Али Шариати. Мученичество: восстань и свидетельствуй! Ч. 3.

Шиитскую доктрину, лежащую в основе идеологии Исламской революции, невозможно объяснить в нескольких словах, но одной из ключевых идей шиитского мировоззрения является мученичество (шахадат), которое представляет собой целенаправленный, осознанный и добровольный выбор человека, ведущего борьбу со злом, тиранией и ложью. На протяжении веков в исламском мире много говорилось и писалось о мученичестве, но никто не объяснял его так ясно, как Али Шариати, чьи мысли, идеи, взгляды, книги, сочинения и лекции были одними из важных факторов роста популярности исламизма среди молодых иранцев и последующей победы Исламской революции в Иране. В этой лекции мы снова видим, как он использует современную терминологию для обозначения реалий первых веков исламской истории, мастерски оживляя в сознании своей аудитории картины прошлого.


Читать: Часть 1, Часть 2.

Молитва

Я не привык произносить молитву в конце лекции, потому что со всем смирением осознаю, что недостоин ее произносиь. Но я хотел бы, с вашего позволения, помолиться о том, как все должно быть, и о том, как не должно быть, что бы кто ни говорил.

Это упоминается в наших молитвенниках, и Алексис Каррель также упоминал о том, что молитва должна быть похожа на разговор ребенка со своим отцом. Чем более спонтанной она будет, тем лучше она будет принята.

Дорогие друзья. Мы живем в самые трудные времена. Вся моя надежда и вера посвящены вам, молодые люди. Вы еще не стали зрелыми людьми, которые достигли определенного положения, образованы и пользуются уважением в обществе. Что касается тех, у кого есть богатство и почетное положение, то их заботы состоят не более чем в защите того, что они собрали. Но, к счастью, вы, кто все еще обделен, можете сделать что-то для нашего спасения, а в противном случае всё будет забыто и уничтожено.

О, Боже, Ты, кто проявил великодушие к сынам Адама, Ты, кто возложил Свое доверие на плечи детей Адама, Ты, кто избрал всех Своих пророков, чтобы учить Писанию и устанавливать справедливость, Ты, кто говоришь, что величие принадлежит Тебе, Твоим пророкам и тем, кто верен, мы – Твои творения.

Мы верим в Тебя и в послание Твоих пророков. Мы просим свободы, осознанности, справедливости и величия. Даруй нам это, поскольку мы очень нуждаемся в этом, больше, чем в любое другое время, потому что нас приносят в жертву рабству, невежеству и слабости.

О Господь обездоленных. Ты благословил обездоленных на земле, те массы, которые обречены быть слабыми и обделенными в жизни, и те, кто был порабощен на протяжении всей истории и страдал от угнетения и разграбления, а мы – несчастные в аду на земле. Дай нас подняться, чтобы возглавить человечество и стать наследниками земли. Время пришло. Обездоленные на земле ждут исполнения Твоего обещания…

О Боже, Ты заставил всех Своих ангелов пасть ниц перед Адамом. Разве Ты не видишь, что всех детей Адама заставляют падать ниц перед дьяволами на земле? Освободи детей Адама от уз рабства идолов нашего века, которых мы сами создали. Помоги нам обрести спасение в нашем служении и послушании Тебе.

О Боже, уничтожь тех, кто правит миром, кто отрицал Твои знамения, убивал Твоих пророков и уничтожал тех, кто поднимал восстание в массах, призывал людей к справедливости и равноправию.

О, Боже, дай ответственность нашим религиозным ученым, мудрость нашим массам, свет и осознанность нашим верующим, веру нашим интеллектуалам, понимание нашим праведникам, энтузиазм нашим несчастным, понимание нашим женщинам, честь нашим мужчинам, осознанность нашим пожилым, искренность нашей молодежи, идеи нашим профессорам, а также нашим студентам. Разбуди тех, кто спит.

Дай решимость тем, кто пробудился, истину нашим пропагандистам, религию нашим верующим, верность нашим писателям, боль нашим художникам, понимание нашим поэтам, цель нашим ученым, надежду безнадежным.

