Имам Хомейни выступал против политики и мышления в духе апартеида

Одна из заявленных целей Исламской революции в Иране, которая была возглавлена Имамом Хомейни в 1979 году, состояла в борьбе с расизмом и поддержке цветных людей. Что сделала Исламская революция, чтобы доказать это утверждение? Выполнил ли Имам Хомейни свое обещание? Эти вопросы были рассмотрены в статье, опубликованной на сайте Khamenei.ir в 2020 году.


«Я не могу дышать» — это, казалось бы, простое предложение, которое повторяется миллионы раз в эти дни с новым значением. Каждый раз оно напоминает нам о тысячах страниц в истории расовой дискриминации. Это предложение было одним из последних слов, произнесенных Джорджем Флойдом и Эриком Гарнером перед их смертью, когда они были задушены безжалостными сапогами американской полиции. Теперь оно превратилось в символ последних слов, произнесенных тысячами людей, которые стали жертвами расовой дискриминации и которые перестали дышать под сапогами американского правительства, тогда как их требования и претензии так и не были услышаны международным сообществом. Тысячи мусульман, убитых в антиарабских и антиисламских войнах, развязанных США и Израилем, и тысячи африканцев, убитых и подавленных южноафриканским режимом апартеида, являются лишь несколькими примерами этих ужасных обстоятельств.

 

Что Такое Апартеид?

На языке африкаанс апартеид означает «обособленность», и, как правило, этот термин относится к узаконенному расизму и расовой сегрегации в истории Южной Африки. Эта тираническая культура, основанная на «баасскапе» (превосходстве белых), в течение длительного времени ставила большинство чернокожих под политическое, социальное и экономическое господство белого меньшинства. И это подвергало их жестокой форме дискриминации.[1] Хотя эта культура постоянно присутствовала в Южной Африке, она была принята в качестве официальной и законной политики в 1948 году и просуществовала вплоть до 1991 года.[2] На основе этой дикой политики община чернокожих должна была жить в неблагополучных районах, с ограниченными удобствами и не имея права покидать эти районы. Они даже не имели права участвовать в национальных или религиозных церемониях и были лишены всех удобств и ресурсов.[3] В период с 1960 по 1983 годы более 3 миллионов африканцев потеряли свои дома в результате применения законов об апартеиде и были вынуждены переехать в эти специальные районы.[4]

С помощью этих мер система апартеида постепенно вызвала ярость активистов, стремящихся к справедливости, и привела к появлению влиятельных движений в ХХ веке. В 1960-х и 1970-х годах сопротивление апартеиду внутри страны привело к кровавым репрессиям со стороны режима, и тысячи людей были убиты или заключены в тюрьмы. [5]

Нельсон Мандела-самая известная фигура в борьбе с апартеидом в Южной Африке. Он был арестован в августе 1962 года после своей деятельности против апартеида. До этого его тоже много раз арестовывали. После ареста в 1962 году он был приговорен к пожизненному заключению и содержался в тюрьме до 1990 года. Он возобновил свою деятельность после того, как был освобожден из тюрьмы, и в конечном итоге его действия привели к формальной отмене апартеида, и позже он стал президентом. [6]

 

 Имам Хомейни был вдохновителем движений против апартеида

После освобождения из тюрьмы и во время своей политической и общественной деятельности Нельсон Мандела много раз признавался в том, что Имам Хомейни вдохновлял его на этом пути. Он считал Имама Хомейни пробуждающей силой для всех своих современных монотеистов. Он назвал его не только лидером Исламской революции, но и лидером всех движений за свободу во всем мире. Во время своего президентства Мандела дважды ездил в Иран, и в обеих поездках он встречался с аятоллой Хаменеи. Во время этих встреч он подчеркнул, что Имам Хомейни был источником вдохновения для южноафриканского народа в его деятельности против апартеида.[7] В дополнение к Нельсону Манделе, есть много других интеллектуальных и политических деятелей, участвующих в борьбе с апартеидом, которые считают Имама Хомейни вдохновителем их борьбы с расизмом. Джерард Хорн, профессор Хьюстонского университета в Техасе, заявил, что Исламская революция и идеи Имама Хомейни подготовили почву для победы южноафриканского народа и других стран Южной Африки в их борьбе против апартеида и его западных сторонников.[8] Ханиф Хендерсон, мусульманский член парламента Южной Африки, сказал в интервью RNA, что у них не было никакой надежды на победу над режимом апартеида. Далее он говорит, что именно Имам Хомейни, победивший деспотичный монархический режим в Иране, возродил идею борьбы и обретения свободы для своего народа. [9]

«Однажды мистер Мандела, который только что вышел из тюрьмы, пришел и сел в этой комнате. Он был здесь до того, как стал президентом. Итак, мы сидели здесь вместе, и я рассказал ему историю имама Хомейни. Я говорил с ним о борьбе Имама. Я сказал, что борьба Имама была похожа на его собственную: он не использовал стрелы, оружие, не прибегал к государственному перевороту или чему-то подобному. Скорее, он что-то доказал людям и завоевал их сердца.  Люди высыпали на улицы, располагая лишь своими собственными телами. Ни один режим не может противостоять и победить людей, которые мужественно выходят на улицы, располагая лишь своими собственными телами. Я понял, что в какой-то момент мои слова тронули его. Когда он уехал отсюда, в Южной Африке прошли уличные митинги, и они продолжались до тех пор, пока режим апартеида не был свергнут». Сейед Али Хаменеи, [24 сентября 2018 г.]

