Кто придумал эмблему Исламской Республики Иран?

Если символом шахского Ирана считался знаменитый герб «Лев и Солнце», то первой официально утвержденной эмблемой Исламской Республики была сжатая в кулак рука в окружении нескольких звезд. Национальный банк Ирана даже успел выпустить денежные знаки с этой символикой, который так и не вышли в обращение, потому что неожиданно позвонил член Совета Исламской революции Алиакбар Хашеми Рафсанджани и потребовал их изъять. Ему также удалось убедить Имама Хомейни в необходимости утверждения нового герба.


В апреле 1979 года в канцелярию Имама Хомейни в Куме прислали эскиз герба, которому после одобрения Хашеми Рафсанджани предстояло стать эмблемой на новом национальном флаге Ирана. Разработчиком герба оказался тегеранский архитектор и преподаватель Хамид Надими. Сегодня он преподает теорию и методику дизайна на архитектурном факультете Университета Шахида Бехешти и не любит распространяться о своем вкладе в рождение главного национального символа современного Ирана. Больше тридцати лет он вообще нигде не говорил о своей работе, не встречается с журналистами и отказывается от интервью. Последнее его интервью, данное журналу «Пасдар-е эслам» («На страже ислама») датировано 1983 годом.

После проведения референдума об Исламской республике в марте 1979 года вышло распоряжение Имама Хомейни о ликвидации символики шахского режима и замене ее на новые исламские символы. В первую очередь речь шла об изменении «Льва и Солнца» и шахского триколора, которые имели длительную историю в иранской культуре и восходили к доисламским временам.

Lion and Sun Emblem of Persia.svg

Во времена Сефевидов шах Исмаил I, который возводил свой род с одной стороны к сасанидских шахиншахам, а с другой стороны – к шиитскому имаму Мусе аль-Казиму, сделал «Лев и Солнце» главным символов своей династии, который присутствовал на всех знаменах и стал восприниматься как герб Ирана. Каджарский шах Насер од-дин дополнил его тем, что вложил в лапы льва меч. Иранский историк ХХ века Ахмад Касрави даже посвятил истории этого герба целую книгу, которая так не была издана и на сегодняшний день считается утраченной.

1 марта 1979 года Имам Хомейни потребовал заменить герб «Лев и Солнце»: «Мы создаем страну последователей Мухаммада. Иранским знаменем не должен быть шахиншахский флаг. Иранскими символами не должны быть символы монархии. Символы должны быть исламскими. Эти злосчастные «Лев и Солнце» должны быть сняты во всех министерствах, во всех учреждениях, там должно быть знамя ислама. Следы тирании должны уйти, а это – следы тирании. Эта корона – след тирании, а должны быть следы ислама» (Сахифе-йе Эмам. Т. 6. С. 275).

После этого Временным правительством был объявлен национальный конкурс. В приемную премьер-министра поступило множество эскизов и проектов, и вариант Надими первоначально никого не заинтересовал. В конкурсе на лучший эскиз иранского герба был одобрен вариант со сжатой в кулак рукой, обрамленной несколькими звездами, который был напечатан на новых денежных банкнотах.

Картинки по запросу ‫ستاره و مشت گره‌کرده‬‎

Этот символ, восходящий к жесту революционеров, имел не вполне исламское происхождение. В 1920-е годы он приобрел популярность как выражение солидарности с немецкими коммунистами «(«Рот Фронт»), единство мирового пролетариата и антифашистского движения. В этом не было ничего странного, потому что именно таким образом приветствовали друг друга члены леворадикальных иранских организаций, на эмблемах которых красовался поднятый кулак.

Тем не менее, этой эмблеме не суждено было стать символом революционного Ирана. Дело в том, что Надими отправил свой рисунок не только в правительство, но и в канцелярию Имама Хомейни в Куме. Когда Хашеми Рафсанджани случайно увидел этот эскиз, он показал его Имаму и настоял на том, чтобы утвердить именно этот вариант в качестве герба Исламской республики. Получив согласие Хомейни, он быстро распорядился изъять уже напечатанные гербы. Той же ночью он связался с Надими и сообщил ему, что 9 мая его эскиз был утвержден лично Имамом.

Картинки по запросу khanda turban

Символ «кханда» на тюрбане сикхского священнослужителя

В то время появился слух о том, что эта эмблема является символом сикхов, религиозной группы в Индии. И в самом деле, общая композиция эмблемы Надими напоминала сикскую кханду — символ в виде обоюдоострого меча, который олицетворяет представление сикхов о святом воине, окруженного стальным метательным кольцом (чаккар), символизирующим единство божества и человека. По обеим сторонам сикхского символа два кинжала (кирпан), символизирующие духовную и мирскую власть. Эмблема Надими, как мы увидим ниже, наполнена не менее сложным, но сугубо исламским, символизмом.

