Монтазери, Хосейнали

Хосейнали Монтазери (перс.: حسینعلی منتظری, 2009 – 1922) – иранский религиозный и политический деятель, шиитский муджтахид, один из деятелей Исламской революции 1978 – 1979 годов и бывший преемник (каэм-макам) Верховного лидера Исламской революции аятоллы Сейед Рухоллы Мусави Хомейни. Был лишен своего политического статуса и фактически помещен под домашний арест из-за глубоких разногласий с Имамом Хомейни по ряду вопросов. Последние двадцать лет своей жизни жил в Куме и был одним из идеологов реформаторского лагеря в иранской политике.

Хосейнали Монтазери родился в 1922 году в крестьянской семье в Наджафабаде, городе в провинции Исфахан. Начальное богословское образование он получил в Исфахане, а затем переехал в Кум, где обучался и преподавал в медресе Файзийе. В Куме он вместе с Мотаххари входил в число наиболее способных учеников аятоллы Хомейни. Он принимал активное участие в протестах против «Белой революции» Мохаммад-Реза-шаха Пехлеви в июне 1963 года. В последующем Монтазери занимал одно из ключевых мест в религиозной сети, созданной сторонниками Хомейни в Иране после его изгнания из страны в 1964 году. Он был отправлен в тюрьму в 1974 году и вышел на свободу только в 1978 году.

В 1979 году, после свержения шаха, он сыграл ключевую роль в создании новой конституции Ирана. Он был одним из главных сторонников включения принципа вилайат аль-факих в Конституцию Исламской Республики Иран и автором соответствующего проекта конституции. В дальнейшем он стал членом Конституционного собрания (Маджлес-е хобреган-е ганун-е асаси), которое подготовило окончательный текст Конституции, включавший в себя положения, автором которых был Монтазери.

В течение этого времени Монтазери также был главным пятничным имамом Кума, одним из членов Совета Исламской революции и заместителем Верховного лидера Ирана, аятоллы Хомейни. В 1980 году Хомейни стал частично делегировать часть своих полномочий Монтазери как своему главному представителю. К 1983 году во всех правительственных учреждениях фотографии Монтазери висели рядом с фотографией Хомейни. В 1984 году Монтазери получил титул великого аятоллы (айатоллах аль-озма).

Сначала Монтазери отклонил предложение Хомейни сделать его своим преемником, настаивая на том, чтобы выбор преемника был поручен демократически избранной Ассамблее экспертов. Позже Монтазери согласился с подобным назначением и после сессии Ассамблеи экспертов в ноябре 1985 года был официально назначен преемником Хомейни на посту Верховного лидера.

Монтазери не соответствовал требованиям, предъявляемым к правящему факиху (вали-йе факих), поскольку не обладал квалификацией ведущего религиозно-правового авторитета (марджа‘ ат-таклид), а также у него не было большого количества религиозных последователей. Кроме того, в отличие от Имама Хомейни, он не происходил из рода Пророка и обладал плохими ораторскими навыками, его также сложно было назвать харизматичным лидером. Однако он был наиболее квалифицированным муджтахидом в непосредственном окружении Хомейни и воспринимался как продолжатель политического курса Имама Хомейни, в отличие от других видных муджтахидов, придерживавшихся более самостоятельных трактовок концепции вилайат аль-факих или не признававших ее. Представители правого фланга в религиозно-политической элите Исламской республики, прежде всего «традиционное» духовенство, также не одобряли назначение Монтазери преемником по нескольким причинам, таким как поддержка работ Али Шариати и других авторов, обвинявшихся в идеологической эклектике (эльтегат-е фекри).

Помимо разногласий с другими деятелями из окружения Хомейни, отношения Монтазери с самим Верховным лидером не были ровными. Причиной ухудшения отношений стали расхождения во взглядах на политику, потому что Монтазери все больше склонялся к более демократической линии. В октябре 1986 года Монтазери направил Хомейни письмо, в котором выступил с критикой некоторых основ политического строя Исламской республики.

Еще более трагическую роль сыграла тесная связь аятоллы Монтазери с представителем левого фланга и сторонником экспорта Исламской революции Мехди Хашеми, родной брат которого был зятем Монтазери и возглавлял его канцелярию. Хашеми вступил в конфликт с Алиакбаром Хашеми Рафсанджани, организовав утечку информации о причастности последнего к скандалу с покупкой американского оружия в рамках дела «Иран-Контрас». В сентябре 1987 года Хашеми был арестован, осужден и казнен по обвинению в контрреволюционной деятельности. Это стало ударом по политическому имиджу Монтазери и ослабило его позиции в политике.

