Мохаммад-Рахим Эйвази. Видение исламского единства у Имама Хомейни

В эпоху, когда исламской умме изнутри угрожали внутренние раздоры и разделение, а извне – мировые державы-гегемоны, соперничавшие за расширение своих сфер влияния и уничтожение жизненных сил мусульманского мира, перед Имамом Хомейни стояла грандиозная задача. Видение исламского единства у Имама Хомейни, занятого возрождением религии Бога, было основано на принципе единоначалия (таухид), посредством которого он намеревался направить исламскую умму к единству, призванного достоинство, дарованное им исламом, и, таким образом, подготовило бы их к встрече с их общим врагом. В этой статье предпринята попытка очертить цели, задачки и масштабы видения исламского единства у Имама Хомейни на основе изучения его собственных высказываний самого. В ней также описываются некоторые практические шаги, предпринятые Имамом для достижения этого видения.


 

Доктрина единства

На протяжении всей исламской истории разделение между исламскими сектами и нациями было сложным и деструктивным явлением, наносящим непоправимый ущерб — как духовный, так и материальный — исламской умме в целом. Эта кровоточащая рана на изысканном лике ислама не осталась незамеченной реформаторами уммы, вызвав их беспокойство.

В результате на протяжении многих исторических периодов реформаторы стремились к единству среди мусульман, чтобы облегчить душевную боль уммы. Каждый из этих реформаторов также преследовал определенные цели. Видным реформатором исламской уммы в духе единства был Сейед Джамаль ад-дин Асадабади. Он и его ученик, шейх Мухаммад Абдо, считали исламское единство своим самым важным идеалом, прилагая большие усилия на этом пути. В соответствии с этим идеалом он не выбирал для себя национальности и в течение своей жизни путешествовал и жил во многих странах.

Другим человеком, стремившимся к исламскому единству, был ректор университета Аль-Азхар в Египте шейх Махмуд Шалтут. Он заявил о допустимости следования шиитскому религиозному праву и признал шиитскую школу равной четырем суннитским юридическим школам. Учреждение аятоллой Мохаммад-Таги Кумми Центра сближения исламских школ мысли (Дар ат-такриб байн аль-мазахиб аль-исламийя) в Каире оказало влияние на умеренные тенденции шейха Махмуда Шалтута. Серьезные усилия аятоллы Боруджерди по распространению фетвы шейха Махмуда Шалтута о разрешении шиитской правовой школы наряду с четырьмя суннитскими мазхабами также оказали большое влияние в этом отношении и способствовали поднятию исламского единства на новый уровень.

Несмотря на примирительные усилия как шиитских, так и суннитских улемов, исламские правительства и нации все еще были охвачены разобщенностью. Как восточные, так и западные колонизаторы по-прежнему грабили ресурсы исламских стран, разжигая рознь. Махинации тех, кто настроен враждебно по отношению к исламской умме, были направлены на то, чтобы усилить трения и извлечь выгоду из враждебного климата путем разграбления наземных и подземных ресурсов исламских стран, особенно их «черного золота» (то есть нефти). Кроме того, невежество сторонников различных исламских доктрин, их неосмотрительность в отношении незначительных вопросов и общее пренебрежение их общими основаниями – все это ежедневно способствовало разжиганию огня раздора, увеличивая пропасть между мусульманами.

Однако возникновение исламского движения Имама Хомейни в 1342 году хиджры (около 1963 года) и последующая Исламская революция 1979 года стали поворотным моментом в идеологии исламского единства не только между шиитами и суннитами, но и между исламскими странами — поворотным моментом, провозглашенным самим Имамом Хомейни.

Несмотря на то, что взгляд Имама Хомейни на единство был вдохновлен религией и политикой, он представлял собой особый идеал, объяснить который мы в определенной степени попытаемся в данной статье. Уместен вопрос: каковы были мотивы Имама Хомейни в его размышлениях об исламском единстве и каковы были его цели в этом отношении? Похоже, что эта доктрина единства была главным средством отрицания гегемонии немусульман над исламским миром, поскольку, согласно Имаму Хомейни, единство было секретом успеха и увековечения исламской уммы[1].

