Лукоянов А.К. «Исламская революция. Иран — опыт первый, 1979-2009» (Рецензия)

Рецензия на книгу российского исследователя Александра Константиновича Лукоянова (старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН) «Исламская революция. Иран — опыт первый, 1979-2009», которая представляет собой отличающийся от общепринятых трактовок взгляд на феномен Исламской революции в Иране.


Лукоянов А. К. Исламская революция. Иран — опыт первый, 1979-2009. — М. , 2010. — 394 с.

В подготовленной на основе иранских источников работе к.и.н. А.К. Лукоянов стремится «понять очень сложный и во многих отношениях противоречивый характер иранской революции» (с. 13). Интерес к теме иранской революции не снижается с прошлого века. В связи с тем что этапы развития иранских событий достаточно подробно описаны в многочисленных работах, автор по возможности старается избежать повторения традиционных трактовок общеизвестных фактов. В СССР иранские события 1978-1979 гг. характеризовались как антимонархическая и антиимпериалистическая революция. Присутствовала также и оценка свержения иранской монархии как политического переворота. По мнению автора, в Иране произошла именно специфическая исламская революция.

Антиправительственные и даже антимонархические выступления в Иране имели место на протяжении всей истории страны. Было в Иране и мощное конституционное движение, которое именуется также революцией 1905-1911 гг. В работе отмечается, что особенность правления иранских шахов Реза Пехлеви (1925-1941) и Мохаммада Реза Пехлеви (1941-1979) заключается в том, что их правление пришлось на тот период, когда требовалось принятие жестких мер для устранения центробежных сил в стране и превращения Ирана в государство современного (западного) типа. Именно в период их правления активно проводилась политика секуляризации, для чего был принят ряд законодательных мер. Так, например, женщинам разрешалось отказаться от чадры, поощрялось ношение европейского платья, частично реквизировалась земельная собственность и иные доходы духовенства. Проводились внешне привлекательные реформы: для поднятия заинтересованности у рабочих в своем труде была разработана программа участия рабочих в прибылях предприятий, велась подготовка национальных квалифицированных кадров для замены ими иностранных специалистов. Огромные средства тратились на индустриальные проекты. Конечно, отмечается в работе, промышленное развитие осуществлялось неравномерно, часто вносились изменения в пятилетние планы развития. Особенно это относится к пятому плану (1972/73-1977/78). Пересмотр в 1975 г. инвестиционной программы в сторону резкого увеличения ассигнований оказался чрезмерным для иранской экономики, которая не смогла абсорбировать громадные суммы нефтедолларов, что привело к экономическому кризису страны в середине 70-х годов. Реализация национальных программ развития, которые выглядели достаточно привлекательным, тем не менее вызывала недовольство различных слоев населения, поскольку она осуществлялась диктаторскими методами.

Иранская интеллигенция и студенчество начали относительно открыто проявлять недовольство существующим положением в стране после того, как шах решил ослабить режим полицейского контроля и позволил в 1977 г. некоторые демократические свободы. Это было сделано по совету администрации США после того, как с помощью спецслужбы САВАК была ликвидирована угроза со стороны оппозиции (прежде всего левой «коммунистической»). Руководство США очень хотело, чтобы их верный союзник в глазах западного мира выглядел достаточно стабильным государством. Президент США Джимми Картер даже посетил Тегеран вместе с супругой 31 декабря 1977 г. с двухдневным визитом. На встрече с монархом он назвал Иран островком стабильности в одном из наиболее неспокойных районов мира, а самого шаха — борцом за демократию и права человека.

Обстоятельством, которое помогает понять умонастроения народа Ирана, является тот факт, что рассматриваемые события развивались в период, когда народы Азии и Африки боролись за ослабление позиций иностранных монополий в своих странах или даже за их ликвидацию. В то время, подчеркивается в работе, это именовалось борьбой против империализма, под которым подразумевались прежде всего США.

В 1970-е годы многими развивающимися странами был поставлен вопрос об установлении нового мирового экономического порядка, при котором отношения между государствами основывались бы на принципах равноправия, а не на праве сильного. Идея такого миропорядка была привлекательной и в среде иранской общественности.

Под влиянием антимонархических и антизападных идей находилась значительная часть иранской молодежи, недовольной шахской политикой вестернизации. Протестные настроения особенно были развиты в студенческой среде. По мнению автора, парадокс заключался в том, что при шахе успешно развивалась система высшего образования и десятки тысяч иранских студентов учились за границей.

