Лекции аятоллы Мохаммада Бехешти. Ч. 1. Ислам и национализм

Представляем вашему вниманию несколько лекций одного из ведущих деятелей Исламской революции, аятоллы Сейеда Мохаммада Бехешти, который возглавлял в 1979-1981 годы Совет революции и Партию Исламской Республики, произнесенных после победы революции и посвященных актуальным вопросам обустройства послереволюционного Ирана. Мохаммад Бехешти был не только политиком и видным священнослужителем, но и идеологом и теоретиком исламского движения, имевшим опыт участия в подпольной борьбе против шахского режима и создания Исламского культурного центра в Гамбурге, ставшего одной из точек притяжения иранского оппозиционного студенчества, обучавшегося в Европе. Первая лекция посвящена теме национализма, которая стала крайне актуальной в первые годы после революции, потому что Иран столкнулся с сепаратистскими мятежами на национальных окраинах, которые получали поддержку от левых сил и зарубежных стран.


Имам Хомейни о мученической смерти аятоллы Бехешти

Основатель Исламской Республики Иран и лидер Исламской революции Имам Хомейни направил послание по случаю мученической кончины одного из своих лучших учеников, аятоллы Мохаммада Хосейни Бехешти, и его коллег в результате взрыва, который произошел 28 июня 1981 года в центральном штабе Партии Исламской Республики. Полный текст следует ниже:

Во имя Бога, Милосердного, Милосердного

Мы от Бога, и к Нему мы вернемся.

Нация, которая поднялась, чтобы установить исламское правосудие, осуществить послание славного Корана, изгнать преступные сверхдержавы и вести независимую и свободную жизнь, также готова принять мученичество и посвятить себя мученикам. Эта нация никогда не будет запугана подобными зверствами, совершаемыми сверхдержавами с помощью наемных преступников за убийство благороднейших из ее детей.

Разве наша нация, воспитывающая мучеников, не унаследовала идеологию мученичества от наших имамов, которые рассматривали жизнь как выражение веры и джихада, которые своей кровью и кровью своих потомков защитили прославленную исламскую школу мысли? Разве честь, достоинство и человеческие ценности не являются бесценными добродетелями, защите которых посвятили свои жизни наши Непорочные предшественники и их сподвижники?

Разве мы не подтверждаем перед добродетельными людьми, которые отдали свои жизни ради достижения божественной цели, что наши сердца содрогаются, когда наши близкие погибают смертью мучеников? Могут ли наши враги лишить наших мучеников их добродетелей и гуманных ценностей с помощью этих преступных действий? Могут ли эти античеловеческие враги добродетели лишить верующих и любящих истину чего-либо, кроме этих земных одежд?

Пусть эти звери, которые ни о чем не думают, кроме самих себя, и которые утоляют свой аппетит, как животные, освободят любителей пути Божьего от оков этого материального мира, тем самым отправив их в непостижимую вечность, к их вечному Возлюбленному.

Позор вам, о отпрыски дьявола. Позор вам, пособникам международных преступников, которые забились обратно в логова, замышляя отчаянные акты саботажа против нации, которая восстала против сверхдержав. Паша проблема и проблема ваших приверженцев заключается в том, что вы неспособны постичь ислам – или его духовную силу, мусульманскую нацию и силу, толкающую людей на самопожертвование. Вы не поняли нацию, которая посвятила жизни своей молодежи свержению коррумпированного режима Пехлеви и освобождению от оков Великого сатаны (правительство США – Иран-1979), и которая выстояла, оставшись непобедимой благодаря беспрецедентному мужеству и не проявив малейших признаков слабости.

Вы не поняли нацию, чьи вернувшиеся с войны инвалиды жаждут мученической смерти на больничных койках и призывают своих друзей пожертвовать своей жизнью. Вы, со своими слепыми сердцами, не можете видеть, что, принося мученическую смерть великим деятелям [Революции], ряды приносящих себя в жертву ради ислама еще больше укрепляются, а их решимость возрастает, поэтому вы все еще осмеливаетесь убивать наших близких, чтобы изолировать наш народ от Революции. Вы совершили несправедливость по отношению ко стольким преданным мусульманам, таким как мученик Бехешти и наши любимые мученики Меджлиса и члены кабинета министров, поносили и клеветали на них, думая, что сможете изолировать их от остальной нации.