Что касается восстания мусульман и угнетенных народов во всем мире против глобальных империалистов и поглощающих мир гегемоний, следует отметить, что деспотические державы преследуют свои цели посредством запугивания, пропаганды и использования местных перебежчиков, однако, согласно Имаму Хомейни, если нации выступят против таких держав, объединившись и осознав это, угнетатели должны будут потерпеть неудачу в достижении своих целей[2].

 

Необходимость единства

Имам Хомейни очень хорошо понимал последствия разобщенности. Он признал, что существующая разобщенность внутри исламской уммы привела ко многим пагубным последствиям — будь то политические, экономические, социальные, культурные или военные. Устранение этих последствий – трудная задача, требующая значительного времени. Единственный способ предотвратить вред, причиняемый разобщенностью, – это подчеркнуть важность единства, основанного на исламе и его бодрящем учении. Для достижения этой цели Имам Хомейни определил стремление к единству, посредством которого исламская умма могла бы быть перенаправлена на «прямой путь».

По мнению Имама, первым условием единства является восстание во имя Бога, чтобы полностью исправить человеческое общество. Имам Хомейни объявил:

«Всемогущий Бог провозгласил: «Скажи: “Я даю вам только один совет: поднимайтесь ради Аллаха, по двое или поодиночке…” (34:46)».

В эту декларацию Всемогущий Бог включил все, начиная с тьмы перед рассветом в природе и заканчивая конечным пунктом назначения человечества. Это лучший из уроков, который Господь выбрал из всех уроков — напутственное слово человечеству, которое является единственным средством исправления мира»[3].

Следовательно, справедливость должна быть распространена по всему миру[4], и из угнетенных людей по всему земному шару должна быть сформирована партия: «Если в мире будет создана одна партия — всемирная партия, партия угнетенных или Хизбуллах (то есть Партия Бога) – [это может привести к] разрешению всех этих многочисленных проблем»[5], и «мусульмане мира [смогут] достичь адекватного политического роста»[6], «не бояться Запада в восстановлении своей собственной культуры, самоуважения и автономии»[7] и «противостоять мировым державам»[8].

Следующим необходимым условием единства является предотвращение заговора высокомерных мировых держав, которые предоставляют абсолютное господство Америке. Эти силы стремятся достичь своих целей, разжигая конфликты среди мусульман. Имам знал, что:

«Главными врагами ислама, Священного Корана и Пророка являются сверхдержавы, особенно Америка и ее коррумпированное детище Израиль. В своей жадности к тому, чем обладают исламские страны, и в рамках своего дьявольского плана по разграблению значительных подземных ресурсов они всеми возможными способами разжигают раскол среди мусульман»[9].

Желанием Имама было, чтобы все исламские народы достигли свободы и независимости через единство мусульман[10]. Он верил, что для того, чтобы реализовать эту свободу и автономию, мусульмане должны обеспечить необходимое условие стремления к объединению[11] и отказать высокомерным мировым державам в праве вмешиваться в их судьбы[12].

Имам Хомейни рассматривал единство как необходимый шаг для развития мира и гармонии. Он заявил: «Исламская Республика склонна жить в мире и гармонии со своими соседями и всеми остальными»[13]. В другом месте он заявил: «Я надеюсь, что мир во всем мире будет установлен на основе национальной автономии, отсутствия вмешательства между нациями и общей приверженности территориальной целостности наций»[14].

По мнению Имама, важнейшим условием глобальной гармонии является мирное сосуществование всех стран мира: «Как правительство Исламской Республики (Иран), так и ее народ желают идеологического братства со всеми мусульманами земного шара, а также мирного сосуществования со всеми странами мира»[15]. Другими словами, он призывал к развитию отношений [между нациями], краеугольным камнем которых является взаимное уважение: «Отношения со всеми иностранцами должны строиться на основе взаимного уважения. В этих отношениях мы не будем ни подчиняться угнетению, ни угнетать других»[16]. «Мы хотим дружить со всеми народами мира. Мы изначально склонны дружить со всеми правительствами мира. Мы желаем иметь искренние отношения с другими людьми, основанные на взаимном уважении»[17].

