Басиру: «Я должен соблюдать условия договора и обязан вернуть любого человека, пришедшего от них. В моей религии нарушение договора недопустимо. Ты должен вернуться с эмиссарами курайшитов и уповать на Бога, который вскоре освободит вас из плена». Абу Басир сказал: «О Пророк Аллаха, ты отдаешь меня неверным, которые хотят, чтобы я отказался от своей веры?» Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) ответил: «О Абу Басир! Я должен выполнить то, что я обещал в соответствии с соглашением. Идии с ними и будь уверен, что Бог освободит тебя и всех угнетенных от их гнета»[13].

Во время битвы при Сиффине Амир аль‑Муминин был вынужден, против своей воли, заключить перемирие с Муавией. После того, как предложенный договор был подписан, хариджиты осознали, какую грубую ошибку они совершили, и затем предложили Али (мир ему!) не следовать условиям договора. Но Али (мир ему!) сказал им: «Неужели вы хотите, чтобы я нарушил договор, который я подписал, и отступил от своего обещания? Разве Бог не повелел вам выполнять ваши договоры и не отступать от ваших клятв после того, как они были подтверждены, и вы сделали Бога своим поручителем. Воистину, Бог знает о том, что вы делаете»[14].

Однако Пророк Божий (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), халифы и имамы из его потомства всегда были верны своим обещаниям и договорам, будь то в личных вопросах или общественных обязательствах. В принципе, выполнение обещаний является одним из признаков ислама и имана. Договор может быть нарушен только тогда, когда другая сторона нарушает его, или решает сделать это, или не верна ему. Этот вопрос обсуждается в Коране следующим образом:

«А если ты опасаешься измены со стороны людей, то отбрось договорные обязательства, чтобы все оказались равны. Воистину, Аллах не любит изменников» (8:58).

Также там сказано:

«Если же они нарушат свои клятвы после заключения договора и станут посягать на вашу религию, то сражайтесь с предводителями неверия, ибо для них нет клятв. Быть может, тогда они прекратят» (9:12).

«Неужели вы не сразитесь с людьми, которые нарушили свои клятвы и вознамерились изгнать Посланника? Они начали первыми. Неужели вы боитесь их? Вам надлежит больше бояться Аллаха, если вы являетесь верующими» (9:13).

Существует много свидетельств того, что Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) и его преемники действовали в соответствии с этим руководством. В случае Худайбийского мирного договора Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) оставался верным условиям договора до тех пор, пока неверующие придерживались договора, а когда неверующие нарушили некоторые из его условий, Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) также аннулировал договор и объявил им войну.

Устрашение врагов

Одной из важных и характерных черт исламской внешней политики является удержание врагов от агрессии. Долг исламского государства – увеличивать и усиливать свою военную мощь, оснащая свою армию всем необходимым вооружением, чтобы его сила и превосходство были признаны миром, а враги ислама были обескуражены до такой степени, что не могли осмелиться даже подумать о совершении преступления против него. В Коране сказано:

«Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо» (8:60).

В этом аяте Бог обращается ко всем мусульманам, а не только к Пророку (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), и повелевает им стремиться собрать все силы, которые они могут собрать, сделать все приготовления и собрать все необходимое снаряжение, чтобы их силы считались превосходящими все другие силы в регионе во всех отношениях: по боеготовности, военному опыту и стратегическим знаниям, по самым передовым и изощренным вооружениям, по средствам передвижения по суше, морю и воздуху, то есть были настолько могущественными, что все враги ислама признали бы, что исламское государство превосходит их по своему военному потенциалу во всех отношениях.

Слово «враг» включает в себя не только тех, кого вы знаете как врагов, но и тех, кого невозможно идентифицировать, но они питают вражду в своих сердцах, и только Бог знает их злые замыслы: «кого вы не знаете, но Аллах знает их», – это положение, имеющее большое значение в этом аяте и нуждающееся в пристальном внимании.