Теперь, когда вы поняли, что ваше оружие потеряло свою остроту и навлекло на себя обвинения со стороны народа, вы заползли обратно в свое логово и начали совершать идиотские преступления, чтобы запугать эту питающую мучеников и самоотверженную нацию. Похоже, вы еще не поняли, что в культуре мученичества нет места слову «страх».

Ислам гордится этими мучениками и с честью призывает эту нацию к стойкости. Мы надеемся когда-нибудь узреть Его лик, и на то, что Он вернет нас к жизни, которая Ему принадлежит.

Наша нация потеряла в этом бедствии 72 человека, столько же, сколько было мучеников в Кербеле. Иранская нация гордится тем, что у нее есть преданные люди, которые преданы исламу и мусульманам. Враги человечества уничтожили группу людей, собравшихся для обсуждения вопросов, которые могли бы улучшить условия жизни в стране.

Возлюбленная нация, эти люди со слепыми душами, которые утверждают, что являются моджахедами народных масс, убили лучших из самых правдивых слуг народа.

Предполагая, что вы были закоренелыми врагами мученика Бехешти, который страдал от несправедливости на протяжении большей части своей жизни и умер угнетенным, будучи бельмом на глазу врагов ислама, какую ненависть вы испытывали к другим невинным людям, большинство из которых были лучшими слугами народа и одними из самых стойких борцов с врагами нации? Замаскировавшись под «народных моджахедов», вы на самом деле являетесь врагами масс и орудиями, прокладывающими путь для эксплуататоров Запада и Востока. Хотя мы потеряли многих наших друзей и наших близких, каждый из которых был стойкой опорой и достойной поддержкой нации; хотя мы потеряли многих набожных братьев, которые были безжалостны к неверующим, но были чрезвычайно милосердны к верующим и были непоколебимой опорой и великой надеждой угнетенной нации и революционных институтов, подавляющее большинство народных масс и великолепная сила этой нации одержат верх благодаря своему единству и вере во Всемогущего Аллаха.

Благодаря вере в абсолютную власть Всемогущего Бога нация Ирана будет двигаться вперед подобно бушующему океану и всегда будет сохранять стойкость рядом так же неуклонно, как и прежде: сверхдержавы и их наймиты – чтоб вы все отправились в ад – забились в дыры, испуская свой последний вздох, а Всемогущий Господь поддержит эту нацию и защитит ее.

Я еще раз выражаю свои поздравления и соболезнования Имам аз-Заману, Имаму Махди, двенадцатому шиитскому имаму, находящемуся в сокрытии, да будут наши души жертвой за него, а также угнетенным народам мира и борющейся нации Ирана. Я разделяю скорбь и горечь семей погибших мучеников. Я молю Всемогущего Бога благословить угнетенные народы мира Своей Милостью и даровать терпение их семьям, потерявшим близких и опечаленных смертью своих дорогих родственников.

Мир и Божье благословение нашему народу и всем мученикам, погибшим от 15-го Хордада (5 июня 1963 года) по сей день, 7-го Тира (28 июня 1981 года), а также угнетенным всего мира и Ирана, которые только были с самого начала истории.

Да пребудет с вами Мир и Милость Божья.

Рухолла аль-Мусави аль-Хомейни

30 июня 1981 г.

Ислам и национализм

Сегодня вечером я буду обсуждать национализм, в отличие от исламской идеологии или приверженности исламской школе мысли. Во-первых, давайте обсудим национализм, его значение и аспекты, которые могут быть приняты или отвергнуты верующим, строго придерживающимся исламской идеологии. Почему человек, приверженный исламской школе мысли, выступает против национальной идеологии?

Слово «меллат» (нация) первоначально было арабским словом, означающим «религия». Однако сегодня, вопреки Корану, который сохранил свое первоначальное значение, оно больше не используется в персидском языке в том же значении. Поскольку в настоящее время мы не намерены предаваться длительным литературным и лексическим дискуссиям, мы не будем утруждать себя первоначальным значением этого слова.