Имам Хомейни утверждал, что исламское правление является свободным, независимым правлением, и что его отношения как с Востоком, так и с Западом должны быть схожими: другими словами, если у других народов хорошие отношения с исламским правительством, у него также будут хорошие отношения с ними. Однако исламское правительство никому не позволит вмешиваться в судьбу своей страны[18]. В этой записке он говорит: «…у нас (будут) дружеские отношения со всеми классами человечества и всеми угнетенными народами мира при условии, что эти отношения будут взаимными и основаны на взаимном уважении»[19].

Таким образом, можно сказать, что Имам Хомейни считал единство мусульман и угнетенных народов во всем мире необходимым и в соответствии со своими религиозными обязанностями пытался исправлять человечество, создавать единство среди угнетенных народов и мусульман мира, продвигать социальную справедливость, устанавливать мир и спокойствие во всем мире, вселять уверенность в своих силах, предотвращать вмешательство сверхдержав в дела слабых наций или мусульманских стран и разграбление их ресурсов, а также развивать отношения, основанные на взаимном уважении и искренности. Он рассматривал единство как единственный фактор победы и увековечения любой нации, и именно поэтому он так сильно настаивал на нем.

 

Требования и условия единства

У каждого идеала или цели есть требования, без которых они не могут быть достигнуты. Кроме того, для достижения конкретных целей должны быть соблюдены необходимые условия, чтобы цели не оставались просто пожеланиями, и именно благодаря этим условиям люди могут реализовать свои цели и достигать поставленных задач. Учение Имама Хомейни о единстве было идеалом, и поэтому к нему предъявлялись требования, которым необходимо было соответствовать.

Наиболее важным вопросом в этом отношении является вопрос справедливости, поскольку «справедливость является необходимым условием единства [таухид]». Поэтому, чтобы сформировать исламское единство, должна распространяться исламская справедливость, поскольку это главный элемент единства: в мире, полном угнетения и несправедливости, единство никогда не может быть реализовано. Имам заявил: «Все пророки от Адама до Печати Пророков (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) приходили… чтобы поднять знамя единства и справедливости между народами»[20].

Независимость и свобода являются дополнительными требованиями единства. Можно даже сказать, что независимость исламских стран является самой важной из них, «поскольку только тогда мы сможем противостоять всему миру и сказать, что мы не последуем ни за теми, кто навлек на себя гнев Божий [магзхуби ‘алайхим], ни за теми, кто сбился с пути [даллин] и что мы не пойдем ни на Запад, ни на Восток, а пойдем прямым путем, что мы все будем вместе — все как одна рука»[21].

Очевидно, что люди естественным образом были созданы как члены разных этнических групп и обладают различными убеждениями и предпочтениями. Соответственно, мусульмане также придерживаются различных верований и взглядов. Эти различия во мнениях вызвали большие трения и раздоры среди мусульман. Однако, по мнению Имама Хомейни, различия во мнениях не должны препятствовать единству — единство может быть достигнуто в сочетании с непохожими мнениями: «Почему разные мнения должны вызывать внешние разногласия?»[22] Следовательно, все люди и все мусульмане должны пренебречь своими личными, фракционными и этническими убеждениями и предпочтениями и подготовиться к всестороннему исламскому правлению на основе таухида и с акцентом на общечеловеческие и исламские принципы.

Чтобы воплотить в жизнь свой унитарный идеал, Имам Хомейни использовал существующие условия и даже создал новые. Одним из таких обстоятельств был вопрос о Палестине и ее подчинении оккупационному режиму, то есть Израилю, который стремился создать «Великий Израиль, простирающийся от Нила до Евфрата»[23]. Имея в виду такое желание, этот режим вторгся в исламские страны, убивая проживающих там мусульман или изгонять их из их домов. Имея намерение противостоять агрессивной и кровожадной природе оккупационного режима, Имам объявил последнюю пятницу священного месяца Рамадан Всемирным днем Кудса, чтобы все мусульмане единым фронтом выступали против Израиля: «Я считаю День Кудса днем ислама и Святого Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!). Это день, когда мы должны подготовить все наши силы, когда все мусульмане должны отказаться от изоляции, в которую они были загнаны, и изо всех сил противостоять чужакам»[24].

