Эбрахим Амини. Внешняя политика исламского государства. Ч. 1

Данная статья была представлена в виде доклада под названием «Международные отношения и внешняя политика исламского государства» (Равабете байнольмелял ва сиясате хареджийе хокумате эслами) на Третьей конференции по исламской мысли, состоявшейся в Тегеране (29-31 января 1985 года). Автор являлся членом Ассамблеи экспертов Исламской Республики Иран в 1983-2007 и 2016-2020 гг., а также членом Совета по определению целесообразности в 1997-2020 гг.


Введение

Прежде чем приступить к обсуждению этого вопроса, я хотел бы остановиться на двух моментах. Первый момент относится к нашему убеждению в том, что ислам связан с политикой и заложил принципы создания государства и государственных институтов, а также законодательно закрепил правила и законы, относящиеся к общественной жизни. Конечно, это уже общепризнанный факт, и здесь мы не можем обосновать его подробно.

Второй момент: исламское правление основано на определенной идеологии и вере и направлено на достижение определенных целей, установленных Богом. Законный исламский правитель и все должностные лица такого государства не свободны выбирать и проводить какую-либо линию во внутренней и внешней политике так, как удобно им самим. Они должны следовать правилам, изложенным в откровении, и должны действовать в его рамках.

Другими словами, сначала они должны узнать, чего ожидает от них ислам, а затем они должны претворить исламское учение в действие для достижения Божественных целей. На этом этапе они используют руководящие принципы шариата.

Также следует иметь в виду, что они не пользуются абсолютной свободой в достижении желаемых целей: они никоим образом не должны нарушать шариат. Например, в сфере внешней политики с самого начала необходимо выяснить, несем ли мы какую-то ответственность перед народами всех стран, и требует ли ислам от нас чего-то в этом отношении.

Есть ли у нас, как у Исламской Республики, исламские интересы и обязательства по отношению ко всем другим странам. Если да, то какой должна быть наша цель? Мы должны осознавать нашу цель в установлении отношений с другими странами, чтобы мы могли знать, нужно ли поддерживать отношения с конкретной страной или нет. Принимая во внимание эти точки зрения, мы должны обсудить некоторые актуальные вопросы, а затем перейти к основной теме.

 

Универсальность ислама

Пророк Ислама (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) был послан для всех народов мира, и его шариат был универсальным. Он не предназначался для определенной расы или нации, или какой-либо конкретной языковой или региональной группы. Коран провозглашает:

«Скажи: «О люди! Я – Посланник Аллаха ко всем вам. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Нет божества, кроме Него. Он воскрешает и умерщвляет. Уверуйте же в Аллаха и в Его Посланника, неграмотного Пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте за ним, дабы вы последовали прямым путем» (7:158).

«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого» (34:28).

В этих двух аятах ясно говорится, что Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) был послан, чтобы вести все человечество по прямому пути и был назначен глашатаем благой вести (башир), а также как предостерегающим увещевателем (назир). В некоторых аятах говорится, что ислам является религией для всего мира и в конечном счете восторжествует над всеми другими религиями. Коран провозглашает:

«Он – Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (9:33).

Далее говорится: «Он – Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями. Довольно того, что Аллах является Свидетелем» (48:28).

В некоторых аятах Бог обещал в конечном счете доверить верующим работу по управлению землей, и эта власть должна перейти в руки ислама. Коран дает это обещание в следующих выражениях:

«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55).

Также утверждается: «Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их предводителями и наследниками» (28:5).

Эти аяты указывают на то, что истинно верующих и праведных ожидает светлое будущее, которое воцарится во всем мире, а ислам будет правящей силой. Верующие будут свободны от страха в вопросах поклонения, а многобожие будет полностью искоренено.

Распространение исламского учения

Конечно, ислам никогда не распространялся и не может распространяться сам по себе, он требует эффективной пропаганды и вооруженной борьбы (джихад). Эта ответственность была возложена на Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), и он стремился выполнить ее наилучшим образом. Бог говорит в Коране:

«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (16:125).

«Посему проповедуй и следуй прямым путем, как тебе было велено. Не потакай их желаниям» (42:15).

Согласно этим аятам, Аллах просит Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) призывать людей принять ислам с помощью мудрых и подходящих методов убеждения. Даже в полемических спорах ему советуется придерживаться самых лучших манер. Выполняя эту великую обязанность, он должен быть твердым и не уступать желаниям людей. В Коране сказано:

«О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь неверующих людей» (5:67).