Придай сил нашим обездоленным, растряси наших консерваторов, заставь подняться тех, кто сидит. Дайте движение тем, кто застыл на месте, жизнь нашим мертвым, зрение слепым, крик безмолвствующим, Коран нашим мусульманам, Али нашим шиитам, единство нашим сектам. Излечи тех, кто поддается зависти. Воздай по справедливости тщеславным, дай хорошие манеры тем, кто злоупотребляет, терпение нашим моджахедам, самосознание нашему народу и дай всей нашей нации стремление к стойкости. Научи нас бескорыстию, удостой спасения и надели самоуважением.

О Господь Каабы! Не позволяй людям в этом мире, которые молятся утром и ночью, повернувшись к Твоему дому, которые обходят вокруг Дома Твоего Авраама, стать жертвами невежества и богохульства и попасть в рабство из-за притеснений угнетателей этого времени, подобных Нимруду.

И ты, о Мухаммад, Пророк осознанности, свободы и могущества! В вашем доме начался пожар, и он распространялся. Разрушительный потоп надвигался с запада на твою землю. Твоя семья на протяжении многих веков спала на черном ложе униженности. Разбуди их! Как сказал Бог: «Встань и напомни им».

И ты, о Али! Ты носишь прозвание Льва Аллаха, Божьего человека, Владыки любви и слова. Мы потеряли ценность и недостойны знать тебя. Они стерли «знание о тебе» из наших умов, но наша любовь к тебе остается с нами. Она загорелась в глубинах нашей совести и в фибрах нашего сердца. Разве ты можешь оставить своих возлюбленных в унижении? Ты же не мог вынести ни малейшего притеснения по отношению к еврейской женщине, жившей под властью исламского государства. Теперь посмотри на мусульман, которые живут под еврейским гнетом. Посмотри, что с ними происходит. О, Али, обладатель руки, держащей меч, один удар которого стоит больше, чем все молитвы этого мира и следующего. Нанеси еще один удар!

И вы двое – брат и сестра – Хусейн (мир ему!) и Зайнаб – вы двое придали смысл «человечности», вселили надежду в веру, своей славной смертью вы придали духу жизни. Да, именно вы. С того мучительного дня Ашуры, когда даже воображение трепещет от страха, а сердце разрывается от боли, глаза этого народа никогда не перестают плакать. Массы нашего народа веками взывали к вашей любви и вашей боли. Разве любовь не говорит на языке слез? Умма на протяжении всей своей истории стонет от боли, которую вы испытали. Несмотря на удары кнутом, порку, массовые убийства и пытки из-за своей любви к вам, они никогда, ни на мгновение, не переставали повторять ваши имена на своих устах. Они никогда не забывали и всегда помнили о вас. Огонь их любви к вам никогда не угасал. С каждым ударом кнута тюремщика знаки их любви к вам отпечатывались на их спинах и боках.

И ты, о, Зейнаб! Дочь Али, ты, обладавшая языком Али, поговори со своей общиной. О, женщина, чье мужество научило мужеству твой народ. Пусть твое имя звучит в сердцах и душах женщин нашей страны, которые отчаянно нуждаются в том, чтобы ты зажгла огонь любви и боли в их душах. Они нуждаются в тебе сейчас больше, чем когда-либо прежде. С одной стороны, невежество обрекло их на рабство и унижение. С другой стороны, Запад подталкивает их к скрытому порабощению и униженности современного типа, заставляя их становиться чужими тебе и самим себе. Помоги им восстать против их старых и новых глупых привычек, освободиться от рабства испорченных традиций и грязных призывов, перестать быть орудиями старых строгих традиций и новых развлечений.

