Палестина, Интифада и Исламская революция

Статья иранского политолога Мостафы Шируди в первую очередь разъясняет смысл Интифады, а затем знакомит читателя с условиями ее формирования и возникновения близких к ней групп и организаций. Далее рассматривается вопрос влияния Интифады на Израиль и Организацию освобождения Палестины (ООП). Чтобы глубже понять степень влияния Исламской революции на Интифаду, дается краткий обзор ирано-израильских отношений в период правления династии Пехлеви. После этого анализируется влияние Исламской революции на этот феномен (палестинский вопрос и Интифаду). В заключение, автор статьи приходит к выводу, что путь к спасению Палестины заключен в исламе.


Интифада или «Революция камней» — это новое молодое движение антисионистской направленности, которое преследует великую цель (освобождение Палестины), используя самые малые средства. Это движение, ставшее продуктом воздействия Исламской революции на возрождение ислама, является ответом на оказание давления и применение репрессивных мер оккупационным режимом, реакцией на отчаяние, безнадежность, вялость и слабость арабских государств в противодействии Израилю, в конечном счете реакцией на бессилие и неспособность палестинских военно-политических группировок спасти свою страну. Народ и организации, поддержавшие Интифаду, начали вести безжалостную борьбу против Израиля на оккупированной территории, опираясь на революционную веру, так что их непримиримость в этом деле создала большие проблемы для Израиля, США и ООП в плане разрешения ближневосточного кризиса (палестинского вопроса).

 

Интифада: определение и характеристика

Интифада – это арабское слово, корень которого «нафада» означает движение, тряску, встряхивание, переворот, восстание против предшествовавшего этой революции вялости и застоя, некое сильное и быстрое движение. Сначала Интифада была названием группы, отделившейся от ФАТХ, но теперь это название нового народного движения палестинцев. Это движение было начато в 1980-е годы на палестинской территории, оккупированной Израилем. Интифада – это обозначение спонтанного, независимого, непрерывного, наступательного, всеобщего, невооруженного, сознательного, протестного и смелого движения палестинского народа в их противостоянии с Израилем.

Вместо огнестрельного оружия палестинский народ стал пользоваться камнями, чтобы защитить себя  и нападать на врага. Поэтому Интифаду также называют «Революцией камней». Применение камней вызвало у Израиля беспокойство, потому что напомнило о борьбе и победе великого пророка Бану Исраиль Достопочтенного Давуда (мир ему!) над Джалутом (Голиафом). В этой борьбе Достопочтенный Давуд с помощью камня поверг на землю Джалута, который был символом лжи.

В современной истории Палестины было четыре Интифады в 1921 году, в 1932 году, в 1939 году и в 1987 году.  Все эти восстания проявили себя блестяще, но ни одно из них не было столь масштабным и отчаянным, какой была последняя Интифада. Поэтому последнюю Интифаду палестинского народа называют также «Великой Интифадой». В этой Интифаде на смену обороняющейся позиции, боям за пределами Палестины и нерелигиозной идеологии пришли наступательная позиция, борьба в границах Палестины и акцент на исламских принципах. Доктор Фатхи Ибрахим Шакаки, трагически погибший генеральный секретарь организации Исламский джихад, сказал об этой Интифаде:

«Слово «Интифада» с давних пор присутствует в истории революций и борьбы. Однако, в смысловом отношении, Интифада обозначает восстание против вялости и застоя. Интифада – это предреволюционный этап. Например, мы называем восстание в медресе «Фейзйе» в Куме Интифадой, а восстание 1978 года в Иране – революцией. Происходящее в настоящее время в Палестина – это, по сути, революция, но вначале мы не могли предвидеть, что она будет настолько всеохватной, и назвали это Интифадой. Поэтому мы в движении Исламского джихада называем нынешнее восстание Палестины «Интифадой-революцией»».