Мусульманам предписано всегда быть в состоянии готовности, полностью вооруженными и хорошо экипированными, чтобы даже те, о чьей вражде вы не подозреваете, были запуганы и не хотели строить козни и нападать на вас каким‑либо образом. Обладая такой превосходящей силой, мусульмане могут сдержать агрессивные замыслы империалистических держав и могут полностью искоренить хаос, коррупцию, агрессию, эксплуатацию и угнетение на земле.

Для этого священного дела, угодного Богу, все силы и ресурсы, которые будут использованы, принесут награду от Бога, ибо ваши силы направлены на достижение священной цели, значимой как с Божественной, так и с человеческой точки зрения. Это усилие не направлено на достижение мирской власти, богатства или положения.

Коран повелевает мусульманам осознавать личную неприязнь, скрытую злобу и хитрые заговоры и стратегии неверующих, и что они никогда не должны забывать, что враги ждут возможности вторгнуться на их земли, вмешаться в их дела и, наконец, поработить их и подчинить их своей вере. Мусульмане обязаны всегда стремиться к Божественным целям и сохранять твердость в борьбе со своими врагами. Они никогда не должны следовать тому, что запрещено исламским законом. Коран повелевает:

«О Пророк! Сражайся с неверующими и лицемерами и будь суров с ними. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (66:9).

«Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой» (48:29).

Бог повелел Пророку (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) упорно бороться с неверующими и теми, кто является врагами, прикрываясь дружбой с исламом, и ему велено быть твердым в этом вопросе. Здесь глагол «джахада» (относящийся к джихаду), по-видимому, используется не в значении ведения священной войны, а в значении борьбы или усилий, ибо Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) не вел войну против лицемеров (мунафикун) в истинном смысле этого слова.

Поэтому можно предположить, что Пророку (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) было велено прилагать все усилия для продвижения своего дела и срывать замыслы и козни неверующих и скрытых врагов (мунафикун). Ему велено победить их силой доказательств, увещеваний, добрых советов, надлежащего руководства и проповеди – короче говоря, следует использовать все подходящие средства и прилагать все усилия против врагов. Ему велено быть всегда бдительным и не проявлять никаких признаков слабости по отношению к врагам. В Коране говорится:

«Посему не повинуйся тем, кто считает истину ложью! Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, и тогда они тоже стали бы уступчивы» (68:8-9).

«Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него (Корана) великую борьбу» (25:52).

«Не слабейте и не печальтесь, в то время как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» (3:139).

«Посему проповедуй и следуй прямым путем, как тебе было велено. Не потакай их желаниям и говори: «Я уверовал в то, что Аллах ниспослал из Писания, и мне велено относиться к вам справедливо. Аллах — наш Господь и ваш Господь. Нам достанутся наши деяния, а вам — ваши деяния. Нет места доводам (дальнейшим спорам) между нами и вами. Аллах соберет всех нас, и к Нему предстоит прибытие» (42:15).

«Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено, вместе с теми, кто покаялся наряду с тобой. И не преступайте границ дозволенного, ибо Он видит то, что вы совершаете. Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки» (11:112-113).

«Воистину, те, которые сказали: «Наш Господь — Аллах», — и последовали прямым путем, не познают страха и не будут опечалены» (46:13).

Отношения исламского государства с мусульманами мира

Ислам рассматривает всех мусульман как единую умму, сообщество, основой которого является вера и общие цели, и между всеми составляющими его единицами существует более глубокое единство, которое не позволяет региональным, расовым, языковым и национальным различиям разрушать его. Коран провозглашает:

«Воистину, эта ваша умма — умма единая. Я же — ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне!» (21:92).

Согласно этому аяту, мусульмане идентифицируются как единая умма, как части которой они движутся к общей цели, стремятся реализовать свои общие задачи, поклоняются одному и единственному Богу.

Во многих традициях мусульмане описываются как единое целое, а различные подразделения мусульманской уммы рассматриваются как органы единого организма. Мы процитируем здесь некоторые предания, чтобы обосновать эту точку зрения.

Абу Саид передает от Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), что он сказал: «Отношения верующего с другими верующими подобны отношениям различных частей здания, каждая из которых поддерживает другую»[15].

Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) сказал: «Верующий связан с другими верующими так же, как голова связана с телом. Верующий чувствует боль других верующих так же, как голова чувствует боль тела»[16].

Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) сказал: «Тот, кто встает утром, и его ум не занят делами мусульман, не является одним из них»[17].

Имам Джафар ас‑Садик (мир ему!) сказал: «Мусульмане связаны друг с другом, как части тела, и если какая-то часть тела испытывает боль, то другие ее части не могут оставаться незатронутыми»[18].

Имам ас‑Садик (мир ему!) сказал: «Верующие связаны друг с другом, как братья, рожденные от одних родителей, и если кто-то из них ранен, то другие не спят всю ночь из-за него»[19].

Имам ас‑Садик (мир ему!) сказал далее: «Мусульманин – брат других мусульман, он никогда не бывает несправедлив к ним, никогда не предает их и никогда не бывает вероломен по отношению к ним. Он всегда стремится помочь им и относится к ним сочувственно и по-братски, помогает нуждающимся мусульманам и повинуется повелению Аллаха быть милосердными друг к другу. Он с состраданием и скорбью вспоминает своего ушедшего брата – точно так же, как помощники (ансары) Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) помогали своим братьям»[20].

Все эти предания приводят нас к выводу, что все мусульмане – братья, и они представляют собой единое целое, а потому никогда не могут быть безразличны друг к другу. Среди них должен царить дух сотрудничества, братства, сопричастности, доброй воли, любви, симпатии и единства направления и цели, и они всегда должны быть едины для защиты уммы. Из этого мы можем сделать вывод, что ответственность исламского государства не ограничивается только его границами, но оно также несет ответственность за всех членов мусульманской уммы и привержено им. Ему следует постараться реализовать, насколько это возможно, следующие цели:

(1) Распространение подлинного учения ислама среди всех мусульман мира посредством распространения книг, журналов и ежедневных газет, направления проповедников, организации программ культурного обмена, назначения заместителей учителей, создания религиозных учреждений, таких как мечети и медресе, составления эффективных программ религиозных наставлений и обеспечения доступа к ним для всех верующих, а также использования всех прочих средств пропаганды.

(2) Полная поддержка всех исламских движений и борьбы за свободу мусульман мира.

(3) Экономическая помощь всем обездоленным, угнетенным и нуждающимся людям мира.

(4) Защита всех жертв несправедливости и тирании.

(5) Приложение усилий для продвижения дела мусульманского единства.

(6) Защита независимости мусульман повсюду и во всех случаях, когда их свободе угрожает агрессия со стороны врагов.

Исламское государство должно выполнять эти великие обязанности по мере своих ресурсов и сил с должным учетом своих собственных интересов по отношению к другим странам и народам и их различным условиям и обстоятельствам. Обязанностью исламского государства является тщательное изучение всех имеющихся возможностей и условий, чтобы оно могло соответствующим образом выстраивать свою внешнюю политику.

Отношения исламского государства с державами, по властью которых находятся мусульмане

Какую политику должно проводить исламское государство по отношению к государствам, которые управляют значительным числом мусульман? Должна ли она быть такой же, как политика по отношению к другим немусульманским странам, или в отношении таких государств должна быть принята иная политика? Конечно, все государства, где проживают мусульмане, не похожи друг на друга, и их можно разделить на разные категории:

Первая категория: Правительство государства является стопроцентно исламским, если оно твердо верит в исламскую систему и полностью реализует ее во всех ее аспектах.

Вторая категория: те государства, которые принимают исламскую веру в целом, но которые не признают в полной мере значения исламской веры. Они ограничивают ислам в применении вопросами, относящимися к фундаментальным доктринам веры, предписанным формам отправления культа и некоторым разделам исламской этики.

Они не понимают ислам как всеобъемлющую систему, которая охватывает не только вопросы отправления культа, но и все моральные, политические и социальные аспекты человеческой жизни. Такое государство не исламизирует свои государственные и социальные институты не из-за какой-либо враждебности, а по причине явного невежества.

