Мохаммад-Джавад Бахонар. Ислам и права женщин
В этой лекции один из видных деятелей Исламской революции, будущий премьер-министр Ирана и генеральный секретарь Партии Исламской Республики, Мохаммад-Джавад Бахонар (ум. 1981) предлагает рассмотреть истоки западного взгляда на равноправие мужчин и женщин, а затем излагает исламскую концепцию прав женщины. Женская эмансипация по западному образцу, которая активно продвигалась режимом Мохаммад-Реза-шаха Пехлеви в качестве важного направления его вестернизаторской политики, была одной из центральных тем в иранском исламском дискурсе 1960-1970 годов. Разрушение традиционного исламского уклада жизни в городах было триггером для распространения антизападных идей. В то же самое время исламские мыслители понимали, что взамен традиционного уклада должны прийти новые концепции, которые позволяли бы женщинам играть более активную роль в обществе.
Вступление
История прав женщины и ее свободы – одна из самых актуальных и привлекательных тем, обсуждаемых в течение последних нескольких лет на Востоке. Исламские страны также сталкиваются с этой темой, и в разных обществах имеются разные мнения на этот счет, как позитивные, так и негативные.
Иногда этот вопрос выходит за рамки дискуссий и незаметно переходит в сферу практики, проявляясь в исламской среде по-особому. Этот вопрос о свободе и равенстве прав иногда заходит так далеко, что достигает невероятных масштабов, справедливо это или нет, так что иногда становится опасным и отталкивающим.
Естественно, что в этих дискуссиях или практических действиях также упоминается ислам, и в связи с этим делаются различные интерпретации исламской точки зрения. Некоторые говорят, что ислам выступает полностью против любой свободы или прогресса для женщин, и заявляют, что ислам рассматривает женщину как ничтожное существо, находящееся в плену у мужчины, лишенное всех прав и социальных привилегий.
Она, по их мнению, не имеет права ни на собственность, ни на достоинство, даже при выборе мужа и определении своей собственной судьбы. Она лишена какого-либо благословения и должна сидеть с закрытыми глазами и ушами в углу своего дома, изолированная от общества, чтобы послушно выполнять все прихоти своего мужа. Она обречена жить жизнью жалкого существа, у которого нет более широкого присутствия в человеческом социуме. Ей уготована жалкая жизнь беспомощной пленницы, обреченной жить и умереть без каких-либо прав и достоинства. Это одно из мнений по поводу взгляда ислама на права женщин.
Есть еще одна группа экстремистов, которые считают, что они могут любой ценой привести исламские законы в соответствие со своими прихотями и фантазиями и подчинить священные законы ислама их собственному воображению. Они считают, что ислам предоставил женщине все виды прав и свобод, позволяющие ей вмешиваться во все сферы жизни общества наравне с мужчинами, работая плечом к плечу с ними.
Иногда ее изображают присутствующей на фронте, а иногда предполагается, что она занимает кресло депутата или министра. Она может засучить рукава и работать над запуском ракет, командовать армией или подписывать мирные договоры.
Иногда от нее также требуют танцевать вместе с мужчинами, обниматься с любым другом или незнакомцем или появляться в бикини, купаясь в общественных бассейнах или на пляжах. Эти люди не считает разумным, исходя из чисто социальных соображений, формально отрицать исламские доктрины. Поэтому они стараются, насколько это возможно, объяснять и толковать исламские законы таким образом, чтобы они соответствовали их целям.
Есть еще одна группа, которая без малейших оговорок или колебаний открыто и четко преследует свои цели. Их не занимает, является ли страна исламским государством, а ее народ – последователями исламского учения. Независимо от всего этого, они движутся в направлении своих прихотей и фантазий, а также бессмысленного подражания другим.
Что касается вопроса о том, как началась эта дискуссия, каково ее происхождение, то мы дадим ключи к разгадке.
Изменение правового статуса женщины в Европе
Женщина в племенных и варварских обществах считалась полуживотным или движимым имуществом, используемым для удовлетворения чувственных потребностей и обязанным выполнять черную и никчемную работу. Она была подневольной работницей, которая жила только для того, чтобы мужчина эксплуатировал ее любым способом, который он считал подходящим. Она жила не для того, чтобы наслаждаться жизнью или пользоваться правами человека и привилегиями.
