Метин Юксель: голос Исламской революции в стамбульском районе Фатих

Кто такой Метин Юксель?

Метин Юксель родился 17 июля 1958 года в провинции Битлис. Его отец Молла Садреддин Юксель был известным турецким исламским ученым.

Метину было девять лет, когда семья переехала в Стамбул. Они поселились в районе Фатих, а Метин поступил в начальную школу имени Акшемседдина. Позже он продолжил обучение в средней школе Геленбеви. Однако, проучившись два года, мальчик заявил о намерении оставить школу, несмотря на настойчивое желание отца  отговорить его. Таким образом, Метин оставил школу и сосредоточился на религиозном образовании, обучаясь у своих родственников, в первую очередь, у отца.

Служение исламу

После этого Метин Юксель вступил на путь служения исламу. Он работает практически во всех регионах Турции. Он всегда впереди, на переднем крае, на митингах и маршах. Расклеивает афиши, призывая людей к исламу.
Метин Юксель создал в своей махалле Исламское общество, у которого даже была своя печать – он записывал в него людей, живущий по соседству с ним. Метин раздавал людям книги по исламу, одну комнату в своем доме выделил под мечеть, обустроив ее наподобие настоящего храма – сделал из дерева кафедру для проведения проповедей, место для произнесения азана, минбар. Молодой человек приглашал соседских детей, чтобы они совершали намаз, справляли Маулид, а в конце раздавал им конфеты. Деятельность Метина Юкселя на этом не заканчивается. Он основал ассоциацию «Акынджылар» и стал ее президентом. Если где-то проходил митинг, он работал весь день, готовил плакаты и организовывал работу, чтобы снабдить Стамбул плакатами.

В ассоциации проводились еженедельные семинары. Кроме того, был организован проект «Диспансер», в рамках которого врачи приходили и вели бесплатный прием пациентов.  Метин Юксель стал известен и за рубежом. Он получал новости из Ирана и отправился бы туда, если бы не его трагическая смерть. Им был написан ряд статей в поддержку Иранской революции, таких как «Да здравствует борьба иранских мусульман против шаха-тирана».

Метин Юксель, будучи многогранным талантливым человеком, рисовал плакаты, флаги и делал замечательные карикатуры. Мехмед Шевкет Эйги печатал его карикатуры в своей «Великой газете» (Büyük Gazete).

Картинки по запросу metin yüksel

Метин Юксель и Иранская революция

В 1978 г., когда на улицы городов Ирана вышли толпы, скандировавшие «Долой шаха!», Метин Юксель был одним из тех немногих людей в Турции, кто оказал безоговорочную поддержку протестным выступлениям иранского народа. Сегодня находятся те, кто утверждает, что он и его организация оказывала поддержку шиитам. Однако, когда Метин Юксель в 1975 г. основал движение «Акынджылар», ни о какой революции в Иране не было и речи. Собственно говоря, «Акынджылар» интересовались всеми движениями в мире, которые имели исламский характер, и выражали им поддержку. Конечно же, они не могли не отреагировать на протестное движение в соседнем Иране. Они воспринимали их как борьбу мусульман с мировым империализмом.

Показательно в этом отношение послание Метина Юкселя, адресованное иранскому народу:

«Бисмилляхиррахманиррахим

Мусульмане Ирана!

За все постигшие их и страну беды мусульмане Ирана возлагают самую непосредственную вину на шаха и его безбожный режим. И они будут бороться, пока не одержат победу, пока не обретут свободу. Они должны знать, что ни одна свобода в мире не была завоевана легко.

Великий Пророк (с.а.в.) ислама всю свою жизнь провел в борьбе с трудностями и страданиями. Распространение истины и ислама – это самое великое поклонение.

Пользуясь поводом, я обращаюсь к народу Ирана: народ и военные должны знать, что убийства и преступления, к которым им привел шах, ничего не дадут им, кроме дурной славы и позора.

Иранский народ, офицеры сил безопасности и полиции, до каких пор вы будете продолжать убивать своих братьев, подчиняясь приказам бездумных и жестоких командиров, хотя сами не одобряете их? Ответьте. Кого вы защищаете, поступая таким образом? Для защиты кого? Того, кто попирает ислам, вашу свободу и честь? Или того, кто представил вас миру как людей, готовых за щедрую зарплату совершать отвратительные убийства? Для того, чтобы вы смогли продолжать убивать своими руками или по приказу ваших командиров? Вы думаете, что совершаемое вами вписывается в рамки человечности? Вы не задумывались над этим? Вы, руководствуясь логикой, что являетесь рабами правителя, стреляете в ваших братьев по вере. И знайте, как минимум, вы за это отвечаете в той же мере, что и шах. Кто помогает тирану, тот сам является тираном.