Имам считал освобождение Кудса непреложной обязанностью всех мусульман: «В принципе, долг всех мусульман – освободить Кудс и искоренить зло этого ростка нечестия в исламских государствах»[25]. Это невозможно осуществить без единства всех мусульман.

Ежегодный авраамический обряд хаджа был еще одной существующей практикой, которую Имам использовал для достижения единства внутри исламской уммы. Он возродил практику «освобождения от ответственности перед многобожниками» (бараат аз мошрекин)[26], которая была на грани того, чтобы затеряться в истории, навсегда забыться, так что, участвуя в таинстве «освобождения», все паломники из любых стран — будь то черные или белые, азиаты, африканцы, европейцы или американцы, шииты или сунниты — проявили бы толику исламского единства, узнали бы о делах мусульман, их болях и печалях, искали бы решения проблем, и осознайте, что «Святая Мекка и места захоронения мучеников являются отражением великих событий, вызванных борьбой Божьих пророков и назначением Святого Пророка»[27].

Таким образом, Имам рассматривал независимость, свободу и справедливость как предпосылки и основу исламского единства и единства всех угнетенных народов мира. В принципе, он не рассматривал различия во мнениях как препятствия на пути к единству. Он рассматривал единство как единственно возможное средство для достижения целей ислама и его абсолютного правления. Поэтому, чтобы воплотить в жизнь идеал исламского объединения, он использовал такие обстоятельства, как проблема Палестины и освобождение Кудса, а также обряд хаджа и «освобождение от ответственности перед многобожниками» — с чем согласны все исламские течения и школы — и пригласил всех мусульман мира к всеобъемлющему взаимопониманию и всеобщему единству.

 

Мотивы к единству

В своем идеале единства Имам Хомейни руководствовался различными мотивами, которые были вдохновлены чистой исламской школой Мухаммада (да благословит Аллах и приветствует его и его род!). По словам Имама, ислам и божественное правление фундаментально отличаются от светских правительств тем, что последние стремятся только обеспечить порядок в своей собственной стране, и самое большее, что они делают – это не давать одним людям угнетать других. С другой стороны, ислам и божественное правление имеют конкретные нормы по всем вопросам[28]. Одним из таких вопросов является защита существования ислама, которая зависит от единства мусульман: «Важным вопросом, обязательным для всех мусульман, является защита ислама и Исламской Республики»[29]. Это зависит от единства, которое является критическим вопросом в защите существования ислама. Кроме того, разобщение является преступлением и должно быть предотвращено, поскольку предписание добра и запрещение зла – это божественное повеление, которому необходимо подчиняться. По этому поводу Имам говорит:

«Величайшее зло – это господство над нами посторонних. Вы должны бороться с этим злом. Вы должны предостеречь правительства от конфликтов, которые они имеют друг с другом и со своим народом. Они дружески относятся к врагам ислама, даже несмотря на то, что Бог запретил нам общаться с ними. В настоящее время нет большего зла, чем подвергать риску интересы мусульман. Эта обязанность принадлежит всем, кто хочет служить Богу. Все мы должны выступить против этой вражды и провозгласить исламское единство в качестве нашего лозунга — объединиться под знаменем «Ла илаха иллаллах» (т.е. «нет Бога, кроме Аллаха»)»[30].

Более того, единство – это добродетель, которая обеспечивает мир и спокойствие во всем мире. Для достижения условий мира необходимо установить и укрепить традицию единства и братства, поскольку «мы стремимся к миру и спокойствию во всем мире. С самого начала ислам преследовал эту цель. В нем особенно подчеркивалось братство среди правоверных [му’минин] и среди мусульман. Фактически, это стало законом шариата»[31].

Другим мотивом Имама была гуманизация [то есть воспитание совершенных человеческих душ]. Он верил, что благодаря совершенным людям справедливость может распространиться, а элементы, вредные для мусульманского общества, могут быть уничтожены, чтобы предотвратить вред: «Вред обрушится на нас в тот день, когда мы будем развращены изнутри — в тот день, когда сердца людей сгниют, и эта гниль распространяется, разлагает и уничтожает людей»[32]. Последователи учения пророков и имамов (мир им!) никогда не смогут совершить преступление, из-за которого может быть причинен вред обществу.