Дай им силы издать тот же крик, что и ты, который разнесся по городу, городу жестокости и ужаса, который заставил задрожать колонны дворца, Зеленого дворца предательства, чтобы они могли восстать внутри себя и, тем самым, разорвать нити, сотканные лживыми пауками до тех пор, пока они не научатся противостоять этому разрушительному шторму. Сломай механизмы, которые делают из нее дурочку нового типа, чтобы еще больше унизить ее, используя для своего досуга и заполнения жадных ртов капиталистов, которые выводят ее на рынок. Они делают это, чтобы доставить удовольствие грязным желаниям буржуазии, создать ажиотаж в салонах, которые являются не более чем унылыми местами развлечений «новой аристократии», и для оживления пустой, бесцельной и печальной жизни «прослойки любителей комфорта». Спаси ее своим руководством от старого рабства (гарема) и новых, позорных невольничьих рынков.

О ты, которая была языком Али.

О ты, несущая миссию Хусейна на своих плечах.

О ты, пришедшая из Кербелы и возвещающая послание мучеников истории посреди вечного шума железных решеток и палачей.

О Зайнаб, поговори с нами. Не рассказывай нам, что с тобой случилось.

Не рассказывай нам, что ты видела в той красной пустыне.

Не говори нам о масштабах преступлений, которые были совершены.

Не рассказывай нам, как Бог в тот день продемонстрировал самые дорогие и славные ценности и то величие, которое Он создал у реки Евфрат и на выжженных песках пустыни Таф, представив его Своим ангелам, чтобы они поняли, почему они должны пасть ниц перед Адамом.

Не рассказывай нам, что с тобой там случилось.

Не рассказывай нам, что делали друзья и враги.

О посланница революции Хусейна (мир ему!), мы все знаем. Мы все это слышали. Ты передала послание мучеников. Ты сама – мученица, создавшая слова из своей крови, как и твой брат, который говорил с нами каждой каплей своей крови.

Но, сестра, скажи нам, что мы должны делать? На мгновение взгляни на то, как мы все страдаем.

Послушай минутку, пока мы делимся с тобой нашими бедами, наша самая дорогая сестра.

Это ты должна плакать о нас.

Ты – верная посланница своего брата.

Ты – та, кто, покинув Кербелу, передала послание мучеников всем поколениям.

Ты, пришедшая из красного сада мученичества, носящая в своем платье аромат только что распустившегося цветка этого сада.

О дочь Али! О, сестра! О предводительница каравана пленных. Возьми и нас в этот караван. Но, о Хусейн (мир ему!), что я могу тебе сказать? Что я могу сказать тебе в такую темную ночь посреди океана, когда я боюсь волн и ужасного водоворота?

Ты – светильник, указывающий путь, корабль спасения. Пролитая тобой кровь всегда поднимается там, где есть обман. Она течет в потоке времени и проходит через все поколения. Эта кровь насыщает любую плодородную землю, заставляет достойные семена прорастать прямо под землей и дает жизнь сухому растению.

Ты, великая учительница мученичества, сотворишь гром из этого света в нашей темной и безнадежной опочивальне. Капли этой стремительной крови текут в наших сухих и полумертвых ручьях. Привнеси немного огня этой обжигающей пустыни в нашу холодную и промерзшую зиму!

Вы выбрали красную смерть, чтобы освободить своих возлюбленных от черной смерти. И все же каждой каплей своей крови вы даете жизнь нации, заставляете биться сердце истории, даете тепло угнетенным культурам каждой эпохи, даете радость жизни, а также надежду и любовь.

Наша вера, наша нация, наша завтрашняя история, люди нашего века – все они нуждаются в вас и вашей крови.

После мученичества

Сестры и братья!

Мученики умерли, но мы, мертвые, живы. Мученики сказали свое слово, а мы остаемся глухи к их советам. Они были достаточно храбры, чтобы выбрать смерть, когда больше не могли оставаться в живых.

Они ушли, а мы бесстыдно остаемся здесь. Мы оставались здесь на протяжении сотен лет. Вполне возможно, люди будут смеяться над нами, над тем, как мы, воплощения низости и смирения, взываем к Хусейну (мир ему!) и Зайнаб, воплощениям славы и величия.

Это еще одно из притеснений истории, когда мы, униженные, плачем и скорбим по этим благородным, великим, дорогим, почитаемым людям. Сегодня мученики провозгласили свое послание собственной кровью. Они садятся напротив нас, чтобы пригласить сидящих встать.