Позже, в полуварварских или полуцивилизованных человеческих обществах, женщина продолжала оставаться предметом дискуссий, и о ней высказывались различные мнения, такие как:
- женщина – отвратительное творение дьявола;
- у нее нет человеческой души, следовательно, нет жизни в загробной жизни;
- поступки женщин неприемлемы для Бога;
- поскольку она является средством сатанинского соблазнения, ее следует подвергать физическим пыткам;
- смерть, яд, огонь и змея – меньшее зло по сравнению с ней;
- девочек следует хоронить заживо, чтобы смыть шрамы позора;
- женщина – человеческое существо, но была создана для того, чтобы служить мужчине.
Эти и другие подобные взгляды на женщину высказывались древними римлянами, арабами, французами и афинянами.
Цивилизованные общества Европы признавали женщину человеком, но лишали ее многих человеческих прав. Они даже не считали ее гражданкой государства и не предоставляли ей никаких личных прав. Девушка должна была принять в мужья любого, кого выберут ее опекуны.
Она была всего лишь средством удовлетворения плотских желаний мужчины и содержалась для этой цели. С одной стороны, она привыкла работать в поле и дома, а с другой – удовлетворять сексуальные страсти мужчин. Помимо этого, у нее не было сколько-либо существенной правовой поддержки.
До наступления промышленной революции европейские семьи жили простой и скромной жизнью: женщины помогали мужчинам в сельском хозяйстве и ведении домашнего хозяйства. Время от времени они занимались каким-нибудь мелким рукоделием в домашнем хозяйстве.
Однако семейная и общественная жизнь женщины, помимо ее отношений с мужем и детьми, ограничивалась помещениями ее дома, наполненного атмосферой взаимной любви и привязанности. Промышленная революция привела к появлению крупных промышленных комплексов и тяжелой промышленности. Потребность в большом количестве работников привела к распаду семьи.
Женщинам и детям пришлось покинуть теплую семейную атмосферу своих деревень и перебраться в промышленные города. Тяжелые и утомительные условия труда, распад семей, незаконное смешение женщин с мужчинами на работе, давление сексуальных побуждений с обеих сторон, подрыв семейных чувств, эксплуатация незащищенных женщин управляющими промышленных предприятий с целью удовлетворения своих похотей – всё это привело к распространению порока и подготовило почву для революции.
Женщины чувствовали, что бремя жизни легло на их плечи, и они были лишены всех чувств и привилегий приятной семейной жизни. Они потеряли своих мужей, своих детей, свою честь, свое целомудрие и все остальное.
Они поняли, что, хотя война унесла миллионы мужчин и молодежи, а владельцы фабрик остро нуждались в женщинах, чтобы привести в движение колеса промышленности, они никогда не придавали им никакого значения и продолжали угнетать их.
Более того, им даже не выплачивали надлежащую заработную плату. Дискриминация мужчинами женщин продолжалась. Женщины были втянуты во все виды порока и морального разложения. Незащищенные женщины, раздавленные гнетом такой жизни, были вынуждены смириться с этой вынужденной жизнью, полной унижений и нечеловеческих условий.
Они чувствовали, что потеряли все: им приходилось тянуть лямку, нести свое бремя и в то же время держать рот на замке. Им приходилось терпеть угнетение, но воздерживаться от протестов под его сокрушительным весом, по-видимому, они работали плечом к плечу с мужчинами, но на самом деле они были не более чем угнетенными вьючными животными, попавшими в плен к горстке спекулянтов. Каждый час им приходилось сдаваться всем и каждому, терпя жестокие унижения за мизерную плату.
Давление, вызванное этой атмосферой, пробудило их чувства и побудило их к протестам и забастовкам, что в конечном итоге привело к их задержаниям и убийствам.
Наконец, в результате постоянных усилий, с помощью речей и письменных работ, они проложили себе путь к центрам власти и проникли в законодательные собрания. Медленно и постепенно они не только достигли равной оплаты за равный труд, но и добились равных прав с мужчинами, получив право участвовать во всех сферах деятельности. Вопрос в том, насколько эта свобода и равноправие во всех сферах пошли на пользу мужчинам и женщинам или же нанесли им вред? Это предмет другого разговора, который состоится как-нибудь в другой раз.