Если  этих цитат и заявлений, с интеллектуальной и духовной точки зрения, какой аспект Имама Хомейни и Исламской революции был источником вдохновения и надежды для активистов и этих людей, которые боролись против расистской системы апартеида? Ответ на этот вопрос, пожалуй, можно кратко изложить в следующих двух тезисах:

  1. Сама суть дела Имама Хомейни как освободительного движения, которому удалось поставить на колени диктаторский режим в Иране и создать исламское правительство, опираясь на силу веры и мобилизуя обездоленных в Иране, была примером и источником вдохновения и надежды для всех обездоленных людей в мире. Она экспортировала на весь мир послание «Мы можем противостоять угнетению».
  2. Позиция Имама в отношении узурпации сионистского режима и режима апартеида в Южной Африке, когда западные державы всем сердцем поддерживали эти два режима, была прямым призывом к палестинцам и чернокожему населению Южной Африки начать движение Сопротивления. За несколько месяцев до победы Исламской революции Имам объявил, что у будущего исламского правительства не будет ограничений во взаимодействии с миром, и что двери будут открыты для переговоров со всеми, кроме узурпаторского сионистского режима и расистской системы апартеида в Южной Африке, поскольку ни то, ни другое не является законным. Он также объявил, что исламское правительство не будет продавать нефть ни одному из этих двух режимов. Это изменение в отношении к ним произошло после революции. Режим апартеида получал более 90% импорта сырой нефти из дореволюционного Ирана[10], и монархия в Иране не желала вводить санкции против этой расистской системы, несмотря на оказываемое на них международное давление. После революции экспорт нефти в Южную Африку немедленно прекратился.[11]

 

Почему Имам Хомейни принял политику борьбы с апартеидом?

В Священном Коране Бог всегда исходит из необходимости мира[12], за исключением тех случаев, когда нарушается справедливость. В таких обстоятельствах установление мира возможно только путем установления справедливости.[13] Бог послал пророков, которые должны были призывать людей устанавливать справедливость, где бы они ни находились.[14] Таким образом, в знак преемства с движением пророков, Исламская революция положила этот принцип в основу всей своей внутренней и внешней политики, и она положила в основу своего движения борьбу с высокомерием в соответствии с этим мировоззрением. Высокомерие – это то, что противоречит природе человека и препятствует установлению монотеистической справедливости. Поэтому монотеистические системы могут стать прочными только тогда, когда они борются с высокомерием и угнетением.

Своим движением против диктатуры и высокомерия Имам Хомейни подчеркнул противостояние ислама и высокомерия [15] в современную эпоху с целью прояснить направление сопротивления для всех людей в мире, которые ищут истину. Не имеет значения, облачено ли высокомерие в одеяние религии – как в случае с ИГИЛ (запрещена на территории Российской Федерации – Иран-1979) – или атеизма. В какой бы части мира кто бы ни выступал против человеческой природы, это способствует подъему угнетения и деспотизма. Поэтому ответственность за борьбу с этим лежит на последователях единобожия.

Через две недели после захвата Шпионского логова [бывшего посольства США в Тегеране] Имам Хомейни приказал немедленно освободить американских женщин и чернокожих, которых обвинили в шпионаже. Объясняя это решение, Имам Хомейни сказал: «Поскольку ислам дает женщинам особые права», а «чернокожие люди долгое время жили под давлением и угнетением американцев, и они, возможно, были вынуждены приехать в Иран», «если не будет доказано, что они занимались шпионажем, смягчите им наказание».

Монотеизм – это суть школы мысли Имама Хомейни, на основе которой все человеческие существа, наделенные силой разума и человеческой природой, рождаются свободными и на равных правах друг с другом. После своего сотворения они обретают ценность в соответствии со своим служением Богу. Поэтому никто не имеет права нарушать основные права других людей. Каждый человек имеет право жить в обществе, основанном на справедливости, и пользоваться его преимуществами.

Первыми врагами и противниками установления правосудия на земле являются высокомерные державы, которые не перестанут угнетать и нарушать справедливость до тех пор, пока не будут доминировать над всем миром и не захватят все его ресурсы.[16] Для достижения своих целей они отнимают независимость и свободу наций. Вот почему под лозунгом независимости и свободы Исламская Республика рассматривает в качестве своего главного врага в мире захватчиков этих двух основ. В мировоззрении Имама Хомейни характеристики правительства США как «Великого сатаны», Израиля – как «раковой опухоли» и режима апартеида – как «нелегитимного» основаны на логике противостояния такой политике и поведению. Режим апартеида и сионисты продемонстрировали самые жестокие формы расовой дискриминации, стимулируя расистские настроения в отношении чернокожих и вызывая антиарабские настроения в Западной Азии, соответственно. Они совершили много преступлений в духе этой политики.