 

Условия возникновения Интифады

Интифада стала следствием целого ряда многочисленных факторов, среди которых были следующие:

  1. Исламская революция в Иране. Исламская революция, победившая в феврале 1979 года в Иране, привела к возрождению ислама и пробуждению мусульман, укрепив уверенность палестинцев в своих силах и обеспечив их необходимой возможностью для восстановления своих прав. Победа Исламской революции свидетельствовало о способности ислама к победе над тиранией и коррупцией сатанинских и империалистических режимов. Мусульмане Палестины видели, что иранцы были рядом с ними до революции и после нее, осознав, что американская мощь оказалась бессильна защитить шахский режим. Удивительные события Исламской революции иранского народа и характер их борьбы с режимом Пехлеви стал рассматриваться борцами исламских движений в качестве некой идеальной модели.
  2. Несправедливость и тирания сионистская режима. Доктор Фатхи Ибрахим Шакаки говорит об этом:

«Интифада… была ответом оккупантам на их репрессивные действия, на их притеснения и высокомерие, их меры по разрушению домов, захвату земель, их колонизации еврейскими поселенцами и строительство поселков, пытки в отношении борцов, их задержание, ссылки, террор и ломание костей, уничтожение палестинской экономики и общественной инфраструктуры, воровство воды, обложение тяжкими налогами и штрафами, закрытие школ и университетов, препятствия для занятия предпринимательством, пренебрежение правами человека и политическими свободами, а также другие меры коллективного наказания».

Вдобавок к этому, следует также указать на унижение палестинцев как граждан второго сорта и стремление сионистов уничтожить их исламскую и арабскую идентичность.

  1. Отчаяние и безнадежность, исходившие от арабских государств. Докор Фатхи Ибрахим Шакаки сказал:

«Интифада была ответом на прискорбную и обезнадеживающую действительность, в которой находились арабы, отмечавшие свою зависимость, слабость и бессилие. Они рассматривали Палестину и ее освобождение в качестве оправдания для своего существования, но помещали вопрос Палестины в самом конце списка своих приоритетов, и все за этим спокойно наблюдали. На саммите глав арабских стран, состоявшемся в ноябре 1987 года, впервые проблема Палестины оказалась в тени другого вопроса, а именно ирано-иракской войны. Еще большее сожаление вызывало то, что на указанной международной конференции было одобрено проведение конференции по примирению арабов с Израилем с участием США и СССР.

  1. Неспособность палестинских военно-политических группировок спасти свою страну. После поражения арабов в войне 1967 года непосредственное и самостоятельное присутствие палестинского элемента в борьбе с Израилем стало неизбежным. Поэтому появились военные (партизанские) и политические организации и группы, старавшиеся спасти Палестину от Израиля, опираясь на методы вооруженной борьбы. Однако с конца 1970-х годов указанные группы, в том числе ООП, осознали свое военное бессилие и неспособность добиться освобождения Палестины, вследствие чего стали слабеть и переходить от военного сопротивления к политической борьбе, но вскоре потерпели поражение и в этой сфере. Разочарование народа в этих группировках усиливалось еще и по той причине, что каждая из них находилась под влиянием одной из арабских стран, которые предали идеалы палестинцев.

 

Группировки и организации, близкие к Интифаде

Важнейшие палестинские группировки и организации всегда испытывали на себе влияние египетского движения «Братья-мусульмане» (организация признана террористической на территории Российской Федерации – Иран-1979). «Братья-мусульмане» с конца первой половины ХХ века распространили свою деятельность на Палестину и с этого времени, в особенности с 1948 года, всегда вносили весомый вклад в антисионистскую борьбу и противостояние с Израилем. Однако постепенный отход палестинского отделения «Братьев-мусульман» от политической борьбы и их сосредоточение на продолжении культурной и образовательной деятельности, подготовки кадров, привели к тому, что от них отделилась группа революционно настроенных молодых людей, выступавших против мирных методов борьбы.

Движение «Исламский джихад в Палестине» (Харакат ал-джихад ал-ислами фи Филистин) считается первым ответвлением «Братьев-мусульман» в Газе, которое отделилось от организации в 1980 году под руководством Фатхи Шакаки. Главным лозунгом этого нового палестинского движения стало избавление от лозунга «Палестина без ислама и ислам без Палестины». Важнейшая характеристика этого движения состояла в обращении к вооруженной борьбе как единственному способу спасения. Хотя движение «Исламский джихад», которое провело операцию в октябре 1987 году в квартале Шуджаия в Газе, внесло свой важный вклад в зарождение Интифады, в последующем оно само стало испытывать на себе влияние Интифады.

По убеждению Фатхи Шакаки, «Исламский джихад» прошел через три этапа:

Первый этап. Подготовка и мобилизация путем политической работы с населением и пропаганды в мечетях и университетах, создания ассоциаций, подпольного выпуска брошюр, прокламаций и периодических изданий.

