Последняя воля Имама Хомейни: духовно-политическое завещание. Ч. 5
Имам Хомейни закончил писать свое религиозно-политическое завещание, в котором в сжатом виде изложил свои основные идеи, 15 февраля 1983 года. В своем послании от 13 июля 1983 года он вручил запечатанную копию этого послания первой Ассамблее экспертов. Тем не менее, несколько лет спустя Имам Хомейни пересмотрел свое последнее завещание. Внеся в него некоторые изменения, он вручил своим представителям два экземпляра отредактированного текста. На конвертах было написано рукой Имама: «Текст моего политико-религиозного завещания передать на хранение Ассамблее экспертов и Священному мавзолею Имама ар-Риды». Для передачи в указанные места копий завещания группа высокопоставленных лиц Исламской Республики Иран провела 10 декабря 1987 года торжественную церемонию. Церемонию освещало Телерадиовещание Исламской Республики Иран (IRIB). На мероприятии присутствовали аятолла Монтазери (тогдашний заместитель Верховного Лидера), ходжат оль-эслам Хаменеи (президент Исламской Республики Иран), Хашеми Рафсанджани (спикер Исламского совещательного собрания ИРИ), Мирхосейн Мусави (премьер-министр ИРИ), аятолла Мешкини (председатель Ассамблеи экспертов), Сафи Гольпайгани (секретарь Наблюдательного совета), Мусави Ардебили (главный судья), Мусави Хоэниха (Генеральный прокурор), Махдави-Кани (секретарь Общества борющегося духовенства), Карруби (секретарь Ассамблеи борющихся священнослужителей), Сеед Ахмад Хомейни и члены канцелярии Имама Хомейни. После встречи присутствующие отправились в Исламское совещательное собрание для запечатывания Завещания. В Президентском зале сначала выступил с речью аятолла Мешкини, а затем Сеед Ахмад Хомейни представил ему завещание. Церемония запечатывания проходила в присутствии всей группы. Махдави Кани, Карруби, Тавассоли и Санаи отвезли копию текста в мавзолей Имама ар-Риды в Священном городе Мешхед.
Начало текста
О) Мой последний завет [политическим] группам [партиям] и группировкам [фракциям], а также людям, которые действую вопреки нации и Исламской Республике, прежде всего их лидерам в Иране и за его пределами – это призыв оглянуться назад на свой многолетний опыт, который должен был научить их, что, попробовав свои силы во всем, во всевозможных заговорах, обратившись ко всем странам и людям, каким только они могли, им следовало бы понять, что они не могут изменить ход жизни самоотверженной нации убийствами, взрывами бомб, что ни одно правительство не может быть свергнуто такими бесчеловечными средствами, и особенно правительство Исламской Республики, которое опирается на нацию маленьких детей и взрослых, стариков и женщин, которые совершают акты самопожертвования ради своей цели, ради Исламской Республики, ради Священного Корана и своей религии.
Вы знаете (а если не знаете, то рассуждаете слишком наивно), что нация не с вами, что вооруженные силы – ваши враги; а если вы полагаете, что они были когда-то с вами и были вашими друзьями, то вы отталкивали их недостойными поступками и преступлениями, которые совершались по причине вашего подстрекательства, и вы не добились ничего, а лишь нажили себе врагов.
Мой благожелательный совет вам в последние дни моей жизни состоит в том, что я задаюсь вопросом, как вы можете заставлять себя бороться с угнетенной нацией, которая в течение 2500 лет страдала от жестоких монархий и которая избавилась от гнета режима, подобного режиму Пехлеви и пожирающим мир западным и восточным державам, отдавая своих лучших детей и молодежь в качестве мучеников в их борьбе за свободу? Как человеческая совесть, каким бы подлым ни был этот человек, может пойти на то, чтобы вести себя подобным образом с собственным народом [ради] достижения какой-то должности, не проявляя жалости ни к детям, ни к старикам? Я призываю вас прекратить такие бесполезные и неразумные действия и не поддаваться обману пожирателей мира.