Третья категория: государства, которые претендуют на то, чтобы быть мусульманскими, но не имеют никакой цели, кроме как оставаться у власти и править под этим предлогом мусульманами. Все, что имеет значение для его чиновников – это положение, авторитет и роскошь в жизни, их не интересует ислам или что-либо еще, и они не заинтересованы в следовании учениям и законам ислама.

Четвертая категория: государство, которое не только не привержено исламу, но и приведено к власти неверующими и деспотичными силами, получает их поддержку и действует как марионетка в руках угнетателей и врагов ислама.

Принимая во внимание вышеупомянутые категории, внешняя политика исламского государства не может быть единообразной по отношению к различным государствам и государствам. Исламское государство привержено определенной идеологии и определенным целям, следовательно, оно должно выбрать наилучшую политику, которая может способствовать достижению ближайших к нему целей наилучшим из возможных способов. Исламское государство должно выполнять свои обязательства перед всеми мусульманами мира. Ниже вкратце перечислены такие обязательства:

(1) Оно должно приложить все усилия, чтобы пробудить мусульман всего мира и вооружить их учением, культурой и ценностями ислама.

(2) Оно должно стремиться создать атмосферу сердечности, братства и взаимопонимания, способствующую исламскому единству.

(3) Оно должно прилагать все усилия для устранения в мусульманских странах всех форм влияния и интервенции неверующих и империалистов.

(4) Оно должно прилагать тотальные усилия для достижения полной независимости и свободы мусульманской уммы.

(5) Оно должно стремиться установить исламское правление и внедрить исламские законы во всем мире.

(6) Защита угнетенных и эксплуатируемых народов и обеспечение социальной справедливости во всем мире.

(7) Борьба против неверия, материализма и империализма с целью распространения в мире единобожия и ислама.

Таков масштаб обязанностей исламского государства, выполнение которых является чрезвычайно деликатной и трудной задачей. Власти исламского государства должны выстраивать свою внешнюю политику, принимая во внимание упомянутые выше цели, таким образом, чтобы они могли достичь своих целей быстрее и эффективнее.

Естественно, невозможно придерживаться единой политики по отношению ко всем правительствам и государствам, поскольку все они во многом отличаются друг от друга. В соответствии с моделью правления каждой страны и ее культурными традициями, военным, экономическим и политическим потенциалом исламского государства необходимо проводить различную политику в контексте общих условий и хода мировых исторических событий.

Важно, чтобы желаемая цель никогда не выходила у нас из головы, и для ее достижения должны быть испробованы все возможности и средства, доступные нам.

В некоторых случаях наилучшей политикой является разрыв отношений, в то время как в других случаях требуется полное взаимное сотрудничество. Иногда война является лучшим способом решения проблем, а иногда необходимо перемирие. Власти исламского государства должны решать, какую политику и каким способом можно проводить. Мы можем лишь вкратце предположить, что в целом поддержание хороших отношений с определенными странами выгодно в некоторых отношениях, а именно:

(1) Дух взаимопонимания с различными государствами может предоставить лучшие возможности для установления контактов с людьми и для распространения учения и принципов ислама с целью пробуждения мусульман и ознакомления их с реалиями ислама, чтобы подготовить надлежащую почву для внедрения исламской социальной системы и ее законов.

(2) Хорошие отношения с дружественными государствами способствуют привлечению их поддержки и сотрудничества в международных организациях и на международных форумах в целях продвижения интересов ислама.

(3) Хорошие отношения в большей степени способствуют достижению желаемой цели исламского единства и освобождению народов из когтей неверных империалистических держав. Поскольку неверующие и эксплуататоры пытаются посеять семена разобщенности между мусульманскими странами, чтобы защитить свои собственные интересы, разрыв отношений между мусульманскими государствами служит их цели и желателен им.

Если будут поддерживаться хорошие отношения с другими мусульманскими странами и предприниматься попытки сблизить их без ущерба для основных целей, это приблизит нас к нашей цели. В какой бы степени исламское государство ни сближалось с другими государствами, в такой же степени оно отдаляется от империалистических эксплуататорских держав.