В конце 70-х годов ХХ в. в Иране, подчеркивает автор, ничто явно не предвещало возникновения того явления, которое получило название «исламская революция». И тем не менее движение протеста в стране постепенно набирало силу. С 1977 г. и в течение всего 1978 г. интеллигенция вела легальную борьбу за предоставление демократических свобод. Несмотря на обилие денег в государственной казне, в стране начался экономический кризис, сопровождавшийся ростом цен и снижением покупательной способности населения. Сложившейся ситуацией воспользовалось шиитское духовенство, выступившее в роли обличителя системы.

Важнейшим этапом становления антимонархического движения стало начало забастовочного движения рабочих и служащих (октябрь 1978 г.). С этого момента судьба режима была предрешена, но потребовалось еще некоторое время, чтобы духовенство полностью взяло под свой контроль антимонархическое движение в стране. Продолжавшееся с осени 1978 г. движение протеста завершилось вооруженным восстанием. Существовавший в Иране в течение двух с половиной тысячелетий режим монархической власти пал. В результате состоявшегося в конце марта 1979 г. референдума страна 1 апреля была провозглашена Исламской Республикой Иран. Во главе нового государства стал мусульманский лидер аятолла Рухолла Мусави Хомейни.

После свержения шаха в стране были ликвидированы левые организации и организации иранской буржуазии, которые ранее боролись друг с другом. В Иране была установлена новая система власти, основой которой стало радикальное консервативное шиитское духовенство. Со смертью имама Хомейни (1989) и ухода с политической арены некоторых его ближайших единомышленников, как считает автор, исламская революция в Иране завершилась. Государство постепенно начало освобождаться от радикальных элементов исламского революционного наследия.

Автор определяет «исламскую революцию» как специфическое явление, которое изменило ход развития иранского государства как региональной державы. «После падения монархического режима в 1979 г. в истории Ирана как региональной державы начался новый этап, который можно назвать условно «исламским»» (с. 283). Так называемая исламская политика отличается от шахской прежде всего тем, что ориентирована на использование ресурсов всего мусульманского мира и на завоевание лидерства в нем. Первоначально в этой сфере не все складывалось удачно. С рядом государств региона, и прежде всего с Саудовской Аравией, отношения были испорчены. Началась длившаяся восемь лет война с Ираком, в результате которой обе страны понесли огромные людские и материальные потери.

В настоящее время Иран уделяет большое внимание сотрудничеству с КНР. «Что касается проектов российско-иранского сотрудничества, то они в основном не столь масштабны и рельефны» (с. 288). Во время поездки в Иран в 2007 г. у автора «сложилось впечатление, что западным странам в Иране будут рады больше, чем присутствию России, отношение к которой исторически достаточно неоднозначно или даже настороженно негативное» (с. 289). К тому же Россия, полагает автор, не может предложить Ирану действительно широкомасштабных проектов из-за экономической слабости. Он ссылается на иранские данные: в 2009 г. товарооборот между Ираном и РФ составил 3,5 млрд. долл., а с Турцией -30 млрд. долл. (там же).

Отметив, что официальный Тегеран считает русских врагами ислама, автор пишет: «Антирусская (=антироссийская) кампания в Иране никогда не прекращалась. Менялись лишь масштабы, формы и ее организаторы» (с. 255). Так, аятолла Хомейни еще в 1964 г. в выступлении, направленном против США, тем не менее подчеркнул: «Америка хуже Англии, Англия хуже Америки. А Советский Союз хуже их обеих» (с. 17). Российское государство, отмечается в работе, представляется иранцам различной социальной принадлежности экономически слабым в сравнении со странами Запада, глубоко коррумпированным, не защищающим интересы большинства населения и не способным к формированию здорового нравственного общества (с. 344).

После распада СССР Иран начал осваивать территорию Средней Азии, прежде всего Таджикистана, население которого близко к иранцам в языковом и культурном отношении: «Иран идет на смену России в Таджикистане. И не безуспешно. В сентябре 2004 г. в Таджикистане с четырехдневным визитом находился президент ИРИ Мохаммад Хатами» (с. 293).

В настоящее время Исламская Республика Иран является не просто наиболее сильным государством Персидского залива, но региональной державой, претендующей на ведущую роль в решении мировых проблем. Более того, в декабре 2008 г. президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад заявил, что Иран уже стал региональной сверхдержавой, а на праздновании 30-летия исламской революции в феврале 2009 г. он «сделал заявление на весь мир, что Иран уже стал мировой державой» (с. 274). Однако, по мнению автора, ИРИ к разряду таковых стран пока не принадлежит.


Источник: Тупов Б.С. Лукоянов А. К. Исламская революция. Иран — опыт первый, 1979-2009. — М. , 2010. — 394 с. — библиогр. : С. 347-394. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История: Реферативный журнал. – 2010. №4. – С. 175-179.