Если вы не совершили преступления, вернитесь на свою Родину и в лоно ислама, где бы вы ни были, покайтесь и будьте уверены, что Бог сострадателен и милостив, и, если на то будет воля Божья, Исламская Республика и иранский народ простят вам ваши проступки, и если вы совершили преступление, за которое есть установленное Богом наказание, все же вернитесь назад и покайтесь, и если вы достаточно смелы, примите наказание, которое вы должны понести, и тем самым спасите себя от Божьего возмездия. Если вы не хотите возвращаться домой, то не тратьте больше свою жизнь впустую и проведите остаток своей жизни, занимаясь таким делом, в котором есть благо для вас.
Я также советую сторонникам этих людей в Иране и за его пределами подумать о причинах, по которым они посвятили свою молодость служению людям, которые, бесспорно, работают на пожирающие мир державы? Почему они продвигают их планы? Почему они, сами того не ведая, попали в их ловушку? В чьих интересах и ради кого вы мучаете свой собственный народ? Вы стали заложниками их игры, и если вы окажетесь в Иране, то сами увидите, что миллионные массы верны Исламской Республике, ради которой они жертвую собой.
Вы ясно видите, что нынешнее правительство в этой стране всем сердцем служит народу и обнищавшим массам. Те, кто лицемерно притворяются преданными народу, моджахедами или фидаинами [жертвующими собой] ради народа, на самом деле противостоят тем самым Божьим созданиям, и они эксплуатируют вас ради своих собственных целей и ради одного из двух полюсов власти, пожирающих мир. Если они [вдохновители и лидеры двух группировок] находятся за пределами Ирана, они приятно проводят время в самом сердце любого из двух преступных полюсов власти, а если они находятся в Иране, то живут в своих роскошных конспиративных квартирах как несчастные преступники, продолжая свои преступные деяния и обрекая на смерть вас, молодых людей.
Мой искренний совет вам, молодые люди, живущие в Иране и за рубежом, таков: Я призываю вас пойти противоположным путем ·и воссоединиться с обездоленными массами, которые всем сердцем служат Исламской Республике, и вести деятельность ради независимого и свободного Ирана, чтобы ваша страна и ваш народ были избавлены от зла противников и чтобы вы все могли продолжать достойную жизнь.
Почему и как долго вы намерены подчиняться приказам людей, которые думают только о своих собственных интересах; которые, находясь в объятиях и под защитой сверхдержав и защищенный ими, борются со своим собственным народом, и которые жертвуют вами ради своих собственных ужасных амбиций и своего безумного стремления к власти. За последние несколько лет, прошедших после победы Исламской революции, вы легко убедились в том, что их действия не соответствуют их притязаниям; что их притязания – это всего лишь уловка для обмана неискушенной молодежи.
Вы знаете, что вы не можете противостоять ревущему океану нации, и тем, что вы делаете, вы только навредите себе и разрушите свою жизнь. Теперь я выполнил свой долг по руководству вами, и я надеюсь, что вы прислушаетесь к моему совету, который дойдет до вас после моей смерти и который не запятнан честолюбием или своекорыстием, а также надеюсь, что вы спасете себя от вечного наказания Божьего. Пусть Милосердный наставит вас на путь истинный.
Я обращаюсь со своим последним словом и советом к левым, таким как коммунисты, Организация фидаинов народа и другие: как вы заставили себя обратиться к школе мысли, которая сегодня потерпела крах в мире, не сформировав предварительно здравого представления о других школах и Исламе, с помощью людей, которые хорошо ориентируются в школах, особенно Исламе? Что побудило вас потакать своей фантазии из-за нескольких «измов», которые лишены содержания для ученых и исследователей? Какие мотивы побуждают вас втягивать свою страну в сферу влияния Советов или Китая, и почему вы должны вести войну со своим собственным народом во имя заботы о «народе», и почему вы должны были участвовать в заговорах против своей нации и против угнетенных масс в этой стране, в интересах иностранных врагов? Вы видите, что с самого зарождения коммунизма те, кто притворялся, что поддерживает его идеологию, возглавляли самые диктаторские, самые абсолютистские и самые монополистические правительства в мире.
Посмотрите на народы, которые были растоптаны Советами, защитниками «народа», и которые потеряли все, что имели. Народы Советского Союза, мусульмане и другие, находятся в тяжелом положении под диктаторским гнетом Коммунистической партии; они лишены всякой свободы и подвергаются удушению, которое является худшим из всех диктатур в современном мире.