«Эмансипация» женщины приходит в восточные страны
Европа с ее промышленным прогрессом достигла промышленной гегемонии во всем мире. За этим последовало расширение деятельности и в других областях. Европейской цивилизации с ее громким скандалом и помпой удалось захватить мировое лидерство и привлечь внимание отсталых наций.
Народы Востока были настолько впечатлены европейскими достижениями, что для них было образцовым всё, что делали европейцы. Их еда, их одежда, их образ мышления, их этикет, их мораль, законы, их система общественных прав и все остальное считались безупречными и заслуживали самого старательного подражания. Они чувствовали, что все, что делают и говорят европейцы, должно приниматься ими покорно и безоговорочно.
Они чувствовали, что должны бросить свою решимость, свое самоуважение, свое моральное и материальное богатство, свою религию и национальные обычаи и традиции к ногам этих европейцев и без каких-либо жалоб надеть себе на шею цепи рабства.
Поддавшись этому соблазну, смешанному с моральной и духовной слабостью, эти поклонники Запада обратили к нему свои взоры, с тревогой ожидая, что им придется приветствовать все, что придет из Европы. Шумиха вокруг освобождения женщины и ее практические последствия проникли в исламские страны, где они были хорошо встречены как сувениры с Запада, однако они позабыли, что такого исхода потребовали именно создание особых обстоятельств и развитие событий на Западе, в то время как в исламских странах эти условия не преобладали.
Ислам на протяжении стольких веков наделял женщину достоинством, наделяя ее всеми человеческими правами и привилегиями, включая некоторые особые права в определенных сферах. Далее мы подробно рассмотрим, каким образом ислам обеспечил особое привилегированное положение женскому полу и даровал женщинам возвышенное положение в соответствии с их физическим и духовным устройством.
Можно отметить, что взрывоопасных условий промышленного развития, приведших к распаду семей, к страданиям и угнетению женщин и к революции в Европе, в этих странах не существовало. Но последовать их примеру людей в исламских странах заставило только стремление делать то, что делали другие.
Они думали, что все, что приходит из Европы, является повелением свыше, которому необходимо следовать. С другой стороны, все это имело сильную привлекательность, основанную на чувственных и плотских желаниях. Все эти факторы, вместе взятые, привели к появлению группы, которая начала бороться за так называемую эмансипацию женщин. Они собрались под этим лозунгом, а результат мы видим сегодня.
Взаимосвязь между природным строением женщины и ее правами
Переходя к нашей основной теме, мы обсудим вопрос о правах женщин с исламской точки зрения, отбросив всякий фанатизм и абстрагировавшись от давления окружающей среды и возмущения сторонников «цивилизации». Давайте прежде всего кратко рассмотрим мужчин и женщин с точки зрения их физического строения, биологического и психологического склада, а потом посмотрим, есть ли у этих двух существ какие‑либо различия. Если да, то требуют ли эти различия того, чтобы у каждого из них были определенные ограничения или особые права? Кроме того, являются ли эти юридические различия в таких особых обстоятельствах несовместимыми с человеческой личностью и социальным статусом каждого из них?
Мир полон различных объектов и феноменов, каждый из которых имеет свои особенности, отличающиеся от других. У каждого из них есть свои ограничения и особенности, которые придают им элегантность и изящество. Существует разнообразие среди животных, фауны и флоры, а также между особями одного и того же вида.
Точно так же и люди отличаются друг от друга и обладают особыми характеристиками. Если различия между видами глубоки, то различия между индивидуумами поверхностны. Однако два человека не одинаковы во всех отношениях, настолько, что даже отпечатков пальцев двух человек достаточно, чтобы отличить одного от другого, не говоря уже о других аспектах. Можно заметить различия между людьми в их мыслях, способностях, чувствах, умственных и физических кондициях, интенсивности их инстинктов, внешнем виде, росте и весе и других внутренних и внешних факторах.
Эффект этих поверхностных различий проявляется в статусе и рангах, которые эти люди получают в обществе. Каждый в соответствии со своими возможностями и обстоятельствами разделяет бремя общества: именно это разнообразие удовлетворяет все потребности общества и продолжает вечное движение жизни.