(4) Если исламское государство разрывает свои отношения с каким-либо государством, это государство вынуждено заключить для своей собственной безопасности более тесный союз с империалистическими державами неверующих, с вероятностью того, что оно полностью попадет в руки этих держав. Это, безусловно, нанесет ущерб глобальному делу ислама.

(5) Отношения исламского государства с такими странами, как упомянутые выше, были бы одинаково выгодными для дружественных наций с экономической, культурной и политической точек зрения.

(6) Дружественные отношения могут обеспечить защиту от враждебности и заговоров других держав, или, по крайней мере, такие отношения могут уменьшить возможности противодействия.

(7) Исламское государство, поддерживая дружественные отношения и способствуя взаимопониманию со всеми мусульманскими странами, может удовлетворять свои экономические, культурные, научные и военные потребности и приблизиться к достижению самодостаточности. В той же степени это ведет мусульманские страны к уменьшению своей зависимости от деспотичных мировых держав и, таким образом, призвано нанести серьезный удар по силам эксплуатации.

Тем не менее, все это зависит от приверженности исламского государства посланию и целям ислама, которые всегда следует иметь в виду, и все наши попытки должны быть направлены на их реализацию. Курс действий для достижения этих целей не всегда может быть одним и тем же: он будет отличаться в зависимости от условий и обстоятельств.

Выбор наилучшего курса – очень трудное, критическое и деликатное дело, и даже незначительная оплошность может привести к необратимым последствиям, ослабив мощь и престиж исламского государства.

Каким бы трудным и решающим ни был выбор курса для ведения внешней политики и международных отношений, должностные лица исламского государства несут ответственность за принятие наилучшего курса с особой осторожностью, тонким пониманием и безошибочным предвидением, в соответствии с имеющимися условиями в целом и исламскими критериями в частности.

Именно в этих рамках иногда может возникать ситуация, при которой возникает необходимость в разрыве отношений с определенными государствами и даже в тайной или открытой войне против них.


Эбрахим Амини


[1] ‘Аллама Сайид Мухаммад Хусейн Табатабаи. Аль‑Мизан фи тафсир аль-Кур’ан. Т. 3. С. 162.

[2] Ат‑Таратиб аль‑идария. Т. 1. С. 194.

[3] Аллама Мухаммад Бакир аль‑Маджлиси. Бихар аль‑Анвар. Т. 75. С. 414.

[4] Там же. Т. 2. 75. С. 435.

[5] Там же. Т. 75. С. 401.

[6] Ибн Хишам. Сират аль‑Расул. Т. 2. С. 147; Абу `Убайд. Китаб аль‑амвал. С. 290.

[7] Китаб аль‑Амвал. С. 230; аль‑Халаби. Инсан аль‑уйун фи сират аль‑амин ва аль‑мамун. Т. 3. С. 24.

[8] Китаб аль‑амвал. С. 287.

[9] Ал‑Балазури. Ахмад ибн Йахйа ибн Джабир. Футух аль‑булдан. С. 76; Китаб ал-амвал. С. 272.

[10] Нахдж аль‑балага (изд. Субхи, Бейрут, 1387 л.х.), Расаиль, № 53. С. 442.

[11] Аль‑Кулайни, Мухаммад ибн Йакуб. Аль‑Кафи. Т. 2. С. 363.

[12] Мухаммад Нури аль‑Мазандарани ат‑Табари. Мустадрак аль‑васа’ил ва мустанбат аль‑маса’ил. Т. 2. С. 85.

[13] Ибн Хишам. Указ. соч. Т 2. С. 323.

[14] Ал‑Мунаккари. Наср ибн Музахим. Вакат Сифн. С. 514.

[15] Ибн Хаджар, Ахмад ибн Мухаммад аль‑Хайсами. Маджма‘ аз‑зава’ид. Т. 8. С. 87.

[16] Маджма‘ аз‑зава’ид. Т. 8. С. 87.

[17] Ал‑Кафи. Т. 2. С. 164.

[18] Там же. Т. 2. С. 166.

[19] Там же. Т. 2. С. 165.

[20] Там же. Т. 2. С. 174.