Мы видели приход к власти Сталина, который был одной из так называемых блестящих фигур Коммунистической партии. Мы видели его аристократическую жизнь и видели, с какой роскошью он путешествовал. Теперь вы отдаете свои жизни ради своей любви к этому режиму, в то время как угнетенные массы в Советском Союзе и в странах советского блока, таких как Афганистан, теряют свои жизни из-за угнетения Советов и, не обращая внимания на эти события, вы притворяетесь, что поддерживаете «народ», очевидно, забывая о преступлениях, совершенных вами против того самого «народа», который вы якобы поддерживаете, против благородных людей в Амоле, которых вы лживо называли своими сторонниками, многих из которых вы подстрекали против Исламского правления, чтобы их убили в вооруженном противостоянии Исламскому правлению. Вы перешли все границы в своих преступных деяниях, и теперь вы, «сторонники угнетенного народа», хотите поставить угнетенные и обездоленные массы в Иране в орбиту влияния советской диктатуры, делая это под прикрытием фидаинов народа и защитников угнетенных и обездоленных масс, а партия Туде делает то же самое, но более хитро, прикрываясь поддержкой правительства Исламской Республики и других политических группировок, силой огнестрельного оружия, убийств и взрывов бомб.
Мое последнее слово вам, политические партии, как те, которые известны своей левой направленностью, хотя имеются некоторые признаки и cвидетельства, что они являются американскими коммунистами, так и те, кто подпитываются и вдохновляются Западом и теми, кто использует огнестрельное оружие в борьбе за самоуправление и под прикрытием поддержки курдов и белуджей, кто сеял хаос в Курдистане и в других районах страны и препятствовал образовательным, медицинским, экономическим и восстановительным службам в этих провинциях, такие как Демократическая партия и Комола, состоит в том, что я должен призвать вас воссоединиться с остальными массами и вспомнить свой горький опыт, который только сделал людей в этих провинциях несчастными, и признать, что все, что вы делаете, лишь принесет несчастье людям в этих районах страны.
Поэтому помните, что в ваших же интересах и в интересах народа, который вы якобы поддерживаете – объединить свои силы с правительством и прекратить бунтовать, служить иностранным врагам и предавать свою собственную нацию. Протяните руку помощи строительству страны и будьте уверены, что для вас Ислам – лучшая альтернатива, чем преступный полюс власти Запада и диктаторский полюс власти Востока.
Мое последнее слово заблудшим мусульманским группам, которые склонны к западной или иногда к восточной идеологии и которые иногда поддерживали лицемеров (членов Организации моджахедов иранского народа – Иран-1979), чье предательство стало известно общественности, и которые из-за своих заблуждений и ошибок порой проклинали и поносили противников недоброжелателей ислама, состоит в том, что я призываю их не упорствовать в своих ошибочных суждениях, а признать свои ошибки, опираясь на исламское мужество, и объединить силы с правительством, Меджлисом и угнетенным народом ради довольства Бога, а также избавить угнетенные на протяжении истории массы от зла угнетателей.
Вспомните слова (Сейеда Хасана) Моддаресса, того самоотверженного ученого с чистым нравом и помыслами, который сказал на заседании ослабшего Меджлиса того времени: «Если мы [ученые ислама] должны быть уничтожены, то почему мы должны быть уничтожены своими собственными руками?» Сегодня, в память об этом мученике за дело Божье, я говорю моим преданным братьям, что если однажды нам и суждено быть стертыми с лица земли, то лучше уж погибнуть от преступных рук американцев и Советов и достойно встретиться с Богом, чем выбрать благополучную и роскошную жизнь под знаменем Красной Армии Востока или черным знаменем Запада.
Таков был образ жизни пророков, имамов мусульман и великих деятелей религии. Мы тоже должны следовать тем же курсом и внушать себе убеждение, что если нация решает жить, не полагаясь на иностранные державы, то она, безусловно, может это делать, и что мировые державы не могут навязать ей образ жизни, противоречащий их собственным убеждениям. Афганистан является современным примером, подтверждающим этот аргумент. Хотя узурпаторское правительство в этой стране и левые партии там были и находятся в союзе с Советами, они еще не смогли подчинить себе массы.
