Мохаммад-Джавад Бахонар. Цель и важность образования в свете Исламской революции в Иране

Мы представляем вам текст выступления выдающегося деятеля Исламской революции Мохаммад-Джавада Бахонара, занимавшего пост министра образования в правительстве Мохаммад-Али Раджаи с августа 1980 года по август 1981 года. В своей речи он напоминает сотрудникам иранской системы образования о целях и смысле образования с точки зрения ислама и перспективах реформирования образования в свете идеологии победившей революции. В тексте звучат отсылки к идеям исламских интеллектуалов о возвращении к своей подлинной идентичности и самобытности, вызревавшим в 1960-1970-х годов, но также отчетливо звучит тема начавшейся ирано-иракской войны, необходимости мобилизации человеческих ресурсов, напряжения сил и перевода всей системы общественных отношений на военный лад.


Вступление

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!

«Клянусь душой и Тем, Кто довел ее до совершенства» (Коран, 91:7)

«и внушил ей (различать) распутство и богобоязненность» (Коран, 91:8)

«Преуспевает тот, кто очищает её» (Коран, 91:9)

«и потерпел неудачу тот, кто развращает её» (Коран, 91:10).

Миссия Святого Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) знаменует начало исторического движения за формирование благочестивых людей и за построение великих человеческих обществ на основе возвышенных критериев ислама. Хотя она и знаменует собой начало этого исторического движения, она также стала кульминационным моментом в истории пророческих миссий.

В те дни история человечества достигла той точки, когда оно могло получить свой главный урок от своего последнего учителя, который всегда остается столь же продуктивным и динамичным, и каждый день открывает человечеству новую страницу.

Само по себе это чудесное качество ислама и Корана заключается в том, что, несмотря на то, что они представляют собой вершину религии, они также всегда живы и свежи, способны не только идти в ногу с движением и ростом человеческих обществ, развитием культуры и цивилизации, но и наделены способностью вызывать динамизм и движение. Они настолько изобретательны, что всегда могут удовлетворить потребности меняющегося времени и решать вновь возникающие проблемы.

Аяты Корана были ниспосланы таким образом, будто они содержат множество смысловых слоев: каждый слой, если его убрать, открывает новые глубины содержания. Это чудо Корана.

Коран и ислам лучше всего можно сравнить с самой природой: подобно природе, чем больше ее изучают, тем больше открываются новые измерения и более свежие секреты благодаря новым исследованиям. Ни исследования не подходят к концу, ни находки никогда не исчерпываются. Независимо от того, какого прогресса может достичь человек в области науки, он все равно сталкивается с новыми загадками, поставленными природой, которые он должен понять и разрешить.

Знание не имеет границ. Глубокая книга природы настолько богата содержанием и смыслом, что, если история человеческой мысли будет продолжаться вечно, эта книга вряд ли будет прочитана до конца. Коран тоже подобен богатой и глубокой книге природы, с той разницей, что Коран обладает способностью к речи и красноречив, в то время как природа молчит. Но его содержание и ресурсы столь же неисчерпаемы и всегда будут оставаться такими же свежими и новаторскими. Каждый день он передает человечеству новое послание.

Празднование этих дней проводится с целью обновления этого завета и ради того, чтобы вдохнуть жизнь в эти послания. Если это воспоминание не обновляться и не воскрешаться достаточно часто, оно, вероятно, столкнется с опасностью кануть в лету.

Ежегодное празднование этого дня предназначено для того, чтобы сохранить в силе эти послания и напомнить людям об их завете, чтобы они могли вспомнить, что ислам вызвал различные интеллектуальные, правовые, образовательные и культурные движения в истории человечества и всегда динамичен и жив, и что мы тоже призваны активно участвовать в этом движении и играть свою собственную роль в этой миссии.

Я хочу обсудить проблемы, связанные с предметом образования, на этом собрании братьев и сестер, которые все являются учителями. Нам придется обсудить эту проблему в контексте системы Исламской Республики, а не в традиционном контексте. В нашем департаменте образования, который раньше был отделом с официальным и традиционным мировоззрением, обычно мы привыкли функционировать в официальном качестве.

Работа в этом отделе признается как один из способов трудоустройства. Кто-то занимал должность в муниципалитете или министерстве финансов, кто-то занимал пост еще и в министерстве образования. Человек устраивался учителем, потому что это была работа, наряду с другими профессиями, и он должен был работать за зарплату.

Это было все, что нужно для того, чтобы быть учителем. Если у образования и была какая-то цель, то она не выходила за рамки необходимости держать миллионы нашей молодежи взаперти в четырех стенах, читать им вслух содержание книг и выдавать им по окончании учебного семестра диплом – документ, который позволял поступить в некоторые учебные заведения.

Таким образом, с первого дня всё, о чем заботились родители – это то, кем станет их ребенок после двенадцати, шестнадцати или восемнадцати лет обучения в школе и колледже, какую должность он будет занимать и какой доход обеспечит себе.

Знания не имели отношения к делу. Диплом и аттестат служили мостом для перехода к более высокой зарплате. Поэтому значение имел только диплом. Конечно, за такой организацией образовательной системы также стояли определенные скрытые цели.