Дополнительным мотивом Имама было обеспечение автономии, свободы и достоинства мусульман. Имам заявил:

«Если бы мы подчинились Америке и сверхдержавам, возможно, были бы установлены кажущиеся безопасность и благополучие, а кладбища, возможно, не были бы заполнены нашими дорогими мучениками, однако мы, несомненно, потеряли бы нашу независимость, свободу и достоинство. Можем ли мы стать рабами Америки и неверующих правительств, чтобы некоторые товары подешевели, а наши люди не погибали и не получали ранения?»[33]

Еще одним мотивом Имама в его идеале единства было решение проблем исламских стран и мусульман всего мира. Таким образом, он призвал их всех к единству и призвал их установить сердечные и искренние отношения между собой[34].

Однако Имам знал, что каждая «благородная цель также сопряжена с большими трудностями и невзгодами»[35]. Объединение исламской уммы и всех угнетенных народов мира было высокой целью, на пути к которой стояли большие препятствия. Тем не менее, принимая во внимание тот факт, что и человеческая природа, и само существование основаны на единстве, и все творение движется к единой цели, он сказал: «Мы будем действовать с революционной стойкостью и терпимостью, чтобы распространять божественную справедливость и заветный ислам по всему миру»[36]. Поэтому Имам советовал всем мусульманам мира:

«О мусульмане! Полагайтесь на исламскую культуру и боритесь с Западом и западничеством. Встаньте на свои собственные ноги. Ведите кампанию против западноевропейских и восточноевропейских интеллектуалов. Восстановите свою идентичность. Точно так же, как подкупленные интеллектуалы навлекли такие бедствия на свои народы и страны, если вы не объединитесь и не будете полагаться именно на истинный ислам, случившееся раньше случится и с вами»[37].

Подводя итог, можно сказать, что мотивами Имама в отношении единства являются сохранение ислама, стремление к добру и противодействие злу, гуманизация и воспитание добродетельных людей, обеспечение свободы, независимости и достоинства, распространение божественной справедливости и ислама по всему миру, предотвращение разногласий и стремление ограничить безнравственные желания.

 

Масштабы единства

Единство, к которому стремится Имам Хомейни, имеет широкий охват, начиная от шиитской нации Ирана и заканчивая всеми мусульманами, угнетенными народами мира и, наконец, всем человечеством. Таким образом, Имам советует всем этим группам использовать Исламскую революцию в Иране в качестве примера, чтобы заново открыть свою идентичность и обрести уверенность в себе, потому что «после того, как сначала вы положились на Бога, уверенность в себе является источником благословений»[38]. Исламская революция в Иране вызвала пробуждение душ угнетенных и мусульман всего мира, принеся много благословений. Эта революция стала вестником единства, свободы и независимости угнетенных народов и мусульман всего мира. Все это возникло в результате того, что мусульманский народ Ирана заново открыл себя.

Помимо мусульманского народа Ирана, долг исламской уммы – стремиться к достижению единства. Имам пояснил: «Различные уммы должны быть одной единой уммой. Они должны группироваться вместе и не должны воспринимать себя как отдельные сущности. Границы не должны отдалять наши сердца»[39]. Несмотря на то, что сегодня мусульмане мира разделены географическими границами, образующими более пятидесяти больших и малых стран, по Божьему велению и необходимости сложившихся условий мы должны укреплять наши связи на основе общепринятых исламских и общечеловеческих принципов. По благословению Божьему, светлый горизонт единства становится все ближе. Имам сказал: «Сегодня экспорт Исламской революции можно наблюдать в мире угнетенных и обездоленных. Движение угнетенных и обездоленных народов мира против высокомерных и могущественных распространяется дальше»[40].