Второй этап. Начало борьбы и вооруженного сопротивления, оказавшее большое влияние на формирование у палестинского народа веры в свои силы, например вооруженная стычка с сионистскими военными 6 октября 1987 года.

Третий этап. Движение «Исламский джихад» с самых первых дней неизменно присутствовало во всех мероприятиях Интифады. Потребовалось несколько недель, чтобы другие исламские и национальные силы встали и выстроились в ряды, чтобы принять достойное участие в Интифаде.

Слово ХАМАС (основана в 1987 году) является абревиатурой «Харакат ал-мукаввамат ал-исламийа фи Филистин» (Движение исламского сопротивления в Палестине). Эта организация является одной из наиболее выдающихся палестинских организаций антисионистской направленности. Иногда ХАМАС используется в качестве обозначения «Братьев-мусульман» в Газе и на Западном берегу реки Иордан, а иногда для обозначения военного крыла этой организации, объединившего некоторые ее подразделения и отделения. По мнению Абу Ганимы, одного из ярких представителей «Братьев-мусульман» в Иордании,  ХАМАС – это не новое движение, и ее материнским движением, на которое ориентируется ХАМАС, является движение «Братья-мусульмане».

Тем не менее, ХАМАС – это движение, которое в большей мере, чем другие, если не считать «Исламского джихада», опирается на народ в вопросе спасения Палестины и придает большее значение культурной и политической борьбе, нежели военному джихаду. Этим оно отличается от «Исламского джихада». Несмотря на некоторые разногласия с ООП и другими палестинскими организациями (например, неприятие лидерами ХАМАС арабского национализма), ХАМАС мирно сосуществует с ними. Иначе говоря. ХАМАС под духовным руководством Шейха Ахмада Ясина проявляет уважение к национальным и даже нерелигиозным движениям и пожимает им руку, если они только не отдаются на волю коммунистического Востока или христианского Запада. С токи зрения масштабов невоенной деятельности, уровня возможностей, финансовой помощи со стороны арабских и мусульманских государств, наличия средств пропаганды, ХАМАС сильнее организации или движения «Исламский джихад». И напротив, «Исламский джихад» опережает по своей военной активности и популярности ХАМАС. Несмотря на это, обе организации придерживаются общих взглядов в вопросах противодействия сионизму, создания исламского государства и освобождения всех палестинских территорий.

 

Влияние Интифады на Израиль

Восстание палестинского народа или Интифада оказало глубокое влияние на Израиль по ряду направлений, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Сам факт состоявшейся Интифады и неспособность Израиля подавить ее серьезно усилили внутри Израиля движение за мир, так что эта пацифистская направленность привела к созданию Общества за мир и безопасность в Израиле. Это общество, в которой вошли тридцать военных командиров Израиля, стремится доказать, что игнорирование оккупированных территорий (Газы и Западного берега) ведет не ко все большему сокращению, а к росту безопасности в Израиле.
  2. Чтобы заглушить голос Интифады, израильское государство прибегло к насильственным методам (например, нападению на участников демонстраций, получивших переломы рук и ног). Этот момент вызвал неприятие в глазах мирового сообщества и реакцию среди американского еврейства, заставив бывшего премьер-министра Израиля совершить визит в США и выступить с оправданием действий Израиля, чтобы снизить обеспокоенность и протесты еврейской диаспоры в Штатах. Он заявил: «Мятеж палестинцев направлен не только против оккупированных районов, но и против самого существования Израиля как страны».
  3. Интифада привела к росту противоречий между израильскими чиновниками и образованию раскола между израильскими партиями с одной стороны и между ними и США – с другой. Например, чтобы подавить восстание палестинского народа, американская администрация выдвинула идею ограниченной палестинской автономии на оккупированных территориях, и Шимон Перез поддержал эту американскую инициативу, однако премьер-министр Израиля Ицхак Шамир выступил против этого плана.
  4. Подавление Интифады имело для Израиля ошеломляющие последствия. Часть той цены, которую израильское государство заплатило за подавление народных выступлений палестинцев, были расходы размером до 1,65 миллионов долларов в день. Прямой или косвенный ущерб Интифады Израилю был значительным, в том числе ущерб в сфере строительной отрасли, падение доходов от туриндустрии, падение на 3% ВНП, сокращение экспорта на оккупированных территориях, падение израильской национальной валюты на 13%, падение уровня зарплат на 8%, сокращение торгового баланса. К тому же, Интифада вызвала рост инфляции на 22%, повышение уровня безработицы до 7,2%, наращивание военных расходов. Центр стратегических исследований Тель-Авивского университета рассматривает в числе других последствий Интифады также потерю боевого духа военнослужащими, критику Израиля в Европе и США, рост внутренней напряженности и утрату Израилем позиций на международной арене.