Что касается мужчин и женщин, то существуют некоторые более глубокие и заметные различия, которые отделяют два пола друг от друга и требуют особых обязанностей и статуса для каждого из них. Что касается физиологического строения, то мужчина в среднем наделен более крепкими нервами, физическим строением, большим весом, ростом и объемом мозга. Это само по себе указывает на то, что он создан для тяжелого труда.
Часть мозга, которая связана с эмоциями, больше развита у женщин, в то время как часть мозга, отвечающая за мышление и обдумывание, больше у мужчин. В противовес этому можно отметить, что тело женщины снабжено органами для вынашивания ребенка и вскармливания его своим молоком. Это дарованная ей особая черта, указывающая на то, что обучение ребенка является ее обязанностью.
Обучение ребенка требует силы и богатства чувств, чтобы удовлетворять растущие и постоянно меняющиеся потребности ребенка. Несомненно, женщина, с ее особыми физическими данными, предназначенными для воспитания детей, также была наделена природой необходимыми эмоциями и сильными чувствами любви и привязанности к ребенку. Это поддерживает дисциплину и порядок в человеческой жизни.
Сам факт того, что женщина наделена большой привязанностью и нежными чувствами по сравнению с мужчиной, доказывает ее особую ответственность перед человеческим обществом, и на этот счет нет необходимости в каких-либо сложных аргументах.
Роль мысли и эмоций
Привязанность – это глубокое, нежное чувство, которое создает чувство терпения, мужества и выдержки. Она быстро проявляет себя и производит глубокий немедленный эффект. Это чувство, которое не нуждается ни в обдумывании, ни в каких-либо длительных предварительных действиях. Его цель достигается быстро, не требуя тщательного долгосрочного планирования. Другими словами, привязанность – это глубокий интерес и сильная страсть, которые поверхностны и не имеют глубоких корней, но в то же время элегантны и великолепны.
Плач ребенка или его улыбка немедленно пробуждают любящее сердце матери и вызывают в ней глубокую привязанность. Именно благодаря горячей материнской привязанности удовлетворяются постоянные потребности детей. Причитания и горькие вздохи бледнолицего пациента и его костлявое телосложение могут тронуть только чувствительное сердце, обладатель которого был бы готов обеспечить бы ему неустанный медицинский уход.
Картина неустанных усилий мужчины в его борьбе за жизнь, его вспотевший лоб, усталое лицо и измотанные нервы вызывают у женщины чувство привязанности. Именно исходя из этого чувства, она старается превратить свой дом в ухоженный очаг, полный радости, чтобы усталость, причиненная ее мужу по причине его жизненных трудностей, могла быть компенсирована теплой и ласковой атмосферой семьи.
Именно под сенью этой привязанности и свежести этого любовного чувства человек забывает о своей усталости. Именно эстетическое чувство женщины и ее склонность к элегантности влияют на одежду ее мужа и детей, придают дому шарм и роскошь, наполняют его жизнью и настроем жить.
В противоположность этому, поиск средств к существованию и борьба за жизнь требуют дальновидности и настойчивости, однако и то, и другое требует вдумчивости.
Сентиментальность не терпит дальновидности в постановке целей. Человек не может взрастить в своем сердце любовь, которая может созреть и принести плоды спустя десять лет, которая на первый взгляд показалась бы сказкой или мифом, и ради достижения которой ему придется терпеть всевозможные трудности. Он не может преодолеть такое большое расстояние, преодолеть препятствия на своем пути и проложить путь к успеху.
Эмоциональность плохо уживается с обманчивыми и красочными миражами на пути поиска средств к существованию. Этот напряженный и извилистый путь требует силы, которая, несмотря на нежные чувства, сопровождается пламенным упорством, которое нелегко сдается, но проявляет терпение и хладнокровие, которые вытесняют сантименты и эмоции. Именно благодаря такому жестокосердию человек может участвовать в гонке за процветанием и достижением своих целей.
Мужчина должен содержать и защищать свою семью в суматохе жизни, будь то вырубка леса в джунглях, или управление огромными промышленными машинами и установками, или участие в боевых действиях, или управление делами правительства и общества.