В дополнение к обязанностям духовенства внутри исламской уммы, духовенство всех религий несет ответственность за стремление к осуществлению идеалов пророков, наиболее важным из которых является единство: «Христианское духовенство, мусульманское духовенство, еврейское духовенство … находятся в наилучшем положении для достижения идеалов пророков, которые заключаются в откровениях Бога»[41].

Более того, «улемы» и интеллектуалы исламских стран обязаны стремиться к достижению исламского единства, которое является единственным средством их победы и увековечения. Таким образом, Имам рекомендовал:

«Улемы и интеллектуалы всех исламских стран должны разработать план, цель которого – найти способ освободить исламские страны из когтей западных и восточных сверхдержав, заставить лидеров исламских стран выйти из-под владычества стран, пожирающих мир, и противостоять эксплуатации и колониализму. Они должны расширять свои контакты друг с другом и основывать свою стратегию на пробуждении обездоленных народов и верить, что они найдут путь и выйдут победителями»[42].

Паломники к Священному Дому Аллаха (то есть Каабе) обязаны заложить основы исламского единства при совершении авраамических обрядов паломничества. Совершая обряд «освобождения от ответственности перед многобожниками», они должны выставить напоказ истинное единство мусульман мира перед сверхдержавами. Обряды хаджа и освобождения от ответственности перед многобожниками являются символами высшего единства. Как заявил Имам:

«Призыв к единству – это крик всех народов, которые больше не могут мириться с высокомерием Америки и ее гегемонистским присутствием и которые не хотят, чтобы их крики негодования и отвращения навсегда оставались заглушенными и увядшими в их глотках, и которые решили жить свободными и умереть свободными, и быть глашатаями для всех поколений. Их призыв к единству — это призыв к защите религии – страдальческий вопль народов, чьи сердца были жестоко пронзены кинжалом неверия и лицемерия»[43].

Таким образом, Имам рассматривал сферу единства как абсолютную. Он обратился ко всем людям, ко всем угнетенным народам, ко всем мусульманам, ко всем исламским течениям, ко всей исламской интеллигенции и даже ко всему духовенству различных религий с просьбой сделать все возможное для объединения наций на основе общечеловеческих и исламских принципов и использовать все свои способности для достижения этой цели единства.

 

Цели единства

В своем унитарном идеале Имам Хомейни преследовал цели, которые можно разделить на следующие категории: внутренние, внешние, политические, экономические, социальные, культурные и военные.

Его внутренние цели единства включали установление свободы и автономии[44], прекращение иностранного вмешательства[45], предотвращение изменнической и преступной деятельности[46], восхождение к величию и достоинству[47], продвижение исламских целей, реализацию ислама во всей его полноте[48], установление правильной демократии, а не коррумпированной западной или восточной демократии[49], увековечение Исламской революции[50], достижение социальной справедливости[51] и расширение индивидуальной и социальной справедливости[52].

Внешние цели идеи единства Имама заключаются в следующем: содействие человеческому взаимопониманию[53], установление мира и спокойствия во всем мире[54], установление истинной демократии и свободы[55], осуществление глубокой всеобщей революции против антигуманистических пожирателей миров[56], повторное открытие духовного суверенитета и избавление от чувства неполноценности по отношению к тираническим правительствам[57], прекращение гегемонии стран, испытывающих нехватку ресурсов, над угнетенными нациями[58], обеспечение права наций распоряжаться своей судьбой посредством пробуждения правительств[59], установление исламского правления во всем по всему миру[60], формирование устойчивой уммы с надежным фундаментом[61], развитие исламской идентичности мусульман[62], избавление исламских обществ от научного обнищания[63] и облегчение страданий мусульман[64].

В краткосрочной перспективе Имам Хомейни стремился сначала установить исламское правление в Иране, которое достигло бы социальной справедливости внутри страны путем отказа от колониализма и деспотизма и обретения свободы и автономии, а затем распространять эту справедливость дальше. Он хотел сделать Исламскую Республику Иран образцом для всех мусульман и угнетенных народов земного шара, чтобы они также могли достичь свободы и независимости и пресечь попытки иностранцев и сверхдержав посягать на интересы своих стран. По этой причине он утверждал бы, что все люди должны укреплять исламское правление, чтобы поддерживать справедливость.