В современной культуре и современном персидском языке слово «меллат» является переводом европейского термина «нация». Это же самое слово было переведено на арабский язык как «каум». Арабы используют слово «каумийат» для обозначения «национализма» и «унсурийат» — «расизма». Однако мы (в Иране) используем другое арабское слово для передачи того же значения: это семантическое изменение является вполне объяснимой практикой. Люди во всем мире могут свободно использовать разные слова для обозначения одной и той же идеи или концепции. В Иране сегодня политическим синонимом слова «меллат» является «нация», а (образованный от него термин) «меллигерайи» переводится как «национализм». На самом деле это слово обладает относительно неопределенной этимологией, которая может почему-то показаться несколько запутанной для других.

Теперь давайте выясним, какую идеологию преследует национализм.

В древние времена люди каждого «каума» или племени всегда имели общее происхождение. Каждый член группы рассматривался другими как соплеменник. Это же выражение довольно часто используется сегодня в персидском языке. Мы часто называем родственника «соплеменником» (коум). «Каум» может быть семьей, племенем или даже династией, потомки которой одной крови и, следовательно, связаны друг с другом кровным родством и общим происхождением. Люди, связанные такими узами, образуют социально-политическую единицу, части которой связаны единым принципом, отношениями и интересами. Таким образом, в силу кровного родства каждое племя будет непроизвольно защищать себя от враждебных действий по отношению к этому подразделению.

Формирование арабского «каума» или племени было основано на этом типе отношений, которые в древние времена были важной социальной инфраструктурой. Происхождение арабов можно проследить до некоего Йа‘раба ибн Кахтана, человека, которому все арабы приписывают свое генеалогическое происхождение. Беглый взгляд на их историю показывает, что все арабские племена ведут свою родословную от одного и того же человека – Йа‘раба ибн Кахтана. На протяжении веков потомки этой родословной линии разветвлялись на различные группы и племена арабского народа, численность которых в настоящее время составляет 300 миллионов человек. Но, как вы, возможно, слышали, эти соплеменники не всегда были дружелюбны по отношению друг к другу. Они сражались друг с другом годами, а иногда и столетиями или около того.

До пришествия Святого Пророка Ислама (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) существовало два арабских племени, известных как Аус и Хазрадж, оба из которых происходили из династии Кахтан. Их считали родственниками, но они десятилетиями воевали друг с другом, и этот конфликт оказался настолько утомительным и дорогостоящим для обеих сторон, что в конечном итоге они искали пути его разрешения.

Причина, по которой борьба продолжалась дальше, коренилась всё в той же проблеме племенных и националистических чувств, тех самых чувств, которые связывали Аус, Хазрадж, курайшитов и десятки других арабских племен в рамках такого великого образования, как арабская нация. То же самое национальное сознание, которое фактически предоставляло арабам определенные привилегии по сравнению с другими расами, также давало превосходство одному арабскому племени над другим. Таким образом, каждое племя претендовало на более чистую кровь и приписывало себе более благородное происхождение. Это хроническое племенное сознание иногда приводило к клановым конфликтам, которые вызывали войны, длившиеся десятилетиями. На самом деле эта вражда между племенами проистекала из одного и того же чувства родства, кровнородственных отношений и национализма.

Если бы кто-нибудь спросил члена клана Аус о том, почему он сражался против Хазрадж, он бы ответил, что, будучи «человеком благородного племени Аус», он никогда не смог бы потерпеть господства Хазрадж. Такой же ответ дал бы и хазраджит. Если бы им напомнили об их сходной (арабской) расе и посоветовали воздержаться от борьбы друг с другом по причине такой близости, они, возможно, сказали бы: «Да, это правда. Но арабская раса – это то, на чем мы делаем акцент, сталкиваясь с другими расами. Между нами на самом деле имеет значение племенная принадлежность и наша клановая близость. Здесь речь идет о национализме Аус, которому противостоит национализм Хазрадж». Даже среди семейных групп каждого племени можно было почувствовать существование конфликтов и соперничества одного и того же порядка.