Языческая система прошлого хотела, чтобы образование было не более чем своего рода развлечением для людей, в конечном счете обеспечивающим культурную нищету, банкротство, зависимость, абсурд и бесплодие. Эта система образования была разработана для того, чтобы воспитать поколения безразличных, безответственных и пустых личностей, которые не могут положиться на самих себя.

Стерильность была встроена во все сферы жизни благодаря системе образования, которая производила людей без каких-либо идеалов, безразличных и нейтральных по отношению к своим целям. В результате они были полностью лишены целей самодостаточности, специализации и экспертных знаний и, следовательно, зависели от других в том, что касалось их промышленности и сельского хозяйства.

Слабый уровень специализации и экспертных знаний коренного населения требовал надзора и доминирования в стране со стороны иностранных политических, военных, технических и даже образовательных советников и администраторов. В ходе победы нашей революции мы наблюдали, как около шестидесяти тысяч иностранных советников, которые были лишь частью тех, кто занимался администрацией и ведением наших дел, бежали из этой страны.

Вряд ли в этой стране была хоть одна строительная компания, корпорация, министерство, завод, исследовательский центр или любое другое учреждение, которым не руководили бы иностранные эксперты и советники. Почти в каждом заключенном промышленном контракте содержалось множество различных аспектов зависимости от иностранцев. Только в рамках одного проекта по атомной энергетике и других подобных проектов было заключено около двухсот военных контрактов, которые ставили нас в зависимость от двухсот различных международных энергетических центров.

В глубине души мы были счастливы, что привезли в нашу страну то-то и то-то, в то время как на самом деле, создавая такие проекты, мы ставили нашу экономику в зависимость от двухсот центров эксплуатации и господства, подчиняющихся желаниям кровожадных колонизаторов, которые были ответственны за экспорт потребительского мышления и культуры для нашей страны.

Если они открывали какие-то колледжи в определенных специализированных областях, которые, например, выпускали хороших врачей, мы были настолько слабы в отношении наших целей и идеалов по отношению к нашему собственному народу, что наши врачи были приняты американскими и европейскими больницами для лечения других людей, как будто они заслуживали этих услуг больше, чем мы сами!

Если мы создавали один или два специализированных факультета в нашей стране и преуспевали в подготовке одних специалистов, то они приносили пользу только другим. Было странно, что некоторые из предписанных курсов специализации в медицинских колледжах были посвящены болезням, которые встречались в Америке и не встречались в нашей стране!

Это означало, что наш студент должен был сдать четыре, шесть или десять зачетов и потратить тысячи туманов и уйму своего времени только на диагностику заболевания, существующего в такой-то части или в таком-то штате США.

В чем была причина и на каком основании гораздо более простые заболевания, которые имели место в нашей собственной стране, не были прописаны в программе медицинских вузов? Это потому, что вся наша система образования была ориентирована на иностранные интересы. Когда я говорю, что образование также пострадало от зависимости, это не следует понимать превратно.

Зависимость не означает перевода иностранных текстов по физике и химии, например, на наш язык. Обучение у других никоим образом не противоречит идеалам самостоятельности. Мусульмане были ответственны за развитие таких наук, как физика и химия. Именно мусульмане первыми научили этим наукам других, а позже другие люди расширили свои знания в этих областях. Мы должны учиться у других, следуя словам Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!):

«Ищите знания от колыбели до могилы», а также:

«Ищите знания, даже [если их можно найти в таком отдаленном месте, как] Китай».

 

Образование и самодостаточность

Вопрос приобретения знаний у других – это не вопрос зависимости. Человек должен приобретать хорошие идеи, помыслы, знания и навыки со всех уголков мира. Речь совсем о другом.

Реальная проблема системы образования, которая не ориентирована на достижение цели самодостаточности, заключается в том, что люди обучаются таким образом, что вместо удовлетворения потребностей своей нации и установления сочувственных отношений с обездоленными массами, вместо служения народу и ухода за больными нашей родины и лечения их, вместо того чтобы прокладывать дороги для наших обездоленных деревень, все усилия направляются таким образом, что каждое предпринимаемое усилие служит либо пополнению собственного кармана, либо интересам угнетателей, либо запуску таких проектов, которые увеличивают нашу зависимость от иностранных держав.

Реальная проблема – это культура зависимости, принятие пустых культурных и интеллектуальных идеалов, ценностей, целей и принципов, которые лишены смысла и являются банкротами.

В нашей стране насчитывается 300 000 выпускников средних школ, единственная надежда которых в жизни заключается в том, что университеты могут открыться, и они смогут поступить в них. Возможно, это происходит потому, что они рассчитывают на свои шансы получить хорошую работу после окончания колледжа и повысить свое место в обществе.

Если бы им сказали, что диплом о среднем образовании имеет на рынке труда такую же ценность, я думаю, большинству из них было бы наплевать на университетское образование. Если вы посетите любую восточную или западную страну, вы обнаружите, что только 11-14%  выпускников средней школы поступают в университеты. Большинство, не имея возможности поступить в университет, заняты на других работах и удовлетворяют другие потребности общества.