Защита и укрепление духовности народа, установление справедливости в нем и освобождение угнетенных от порабощения преследователей были долгосрочными целями Имама Хомейни. Они должны были быть реализованы путем установления мира во всем мире, истинной свободы, демократии и справедливости. Из этого следует, что человечество достигло бы нового взаимопонимания и было бы создано всемирное исламское правление, формирующее стойкую умму с непоколебимым фундаментом. Исламские общества заново открыли бы свою исламскую идентичность и избавились бы от научного обнищания. Сформировав армию сотрудничества, они защитили бы ислам и исламскую умму, никогда не позволив жадным до земель правительствам расхищать их ресурсы.

Каждую из этих целей можно разделить на политическую, экономическую, культурную и военную категории. Политические цели включали свободу и независимость всех народов мира и мусульман, установление мира во всем мире и подлинной демократии и свободы, реализацию индивидуальной и социальной справедливости, признание права наций распоряжаться своими собственными судьбами, формирование исламской уммы в истинном смысле этого слова, основание партии угнетенных народов мира, защищающей величие и достоинство наций, продвижение политических целей ислама, реализацию ислама во всей его полноте, достижение всеобщей революции, прекращение господства пожирателей миров над угнетенными, удаление военных баз от национальных границ, формирование исламской армии обороны, облегчение страданий мусульман путем решения их проблем и сохранение Исламской Республики.

Его экономические цели включали следующее: достижение автономии и самодостаточности, распространение экономической справедливости, достижение международных целей ислама, предотвращение колониализма и эксплуатации и восстановление внутреннего контроля над экономическими делами.

Социальные цели Имама Хомейни были следующими: установление социальной справедливости, предотвращение коррупции, безнравственности и различных отклонений, установление мира и спокойствия, формирование исламской уммы с прочной основой и пробуждение от оцепенения небрежности.

Культурные цели включали сохранение величия и достоинства, увековечение Исламской революции, предотвращение нечестия и разврата, уничтожение очагов несправедливости и порока, содействие человеческому взаимопониманию, восстановление духовной автономии и преодоление чувства неполноценности перед врагом, формирование независимого общества, исламская идентичность для всех мусульман, избавление от научного обнищания в исламских обществах и т.д.

Наконец, формирование объединенной исламской армии для защиты ислама и ликвидации военных баз Востока и Запада в исламских странах было военно-политической целью Имама в его призыве к единству.

 

Заключение

Доктрина единства Имама Хомейни считается одним из его самых важных и непреходящих идеалов. Эта доктрина является критическим моментом в истории исламского единства. Идеал единства Имама проистекал из того факта, что раздор в исламской умме привел к постыдным последствиям, которые мы, возможно, никогда не сможем компенсировать, потому что чужаки достигли гегемонии над мусульманами, исламские общества рухнули под властью колониалистов, а мусульмане потеряли свое человеческое достоинство и отстали во всех областях. Таким образом, мы утратили свою автономию, свободу и величие и стали зависимыми от Востока и Запада. В результате этих позорных обстоятельств Имам почувствовал настоятельную необходимость единства и восстал, чтобы исправить коллективное человеческое общество таким образом, чтобы путем создания исламского объединения и, более того, коалиции угнетенных народов мира можно было противодействовать вмешательству сверхдержав в дела исламских и угнетенных стран, и они могли одержать победу.

Имам считал независимость, свободу и справедливость непременными условиями и предвестниками единства. Следовательно, он использовал такие обстоятельства, как Палестина, обряды хаджа и освобождения от ответственности и так далее, чтобы создать единство. Имам поделился своими мыслями о единстве с мотивом защиты ислама, предписания добра и запрещения зла, гуманизации общества, стремления к независимости, свободе и достоинству для всех людей, включая мусульман, распространения божественной справедливости и ислама по всему миру и предотвращения раздоров и разобщенности. Он рассматривал сферу единства как всеобъемлющую, охватывающую всех людей: угнетенные народы, мусульман всех школ и даже все божественные религии. Имам преследовал различные политические, экономические, социальные, культурные и военные цели, которые можно разделить на внутренний и внешний уровни, а также на краткосрочные, среднсрочные и долгосрочные.