Такие проблемы можно наблюдать и в нашей собственной стране – в Иране. Племена кашкайцев (в южном Иране), например, бросают вызов Бойерахмади и Мамасани, и они будут неизменно защищать друг друга, когда столкнутся с последними. Тем не менее, кланы внутри этого большого племени сами находятся в состоянии соперничества и не имеют единства. Почему возникают такие конфликты между племенами и кланами Ирана и других стран мира? Вероятно, вы тоже слышали, что в Британии существуют националистические настроения, которые сохраняются до настоящего времени. Британцы воспитывают свои собственные национальные чувства в противовес шотландскому национализму и т. д. Недавно на церемониях, в ходе которых нынешний наследный принц Англии официально был назван наследником британского престола, валлийский народ выразил протест, заявив, что принц был из Англии (южная часть Британского полуострова), и поэтому они в Уэльсе (центр западного региона) не принимают его в качестве своего короля. Это сопротивление является наглядным доказательством противостояния националистических чувств: валлийских и английских.

Несколько лет назад аналогичные национальные сентименты вылились в конфликты в Бельгии, которая разделена на две основные национальные фракции. Эти две группы говорят на разных языках. Официальным языком страны является французский. Конфликт начался, когда одна из этих этнических групп выразила протест против использования французского в качестве языка преподавания в их университетах. Они потребовали, чтобы он был заменен их собственным этническим и национальным языком. В Германии тоже все еще существуют некоторые этнические группы, соперничающие друг с другом.

Эти межконфессиональные конфликты можно обнаружить повсюду, как внутри стран, так и между странами, которые считают себя обладающими высшей цивилизацией и культурой. Сегодня на юге Германии говорят на немецком языке. Официальным языком Австрии также является немецкий. Люди на севере Германии также говорят по-немецки. Но когда на юге Германии был выбран диктор для радиовещания из Мюнхена, я увидел в журнале, что люди в этой части страны протестовали, требуя заменить назначенного диктора на другого. Причина: его акцент был им неприятен. Диктор говорил с северным акцентом, неприемлемым для жителей юга. Такого рода конфликт неизбежно возникнет всякий раз, когда племенные тенденции и националистические чувства становятся основой для суждений. Националистические настроения, скорее всего, приведут к соперничеству даже между представителями одной и той же нации.

Сегодня мир сталкивается с новым типом национализма, известным как географический национализм, который не может быть определен или оправдан с точки зрения кровного родства. Вы, должно быть, знакомы со Швейцарией. Это небольшая страна, и ее разнородное население, имеющее швейцарское гражданство, делится на три основные группы. Люди, живущие в регионе, близком к итальянской границе, говорят по-итальянски, в то время как жители районов, граничащих с Францией, говорят по-французски, а люди, живущие недалеко от Германии и Австрии, говорят по-немецки. Эта маленькая страна с населением чуть больше миллиона человек, говорящая на трех разных языках, претендует на то, чтобы быть швейцарской нацией. Как можно объяснить такого рода национализм?

Уже было предпринято немало напряженных усилий, чтобы объяснить и обосновать основы швейцарского типа национализма, но до сих пор это не увенчалось никаким успехом. Если общая генеалогия будет считаться основой для родства и если люди будут рассматриваться как одна великая раса, происходящая от Адама, то расовых различий не будет, и весь мир будет рассматриваться как одна нация.

Но расовая однородность не является основой, на которой швейцарский народ построил нацию. И вместе их свел далеко не язык, потому что, как уже упоминалось, в стране говорят на трех языках. Для франкоязычного населения Швейцарии было бы вполне естественно образовать единую нацию вместе с Францией. Но как получилось, что они, наряду с немецкоговорящими и италоговорящими жителями, составляют швейцарскую нацию?

Значит, этот народ объединяют не генеалогическое родство и общий язык. И не их религия сделала из них одну нацию, потому что эта нация также состоит из католиков, протестантов и, вероятно, евреев и последователей других конфессий. Что же тогда объединяет швейцарский народ? Они единодушно скажут, что их объединяет «общая культура». Откуда взялась эта общая культура? Это сложный социологический вопрос, ответ на который еще не сформулирован аналитиками и экспертами.