Более того, обездоленные народы мира сейчас пробуждаются, и вскоре их пробуждение достигнет высшей точки в восстаниях, движениях и революциях, и они постепенно избавятся от господства угнетателей. Вы, мусульмане, которые верят в исламские ценности, видите, что у отделения от Востока и Запада имеются свои преимущества, что наши местные умы работают над тем, чтобы привести нас к самодостаточности, и мы видим, как сегодня руками нации и благодаря ее идеям свершается то, что, вероломные специалисты Запада и Востока выставляли как нечто невозможное для нашей нации, и, если на то будет воля Бога, оно будет осуществляться на протяжении длительной перспективы и в будущем. Безмерно жаль, что эта революция настала так поздно, ибо, если бы она была предпринята хотя бы в начале жестокого и грязного правления Мохаммад-Резы Пехлеви, то наш разграбленный Иран сегодня был бы другим.
Писателям, ораторам, интеллектуалам, обструкционистам и людям, движимым против Исламской революции своими собственными комплексами, я говорю: вместо того, чтобы тратить свое время на действия против интересов Исламской Республики, и вместо того, чтобы расточать всю свою энергию на пессимизм, недоброжелательность и ругань в адрес Меджлиса, правительства и других государственных служащих, тем самым толкая свою страну в орбиту влияния сверхдержав, уединитесь на одну ночь с Богом, а если вы не верите в Бога, то со своей собственной совестью, и выясните свои собственные скрытые мотивы, которые могут быть в подсознании многих людей и которые заставляют вас действовать и говорить так, как вы делаете.
Выясните, почему и на основании каких критериев вы пренебрегаете кровью наших молодых людей, разорванных в клочья на фронтах сражений, и почему вы ведете психологическую войну с нацией, решившей освободиться от бремени угнетателей и грабителей внутри и за пределами нашей страны, а также решившей сохранить, на какие бы самопожертвования ей ни пришлось бы пойти, независимость и свободу, которые она получила ценой пролития своей крови и крови своих детей.
Узнайте, почему вы подпитываете огонь разделения и почему вы содействуете предательским заговорам против нации. Не лучше ли было бы вам воспользоваться своим пером и языком, чтобы защитить свою страну? Разве не было бы хорошо с вашей стороны помочь этой обездоленной и угнетенной нации и упрочить своей помощью исламское правление? Неужели вы считаете, что этот Меджлис, этот президент, этот кабинет министров и этот суд хуже, чем их коллеги при прежнем режиме? Неужели вы забыли жестокость того проклятого режима по отношению к этому угнетенному и беспомощному народу?
Разве вы не знаете, что в то время эта исламская страна была военной базой Соединенных Штатов и что они [американцы] относились к нашей стране как к своей колонии? Что Меджлис, правительство и вооруженные силы оказались в лапах американцев? Неужели вы не знаете, что советники, их техники и американские специалисты сделали с нашими ресурсами? Неужели вы забыли о нараставшем по всей нашей стране разврате, а также о неуклонно возраставшем числе центров порочных увеселений, от публичных домов до игорных домов, питейных заведений и винных магазинов, кинотеатров и порочных кварталов, которые были важными элементами для разорения молодого поколения? Неужели вы действительно забыли эти порочные СМИ, периодические издания и газеты того режима?
Теперь, когда не осталось и следа от тех ярмарок порока, вы кричите с возмущением, потому что в каких-то судах те или иные молодые люди, главным образом члены девиантных групп, может быть предан суду за совершение противоправных деяний, или может быть казнен за нечестие на земле (муфсид фи-ль-ард) или за [вооруженное] восстание против ислама и Исламской Республики. Вы устанавливаете контакты и по-братски пожимаете руки людям, которые открыто осуждают ислам или восстают против него с помощью огнестрельного оружия, пера или слова, что еще более печально, чем вооруженное выступление. Вы называете «зеницей ока» людей, которых Бог повелевает казнить. Вы сидите рядом с политическими деятелями, которые устроили кровавую бойню в марте 1981 года, убивая невинную молодежь, и спокойно наблюдаете за происходящим, и вы считаете, что ваши взгляды и ваши действия соответствуют исламу, а действия Правительства и Верховного суда, которые наказывают заклятых врагов ислама и Исламской Республики, девиантных людей и атеистов за их проступки, вы называете несправедливыми и кричите об угнетении.