 

Влияние Интифады на ООП

Влияние Интифады на Организацию освобождения Палестины было неоднозначным и сложным. Интифада вырвала инициативу в деле борьбы с Израилем из рук Ясира Арафата и осудила соглашательскую позицию ООП. Поэтому само существование ООП столкнулось с угрозой, и ее имиджу единственного представителя палестинского народа был нанесен ущерб. Попытка Ясира Арафата остановить Интифаду потерпела неудачу.  Также стремление Арафата изменить методы борьбы участников Интифады с враждебных на мирные ни к чему не привели, и революционный народ Палестины не принял рекомендации Арафата о том, что им следует выходить на мирные демонстрации.

Кроме того, ослабление или устранение ООП невыгодно Израилю. Ущерб от устранения ООП заставит Израиль иметь дело с исламскими фундаменталистами, такими как ХАМАС, и вести с ними переговоры о проблемах Палестины. Поэтому Израиль предпочитает мирные методы ООП враждебному настрою фундаменталистских группировок и пытается укрепить свои отношения с ООП. Это сближение и расширение контактов привело к определенным результатам для обеих сторон, в том числе к следующим:

  1. Чтобы не допустить распространения Интифады, Израиль согласился предоставить ограниченную автономию Газе и району Иерихона (1993), приступил к реализации этого соглашения (1994) и распространил его на Западный берег реки Иордан (1995). Перез говорит по этому поводу: «Некоторые мои друзья и очень многие мои враги спрашивают меня, учитывая то, что я годами служил в израильской армии в качестве военного – на протяжении более двадцати лет – о том, почему я стремлюсь к миру. Потому что троянский конь войны стал бесполезен».
  2. Интифада вновь возродила интерес Израиля к ООП, этой организации, которая готовилась сойти с политической арены. По мнению Переза, Арафат дошел до того, что у него не было другого выхода, кроме переговоров и компромисса. Бывший израильский министр экологии говорит по этому поводу: «ООП объединится с Израилем против ХАМАС. Израильское правительство должно официально признать центральное положение Палестины под руководством Арафата, потому что эта организация – самый главный наш союзник против ХАМАС».

Общие убеждения (такие, как единобожие и вера в Пророка), а также общие враги (США и Израиль) и общие цели (такие, как ликвидация тирании и нечестия) – это общие особенности, которые создают почву для взаимовлияния между различными феноменами человеческого общества в исламском мире. Однако Исламская революция придала еще большую глубину общности мусульман и повысила уровень влияния исламских революционных целей и идеалов в таких исламских странах, как Палестина.

 

Ирано-израильские отношения в эпоху Пехлеви

Чтобы понять влияние Исламской революции на исламские движения в Палестине и Интифаду, необходимо дать краткий обзор истории ирано-израильских отношений.

Через год после создания Израиля иранский премьер-министр де факто официально признал оккупационный режим Израиля. В процессе национализации нефти сотрудничество между Ираном и Израилем было прервано, но в 1954 году Мохаммад-Реза приказал возобновить это сотрудничество и заключить первый договор о продаже иранской нефти Израилю. Этот нефтяной контракт был обнародован в 1957 году. Через три года после заключения этого договора объемы поставок нефти в Израиль выросли в два раза. Несмотря на это, уровень сотрудничества между двумя странами до 1958 года ограничивался лишь нефтяной отраслью и взаимодействием по линии разведки. После 1958 года опасность, которую Израиль и Иран почувствовали в связи объединением Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика), заставила их развивать друг с другом политические отношения, и по этой причине в 1958 году в Тегеран прибыл первый официальные представитель Израиля, а уже через год в Тель-Авиве открылось политическое бюро Ирана. В итоге, иранский шах заявил в конце 1950-х годов в своем интервью газете «Кейхан» косвенно заявил о том, что официально признает Израиль.