Швейцарские обычаи, манеры и традиции варьируются от региона к региону. Но люди цепляются за некую «общую культуру», суть которой пока неизвестна. Тогда можно сделать вывод, что в последние столетия в мировом сообществе возник определенный географический национализм, совершенно отличный от национального сознания, возникающего из кровного родства. Он не основан ни на общей идеологии, ни на общем языке, обычаях или традициях. Даже те, кто отстаивает и придерживается этой «общей культуры», растеряны и не могут четко определить ее.

Полагая, что на основе этого предположения можно было бы дать четкое объяснение, мы хотели бы задать следующий вопрос: должен ли человек, это совершенное творение Бога, которому предстоит погрузиться в бесконечные глубины божественного совершенства, ограничиваться тесными рамками национализма, которые скованы кровным родством, общим языком и культурой? Как может человек, это возвышенное существо, заточить себя в царстве, ограниченном «национальным единством и чувствами»?

Поскольку мы не можем обсуждать взгляды других идеологий на этот вопрос в этой короткой лекции, давайте теперь поговорим о точке зрения, которой придерживается наша собственная школа мысли –  ислам. Что говорит Священный Коран о рамках, в которых люди могут установить мощное социально-политическое единство? Какие человеческие существа могут сформировать общую основу для единства?

В суре «Аль-Худжурат» Священного Корана говорится: «О вы, люди! Воистину, Мы сотворили вас из одного мужчины (Адама), одной женщины (Евы) и разделили вас на народы и племена, чтобы вы отличались друг от друга…» (49:13)

Мы все-потомки Адама: но, конечно, только те культуры, в которых человечество считается потомством Адама, могут поддерживать такое утверждение. Культуры, которые рассматривают человека как эволюционного потомка обезьян (то есть материалистические идеологии), категорически избегают таких утверждений.

Итак, согласно Корану, все мы дети Адама и Евы и, следовательно, в наших венах циркулирует одна и та же кровь. Если мы разделены на группы и племена, как говорит Коран, то только для того, чтобы дать нам возможность идентифицировать друг друга в наших социальных отношениях.

В наших собственных сельских районах людей идентифицируют по именам их отцов, следующим за их собственными. Такая же практика распространена среди арабов, которые всегда называют человека «сыном такого-то». Фамилия функционирует таким же образом, то есть существует для того, чтобы отличать людей друг от друга. Тогда мы можем сделать вывод, что кораническая ссылка на ценность племенных и групповых отношений предназначена просто для облегчения самой банальной социальной потребности, а именно индивидуальной идентификации. Возвышенные ценности, которые делают одного человека выше другого, как говорится в Коране, достигаются только через благочестие, добродетель и страх перед Богом (которые удерживают человека от совершения грехов).

Священная Книга строго запрещает отделяться друг от друга из-за племенных и националистических настроений. Исламское мировоззрение запрещает сегрегацию и вражду, возникающие в результате создания сектантских и политико-национальных образований. Согласно Корану: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное…» (9:71)

Что же тогда, с точки зрения Корана, является фактором, который может привести к великому мощному политическому, экономическому, социальному и военному союзу между людьми? Ответ – вера, вера в школу ислама. С точки зрения мусульманина, все мусульмане в целом образуют исламскую умму, которая развивается вокруг оси ислама.

В рамках исламского мировоззрения и веры все мусульмане являются братьями, которые связаны друг с другом общими политическими, социальными и экономическими убеждениями и, следовательно, должны функционировать как единое целое. Следовательно, как мусульманин, я не могу провести никакого различия между арабским братом из Хузестана или моим братом из Тегерана, говорящим по-персидски. Оба они мои братья-мусульмане и, следовательно, равны, на мой взгляд. Все мы, независимо от происхождения, диалекта или языка, будь мы из Курдистана или Азербайджана, Белуджистана, Гиляна или Лурестана, являемся братьями-мусульманами, образующими одну и ту же общину.

Мы в целом являемся исламской нацией и являемся гражданами Исламской Республики. Итак, ось, вокруг которой мы можем установить военное, экономическое и социальное единство — это наша исламская вера. Можно ли тогда назвать это национальным единством или оно основано на общей школе мысли? Это, безусловно, относится к последнему типу.