В нашей культуре, в нашей религии, в нашей шиитской истории человечество создало самые мощные животворящие зародыши, которые придали жизнь и энтузиазм истории, и оставило Божественные уроки, которые учат человека, как подняться и достичь Бога.

Мы наследники всего дорогого, восприемники Божественного достояния, которое находится в руках униженных и скромных, но все же остается скрытым от нас.

Мы наследники самых дорогих сбережений, которые были собраны благодаря джихаду, мученичеству и самопожертвованию ради самых благородных ценностей человечества.

Мы наследники всего этого, и мы несем ответственность за то, чтобы быть примером уммы для человечества. Как сказано в Коране: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих». Таким образом, мы несем ответственность за это драгоценное наследие!

[…]

Такой мандат являлся тяжелым. Мандат давать жизнь, воскрешать и приводить в движение человечество был дан нам, тем, кто не в состоянии вести обычную жизнь. О Аллах! Какая мудрость скрыта в этом? Должны ли мы, погрязшие в мерзости и нашей рутинной животноподобной жизни, оплакивать на церемониях траура мужчин, женщин и детей, которые в Кербеле доказали свою мученическую смерть и которые навсегда останутся свидетелями в истории, в присутствии Бога и перед лицом свободы?

О Боже! Какого рода притеснения вновь совершаются в отношении семьи Хусейна (мир ему!)? Мученики закончили свое дело. Теперь, посреди ночи, мы скорбим по ним и объявляем об окончании их миссии. И ты видишь, как под прикрытием плача по Хусейну (мир ему!) и любви к Хусейну (мир ему!) мы сотрудничаем с Язидом, который также хотел, чтобы эта история закончилась. Мученики выполнили свою задачу и замолчали, каждый из них идеально сыграл свою роль.

Учитель, муэдзин, молодые люди, дети, женщины, хозяин и слуга – все они могут быть представителями класса, который выбрал смерть при жизни. Эти мученики – от ребенка Хусейна (мир ему!) до его брата, от его слуги до него самого, от чтеца Корана до учителя детей Куфы, от того, кто объявлял время молитвы родственникам или незнакомцам, до того, кто читал Коран самому себе, от представителей знати и уважаемых членов общества до обычного человека, который не пользовался в обществе никаким уважением – все стояли как братья, равные перед мученичеством, чтобы научить всех мужчин, женщин, детей, старых и молодых в истории, как они должны жить, если могут жить, и как они должны умереть, если жить уже невозможно.

Любой из этих мучеников являлся представителем своего класса и, тем не менее, продемонстрировал иную цель. Они свидетельствовали своей кровью, а не словами. Они осудили правящую систему на суде человеческой истории, осудили систему, которая использует политику, экономику, религию, искусство, философию, мышление, чувства, этику и человечность таким образом, чтобы люди жертвовали собой ради этой системы. Своей мученической смертью они осуждали все группы людей и общечеловеческие ценности, которые использовались для создания системы поддержки деспотичной и преступной власти.

Есть один правитель над историей, один угнетатель, который правит историей, один палач, который создал мучеников. На протяжении всей истории многие были принесены в жертву этому палачу. Плети этого палача заставили многих женщин замолчать. Ценой большой крови пустынные места расцвели. Голодающие, рабы, женщины и дети во все века и во всех поколениях подвергались массовым убийствам, как и мужчины, герои, слуги, учителя.

И вот Хусейн (мир ему!), собрав всё, что у него было в этом мире, пришел к берегам реки Евфрат, чтобы засвидетельствовать перед лицом истории обо всех угнетенных этим палачом, который правит историей.

Он пришел, чтобы вместе со своим сыном Али Акбаром засвидетельствовать, как этот палач Заххак поедает мозги молодежи на протяжении всей истории.

Я пришел засвидетельствовать, как герой умирает при преступном режиме, жертвуя собой. Он пришел, чтобы вместе со своей сестрой Зайнаб свидетельствовать о системе, которая господствовала на протяжении всей истории, и согласно которой женщины должны либо выбрать рабство и, таким образом, оставаться в гаремах, либо, выбрав свободу, должны становиться мученицами и возглавлять караван пленных.