Зная кое-что о прошлом некоторых из вас, мои братья по вере, и симпатизируя некоторым из вас, я испытываю сожалению по поводу вас, но я не по поводу тех, кто был бандитами, маскирующимися под хороших людей, волков, одетых в пастушьи одежды, и мошенников, которые обманывали всех и которые намеревались погубить страну и нацию, служа одному из хищных полюсов власти.
Те, кто своими грязными руками замучил драгоценную молодежь, мужчин и улемов, которые являются воспитателями общества, и кто не пощадил даже невинных детей мусульман, навлекли на себя позор и сделали себя несчастными существами перед Богом. Для них обратная дорога закрыта, так как Бог подчинил их приказам их низменной души.
Но почему же вы, благочестивые братья по вере, не помогаете правительству и меджлису, которые стремятся помочь обездоленным, угнетенным, босоногим и лишенным всяких средств к существованию людям? Почему вы жалуетесь? Сравнили ли вы объем государственных услуг, оказанных народу за короткий промежуток времени, прошедший с момента создания Исламской Республики, с учетом всех невзгод и послереволюционных бедствий, которые являются необходимыми спутниками каждой революции, включая навязанную войну и миллионы иранских и неиранских военных беженцев, а также бесчисленные препятствия, с мероприятиями по благоустройству общества, проделанными во времена прошлого режима?
Разве вы не знаете, что в то время мероприятия по благоустройству были привилегией почти исключительно городов и даже благополучных районов городов, а бедные и обездоленные люди получали мало, если вообще что-либо получали из этих услуг, в то время как нынешнее правительство, а также исламские фонды от всего сердца оказывают услуги этим группам обездоленных людей. Поэтому вы, благочестивые люди, тоже поддерживайте правительство, чтобы проекты осуществлялись скорее, и предстанете перед Господом, а вы волей-неволей к Нему все равно отправитесь, с признаками служения рабам Божьим.
П) Одна из тем, о которой следует напомнить здесь, заключается в том, что ислам не одобряет угнетательский капитализм, который стремится обречь на лишения угнетенные и обездоленные массы. Напротив, он резко осуждает его в Коране и сунне и считает, что он противоречит социальной справедливости, хотя некоторые полоумные люди, которые не осведомлены об Исламском правлении и политических вопросах в Ислама, каким-то образом делали вид и до сих пор настаивают в своих трудах и в своих лекциях, что Ислам выступает за бесконтрольный капитализм и частную собственность, и такими интерпретациями они омрачили блестящий облик Ислама, тем самым прокладывая путь для проникновения в ислам злонамеренных людей и намекая, что Исламское правление – это правление, подобное капиталистическим правительствам Запада, таким как США, Англия и другие грабители Запада, и, полагаясь на суждения таких глупых людей, или же в своих корыстных интересах, опрометчиво и не обращаясь к подлинным знатокам Ислама, они стали бороться с Исламом.
С другой стороны, ислам – это не система правления, подобная коммунизму и марксизму-ленинизму, которые осуждают частную собственность и в той или иной степени выступают за общую собственность, и которые претерпели за последние годы определенные преобразования, признав даже промискуитет и гомосексуализм, и включали в себя диктатуру и репрессивный авторитаризм, а скорее умеренная система правления, признающая частную собственность лишь до определенного уровня и допускающая ее лишь в некоторых пределах, и реализация этой системы в ее истинном виде обеспечит здоровое функционирование экономики, что требует здоровой политической системы.
В качестве альтернативы другие, полагаясь на свою собственную порочную интерпретацию ислама и из-за их недостаточной осведомленности об исламе и здоровой экономике, которую он отстаивает, заняли позицию другой крайности, даже иногда приводя некоторые аяты из Священного Корана или выдержки из «Нахдж аль-Балага», притворяясь, что Ислам совместим с такими отклоняющимися школами, как марксизм, игнорируя другие аяты Священного Корана и высказывания из «Нахдж аль-Балага», защищая общую собственность в соответствии с их собственными близорукими взглядами и поддерживая богохульство, диктатуру и удушение масс партией меньшинства, которая обращается с человеческими массами как со скотом.