В заключение, исламское единство, к которому стремился Имам, принесло много пользы мусульманам и принесет (с Божьей помощью) еще более сладкие плоды в будущем. Эти преимущества включают Исламскую революцию в Иране, исламские освободительные движения, движения за свободу других угнетенных наций, растущее беспокойство глобальных высокомерных держав и господство мусульман. Следовательно, единый идеал Имама Хомейни является источником победы и увековечения исламской уммы.


Мохаммад-Рахим Эйвази

Источник: Вахдат-е эслами дар андише-йе Эмам Хомайни. URL: https://psri.ir/?id=7sw0kriopu


[1] Имам Хомейни. Сахифе-йе энгелаб (Книга революции), 4-е издание, (Тегеран: Издание Министерства культуры и исламского руководства, 1368 год хиджры). С. 8.

[2] Имам Хомейни. Сахифе-йе Нур. Т. 18. С. 91.

[3] Там же. Т. 1. С. 3.

[4] Там же. Т. 17. С. 77.

[5] Там же. Т. 8. С. 278.

[6] Там же. Т. 1. С. 175.

[7] Там же. Т. 11. С. 186.

[8] Там же. Т. 15. С. 125.

[9] Там же. Т. 19. С. 46.

[10] Там же. Т. 17. С. 137.

[11] Там же. Т. 6. С. 122-123.

[12] Там же. Т. 11. С. 125.

[13] Там же. Т. 17. С. 228

[14] Там же. Т. 11. С. 267.

[15] Там же. Т. 18. С. 13.

[16] Там же. Т. 2. С. 259.

[17] Там же. Т. 10. С. 522.

[18] Там же. Т. 4. С. 199.

[19] Там же. Т. 5. С. 114-115.

[20] Там же. Т. 17. С. 77.

[21] Там же. Т. 19. С. 194.

[22] Там же. Т. 20. С. 34.

[23] Там же. Т. 18. С. 101.

[24] Там же. Т. 8. С. 233-234.

[25] Там же. Т. 4. С. 31.

[26] Термин «бара’а» означает отречение или освобождение от ответственности и упоминается в Коране (9:3): «В день великого паломничества Аллах и Его Посланник объявят людям о том, что Аллах и Его Посланник отрекаются от многобожников (бари’ун мин аль-мушрикин)».

[27] Там же. Т. 20. С. 132.

[28] Там же. Т. 1. С. 234-235.

[29] Там же. Т. 20. С. 13.

[30] Там же. Т. 6. С. 116.

[31] Там же. Т. 16. С. 240.

[32] Там же. Т. 17. С. 98.

[33] Там же. Т. 17. С. 51.

[34] Там же. Т. 19. С. 73-74.

[35] Там же. Т. 16. С. 47.

[36] Там же.

[37] Там же. Т. 13. С. 83.

[38] Там же. Т. 17. С. 65.

[39] Там же. Т. 10. С. 223.

[40] Там же. Т. 18. С. 11.

[41] Там же. Т. 11. С. 92.

[42] Там же. Т. 18. С. 236.

[43] Там же. Т. 20. С. 111.

[44] Там же. Т. 1. С. 250.

[45] Там же.

[46] Там же.

[47] Там же. Т. 15. С. 175.

[48] Там же. Т. 9. С. 48.

[49] Там же. С. 238.

[50] Там же. С. 8.

[51] Там же. С. 9; и там же. Т. 17. С. 77.

[52] Там же. Т. 9. С. 9.

[53] Там же. Т. 19. С. 143.

[54] Там же. Т. 13. С. 116.

[55] Там же. Т. 8. С. 114.

[56] Там же. Т. 16. С. 113.

[57] Там же. Т. 1. С. 162.

[58] Там же. Т. 14. С. 146.

[59] Там же.

[60] Там же. Т. 6. С. 169.

[61] Там же. Т. 20. С. 111-112.

[62] Там же. С. 234.

[63] Там же. Т. 21. С. 19; и там же. Т. 19 С 43.

[64] Там же. Т. 19. С. 146.