Экспорт Исламской революции

Экспорт Исламской революции (перс. содур-е энгелаб-е эслами, صدور انقلاب اسلامی) – идеологическая концепция Исламской Республики Иран, предполагающая необходимость распространения идеологии Исламской революции за пределами Ирана с использованием широкого арсенала доступных средств.

Идея экспорта революции коренится в идеологии Исламской революции, которая исходила из всемирного и универсального характера послания ислама, адресованного всему человечеству. Богословским основанием для этой концепции является понятие «призыва к исламу» (ад-да‘ва ила-л-ислам)[1], которое присутствует в Коране и исламской традиции. Таким образом, если сама Исламская революция понимается ее идеологами как важнейший шаг на пути преобразования общества в духе идеалов ислама, духовного возвышения (та‘али) и совершенствования (такамоль) человека, то и ее распространение рассматривается ими как религиозная обязанность мусульманина.

Экспорт революции – это концепция, которая базируется на понимании Исламской революции не как какого-то единовременного исторического события, а как перманентного процесса, который неизбежно направлен, как вовнутрь, так и вовне, а потому не ограничивается границами одной страны.

Имеются различные подходы к пониманию сущности этой концепции. Некоторые авторы рассматривают экспорт Исламской революции как систему мероприятий или целое направление политики руководства Исламской республики, которое ориентировано на расширение своего влияния на другие общества[2] и может принимать различные формы. По их мнению, расширение влияния Исламской революции за пределами страны служило задаче продолжения революции внутри самой страны, так как ослабляло концентрацию деятельности врагов и контрреволюции, а также способствовало прорыву внешнеполитической изоляции, в которой оказалась Исламская республика в 1980-е годы.

Имам Хомейни считал, что Исламская революция была бы обречена на поражение, если бы оставалась замкнута в географических границах Ирана[3], который понимался лишь как колыбель революции или «матерь городов» (араб. умм аль-кура) по аналогии с Мединой, которая служила колыбелью будущей всемирной исламской общины.

Поскольку Исламская революция также имела яркую антиимпериалистическую направленность, она бросала вызов существовавшей на тот момент системе международных отношений и мировому порядку, выступая за альтернативную модель миропорядка, соответствовавшую идеалам ислама. В этой модели особое место занимала борьба за установление социальной справедливости в мире и поддержка «обездоленных» (мостазафин) и «угнетенных» (мазлумин), что предполагало оказание помощи всем освободительным движениям в мире, вне зависимости от их религиозной принадлежности.

По мнению иранских авторов, экспорт революции может принимать различные формы (от так называемой «мягкой силы» до «жесткой силы») в зависимости от условий времени и конкретных приоритетов внешней политики. Поскольку в основе идеологии Исламской революции лежит не столько конкретная модель политико-государственного устройства, а ряд религиозно-философских и даже мистических концепций, определяющих мировоззрение человека, основной формой экспорта революции является донесение до человечества этих идей, которые рассматриваются как общечеловеческие и соответствующие изначальной природе (фитрат) человека.

В 1982 году с целью пропаганды культуры и ценностей Исламской революции была создана Организация исламской пропаганды (Сазман-е таблигат-е эслами), которая занимается изданием книг на различных языках, проведением конференций по исламской тематике. В первые годы после победы Исламской революции акцент в пропаганде был смещен в сторону политического восстания «обездоленных» против правящих режимов региона, в особенности, Персидского залива, однако после окончания ирано-иракской войны и с началом периода послевоенного восстановления в 1990-е годы от прямых призывов к политической борьбе пришлось частично отказаться. Тем не менее, Иран продолжает сотрудничать и взаимодействовать с освободительными движениями и протестными лидерами многих стран, в том числе используя дипломатические и военно-политические методы.

Одним из направлений экспорта революции стала работа с исламскими движениями и шиитскими общинами стран Ближнего Востока (Палестина, Ливан, Ирак, Йемен, Бахрейн): организационная и финансовая поддержка, поставки вооружения. В 2000-е годы, после крушения саддамовского режима в Ираке и активизации шиитских народных ополчений, в Иране говорят об образовании так называемой «Оси сопротивления» (перс. мехвар-е могавемат). В 2010-е годы, в ходе событий Арабской весны, Иран пытался установить контакты с протестными движения в арабских странах, выдвинув концепцию «исламского пробуждения» (бидари-йе эслами). Активизация поддержки этих движений привела к еще большему обострению отношений с Саудовской Аравией и их союзниками в регионе.

[1] Фарси, Джалалоддин. Фальсафе-йе энгелаб-е эслами (Философия Исламской революции). Тегеран: Амир Кабир, 1368 (1989). С. 402.

[2] Мохаммади, Манучехр. Базтаб-е джахани-е энгелаб-е эслами (Всемирное отражение Исламской революции). Тегеран: Пежухешгах-е фарханг ва андише-йе эслами, 1386 (2007). С. 501.

[3] Имам Хомейни. Сахифе-йе Эмам. Тегеран: Моассесе-йе танзим ва нашр-е асар-е Эмам Хомейни, 1379 (1990). Т. 12. С. 203; Т. 15. С. 239.