Мое последнее слово Меджлису и Наблюдательному совету, правительству, президенту и Верховному суду, состоит в том, что я призываю их подчиниться Божьим заповедям, не поддаваться пустой пропаганде грабительского полюса капиталистов и полюса неверующих коммунистов, признавать и уважать законную частную собственность и частный капитал, полученный в рамках ислама, и заверять народ в вашем признании таких принципов, с тем чтобы частный капитал вкладывался в производственную деятельность, чтобы он способствовал самодостаточности правительства и страны как в легкой, так и в тяжелой промышленности.
Кроме того, мое последнее слово богачам и владельцам законно полученных денег состоит в том, чтобы они вкладывали свои законные деньги в здоровые предприятия, в фермы, фабрики и наши деревни, будучи уверенными, что предпринимательство – это высокий акт поклонения.
Я призываю всех стремиться к благополучию обездоленных масс и напоминаю им, что их конечное благо зависит от служения обездоленным массам общества, которые терпели лишения и страдания во времена монархий и правления феодалов. И как бы хорошо было, если бы наши обеспеченные слои добровольно строили дома для обитателей ям и лачуг, а также обеспечивали им благосостояние, и пусть они будут уверены, что такие действия принесут им благо в этом мире и в будущей жизни, и, конечно же, совершенно несправедливо, чтобы один человек был бездомным, а другой – владел несколькими жилыми домами.
Р) Мое последнее слово той части улемов и самозваных священнослужителей, которые с теми или иными мотивами выступают против Исламской Республики, которые тратят свое время на подрывную деятельность, которые сотрудничают с заговорщиками-оппозиционерами и политиканами, иногда, как сообщается, делая это с помощью колоссальных сумм денег, которые они получают от нечестивых капиталистов, таково: до сих пор вы ничего не выиграли от таких злодеяний, и я не считаю, что вы что-то выиграете от этого в будущем.
Если вы совершали такие поступки ради мирских целей, которые Бог не позволит вам исполнить, то лучше, пока не поздно раскаяться в своих поступках и присоединиться к делу угнетенной и обнищавшей нации, а также поддержать Исламскую республику, которая гарантирует вам благо в этом мире и в будущей жизни, хотя я считаю маловероятным, что вы захотите покаяться до того, как станет слишком поздно.
Что касается тех, кто противостоит Исламской Республике, основываясь на ошибочных суждениях некоторых других лиц или групп или на силе их вердиктов, которые, с неким злым умыслом или без оного противостоят Исламскому правлению, и кто, по их собственному мнению, пытается свергнуть ее ради Бога, и по их мнению, эта республика даже хуже, чем свергнутая монархия, или же подобна ей, я лишь советую им поразмышлять с чистым сердцем в одиночестве и сравнить эту Исламскую республику с прошлым режимом, а также помнить, что все революции во всем мире также характеризовались хаосом и преступлениями, а также ошибками и случаями оппортунизма, которые были неизбежны.
Если учесть беды этой Исламской республики, такие как заговоры, злобная пропаганда, вооруженные нападения из-за границы и со стороны других лиц внутри нашей страны, неизбежное проникновение некоторых коррумпированных людей и противников ислама во все правительственные организации для поднятия народа против ислама и Исламской Республики, отсутствие опыта у всех или большинства государственных руководителей, распространение злонамеренных слухов теми, кто сейчас не в состоянии пожинать несправедливые барыши, как это было при прежнем режиме, или получает меньший доход, чем в то время, острая нехватка религиозных судей, тяжелое экономическое бремя, колоссальные проблемы с административной чисткой, затрагивающей несколько миллионов служащих, а также их идеологическое перевоспитание, нехватка доброжелательных экспертов и десятки других проблем, которые могут быть неизвестны никому, кроме тех, кто сам присутствует на этой арене деятельности, а с другой стороны, корыстные монархисты и владельцы крупных капиталов, которые занимаются ростовщичеством, возмутительной спекуляцией, отправкой иностранной валюты, контрабандой и накопительством и тем самым давят на обнищавшие и обездоленные массы общества и ведут общество к коррупции; которые иногда приходят к вам, господа, с жалобами и обманом, иногда притворяются истинными мусульманами, передавая вам суммы денег в качестве религиозных выплат, проливают крокодиловы слезы и заставляют вас сердиться и возбуждать ваши чувства против Исламского правления, многие из них сосут кровь людей, незаконно наживаясь и обрекая на гибель национальную экономику.