После назначения в Иране премьер-министром Ховейды, а также визита главнокомандующего ВВС Израиля Эцера Вейцмана и премьер-министра Израиля Леви Эшколя в Иран отношения между двумя странами стали расширяться. В 1967 году шах потребовал от арабских стран официально признать существование государства Израиль. В 1969 году для обеспечения Израиля нефтью и экспорта иранской нефти в Европу была создана Трансазиатская нефтяная компания. В том же году шах открыто признал существование Израиля в интервью английскому журналисту. Кроме того, Иран внес важный вклад в сближение Египта с Израилем и заключении Кэмп-Дэвидских соглашений.

Сотрудничество шахского режима с Израилем вызвало протест со стороны духовенства (таких священнослужителей, как аятолла Кашани), политических групп (Федаян-е эслам) и палестинцев, а также открытое неприятие со стороны Имама Хомейни. Признание шахом Израиля привело к реакции аятоллы Кашани, руководителя египетского Аль-Азхара шейха Шалтута и аятоллы Боруджерди, а также прекращению отношений между Египтом и Ираном. Когда Имам Хомейни вышел на арену политической борьбы против шаха, в Иране начали распространяться антиизраильские настроения. В своем выступлении вечером на Ашуру в 1963 году Имам Хомейни подверг нападкам шаха и Израиль, а в 1964 году заявил, что все проблемы иранского народа связаны с Израилем. В 1968 году он издал фетву о дозволительности расходования части поступлений от религиозных налогов (закят и милостыня) на вооружение и оснащение палестинских моджахедов. В 1973 году Имам Хомейни потребовал от стран, воюющих с Израилем, продолжать стойко сражаться с этим режимом, а в 1979 году назвал в числе причин победы Исламской революции ничем не ограниченную поддержку режимом Пехлеви Израиля. Вероятно, именно поэтому Фатхи Шакаки, бывший генеральный секретарь движения «Исламский джихад в Палестине», сказал: «Самое опасное дело века (палестинский вопрос – прим. авт.) оказалось на первом месте в списке забот сверхчеловека века (Имама Хомейни – прим. авт.)».

 

Нелегитимность Израиля

К началу 1978 года Имам Хомейни уже почти двадцать лет говорил о нелегитимности Израиля. Вопреки воле тираничного шахского режима, иранский народ презирал Израиль и его приспешников, подчиняясь руководству Имама Хомейни и считая запретными и противоречащими исламу любые торговые и политические отношения с этим режимом. Более того, иранский народ официально не признавал Израиль и какого-либо права этого государства на существование. В конце концов, делегитимация Израиля и другие проявления антиизраильской позиции исламского движения в Иране получили столь широкое распространение среди иранцев, что эта тема стала одной из предпосылок победы революции. Имам Хомейни говорит об этом:

«Одной из причин восстания мусульманского народа Ирана против шаха была его беззаветная поддержка Израиля… (Поэтому) одним из оснований нашего противостояния шаху является помощь, которую он оказывает Израилю».

После победы Исламской революции Израиль оставался в глазах иранцев «безбожным сионизмом», «порочным сионизмом», «узурпаторским государством», «бациллой нечестия» и «раковой опухолью». Поэтому меньше, чем через неделю после победы Исламской революции в Иране Имам Хомейни на встрече с высокопоставленными представителями Палестины произнес лозунг «Сегодня Иран, завтра Палестина», обозначив приоритет во внешней политике исламского Ирана. Имам Хомейни считал катастрофой для мусульман признание суверенитета Израиля и рассматривал его непризнание в качестве великого долга. Этот великий лидер с одной стороны призывал мусульман бороться против Израиля и открыто заявлял, что «Израиль должен быть стерт из мира сущего», а с другой стороны – предупреждал всех, кто был готов признать Израиль, чтобы они боялись возмездия от Ирана.