«О завернувшийся! Встань и увещевай! Господа своего возвеличивай! Одежды свои очищай! Скверны (идолов) сторонись!» (74:1-5).

«Да не отвратят они тебя от аятов Аллаха после того, как они были ниспосланы тебе. Призывай к своему Господу и не будь одним из многобожников» (28:87).

Эти аяты побуждают Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) передавать Слова Бога без какого-либо страха, поскольку Бог защитит его. Беглый взгляд на книги по истории и биографии Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) (сира) показывает, какие усилия предпринимал Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) в ходе распространения ислама, осуществлении руководства народом и борьбы с многобожниками и идолопоклонниками ради распространения веры в единобожие (таухид).

При каждой возможности он обращался к людям, как индивидуально, так и коллективно, и призывал их принять ислам силой своих аргументов и увещеваний.

Время от времени он посещал города с этой целью. Он посылал некоторых из своих сподвижников, чтобы они читали людям Коран и должным образом направляли их. Он писал письма правителям многих стран и приглашал их принять ислам. Именно благодаря проповедям и приглашениям ислам постепенно распространялся. Не только Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) был ответственен за распространение ислама, но и все верующие были привлечены к ответственности за распространение его послания и учения. Бог говорит в Коране:

«Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников» (12:108).

В этом аяте подчеркивается, что последователи Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) должны были продлжать его миссию, независимо от того, принадлежали ли они к эпохе Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) или к какой-либо более поздней эпохе. Преданным мусульманам в ходе выполнения этой Божественной миссии приходилось терпеть всевозможные лишения: их пытали, сажали в тюрьмы и даже убивали, но они никогда не сдавались. Без таких усилий мусульман ислам не одержал бы победы.

Призыв к добру – общественный долг

В принципе, Коран обязывает всех мусульман повелевать людям поступать правильно, предписывать то, что одобряется Богом (аль‑амр би-ль‑ма‘руф), и запрещать им совершать зло (ан‑нахй ‘ани-ль‑мункар).

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха. Если бы люди Писания уверовали, то это было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большинство из них — нечестивцы» (3:110).

Распространение ислама является неотъемлемой частью Божественного предписания «повелевать добро и запрещать зло» (аль‑амр би аль‑ма‘руф ва ан‑нахй ‘ани-ль‑мункар).

Распространение ислама: обязанность исламского государства

Одной из обязанностей мусульман является пропаганда веры в единобожие (таухид) и борьба с неверием, идолопоклонством и материализмом. Каждая страна, где у власти находится исламское государство, обязана прилагать усилия в этом направлении и стремиться всеми возможными способами распространять исламское послание в других странах.

Обязанностью исламского государства является уделение первостепенного внимания программе распространения ислама с помощью радио, телевидения, журналов и газет и использование ради этой цели всех средств массовой коммуникации. Распространение исламских книг и программы культурного и академического обмена наряду с другими средствами пропаганды также полезны в этом отношении. Исламское государство не может позволить себе халатность в отношении этого важного обязательства и должно включить такие программы в свою внешнюю политику.

Священная война против угнетения и эксплуатации

Вторая обязанность, ставшая непреложной для мусульман – это ведение войн против всех форм угнетения, эксплуатации и нечестия, защита обездоленных и угнетенных и установление социальной справедливости. В Коране говорится:

«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (5:8).

«Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости. Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей, для того, чтобы Аллах узнал тех, кто помогает Ему и Его посланникам, хотя и не видит Его воочию. Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный» (57:25).

«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или неимущим, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (4:135).

Верующие должны видеть, что в обществе установлены равенство и справедливость, и что им не нужно боятся никакой власти в этом вопросе. Одной из целей пророков было обеспечение социальной справедливости, и в ходе достижения этой цели они даже брались за оружие.

Мусульмане несут ответственность за защиту любой ценой обездоленных, обиженных и угнетенных во всем мире, и, если, в крайних случаях, не остается другого пути, кроме войны, они должны храбро сражаться. Бог провозглашает в Коране:

«Отчего вам не сражаться на пути Аллаха и ради слабых мужчин, женщин и детей, которые говорят: «Господь наш! Выведи нас из этого города, жители которого являются беззаконниками. Назначь нам от Себя покровителя и назначь нам от Себя помощника»?» (4:75).

«Те, которые уверовали, сражаются на пути Аллаха, а те, которые не уверовали, сражаются на пути тагута. Посему сражайтесь с помощниками дьявола. Воистину, козни дьявола слабы» (4:76).