Теперь я хотел бы призвать наших курдских и арабских братьев, а также тех, кто живет в Белуджистане, Азербайджане, Туркменсахре и других районах по всей стране, прислушаться к тому факту, что только враг пытается разлучить нас и сеет семена раздора. Мы все мусульмане и, следовательно, братья по вере, которые неразделимы по причине наших исламских убеждений. Мы хотим быть мировым сообществом. Это братство выходит за пределы наших границ. У нас есть братья-мусульмане, которые говорят на урду, хинди, индонезийском и других языках. С ними мы тоже связаны исламской верой. Хотя в настоящее время у нас не так много братьев, говорящих по-английски, по-немецки и по-французски, мы все еще желаем, чтобы наступил день, когда они тоже станут значительной частью исламской уммы.

Все мусульмане составляют одну нацию, и эта наша Исламская революция должна продвигаться к объективной кристаллизации мощной исламской уммы, насчитывающей миллиард человек. Это именно то, чего боится враг. Вот почему наш враг настаивает на том, чтобы называть эту Исламскую революцию чисто иранской, отчаянно пытаясь затушевать и скрыть ее универсальное измерение.

Еще один вопрос, который необходимо прояснить — это часто задаваемый нам вопрос: «Должно ли наше курдское меньшинство и другие этнические группы отказаться от использования своего родного языка и говорить на персидском языке по причине исламского характера Революции и этой Республики? Конечно, нет. Когда мы вообще говорили что-нибудь подобное? В исламе нет определенного языка. В Священном Коране в суре «ар-Рум» говорится: «Среди Его знамений — сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом — знамения для обладающих знанием» (30:22).

Поэтому каждый может свободно говорить на своем родном языке. Ни одна группа не должна отказываться от своего способа одеваться и традиционной одежды. Также никого не следует принуждать носить определенную одежду из-за его исламской веры. У ислама нет особого костюма. Ислам просто просит людей одеваться аккуратно, скромно и достойно. Стили одежды и выбор конкретного костюма или этнической одежды являются вопросами, оставленными на усмотрение общественности. Люди свободны в выборе своей одежды, в том, чтобы говорить на своих языках и соблюдать свои местные традиции и обычаи. Мы не против национальных сентиментов, пока они ограничиваются такими вопросами. Но если чей-то национализм и националистические чувства побуждают кого-то подстрекать каждую этническую группу к созданию независимого социально-политического образования, отдельного от других братьев в этой стране, то это становится опасным, и мы, безусловно, выступаем против этого.

Некоторые курдские братья спросили нас, могут ли они преподавать курдский язык в своих школах. Тот же вопрос был поднят арабскими братьями и сестрами в Хузестане. Они также спросили, могут ли они иметь арабские газеты и журналы или говорить по-арабски на местной радиостанции и т.д. Я обращаюсь к ним здесь и говорю: безусловно, вы абсолютно свободны и имеете все права на эти вещи. Они относятся к вашим естественным правам. Вы можете свободно декламировать свои местные лирические оды и баллады и продвигать свое собственное искусство в соответствии с исламскими нормами. Вы также имеете право следовать своим собственным традиционным архитектурным проектам при строительстве зданий. Ислам не навязывает людям какую-либо конкретную форму одежды, языка, обычаев, искусства и т.д. Человек совершенно свободен в этом отношении, как и вы.

А теперь у меня есть к вам вопрос. Вы бы предпочли стать легкой добычей для хищных волков этого мира, объединившись во имя Курдистана, Белуджистана, Туркменсахры и так далее, или пользоваться всеми свободами? Разве вы не хотите объединиться со своими персидскими, тюркскими, белуджскими, гилянскими, туркменскими братьями, чтобы сформировать великую могущественную умму, которая будет вызывать оцепенение у врагов? Ваша сила не позволит им возлагать на вас какие-либо надежды в качестве инструмента для обострения разногласий в Исламской Республике. Какой из этих путей вы предпочитаете? Выберите и дайте мне свой ответ.