В ноябре 1987 года Монтазери призвал к легализации политических партий, а вскоре призвал к прекращению войны с Ираком и экспорта революции. Хомейни ответил в феврале 1988 года критикой Монтазери, а в марте созвал заседание Ассамблеи экспертов, чтобы обсудить вопрос о его соответствии занимаемому положению.

После казни в конце лета-начале осени 1988 года нескольких тысяч сторонников Организации моджахедов иранского народа (ОМИН), принимавших участие в ирано-иракской войне на стороне баасистского режима Саддама Хусейна, Монтазери посчитал эти меры излишне суровыми. Его письма с осуждением этих расстрелов были опубликованы за рубежом Би-Би-Си, что вызвало большой скандал. В начале 1989 года он вновь выступил с критикой Хомейни и руководства Исламской республики, которое он обвинял в «отрицании прав народа, несправедливости и пренебрежении истинными ценностями революции». Он также осудил фетву Хомейни об убийстве британского писателя индийского происхождения Салмана Рушди, автора богохульных «Сатанинских стихов».

26 марта 1989 года имам Хомейни решительно осудил действия Монтазери, и через два дня было объявлено о том, что Монтазери подал в отставку со своего поста. После этого его публикации перестают появляться на страницах государственных газет, его имя больше не упоминается по радио и телевидению, а его портреты исчезают из государственных учреждений и мечетей.

После смерти Хомейни в июне 1989 года и избрания Сейед Али Хаменеи в качестве нового Верховного лидера сторонники Монтазери в Куме распространили в декабре 1989 года листовки с текстом, в котором ставилась под сомнение религиозно-правовая квалификация Хаменеи как муджтахида. Наказанием для Монтазери стал фактический запрет на ношение одеяния священнослужителя (хал‘-э лебас). В октябре 1997 года, вскоре после избрания президентом Сейед Мохаммада Хатами, Монтазери в очередной раз выступил с открытой критикой власти Верховного лидера Ирана аятоллы Хаменеи, в связи с чем был помещен под домашний арест. Эта мера была отменена в 2003 году под давлением со стороны реформаторов.

В 2000-е годы высказывания Монтазери приобретают все более резкий характер, свидетельствуя о его полном отходе от прежних идеологических позиций. 22 января 2007 года Монтазери раскритиковал бывшего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада за его ядерную и экономическую политику. Соглашаясь с тем, что Иран имеет право развивать ядерную энергетику, он назвал подход Ахмадинежада к этому вопросу агрессивным, заявив: «с врагом нужно иметь дело мудро, а не провоцировать его…» В 2008 году Монтазери сделал очередной выпад против Исламской республики и дал интервью радиостанции «Голос Америки», выступив с критикой результатов Исламской революции и политики в отношении некоторых конфессиональных меньшинств. Монтазери вновь выступил против Ахмадинежада 16 июня 2009 года во время протестов, направленных против его переизбрания. В ноябре 2009 года, накануне празднования 30-й годовщины захвата иранскими студентами посольства США в Тегеране, Монтазери заявил, что событие также было ошибкой.

Идеологическая метаморфоза Монтазери вызывала скептицизм у очень многих его бывших соратников. Выступавший с позиции «доброты и милосердия» Мотаххари по меньшей мере косвенно был причастен к некоторым эксцессам дореволюционного и послереволюционного периодов. Пользовавшийся его покровительством и тесно связанный с его канцелярией Мехди Хашеми был осужден в 1987 за совершенное до революции в Исфахане убийство аятоллы Абольхасана Шамсабади, который был критиком Монтазери, а также ряд других убийств.

19 декабря 2009 года Монтазери умер во сне от сердечной недостаточности в своем доме в Куме в возрасте 87 лет. Похороны Монтазери, который был официально лишен в Иране статуса священнослужителя, должны были проходить в более скромной обстановке, однако тысячи сторонников оппозиции собрались возле его дома и превратили похороны в массовый протест против иранского правительства. Он был похоронен в мавзолее Фатимы ал-Масумы в Куме рядом со своим сыном Мохаммадом Монтазери.

У Монтазери было семеро детей, четыре дочери и три сына. Один из его сыновей, Мохаммад Монтазери, был видным деятелем революции, основал Организацию освободительных движений и погиб в результате взрыва бомбы в штаб-квартире Партии Исламской Республики в 1981 году, который был осуществлен боевиками ОМИН. Второй его сын, Саид Монтазери, потерял глаз во время ирано-иракской войны в 1985 году. Третий сын, Ахмад Монтазери, является священнослужителем в Куме. Он возглавил канцелярию своего отца после его смерти, однако она была закрыта в 2010 по решению властей.