Он пришел засвидетельствовать вместе со своим маленьким ребенком Али Асгаром, что деспотичный и преступный режим и его палачи не проявляют милосердия даже к грудным детям.

Хусейн (мир ему!) пришел для того, чтобы всем своим существом свидетельствовать на уголовном суде истории от имени тех, кто был замучен и тихо погиб беззащитным.

Итак, суд завершился мученической смертью Хусейна (мир ему!), когда он пожертвовал всем своим самым дорогим имуществом и всеми возможностями, которыми он обладал. Он выполнил свою великую божественную миссию.

Мои дорогие друзья! В шиизме, который мы видим, в котором любой, кто рассуждает о чистом, пробужденном шиите, прежде чем потерпеть поражение от врага, приносится в жертву своими же друзьями, существует важное и великое учение и послание, а также великие божественные ценности. Он является ценным ресурсом, который придает живой дух обществу, нациям, человечеству и истории.

Одним из самых важных животворящих источников в истории шиитов является мученичество. Как сказал Джалал Ал-Ахмад, «Мы забыли традицию мученичества и превратились в тех, кто всего лишь охраняет кладбища мучеников. Мы – носители черной смерти».

Вместо того чтобы быть шиитами Али, Хусейна (мир ему!) и Зайнаб, то есть последователями мучеников, мы пребываем в вечном трауре. Как хитро мы изменили послание Хусейна (мир ему!) и его великих, дорогих и вечных друзей. Это послание адресовано всем мужчинам.

Что означало, когда Хусейн (мир ему!), который видел, что все его близкие убиты, и перед ним нет никого, кроме ненавистного врага, закричал: «Есть ли кто-нибудь, кто может мне помочь?» Разве он не знал, что не было никого, кто мог бы ему помочь? Он задавал этот вопрос перед началом будущей истории человечества. Этот вопрос обращен к будущему и к нам. Этот вопрос выражает то, что Хусейн (мир ему!) ожидал от своих возлюбленных. Этим вопросом он объявил о своем приглашении ко всем, кто почитает мученичество и мучеников.

Но мы преуменьшили это приглашение, это ожидание помощи, послание Хусейна (мир ему!), который обращается за помощью к шиитам и его последователям всех поколений, живших во все столетия. Вместо этого мы объявляем людям, что Хусейн (мир ему!) нуждается в слезах и рыданиях, и у него нет другого послания. Он умер и требует только оплакивания, а не мучеников, которые свидетельствуют, и ему не нужны последователи во все времена и во всех местах. Да, они сказали нам продолжать говорить: «Нет!».

У каждой революции есть два облика. Первое обличье – это кровь, а второе – послание. Мученичество означает свидетельствование. Те, кто сами выбирали красную смерть, чтобы показать свою любовь к истине, которая уничтожается и которая являлся единственным оружием джихада – это и есть те ценности, которые нами преуменьшаются.

Это значит присутствовать, быть живым свидетелем не только перед Богом, но и перед людьми, в каждом столетии, в любое время и в любом месте. Те, кто проявляет смирение, чтобы остаться в живых – молчаливые и грязные мертвецы истории. Те же, кто выбрал свою собственную смерть и проявил великодушие, пришли с Хусейном (мир ему!) на заклание, в то время как сотни религиозных доводов позволяли им оставаться в живых, но они не стали спорить и погибли. Живы ли они или те, кто покинул Хусейна (мир ему!) и смирился с унижением и неполноценностью, повинуясь Язиду, чтобы остаться здесь? Кто из них все еще жив? Те, кто не считал жизнь движением тела. Те, кто ощущал существование Хусейна (мир ему!), и кто свидетельствовал о его существовании всем своим существом? Считавшие мертвыми тех, кто проявил смирение, чтобы оставаться в живых.