В соответствии с законом Аллаха, вы должны не подчиняться приказам угнетателей, а восстать против них. Восстаньте против них, перестаньте покупать блага этого мира и ад в загробном мире ценой жизней ваших братьев по вере.

Услышь голос отцов и матерей, которые плачут по своим детям, знайте, что и ваши матери тоже. Можете ли вы представить себе ту боль и горе, которые каждая выпущенная вами пуля приносит в большую семью? Да, если вы до этого совершали подобные действия, немедленно покайтесь. И вступайте в ряды армии правды. О мусульмане Ирана и свободные жители этой страны! Отдайте свой долг исламу и мусульманам и не считайте себя достойными дальнейшего угнетения. Солдаты, восстаньте против режима неверных!

Как человек, стремящийся к воде в безводной пустыне, мы также

Преисполнены веры, упрямы и решительны.

Будь то сухая степь или пышная долина,

Твоя родина — моя родина, моя сущность.

Ты разорвешь оковы со своей стороны, а я – со своей,

Однажды наши руки обязательно встретятся.

Всё для выявления истины, всё для Единственного,

Все для ислама![1]

Мы заявляем, что всегда вместе с теми, кто борется за право верующего человека быть человеком, с теми, кто выступает против сионистов, марксистов, капиталистической системы. Поэтому мы вместе с иранским народом, который хочет установить господство исламского строя и справедливый порядок. Мы верим, что однажды оковы падут, и наши руки встретятся.

Мусульмане Турции, исповедующие единобожие, которые борются за воплощение ислама в жизнь, не останутся сторонними наблюдателями благородной борьбы иранского народа, как не останется к ней безразличным ни один мусульманин.

Если в ногу мусульманина в Китае или где-либо еще вонзился шип, то боль должны почувствовать мусульмане всего мира. Мы, мусульмане Турции, разделяя это убеждение, ждем, чтобы действовать в соответствии с указаниями одной и той же Книги и склониться в земном поклоне на влажной земле в странах, где действует один и тот же порядок.

Ты живешь в Эритрее или в Моро,

Под власть притеснителей в Азербайджане или Крыму,

Или на утопленном в крови Ближнем Востоке,

Подавлен на Кипре или в Иране,

Кричат мои нервы, кричат слезы в моих глазах,

Не имеет смысла моя война.

Подожди, дитя! Руки, ждущие поцелуя, тянутся к стволу.

Он идет! Стоимость жизни, стоимость крови,

Люди, которые хотят жить по-человечески и хотят продолжать жить»[2].

Картинки по запросу metin yüksel

Почему Метин Юксель был убит?

Пропаганда Метина Юкселя принесла свои плоды, приведя к росту исламизации в стамбульском районе Фатих. Это вызвало недовольство приверженцев иных идеологических течений – коммунистов, фашистов и т.п., так как они уже не могли проводить здесь свою деятельность. Метину Юкселю стали угрожать, а по ночам в районе стали появляться вооруженные люди.

В первый раз на него было осуществлено нападение во вторник, 26 октября 1977 года, когда перед средней школой Даруссафаки около семи часов вечера на него напала группа коммунистов из восьми человек. Метин получает три пулевых ранения, два из них – в живот. Его отвезли в больницу Гураба, где прооперировали. Он оставался в больнице в течение недели и, в конце концов, пошел на поправку. Здесь произошел один случай. Когда он увидел, что врачи собираются отрезать ему брюки, чтобы сделать операцию, то, заявив, что у него только одна пара штанов, Метин встал, снял брюки и снова лег на операционный стол. Позже те, кто стрелял в него, обращаются в ислам и становятся его братьями.

Нападение не запугало Метина Юкселя – он был готов пасть мучеником на пути веры. Он продолжает свою деятельность призыва к исламу, говоря: «Мученическая смерть – это обращение ко всем поколениям и эпохам».

В последнее время перед своей смерть Метин Юксель был занят своей идеей издания журнала. Он не смог осуществить ее, так как его материальное положение оставляло желать лучшего. Но Метин подготовил обложку одного номера, темой которого было «мученичество».

За день до своей смерти Метин отправился в Измир, куда его пригласили на собрание в иранском консульстве, организованное Мехди Пиром. В четверг вечером молодой человек вернулся в Стамбул.

Картинки по запросу metin yüksel

Мученическая смерть Юкселя

Кафе «Хаджылар» в Фатихе, где постоянно собирались последователи движения Акынджылар, подверглось в четверг нападению фашистов, и некоторые мусульмане получили ранения. Позднее фашисты совершили вторую атаку на выходе из кофе – мусульман жестоко избили железными прутами. Среди пострадавших был старший брат Метина – Мюфит Юксель. Было известно, что спустя день нападение повторится.