Согласно этому аяту, священная война (джихад) во имя угнетенных рассматривается как похвальная человеческая добродетель, и эта точка зрения подтверждается теми, кто осведомлен о делах общества. Ведение войн во имя Аллаха является одним из признаков веры (иман), а борьба на пути сил зла (тагут) свидетельствует о неверии (куфр) человека в Бога. Также в Коране говорится:

«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то посягать можно только на беззаконников» (2:193).

Этот аят также подчеркивает ответственность мусульман по отношению к угнетенным. Они должны бороться до тех пор, пока преследования и нечестие не будут стерты с лица земли и не установится Божественный закон (ад‑дин). Соответственно, мусульмане не могут успокоиться, пока зло во всем мире не будет искоренено. Как вы видите, Коран возложил на мусульман тяжелую ответственность за борьбу с тиранией, коррупцией, эксплуатацией и колониализмом, а также за защиту угнетенных и эксплуатируемых, чтобы установилось правление Божественной справедливости.

Эта Божественная цель должна быть достигнута всеми возможными средствами: путем просвещения и пробуждения угнетенных, увещевания, разоблачения злых замыслов угнетателей и эксплуататоров, предупреждения и подавления преступников, дипломатической и политической деятельности, поддержки всех движений за свободу, и, в конечном счете, если все попытки потерпят неудачу, приходится прибегать к войнам в том случае, если в распоряжении имеются необходимые ресурсы.

Долг каждого мусульманина – бороться против всех форм тирании и несправедливости, будь то в своей собственной стране или на чужбине, пока они не будут полностью уничтожены. Эту Божественную миссию следует иметь в виду при формировании внешней политики, и следует избирать наилучший способ ее реализации в соответствии с конкретными условиями разных стран и времен. Однако в любом случае следует сделать всё необходимое, чтобы главная цель всегда оставалась в поле зрения.

Исламское государство должно функционировать таким образом, чтобы оно воспринималось во всем мире как убежденный противник тирании, высокомерия, неверия и материализма, как искренний защитник обездоленных и угнетенных, как знаменосец единобожия и Божественного руководства и как авангард сил, повелевающих добро и удерживающих от зла.

Как умма, которой доверено отстаивать справедливость, она должна обеспечивать руководство всеми движениями в мире, борющимися за независимость. Она должна подавать миру пример всех материальных и духовных достоинств и человеческих достижений.

Независимость уммы, ее отношения с немусульманскими странами

В этой части нашей дискуссии мы предлагаем обсудить ряд вопросов:

Исламское единство

Ислам рассматривает всех мусульман как единую умму:

«Воистину, ваша религия — религия единая, а Я — ваш Господь. Бойтесь же Меня!» (23:52).

«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (2:143).

Критерием единства мусульман является не что иное, как вера и убеждения, а они принадлежат только исламу. Следовательно, различия, связанные с расовыми, национальными, языковыми, региональными и местными различиями, не могут и не должны разделять мусульман и отчуждать их друг от друга.

Среди мусульман существует глубоко укоренившееся чувство единства, которое связывает их вместе, и они живут как единое целое и воспитывают братские чувства друг к другу. Коран подчеркивает эти братские отношения следующими словами:

«Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, — быть может, вы будете помилованы» (49:10).

В исламе нет множества общин, есть только одна умма. Они стремятся к одной и той же цели. Все мусульмане – это одна умма против их общего врага, то есть глобальной языческой системы.

Ислам – совершенная и независимая система

Ислам как интегрированная система религиозных, моральных, политических, социальных, культурных и экономических норм является совершенной и всеобъемлющей системой, обладающей независимой культурой, которая исходит из источника откровения (вахй).

Он придерживается особого мировоззрения с акцентом на развитие и совершенствование человеческих добродетелей и считает это основой всех своих программ, строя на этом фундаменте все социальные структуры и надстройки. Ислам – богатая и независимая культура, которая, по своей сути, основана на Божественном откровении.

Именно в результате усвоения этой богатой и независимой культуры в ранний период существования ислама мусульмане смогли добиться удивительно быстрого прогресса в различных сферах цивилизации. Эта богатая культура ислама зародилась в Хиджазе и породила, возродив человеческие добродетели и способности, умму, малочисленную, но чрезвычайно энергичную и сильную духом.

Она постепенно росла, распространялась и привлекала к себе различные общества, народы и расы. За короткое время ее свет достиг самых отдаленных точек земли. Животворящее учение Корана и его культурная независимость породили и высвободили свет в таких масштабах, что он озарил все без исключения места, проник в самые сокровенные глубины души и дал всем людям убежище в своих теплых объятиях.