Отношения между Ираном и палестинскими группировками и движениями строятся на их позициях по поводу существования Израиля. Поддержка ООП иракского режима и Организации монафегинов (Организация моджахедов иранского народа – Иран-1979) в годы ирано-иракской войны привела к сокращению контактов между Ираном и ООП, но никогда не повлекла за собой прекращение отношений с этой организацией или отказ от ее признания в качестве официального представителя палестинского народа. Однако с тех пор, как ООП отказалась от своей позиции признания Израиля нелегитимным государственным образованием, и исключила вооруженную борьбу против Израиля из Палестинской хартии, Иран больше не признает эту структуру единственным представителем Палестины, и спонтанное восстание Интифады, сформировавшееся на основе отрицания существования Израиля, с самого начала получило поддержку со стороны лидера, правительства и народа Ирана, так что весь мир считает исламский Иран единственным настоящим сторонником этого движения.

 

Палестина – это исламская проблема

Превращение палестинского вопроса из проблемы, которую предполагалось разрешить с помощью национализма или коммунизма, в задачу, требующую исламских решений – это недавний поворот, возникший за последние два десятилетия (после победы Исламской революции – Иран-1979). Этот поворот обусловлен тем, что многолетняя борьба арабских стран и палестинских организаций под покровительством русских ни к чему не привела и не завершилась спасением Палестины. После смерти Гамаля Абделя Насера и развала СССР националистическая и коммунистическая мысль окончательно потеряли свою незначительную эффективность в деле борьбы с Израилем, тогда как ислам доказал свою способность свергнуть 2500-летнее правление иранской монархии и создать исламское государство. Поэтому, чтобы выйти из тупика, в котором оказалась их безуспешная борьба, они обрели в исламе единственное эффективное средство. По мнению шейха Мухаммада Абу Тайра, одного из священнослужителей Интифады, только ислам откроет путь к освобождению Палестины. «Исламский джихад в Палестине» тоже считает, что палестинский вопрос – это исламская проблема, а не какой-то национальный вопрос, который имеет отношение только к палестинцам, или дело арабской нации, касающееся одних только арабов.

Имеется множество признаков того, что палестинское движение изменило свою сущность, и одним из них является Интифада, ее методы и особенности. Независимость Интифады от каких-либо внутренних группировок или иностранных государств, приход всестороннего метода политической, военной и культурной борьбы на смену методам сугубо вооруженной или мирной борьбы, превращение мечетей в источники, вдохновляющие исламский дух, стойкость и сплоченность борцов, расширение сети мечетей, расширение народного участия в пятничных и коллективных намазах, издание революционных журналов, таких как «Ат-Талиат аль-исламия», многократные нападения на питейные заведения за последние два десятилетия – это признаки обращения палестинского движения к исламу.

Один из лидеров организации «Исламский джихад» говорит по этому поводу: «Именно Иранская революция открыла перед нами новую веху и позволила нам смотреть на палестинский вопрос только через призму ислама». Поэтому они рассматривают Имама Хомейни как своего лидера, а Исламскую революцию – как единственное средство спасения Палестины. Хани аль-Хасан, первый посол ООП в Тегеране, говорит: «Мы – дети одной революции, и у нас один лидер – это Имам Хомейни». Ясир Арафат сказал по этому поводу: «Как нам кажется, судьба распорядилась таким образом, что Бейт аль-Мукаддас (Иерусалим – Иран-1979) будет освобожден не арабами». Конечно же, сегодня оба они поменяли свои позиции.

Возвращением ислама к жизни в исламском мире, в особенности, в Палестине, мы обязаны Исламской революции. К тому же, примечательный вклад в возрождение ислама в Палестине связан с действиями Исламской Республики Иран в отношении Палестины, среди которых были принятие высокопоставленных представителей Палестины в первые дни после победы Исламской революции, превращение консульства Израиля в посольство Палестины, предоставление статуса посла представителю ООП в Иране, объявление последней пятницы благословенного месяца Рамадан Всемирным днем Аль-Кудса, предоставление финансовой и гуманитарной помощи, дипломатическая и политическая поддержка палестинского движения, противодействие планам по ближневосточному урегулированию, учреждение Фонда помощи палестинскому народу и т.д.

Исламская революция считается основным стимулом подъема и возрождения ислама в оккупированной Палестине, в частности, в Секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. Шейх Абдель Азиз Ауда, духовный лидер движения «Исламский джихад», говорит: «Революция [Имама] Хомейни – это важнейшая и новейшая попытка исламского пробуждения для объединения мусульманских народов» Советник администрации Джимми Картера по вопросам национальной безопасности Збигнев Бжезинский пишет: «Возрождение фундаменталистского ислама во всем регионе после падения шаха и напряженность, исходящая от хомейнистского Ирана, создали постоянную угрозу нашим интересам в регионе, от которой целиком зависит жизнь всего западного мира».