Несмотря на все предупреждения, на следующий день, 23 февраля 1979 года, Метин и его друзья пошли без оружия на пятничный намаз. Несколько фашистов заявились на намаз в мечеть, чтобы проследить за Метином. Другие оставались в засаде. После пятничной молитвы все стали расходиться.  Метин же совершил намаз-сунну, вознес мольбу Аллаху и направился к выходу из мечети. Когда он проходил по двору мечети, его кто-то окликнул, но не успел он протянуть руку и сказать «Давай поговорим», как его голову пронзила пуля. Его ноги подогнулись, и он упал на землю. Убийцы сразу же скрылись с места преступления.

Тяжелораненого Метина Юкселя отвезли в больницу, но помочь ему не смогли – вскоре он умер, став мучеником на пути веры. Его отец Садреддин Юксель утешал тех, кто приходил к нему со слезами на глазах.

Похожее изображение

Убийцами Метина Юкселя оказались Салман Оран и Митхат Гёрен, члены турецкой ультраправой группировки

Погребение мученика

В воскресенье в полдень в мечеть Фатих стали стекаться мусульмане.

Носилки с телом павшего мученика были доставлены сюда ближе ко времени предвечернего (аср) намаза – их занесли в мечеть на плечах.  Тело мученика было встречено возгласами «Аллаху Акбар» — «Аллах велик». Пришедших было так много, что они не поместились в молитвенный зал и для совершения предвечернего намаза им пришлось выстроиться снаружи на вымощенном мраморе дворе и траве. Возглавил заупокойную молитву (джаназа) Махмуд Эфенди, лидер джамаата «Исмаил Ага». Сообщается, что в молитве принимали участие 50 тысяч человек. Тело Метина Юкселя похоронили на кладбище Ортадаг, где его могила находится под номером 1407.

На его надгробие написано арабское четверостишие, которое можно перевести следующим образом:

О Господь! Моя душа пришла к Тебе в качестве гостя,

Пожалуй ей Свою милость и прощение!

Моя душа боится Твоего наказания и надеется на Твое милосердие,

Не лишай ее надежды!

Siyasal İslamın simge ismiydi… Metin Yüksel’in ‘kanı’ silindi!

Собрание верующих по случаю 40-летия со дня смерти Метина Юкселя. 19 февраля 2019 г.

FOTO:SÖZCÜ- Oradaki taş artık kırmızı değil...

Место убийства Метина Юкселя на протяжении многих лет было выделено красной краской

Реакция СМИ на убийство Метина Юкселя

После мученической смерти Метина Юкселя газеты и журналы говорили о Метине Юкселе днями, неделями и даже месяцами. Бесконечные письма с выражением соболезнования продолжали приходить даже спустя несколько месяцев после его смерти. 39 лет плита во дворе мечети Фатих, на которую он упал, была окрашена в красный цвет. Краску регулярно обновляли. Только в 2018 г. в ходе ремонтных работ она была заменена на обыкновенную. Каждый год, в день мученичества, во дворе мечети Фатих проводятся мероприятие по поминанию молодого мученика. Эта традиция продолжается и в наши дни.


Материал подготовлен на основе публикаций в турецких СМИ:

Журнал «Адымлар»

Сайт «Исламское единство»

Газета «Йени Акыт»

[1] Çölde susuz, nasıl yürürse suya, öylesine bir akış bizimki

İnançlı, inatçı, kararlı.

İster bozkır olsun, isterse yemyeşil vadi,

Senin vatanın benim vatanım, özüm.

Sen oradan kıracaksın zincirleri, ben buradan

Bir gün mutlaka kavuşacak ellerimiz.

Her şey aydınlığa çıkmak için, her şey ‘Mutlak Bir’ için,

Her şey İslam için!

[2] sen Eritre’desin çocuk
sen Moro’da
sen yıllarca zulmedilensin
Türkistan’da, Azerbaycan’da
Kırım’da
kan denizinde boğulansın Ortadoğu’da
terkedilensin Trakya’da
mahzunsun Kıbrıs’ta
“çığlık içimde düğüm
çığlık gözümde yaş
yitik bir manadır, yanağındaki damla
sen kuyrukçu düzen de parya
bekle çocuğum
uzanıyor namluya öpülesi eller
geliyor başı dik, kan pahası, can pahası
insanca yaşatmak isteyenler
“çığlık içimde düğüm
çığlık gözümde yaş
bekle çocuğum
yeni bir dünya için
verdiğim savaş…”