Богатая и гуманная культура ислама даровала такую свободу и независимость его последователям, что они долгое время выступали в качестве главных носителей цивилизации, знаний, искусств и наук. Огромное количество достижений мусульман в области искусства и науки все еще живы и свидетельствуют об этом факте. При разработке и осуществлении своих программ ислам не черпает вдохновения ни у какой другой школы мысли, а следовательно, мусульмане не обязаны следовать какой-либо другой идеологии.

Следовательно, правительство может называться исламским в том случае, если оно стремится защитить независимость исламской уммы, и если все его планы и программы не основаны ни на каком другом источнике, кроме школы Божественного откровения. Она организует всю свою внутреннюю и внешнюю политику таким образом, чтобы обеспечить самодостаточность исламской уммы в целом в разных сферах науки, промышленности, технологий, экономики, сельского хозяйства и военных вооружений, а также освободить ее от оков иностранных альянсов и зависимости от чуждых держав.

Такая политика требует независимого мышления, основанного на исламской идеологии, и твердой решимости проводить эту политику. Все планирование исламского государства должно осуществляться в строгом соответствии с исламским учением с целью защиты и укрепления независимости мусульманской уммы. Если государство не уделяет первостепенного внимания этим целям в своей внутренней и внешней политике, оно не заслуживает того, чтобы называться «исламским» ни в каком смысле этого слова.

Коран и разоблачение врагов

Ислам уделяет должное внимание независимости мусульманской уммы, и именно по этой причине он предложил определенные меры по предотвращению любого рода иностранного вмешательства во внутренние дела исламского государства со стороны немусульман. Коранические предписания категоричны в этом отношении.

В некоторых аятах Корана полностью раскрываются злые замыслы и цели неверующих-заговорщиков, чтобы мусульмане не были обмануты их лицемерным отношением. Они также предлагают, как следует ответить на этот вызов. Мы процитируем здесь несколько соответствующих аятов:

«Неверующие из людей Писания и многобожники не хотят, чтобы вам ниспосылалось благо от вашего Господа. Аллах же отмечает Своей милостью, кого пожелает. Аллах обладает великой милостью» (2:105).

«Если с вами случается доброе, это огорчает их; если же вас постигает беда, они радуются. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда. Воистину, Аллах объемлет все, что они совершают» (3:120).

«После того как прояснилась им истина, многие из людей Писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли ее. Простите их и будьте великодушны, пока Аллах не явится со Своим повелением. Воистину, Аллах способен на всякую вещь» (2:109).

«О те, которые уверовали! Если вы покоритесь некоторым из тех, кому было даровано Писание, то они обратят вас в неверующих после того, как вы уверовали» (3:100).

«О те, которые уверовали! Если вы подчинитесь неверующим, то они обратят вас вспять, и вы вернетесь потерпевшими убыток. О нет! Аллах является вашим Покровителем. Он — Наилучший из помощников» (3:149-150).

«За то, что они нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили их сердца. Они искажают слова, меняя их местами, и забыли долю из того, чему их научили. Ты всегда будешь обнаруживать их измену, за исключением некоторых из них. Прости же их и будь великодушен, ведь Аллах любит творящих добро» (5:13).

«Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии. Скажи: «Путь Аллаха — это прямой путь». Если же ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то Аллах не будет тебе ни Покровителем, ни Помощником» (2:120).

«Какой там? Если они одолеют вас, то не станут соблюдать перед вами ни родственных, ни договорных обязательств. На словах они пытаются угодить вам, но в сердцах они питают к вам отвращение, ведь большинство их являются нечестивцами. Они продавали знамения Аллаха за ничтожную цену и сбивали других с Его пути. Как же отвратительны их деяния! Они не соблюдают по отношению к верующим ни родственных, ни договорных обязательств. Они — преступники!» (9:8-10).

«Вот вы любите их, а они вас не любят. И вы верите во все Писания. Когда они встречаются с вами, то говорят: «Мы уверовали». Когда же остаются одни, то кусают кончики пальцев от злобы к вам. Скажи: «Умрите от своей злобы! Аллаху известно о том, что в груди» (3:119).

«Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу. И если вы не будете поступать таким образом (если верующие не будут помощниками и друзьями друг другу), то на земле возникнут смута и великое беззаконие» (8:73).