Еще один момент, на который я хотел бы обратить внимание –  это шумиха, поднятая оппозиционной группой по поводу изменения названия «Национальное совещательное собрание» на «Исламское совещательное собрание»! Во-первых, законодательный орган должен был быть назван «исламским» прямо во время ратификации конституции. То, что он не был так назван, произошло из-за незначительной ошибки со стороны наших представителей, которые просто упустили из виду этот вопрос. По этому поводу было поднято много целенаправленного шума. Оппозиционные группы обвинили нас в антагонизме по отношению к национализму, иранской культуре и языку, когда мы изменили название совещательного собрания с «национального» на «исламское». Эти заявления являются вопиющей ложью! Кто на земле когда-либо выступал против персидского языка? Почему распространяется эта ложь о нас?

Мы лишь говорим о том, что солидарность этой нации может быть лучше всего сохранена через веру в Аллаха и Его Посланника, Достопочтенного Мухаммеда (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), Его Книгу (Коран) и в ислам, Его Божественную религию. Любые факторы, помимо упомянутых выше, могут сыграть важную роль лишь в объединении небольшого числа людей в рамках определенной группы, что также означает отделение от других групп. Следовательно, если персидский язык станет основой единства, то курды, арабы, белуджи и другие будут иметь полное право на протест, утверждая, что персидский язык не является их языком. Отсюда следует, что персидский язык не может быть основным критерием единства. Этот язык может объединить тех, кто на нем говорит, но одновременно отделит их от курдов, тюрок, белуджей, арабов, туркменов и других.

Какой фактор тогда может привести к мировому единству? Это вера в ислам, эту божественную религию, которая не имеет границ. Просто оглянитесь вокруг себя. В мире нет даже 200 миллионов людей, говорящих по-персидски, даже 100 или 50 миллионов из них. То же самое верно и для других языков, таких как курдский. Мы не найдем 15 или даже 10 миллионов человек, которые говорят на нем. Но сколько мусульман в мире? Один миллиард! Это правда, что три миллиарда из четырех миллиардов населения мира не являются мусульманами, и ислам еще не стал мировым сообществом. Но единство, основанное на исламской вере, по-прежнему превосходит другие единства по размерам и силе. Объединения, основанные на персидском и тюркском языках, курдские, арабские и другие этнические или сектантские основания уступают ему.

Почему ислам является более возвышенной и мощной основой единства? Это потому, что ислам – религия Божественной природы человека (фитрат). Это религия, сделанная Богом совместимой с природой человека. Эта религия использовала общечеловеческий «фитрат», создав великую мощную глобальную общность людей с пробужденным «фитратом», коренящимся в самом существе человека. Тогда вполне естественно, что такое единство наделено огромным потенциалом для всемирной экспансии.

Теперь давайте сравним приверженность исламской мысли с националистическими настроениями и выясним, что из них более логично, что более совместимо с «фитратом» и природой человека?

Если националистические чувства, основанные на кровном родстве, общем языке или «общей национальной культуре», станут основой единства, максимум, что они могут принести – это мелкие союзы небольшого числа людей, не более того. Мы не выступаем против этих союзов до тех пор, пока они действуют в рамках уже установленных ограничений, а именно общего языка, традиций, обычаев, литературы, стиля одежды и т.д. Все нации могут в силу своих естественных прав соблюдать и сохранять эти аспекты национализма. Никто не возражает против этого, как и ислам.

Ислам выступает категорически против замены великого идеологического и религиозного единства национализмом при создании политических, социальных, экономических и военных институтов. Ислам не может допустить, чтобы националистические тенденции вытеснили политические, военные, экономические, социальные, идеологические и религиозные аспекты единства. Мусульмане должны сформировать единое мировое сообщество, и любой, кто пытается вытеснить всеобъемлющее идеологическое и религиозное мировое единство, основанное на исламе, действительно отклонился от исламских принципов.