Я лишь смиренно и по-братски советую им не поддаваться действию подобных слухов, а вместо этого поддерживать эту Исламскую республику ради Бога и ислама, и я должен напомнить им, что если эта Исламская республика рухнет, то ее не заменит исламский режим, имеющий печать одобрения Имама нашего времени (да будет моя душа жертвой на его пути!), или подчиняющийся вашим приказам, господа, а к власти придет режим, который будет устраивать какую-то из двух сверхдержав, тогда как обездоленные массы мира, которые доверяют исламу и исламской системе правления и смотрят на него как на свое убежище, будут разочарованы и обезнадежены, и ислам навсегда будет изолирован; и вы однажды пожалеете о своих поступках, но тогда будет слишком поздно исправлять прошлые ошибки. Если вы, господа, ожидаете, что в одночасье все изменится в соответствии с принципами Ислама и божественными заповедями, то вы ошибаетесь, и никогда в истории такого чуда не было и не будет.
Не думайте, что когда-нибудь, даст Бог, последний реформатор (Имам Махди – Иран-1979) совершит свое пришествие, и тогда произойдет чудо, весь мир изменится за один день, ведь и тогда тираны будут подавлены и изолированы только в результате самоотверженных усилий народа. Если же вы принадлежите к кругу тех заблуждающихся и невежественных людей, которые утверждают, что для ускорения пришествия Имама нашего времени мы должны стараться распространять несправедливость и тиранию по всему миру как предварительное условие его пришествия, то мы все от Бога и к нему возвратимся.
С) Мое последнее слово мусульманам и угнетенным массам мира: вы не должны сидеть сложа руки и ожидать, что вам подарят независимость и свободу люди, стоящие у руля вашей страны, или иностранные державы. По крайней мере, в течение нынешнего столетия, которое было свидетелем постепенного прихода больших мировых пожирающих сил во все мусульманские страны, а также в другие страны [третьего мира], вы и мы наблюдали или читали в книгах по современной истории, что едва ли какое-либо правительство в этих странах было обеспокоено свободой, независимостью и благосостоянием своего собственного народа, и они не являются таковыми в настоящее время.
Напротив, подавляющее большинство этих правительств либо тиранизировало и душило свой собственный народ, делая это только для защиты интересов немногочисленной или небольшой группы, либо для блага зажиточной прослойки высшего класса ценой лишения угнетенных людей и тех, кто живет в тростниковых жилищах и землянках, которым отказывают во всех удобствах жизни и даже в таких вещах, как вода, хлеб и средства к существованию; и эксплуатируя угнетенные массы только в интересах зажиточного класса людей, предающихся забавам; или же [они] были марионеточными правительствами крупных держав, которые делали все для того, чтобы подчинить себе страны и народы и сделать их зависимыми странами, исключительно рынками сбыта продукции стран западного или восточного блока, защищая интересы последних и удерживая народы отсталыми и ориентированными на потребление. Даже сегодня они проводят в жизнь этот план.
Вы угнетенные массы мира, мусульманские страны и мусульмане, поднимайтесь на ноги и заберите свою долю зубами и когтями, не бойтесь шумной пропаганды сверхдержав, изгоняйте из своих стран преступных властителей, которые раздают плоды вашего труда вашим врагам и врагам ислама, и позвольте самоотверженным и служащим слоям общества встать у руля власти, все вместе объединяясь под достойным знаменем ислама и поднимаясь против врагов ислама в защиту угнетенных, идите вперед к независимой и свободной исламской республике, ведь реализация этой цели будет означать покорение всех угнетателей мира и помощь угнетенным массам в том, чтобы стать лидерами и наследниками ваших земель. Будем надеяться на наступление того дня, который обещал нам Верховный Господь.