Поэтому Исламская революция породила новый подход к исламу и Корану в исламских обществах, а также в суннитском обществе Палестины, подобно тому, как она усилила процесс противодействия коррумпированным и тираничным государствам, увеличила масштабы открытой борьбы против навязанных антирелигиозных учений, способствовала усилиям по утверждению равенства и социальной справедливости, распространила реакцию мусульман по отношению к Западу и западничеству, положила конец отчаянию и безнадежности конца 1970-х годов. Одна из важнейших причин неудач ООП в антиизраильской борьбе – это отсутствие понимания новых условий, созданных в мире Исламской революцией. Однако, в отличие от ООП, новое палестинское исламское движение положило в основу своей антисионистской борьбы методы Исламской революции. Шейх Асад Тамими, один из лидеров палестинского движения, считает, что до начала Исламской революции в Иране ислам отсутствовал на арене борьбы арабов против Израиля, и даже мусульмане в своей лексике пользовались для обозначения борьбы не словом «джихад», а такими словами, как, например, «нидаль» (борьба) или «кафах» (битва), тогда как Иранская революция  познакомила палестинские территории с такой истиной, как «Ислам – это решение, а джихад – это основное средство». Шейх Абдаллах Шами, выдающийся деятель палестинских фундаменталистов, говорит: «Победа Исламской революции в Иране оказала глубокое воздействие на революцию и народ Палестины, и после этого палестинский народ понял, что он нуждается в Коране и оружии для освобождения Палестины. Эта идея впервые попала в движение «Исламский джихад в Палестине», а уже потом эта организация посеяла ее семена на палестинской земле».

 

Исламская революция и современная Палестина

Влияние Исламской революции на Палестину не заканчивается на том, что было нами сказано. Можно указать и на другие примеры:

  1. Исламский строй, сформировавшийся в Иране после победы Исламской революции, оказался наилучшим образцом и важнейшим политическим идеалом для борющихся мусульман Палестины. Чтобы установить исламское правление, эти борцы обратились к методам насильственной и вооруженной борьбы (как в случае с движением «Исламский джихад») или к мирным средствам (как ХАМАС). Конечно, это не означает, что все палестинские борцы открыто заявляют о требовании исламского правления, но некоторые палестинские группы стремятся к исполнению законов исламского шариата, а не установлению исламского правления.
  2. Исламское движение в Палестине, как и Исламская революция в Иране, имело своим истоком мечети и религиозные учреждения. Даже революционные студенты организуют свое антисионистское движение в университетских мечетях. Таким образом, мечети вновь расцвели, количество прихожан в них увеличилось, и они стали центром антиизраильских протестов. Именно поэтому Интифаду также называют «революцией мечетей».
  3. Сегодня последователи Исламской революции подчеркивают необходимость единства всех слоев населения и мазхабов ради достижения победы в исламском движении Палестины. Исламская революция в Иране, следуя чистому исламу пророка Мухаммада (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), а Интифада – уже под влиянием Исламской революции – рассматривают единство в качестве эффективного инструмента достижения победы, а потому не настаивают на тех моментах, которые могут вызвать разногласия. По сути, мусульмане осознали способность ислама к всеобщей мобилизации и поняли, что пути спасения Палестины, предложенные прозападными псевдоинтеллектуалами, не эффективны.
  4. Своим появлением и существованием некоторые палестинские группировки, такие как «Исламский джихад» и ХАМАС, обязаны именно Исламской революции. Эти группировки отделились от египетских «Братьев-мусульман» по причине их застоя, вялости и пассивности, чтобы путем привлечения новых членов и организационной работы вести военную и политическую борьбу с Израилем. При этом, палестинское отделение «Братьев-мусульман», приверженное мирным методам, под влиянием Исламской революции стало наращивать свою культурную, религиозную и общественную активность.

Мортаза Шируди (Иран)

Источник: Журнал «Марефат», 1381 (2002), №51.


Примечание: Данный текст приводится в качестве исторического документа в сугубо ознакомительных целях и не содержит руководства или призыва к совершению действий, противоречащих законодательству Российской Федерации. Мнение автора отражает сугубо его личное экспертное мнение и может не совпадать с мнением редакции сайта.