 

Апартеид все еще жив

Политика апартеида была официально отменена в Южной Африке, но менталитет апартеида и различные другие формы расовой дискриминации все еще процветают в мире. Израиль и США являются знаменосцами этой серьезной несправедливости. Израиль продолжает свою антиарабскую политику и угнетает палестинскую нацию до такой степени, что впервые 15 марта 2017 года Организация Объединенных Наций обвинила Израиль в создании системы апартеида против палестинцев.[17] В течение всех этих лет США доказали, что являются убежденным сторонником этих преступлений. Разработав недавно план, известный как «Сделка века», США помогли этим преступлениям достичь своего пика. Заключенное в этом плане насилие настолько огромно, что 50 бывших европейских политиков, включая таких людей, как Зигмар Габриэль, бывший министр иностранных дел Германии, Ксавье Солан, бывший генеральный секретарь НАТО, а также Жан-Клод Юнкер, бывший президент Европейской комиссии, описали этот план в письме как напоминающий прежнюю политику апартеида в Южной Африке. [18]

Конечно, политика апартеида США не ограничивается такой поддержкой. История Джорджа Флойда – это всего лишь пример бесчеловечной политики Америки, как на Ближнем Востоке, так и против его чернокожих граждан [19], которая стала еще более очевидной с появлением Трампа. В течение длительного времени уровень безработицы среди чернокожих американцев в Соединенных Штатах был в два раза выше, чем среди белых американцев.[20] Чернокожие студенты в три раза чаще отстраняются или исключаются, чем белые студенты. И 67% врачей дискриминируют чернокожих американцев.[21] Это дело, которое с медицинской точки зрения считается преступлением, ясно проявилось во время кризиса с коронавирусом. Хотя процент чернокожих в стране намного ниже, чем белых, их смертность от этого заболевания намного выше. По данным «Нью-Йорк Таймс», для чернокожих американцев доступно меньше медицинских учреждений. Всем этим людям на протяжении многих лет, подобно Джорджу Флойду, сдавили горло сапогами американского правительства.

Апартеид продолжает процветать с той же силой, но в другой форме, и это ложится более тяжелым бременем на плечи тех, кто хочет бороться с несправедливостью апартеида. Несомненно, мощное сопротивление Имама Хомейни угнетению может послужить мотивирующим фактором на этом пути.

Источник: When did Imam Khomeini let out the cry of «Black Lives Matter»?


Примечания:

[1]   From Politics Past to Politics Future: An Integrated Analysis of Current and Emergent Paradigms. Mayne, Alan, p. 52, Westport, Connecticut: Praeger (1999).

[2]   South Africa: The Struggle for a New Order. Ottoway, Marina, pp. 23-26, Washington: Brookings Institution Press (1993).

[3]  Hard Cases in Wicked Legal Systems: South African Law in the Perspective of Legal Philosophy. Dyzenhaus, David, pp. 35-36. Oxford: Oxford University Press (1991).

[4]   South Africa – Overcoming Apartheid. African Studies Center of Michigan State University. Retrieved 26 December 2013.

[5]   International Terrorism and the Contemporary World. Pandey, Satish Chandra, pp. 197-199, New Delhi: Sarup & Sons, Publishers (2006).

[6]   South Africa ends racial classifications. Myre, Greg, Associated Press. Cape Girardeau: Southeast Missourian (June 18, 1991). Retrieved March 1, 2018.

[7]   http://en.imam-khomeini.ir/en/n6835/News/Imam_Khomeini_Great_Leader_of_all_Times_Nelson_Mandela

[8]   https://theiranproject.com/blog/2018/02/11/intl-figures-hail-irans-1979-islamic-revolution/

[9]   https://en.rasanews.ir/en/news/447730/south-african-anti-apartheid-movement-was-inspired-by-imam-khomeini

[10]   South Africa and Iran in the Apartheid Era. Chehabi, H.e., vol. 42, pp. 687-709, no. 4, Journal of Southern African Studies (2016). doi:10.1080/03057070.2016.1201330.

[11]  The Oil and the Glory: The Pursuit of Empire and Fortune on the Caspian Sea. LeVine, Steve, Random House (2007).

[12] Qur’an, 8:61.

[13] Qur’an, 49 :9.

[14] Qur’an, 57:57.

[15] http://english.khamenei.ir/news/6415/The-Second-Phase-of-the-Revolution-Statement-addressed-to-the

[16] Sahifa al-Imam, vol. 18, p. 30.

[17]  www.middleeastmonitor.com/wp-content/uploads/downloads/201703_UN_ESCWA-israeli-practices-palestinian-people-apartheid-occupation-english.pdf

[18]  www.theguardian.com/world/2020/feb/27/grave-concern-about-us-plan-to-resolve-israel-palestine-conflict

[19]  http://english.khamenei.ir/news/7609/Imam-Khomeini-was-the-Imam-of-transformation

[20]  https://www.benjerry.com/home/whats-new/2016/systemic-racism-is-real

[21]  https://thinkprogress.org/health/2014/02/03/3239101/racism-public-health-issue/