Мученики показывают, учат и несут послание о том, что отсутствие возможностей не освобождает вас от вашего долга противостоять угнетению и несправедливости. Мученичество не принимает аргумент о том, что победа заключался только в победе над врагом. Мученик – это человек, который, будучи не в состоянии победить врага, одерживает победу своей собственной смертью, ведь, если он не может победить врага, он обрекает его на позор.

Мученик – это сердце истории. Точно так же, как сердце дает кровь телу, мученик отдает ее истории. В обществе, которое умирает, в обществе, где люди теряют свою веру, которое вовлечено в постепенную смерть, в обществе, которое сдается врагу, в котором игнорируется ответственность, в котором забыта вера в человечность, которое утрачивает свою продуктивность и движение, мученик, словно сердце, дает свою кровь высохшим мертвым и неподвижным трупам этого общества.

Самое важное чудо его мученической смерти заключался в том, что он дает новую веру целому поколению. Таким образом, мученик всегда присутствует здесь и вечен!

Кто отсутствует? Хусейн (мир ему!) преподал нам еще один более важный урок, чем его мученичество, и он заключался в том, что он не заканчивал свое паломничество и принял мученическую смерть еще раньше. Он не заканчивал паломничество, которое является продолжением борьбы его предков – борьбы его деда и его отца. Он не заканчивал паломничество, а выбрал мученическую смерть. Он не завершил обряды паломничества, чтобы научить всех паломников в истории, чтобы ответить на все вопросы истории, обращаясь ко всем верным последователям Авраама: «Если нет имамата или руководства, если не существует целей, если нет Хусейна (мир ему!), но существует Язид, то обход вокруг Дома Божьего равносилен обходу вокруг языческого капища.

Когда Хусейн (мир ему!) прервал свое паломничество и отправился в Кербелу, продолжившие совершать таваф в отсутствие Имама Хусейна (мир ему!), приравнивались к тем, кто совершал обход вокруг Зеленого дворца Муавиии, потому что мученик – это тот, кто присутствует. Он присутствует во всех областях правды и лжи, на всех полях борьбы между угнетением и справедливостью. Он присутствует, и цель его присутствия состоит в том, чтобы донести это послание до всех людей: «Если вы не присутствуете на поле битвы истины и лжи, не имеет значения, где вы находитесь. Если вы не станете свидетелем битвы между истиной и ложью в вашу эпоху, то не имеет значения, что вы делаете. Молитесь ли вы или пьете, это одно и то же».

Мученичество свидетельствует о постоянном историческом сражении между правдой, ложью и отсутствием? Все те, кто оставил Хусейна (мир ему!) одного, не присутствовал и не сопровождал его в мученичестве, равны между собой – будь то те, кто оставил Хусейна (мир ему!) одного и пошел к Язиду и работал его агентами, или те, кто в ожидании рая, шли к алтарям молитвы в полной безопасности и покое, оставив Хусейна (мир ему!) в одиночестве, или же те, кто, желая избежать неприятностей, связанных с борьбой между истиной и ложью, прятался по углам мечетей или своих домов только для того, чтобы помолиться Богу, или те, кто молчал, потому что был напуган.

Там, где присутствует Хусейн (мир ему!), а он присутствует в каждом столетии и в каждую эпоху, любой, кто не стоит рядом с ним, будь он верующим или атеистом, преступником или добродетельным человеком, ничем не отличается.

Согласно шиитской идеологии, характер каждого действия зависит от имамата, руководства и вилаята. Без этого все бессмысленно, и мы видим, что это бессмысленно.

Итак, Хусейн (мир ему!) объявил о своем присутствии во все века, перед лицом всех поколений, во всех битвах, на всех полях сражений. Он умер в Кербеле, чтобы дать начало всем эпохам и всем поколениям.

И ты, и я – мы должны плакать в своем страдании из-за того, что нас здесь нет. У каждой революции есть два облика: кровь и послание. Хусейн (мир ему!) и его спутники предприняли первую кровавую миссию.