Кроме того критику вызвали 22 надписи «Аллаху акбар» («Велик Аллах»), в которых особо дотошные взгляды усмотрели скрытую надпись USA. Надими пришлось внести изменения в свой изначальный эскиз и поменять шрифт в надписи «Аллаху акбар».

В своем первом интервью, данном газете «Джомхури» («Республика»), на вопрос о том, действительно ли он использовал сикхскую символику при работе над своим эскизом, Надими сказал: «Декоративные полумесяцы в этой эмблеме восходят к тому благословенному изображению, которое Достопочтенный Посланник (мир ему!) многократно оставлял на песке в качестве подписи. Этот эскиз состоит из пяти частей, которые символизируют пять основ религии. Принцип единобожия (таухид) представлен в виде вертикально стоящего посередине элемента. Помимо слова «Аллах», которое виднеется в основной композиции, там также завуалированно присутствует «Ла илаха илла-Ллах» («Нет божества, кроме Аллаха»). Элемент, стоящий в центре композиции, со значком в форме ташдида, который в арабском и персидском письме служит обозначение усиления, ассоциируется с мечом… Симметрия в этой эмблеме служит знаком равновесия и гармонии. Это и есть Весы (мизан). Самой главной и важной особенностью этой эмблемы является отображение слова «Аллах», которое сочетает в себе форму и содержанию. Эмблема имеет округлую форму, что обозначает глобальный охват его послания».

Похожее изображение

Хамид Надими, преподаватель Университета Шахида Бехешти

В 1983 году Надими дал второе и последнее интервью, в котором еще раз рассказал о смыслах своего творения: «Мне было интересно создать герб для всего исламского мира. Когда достопочтенный Имам сказал, что нужно поменять герб «Лев и Солнце», и стране нужен новый символ, я всерьез задумался над этой идеей и стал просматривать предыдущие эскизы. В этом символе присутствуют три основных столпа исламского правления с точки зрения Корана, то есть Книга, Весы и Железо, или же, как они названы в Коране – Китаб, Мизан и Хадид. Стоящая прямо центральная часть композиции служит символом силы, твердости и стойкости, а это является трактовкой понятия Железо в Книге Аллаха («Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости. Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей, для того, чтобы Аллах узнал тех, кто помогает Ему и Его посланникам, хотя и не видит Его воочию», сура 57:25 – Иран-1979). Полная симметрия композиции обозначает состояние равновесия и гармонии, которое также является трактовкой понятия Весы в Книге Аллаха.

Пять частей, из которых состоит эмблема, если их соотнести с пятью принципами ислама, содержат в центре принцип Единобожия в виде главной вертикальной опоры посередине.  Помимо слова «Аллах» в общей композиции, оно скрывает в себе схематичное отображение слов Единобожия – «Ла илаха илла-Ллах» («Нет божества кроме Аллаха»). Изогнутые полумесяцами линии эмблемы, обрамленные кругом, ассоциируются с меридианами земного шара и воплощают в себе глобальный охват исламского призыва. Слово «Аллах» сделано круглым, чтобы демонстрировать его всемирный характер…»

Доктор Надими также объяснил 22-кратную надпись «Аллаху Акбар», которая повторяется одиннадцать раз на красной линии и одиннадцать раз – на зеленой, символизируя дату 22 бахмана (11 февраля 1979 года) – победу Исламской революции: «Прямоугольная форма шрифта надписи «Аллаху Акбар» — это память о разящей силе этого лозунга, и это тот почерк (хатт-е банаи), которым лозунг «Аллаху Акбар» выкладывался на минаретах и куполах мечетей ислама, а теперь он занял свое место на флаге Ирана. Слово «Аллах», написанное красным цветом на флаге Исламской республики, обозначает наш исток и милость нашего сотворения («К Аллаху предстоит прибытие…») и показывает конечную цель и назначение исламского правления».

В одной из частных бесед он сказал: «Я вообще этим не занимался. Эту эмблему должны были делать великие графики. Это ведь не моя работа. Это Божественное дело, которое не имеет ко мне отношения. Поэтому я не люблю себя выпячивать. Не надо увязывать бренных людей с вопросами вечности…»

Исмагил Гибадуллин