Т) В заключение этой моей последней воли и завещания я хочу напомнить благородному народу Ирана о том, что человек трудится, страдает и совершает акты самопожертвования и самоотречения по мере величия цели, ее значимости и возвышенности.
То, ради чего вы поднялись, чего вы добиваетесь, ради чего вы жертвуете своими жизнями и средствами – это благороднейшая из всех целей, начиная с сотворения Вселенной и на протяжении всей вечности. Именно божественная идеология в широком смысле слова и идея единства Бога в его высоком значении, которая является основой и конечной целью земного мира и невидимого, которая нашла полное выражение в мусульманской вере, и которая была целью всех ведущих пророков (мир им!) и является тем, без чего человек не достигнет абсолютного совершенства или не обретет соединения с абсолютным величием и бесконечной красотой [Бога].
Именно это вознесло обитателей земли на более высокий уровень, чем те, кто находится в Царстве Божьем, и путешествие земного существа к этой цели имеет последствия, присущие только ему, а не другим Его созданиям, видимым или невидимым. Вы борющиеся люди, маршируете под знаменем, которое развевается над всем материальным и духовным миром.
Осознаете ли вы, в чем заключается ваш поиск, или нет, вы пойдете по той же дороге, которая была путем всех пророков (мир им!) и является единственной дорогой к абсолютному спасению. Это и есть тот самый мотив, который побуждает всех святых принимать мученичество на этом пути и делает для них насильственную смерть слаще меда. Ваши молодые люди испили глоток этого на полях сражений и почувствовали при этом восторг, который проявился в их матерях, сестрах, отцах и братьях. Воистину, мы должны сказать: «О, если бы я был вместе с ними, дабы удостоиться великого успеха!» (Коран, сура «Женщины», аят 73). Пусть им будет приятно то чарующее дуновение с этим волнующим знамением.
Мы должны также помнить, что один аспект этого божественного откровения является очевидным для всех, кто борется и в других местах, таких как пылающие сельскохозяйственные угодья, фабрики, мастерские и центры промышленности и технологического развития, и для большинства тех, кто работает на наших базарах, на улицах наших городов, в наших деревнях и для всех других, кто занимается этими делами ради ислама, Исламской Республики, прогресса и самодостаточности страны. Пока в нашем обществе царит дух сотрудничества, наша страна, если на то будет воля Божья, будет защищена от всех мирских бед.
Слава Богу, наши богословские школы, наши университеты, наша любимая молодежь и наши образовательные и учебные центры одарены этим сокровенным божественным даром; эти центры находятся в их полном распоряжении, и мы надеемся на Аллаха, благодаря которому руки преступников и девиантов не достанут до этих центров.
Мое последнее слово ко всем состоит в том, чтобы идти к лучшему познанию самих себя и к самодостаточности и независимости в их полном объеме, и, без сомнения, пока вы служите Богу и пока вы вносите свой вклад в прогресс и возвышение этой исламской страны с духом сотрудничества, десница Божья будет с вами, и пока я вижу в этой дорогой нации бдительность, сознательность, самоотверженность, самопожертвование, духом твердости и сопротивления на пути Бога, во мне есть надежда на то, что по милости Божьей эти человеческие смыслы будут переданы и приумножены всеми будущими поколениями народа.
Со спокойным и уверенным сердцем и совестью, надеясь на милость Божию, я теперь прощаюсь с моими сестрами и братьями для путешествия в мою вечную обитель, в то время как я очень нуждаюсь в вашем благословении и мольбе к Благословенному и Верховному Господу с просьбой принять мои мольбы о прощении моей небрежности, моих ошибок и моих недостатков, и я надеюсь, что народ также простит мои недостатки, мою небрежность и ошибки и пойдет вперед твердо и решительно, уверенный, что отсутствие одного слуги не приведет к образованию бреши в железной плотине нации, ибо среди вас есть лучшие и более благородные слуги, и Аллах защитит этот народ и угнетенные массы мира.
Рухолла аль-Мусави Аль-Хомейни
15 февраля 1983 года (1 джумади аль-уля 1403 года лунной хиджры)