Вторая миссия мученичества, бремя послания, которое возвещается миру, возложено на Зайнаб – женщину, у которой всем стоит поучиться мужеству. Миссия Зайнаб тяжелее и труднее, чем миссия ее брата. Те, у кого хватило смелости выбрать собственную смерть, просто сделали великий выбор, но ответственность тех, кто остался, самая тяжелая. Зайнаб осталась. Караван рабов следовал за ней по пятам. Вражеские ряды находились прямо перед ней. Объявление о миссии ее брата лежало исключительно на ее плечах. Она въехала в город. Она возвращалась с поля боя. Она оставила после себя красный сад мученичества, и аромат красных цветов исходил от ее одежды. Она попала в преступный город, столицу власти, угнетения и казней.

Она спокойно и победоносно объявила властям и жестоким людям, их подобострастным агентам, палачам: «Благодарю тебя, Боже, за всю щедрость и величие, которые ты даровал нашей семье: честь пророчества и честь мученичества!»

Зайнаб несла ответственность за оглашение послания тех, кто свидетельствовал, но молчал, потому что она осталась здесь и теперь должна была говорить от имени мучеников, чьи рты были наглухо заткнуты палачами.

Если в крови нет послания, она останется невысказанной в истории. Если кровь не донесет свое послание до всех поколений, палач заключит ее в тюрьму, ограничив определенным временем и определенным местом. Если бы Зайнаб не объявила о послании Кербелы в истории, то Кербела хранила бы молчание, и те, кто нуждался в таком послании, не смогли бы его получить. Послание тех, кто говорил своей кровью, ни до кого не дошло бы.

Вот почему миссия Зайнаб такая тяжелая и трудная. Послание Зайнаб адресовано всем людям, всем тем, кто оплакивает смерть Хусейна (мир ему!), всем, кто склоняет свои головы перед верой Хусейна (мир ему!), всем тем, кто верит, как и Хусейн (мир ему!), в то, что «жизнь есть не что иное, как вера и джихад».

Послание Зайнаб – «Любой из вас, кто связан с этой семьей или предан ей, любой, кто верен миссии Мухаммада, должен подумать и сделать свой выбор, в какую бы эпоху вы не жили бы, к какому поколению ни принадлежали бы, в какой бы стране вы ни находились, вы должны прислушаться к посланию мучеников Кербелы, которые сказали: «Хорошо живут те, кто может хорошо умереть».

«Вы, кто верит в послание единобожия и в Коран, а также в путь Али и его семьи, и вы, кто придет после нас, послание нашей семьи человечеству – это искусство того, как хорошо жить и как достойно умереть».

«Если вы религиозны, вы несете ответственность перед своей религией. Освобожденный человек также несет ответственность за человеческую свободу. Свидетельствуйте перед своим временем. Станьте свидетелями противостояния между правдой и ложью в наш век. Где бы ни свидетельствовали наши мученики, они сознательны, живы и всегда присутствуют здесь. Они являются символами и свидетельствуют об истине и лжи, о предназначении и роке человечества».

Мученик принимает все это. У каждой революции есть два облика: кровь и послание. Любой, кто выбрал ответственность за принятие истины, любой, кто знает, что означал ответственность шиита, любой, кто понимает ответственность за свободу человечества, должен знать, что в перманентной битве истории везде и всюду, на всех полях разворачивается Кербела, все месяцы – это мухаррам, все дни – это Ашура, а потому человек должен выбрать: либо кровь, либо донесение послания, быть ли ему Хусейном (мир ему!) или Зайнаб, умереть, как Хусейн (мир ему!), или остаться, как Зайнаб, если он не хочет отсутствовать и хочет всегда сохранять свое присутствие.

Я искренне приношу извинения аудитории. Время прошло, и возможности говорить дальше нет. Так много нужно сказать. Как можно в одной лекции полностью описать чудо Хусейна (мир ему!) и Зайнаб, которая завершила его миссию? Об этом можно говорить долго, но вкратце, миссия Зайнаб после мученической смерти такова:

Те, кто погиб, совершили поступок Хусейна.

Те, кто остается здесь, должны совершить поступок Зайнаб.

Иначе они будут Язидами.


Али Шариати