Всё это требует упорного труда, дальновидности и планирования. Этого нельзя достичь нежными чувствами, эмоциональным настроем или мягкосердечием. У каждой организации есть свои особые интересы. Управление различными аспектами жизни требует разных качеств, иногда вдумчивости, а иногда сочувствия, иногда утонченности и чувства, а иногда силы и безмятежности.
Поскольку все колеса общества должны непрерывно вращаться, система творения снабдила каждого мужчину и каждую женщину определенным типом телосложения. Каждый из них чрезвычайно ценен на своем собственном месте, полезен и достоин в своих собственных проявлениях.
Несмотря на эту разницу и разнообразие в строении, личность ни того, ни другого не подавляется. Скорее, у каждого есть определенный путь, который нужно пройти.
Это было описание с физиологической и психологической точек зрения.
Равноправие мужчин и женщин и исламская точка зрения
Ислам считает мужчин и женщин равными в том, что касается фундаментальных прав человека. Он не только признает за обоими полами человеческую индивидуальность, но и считает их равными во всех правах и человеческих привилегиях. Следующие аяты Корана подтверждают это утверждение:
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих…» (4:1)
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» (49:13)
«Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других» (3:195)
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику…» (9: 71)
«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (33:35)
«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них…» (49:11)
«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (31:14)
«Ваши жены — одеяние для вас, а вы — одеяние для них…» (2:187)
«Мужчинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, и женщинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, будь его мало или много. Таков предписанный удел» (4:7)
«Мужчинам полагается доля из того, что они приобрели, и женщинам полагается доля из того, что они приобрели…» (4:32)
«Прелюбодейку и прелюбодея — каждого из них высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день» (24:2)
«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят…Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы» (24:30-31)
«Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили» (5:38)
Мы процитировали эти аяты только в качестве примеров, поскольку есть еще много других аятов, в которых четко упоминаются как мужчины, так и женщины, и даются указания в их отношении. Помимо этого, есть сотни аятов, в которых используется форма обращения «О люди!» или «О верующие!», которая распространяется как на мужчин, так и на женщин.
Вкратце вышеупомянутые аяты означают следующее: и мужчины, и женщины ‑ человеческие существа, от обоих ожидается, что они будут следовать исламу, быть верными и послушными верующими. Благая награда, рай и Божья благодать предназначены для представителей обоих полов. И у тех, и у других есть схожие обязанности: например, ритуальная молитва, пост, закят, повеление одобряемого и воспрещение порицаемого.
Критерий их личного превосходства основан на благочестии и воздержании от зла. Моральные добродетели, такие как терпимость, возвышенность, правдивость, помощь бедным и так далее, желательны для обоих полов. И те, и другие обязаны соблюдать целомудрие и опускать свои взоры.
Моральные пороки, такие как непристойные поступки, злословие и насмешки, нежелательны ни для кого из них. И те, и другие наследуют собственность. Право на собственность и пользование имуществом предоставляется как мужчинам, так и женщинам. И отец, и мать заслуживают крайнего уважения.
И мужчины, и женщины несут ответственность за свои поступки, которые не должны остаться незамеченными. Оба равны перед законом и должны быть наказаны за совершенные преступления. Наконец, если женщина в каком-то конкретном случае несет какие-то убытки с юридической точки зрения, в другой ситуации закон компенсирует эти убытки и устанавливает баланс в ее пользу.
Другие аяты Корана независимо друг от друга упоминают права женщин, иногда предписывая мужчинам соблюдать эти ограничения. Иногда в них подвергается критике отношение доисламской культуры к женщинам. Например, в одном аяте следующим образом осуждается практика убийства девочек‑младенцев:
«когда зарытую живьем спросят, за какой грех ее убили» (81:8-9).
В дополнение к этому, в Коране рассказывается о хорошо известных женщинах из истории религии и описывается их жизнь в той мере, в какой это входит в рамки его целей. Таких женщин насчитывается двенадцать. Даже одна из сур Корана называется «Ан-Ниса» («Женщины») и прославляет женщин.
Выше мы рассмотрели то почтение, которое оказывает Коран женщине. Также нами было дано описание равных прав мужчин и женщин. Всё это подготавливает почву для будущих дискуссий.
Мохаммад-Джавад Бахонар