Эти аяты раскрывают злые мотивы, тайные замыслы и основные характеристики неверующих, некоторые из которых приведены ниже:

  1. Если вас постигает какая-либо удача, неверующие и многобожники расстраиваются, ибо им не нравится, когда вы получаете какую-либо выгоду. Они счастливы, если с вами случается какое-либо несчастье.
  2. Неверующие питают к вам зависть и хотят отвратить вас от вашей веры.
  3. Если вы будете повиноваться неверующим, они заставят вас отказаться от вашей веры.
  4. Неверующие нечестны в отношениях с вами, и вы должны всегда знать об их злых намерениях.
  5. Иудеи и христиане никогда не примут вас, если вы не примете их веру.
  6. Их соглашения ненадежны. Если они найдут способ подчинить вас, они нарушат все договоры и соглашения, которые они ранее подписали с вами.
  7. Неверующие никогда не будут дружелюбны с вами, даже если вы относитесь к ним как к друзьям.
  8. Неверующие объединились в дружбе против вас и будут сотрудничать друг с другом, чтобы нанести вам ущерб.

Всемогущий Бог предупредил мусульман о злобе, вражде, нечестности и подрывной деятельности неверующих, чтобы мусульмане осознали тот факт, что никогда нельзя доверять им как друзьям и доброжелателям. Крайне важно держать их на расстоянии и укреплять свою оборону.

Бог уделяет большое внимание защите свободы и независимости ислама от опасностей, исходящих от коварных замыслов его врагов. Перечислив некоторые характерные черты неверующих и их злые цели, Бог предупреждает мусульман об опасности быть дружелюбными с ними, полагаться на них и не отдавать им свои ресурсы и силы.

Он предостерегает их от того, чтобы следовать за неверующими и, таким образом, прямо или косвенно помогать им в достижении их целей. Исламскому государству не следует заключать дружественные союзы с неверующими, и их заветам нельзя полностью доверять. В этом контексте можно сослаться на некоторые аяты Корана:

«О те, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете!» (3:118).

«О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (5:51).

«О те, которые уверовали! Не считайте тех, которым Писание было даровано до вас и которые глумятся над вашей религией и считают ее развлечением, и неверующих своими помощниками и друзьями. Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими» (5:57).

«О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам. Они изгоняют Посланника и вас за то, что вы веруете в Аллаха, вашего Господа. Если вы выступили, чтобы сражаться на Моем пути и снискать Мое довольство, то не питайте к ним любви в тайне. Я знаю то, что вы скрываете, и то, что вы обнародуете. А кто из вас поступает таким образом, тот сбился с прямого пути» (60:1).

«О те, которые уверовали! Не берите неверующих себе в помощники и друзья вместо верующих. Неужели вы хотите предоставить Аллаху очевидный довод против вас самих?» (4:144).

«О те, которые уверовали! Не дружите с теми, на кого разгневался Аллах. Они потеряли надежду на Последнюю жизнь, как потеряли ее неверующие по поводу обитателей могил» (60:13).

«Верующие не должны считать неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих. А кто поступает так, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их» (3:28).

В дополнение к перечисленным ранее чертам неверующих, из приведенных выше аятов также можно сделать вывод о следующем:

  1. Неверующие питают злобу по отношению к верующим и не жалеют ничего, чтобы причинить им вред любым возможным способом.
  2. Их вражда к мусульманам находит выражение в том, что они говорят, но интенсивность их невыраженной вражды, которая скрыта в их сердцах, гораздо больше.
  3. Они никогда не смогут принять вашу религию и всегда будут высмеивать ее.
  4. Они являются врагами мусульман и Бога и не принимают учение Корана.

Бог, предупредив нас об этих свойствах неверующих, ясно дает понять, что они не являются доброжелательными друзьями верующих, и верующие не должны считать их своими друзьями, попечителями и защитниками и не должны раскрывать им свои секреты. Они ненадежны, как и их договоры и обещания.

Мусульмане не должны позволять им планировать что-либо от их имени и принимать решения за них. Они не должны позволять неверующим руководить их институтами, определять их политику и осуществлять их программы, и они не должны позволять вводить себя в заблуждение их внешне благожелательными, но вредоносными по своей сути предложениями.

Этот момент неоднократно подчеркивается, и, наконец, утверждается, что мусульманин, заключивший какой-либо договор о дружбе и союзе с неверующими, перестает быть членом исламской уммы и партии Бога (хизб Аллах).

Часть 2

Эбрахим Амини