По дороге сюда (на юг страны) мне был задан вопрос, ответом на который я хотел бы поделиться с вами. Кто-то спросил мое мнение о солдатах и военных, сражающихся против (иракских) агрессоров для защиты иранской территории. Он сказал, что (иранские) вооруженные силы сражаются из-за своей преданности своей стране, а не из-за ислама и религиозной веры. Они сражаются, бросая вызов смерти, потому что их патриотическое рвение не позволяет им сидеть спокойно, когда иностранный враг напал на их родину. Вопрос заключался в том, не против ли я таких чувств и националистических настроений. В ответ я сказал, что никто никогда не выступал против таких настроений. Мы, конечно, предпочитаем таких ревностных и храбрых солдат и офицеров тем, кто трусливо отказывается идти на фронт, опасаясь смерти. Мы ценим и восхищаемся такими людьми, поскольку придаем большое значение свободе. Но что, если храбрый офицер, который сражается и защищает свою страну, посмотрит на этот вопрос с более возвышенной точки зрения, чтобы сражаться и защищать религию Бога? Что, если он будет защищать Иран, потому что он стал страной ислама? Разве такой офицер не будет сражаться за более возвышенное дело, чем тот, кто сражается просто за землю?

Первый защищает землю ради ее Возвышенного Создателя. Задавший этот вопрос полностью согласился с тем, что человек, который сражается и погибает, защищая Иран как свою исламскую родину и страну Исламской революции, безусловно, гораздо более возвышен, чем тот, кто сражается просто за страну.

Мы уважаем оба типа бойцов: первого — как храброго и самоотверженного человека, который борется за честь и достоинство и не склоняется перед унижением, а второго – за то же самое, а также его любовь к самому великолепному и прекрасному делу, к Всемогущему Богу. Исламская культура считает честного, щедрого и доброго немусульманина гораздо более респектабельным человеком, чем другого немусульманина, который является лжецом и жадным человеком и вызывает всевозможные проблемы в обществе. Причина вполне очевидна, ислам – это религия ценностей. Именно это придает ценность честным людям, будь то мусульмане или немусульмане.

Праведность, целомудрие, честь и верность всегда считались большой ценностью, независимо от убеждений или религии человека. Однако мусульманин, наделенный такими качествами, вытекающими из его исламской веры и самоочищения, наряду с самыми высокими добродетелями, а именно служением Богу, определенно намного лучше, чем немусульманин, обладающий теми же качествами. Я напомнил тем братьям, которые задавали мне этот вопрос, как мы, мусульмане, поминаем имя нашего великого Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) в наших ежедневных молитвах, говоря: «Я свидетельствую, что Мухаммад – слуга Бога и Его посланник».

Этим утверждением мы на самом деле восхваляем Достопочтенного Мухаммада, напоминая о его служении Богу. Это показывает великую ценность рабского состояния человека по отношению к Богу, когда он общается с Всемогущим Аллахом. В наших молитвах мы сначала восхваляем Пророка как слугу, а затем прославляем его как Его посланника. Это наша культура и идеология.

Из вышесказанного можно окончательно и ясно сделать вывод, что приверженность (исламской) школе мысли никогда не отменяет человеческих ценностей, которые могут присутствовать среди немусульман. Тот, кто недооценивает приверженность исламской школе мысли и прилагает усилия для того, чтобы сделать ее менее популярной, никогда не сможет сказать, что направленность этой школы заключается в отрицании возвышенных человеческих качеств, которые можно найти, хотя и не так часто, у немусульман, а также того, что вера в ислам означает отход от науки и специализации. Кто произнес такую большую ложь? Откуда берутся такие необоснованные утверждения? В этой короткой речи я не намерен вдаваться в подробности. Однако я надеюсь более подробно изложить этот вопрос в другом выступлении.

Мои братья и сестры, приверженность исламской школе мысли никогда не отрицает ценности специализации. Мы хотим, чтобы вы знали, что ислам и наша Исламская революция направлены на подготовку верных специалистов и экспертов. Это не преступление, не порок и не грех с нашей стороны. Если мы делаем акцент на исламе как на нашей школе мысли, то это только для того, чтобы сказать, что сама основа нашего революционного общества основана на исламе и развивается только из ислама.

Я надеюсь, что вопрос, касающийся национализма, теперь прояснен. Я также надеюсь, что теперь совершенно ясно, что вы, братья и сестры иранской мусульманской нации, будете говорить об этом в своих лозунгах по поводу этих двух видов настроений.

Мир вам, и да пребудут над всеми вами благословение и милость Аллаха!


Сейед Мохаммад Хосейни Бехешти

Источник: сайт al-islam.org