В чем причина того, что наши студенты, принимая решение о выборе направления обучения, всегда отдают предпочтение предметам, которые дают больше шансов на поступление в университет или которые более высокооплачиваемы? Они не высказывают своего мнения относительно того, какой из предметов больше соответствует их вкусу, их возможностям или соответствует потребностям их общества.

Для них не имеет значения, какой из предметов может быть более полезен для улучшения участи обездоленных и угнетенных, или какой из них более эффективен в оказании помощи их обществам в достижении самодостаточности.

Единственное, что они принимают во внимание – это рыночная стоимость любой области или предмета, дающего лучшие шансы на поступление в университет, независимо от того, соответствуют ли предметы, выбранные ими для изучения, их интересам или нет, соответствуют ли они требованиям их общества: это имеет абсолютное значение, но им нет до этого никакого дела. Все это свидетельствует об ухудшении наших ценностей, вырождении идеалов и отсутствии какого-либо чувства ответственности.

Теперь я спрашиваю своих друзей, задавались ли они иногда вопросом о том, какой цели служат школы? Что касается начального образования, то, пожалуй, можно сказать, что оно служит цели обучения детей чтению, письму и арифметическим вычислениям, чтобы они могли научиться подписываться своими именами и не оставались неграмотными. Но в чем же тогда цель среднего образования? Почему наши дети должны учиться в средней школе?

У вас должен быть ответ на это «почему». Если среди вас будет распространено несколько сотен анкет, в которых будет задана сама цель высшего среднего образования, вас спросят, почему мы отправляем наших детей в школы, почему мы хотим дать нашим детям среднее образование и так далее, каким будет ваш ответ? Эти вопросы имеют для нас огромное значение. Я могу себе представить, какими могут быть возможные ответы на эти вопросы.

Возможно, большинство из вас скажут, что цель состоит в том, чтобы учиться и добиваться успехов в жизни, иметь возможность найти хорошую работу с хорошей оплатой или что-то в этом роде.

Я думаю, что в системе Исламской Республики ни одно действие не должно быть бесцельным. В каждом поступке должна быть цель. Более того, цели и задачи должны быть определенными. Я уже напоминал в другом месте о том, что мы должны посмотреть, необходимо ли детям изучать все уроки, предписанные в их программах.

Полезны ли эти уроки для ребенка и будущего его общества? Если они бесполезны, мы обязаны объявить, что такая-то глава в такой-то книге бесполезна и не нужна, или такая-то тема или даже предмет будет исключен из учебной программы. Но если какие-либо из них полезны, их следует не только сохранить, но и изучать, и изучать хорошо.

Иногда я размышляю над этой проблемой: почему 80-90% детей откладывают в сторону свои книги и полностью отказываются от них, как только заканчиваются экзамены. Что подразумевает такое отношение? Разве это не показывает, что книга не была прочитана или изучена ради ее содержания, и между учеником и книгой не существовало никакой связи?

Другими словами, книга была изучена только ради отметок в табели. Как только в табели будут отражены цифры, всему делу придет конец. Книга становится неактуальной для студента. Это своего рода потеря для Исламской Республики. Сначала мы должны понять, важны ли эти уроки для общества или нет. Если они необходимы, то чем объясняется такое поведение?

Если мы действительно хотим двигаться вперед, в направлении достижения самодостаточности, если мы не хотим импортировать каких‑либо экспертов и специалистов из-за рубежа, если мы не хотим полагаться на иностранных экспертов и специалистов в каждом мелком вопросе, мы должны, прежде всего, сделать наши университеты и школы независимыми от чужеродных элементов.

У нас нет недостатка в талантах, так как наша молодежь полна способностей. Клянусь Богом, Европа и Америка не пользуются особым благоволением в отношении их интеллектуальных и природных талантов. Этот разум, интеллигентность и потенциальные возможности существуют в достаточном количестве и на этой земле.

Тогда зачем нам привозить из других стран каких-либо экспертов или менеджеров для создания заводов и управления нашими заводами или советников для подготовки наших вооруженных сил? Зачем нам импортировать запасные части из-за рубежа? Почему мы должны зависеть от других в отношении всех видов обычных промышленных товаров?

Эти наши дети за эти два послереволюционных года доказали, что они обладают инициативой, творческими способностями, способностью к упорному труду и продуктивности. Посещая фронты войны, я обратил внимание на эту реальность. Я увидел, что они не только изготовляли определенные важные детали для танков и пушек, но и могли изготавливать определенные части самолетов-невидимок.

Я видел, как они ремонтировали один из самых больших военных кораблей, тот самый корабль, который, если бы они захотели отремонтировать три года назад, его пришлось бы отбуксировать в британские воды, где он стоял бы в ожидании своей очереди одиннадцать месяцев, что обошлось бы нам в несколько миллионов долларов. Он был отремонтирован нашими собственными рабочими. Наши дети обладают огромными способностями; почему бы их не использовать? Почему им нельзя позволить расцвести? Почему вместо этого мы должны быть так сильно зависимы от других?

Кто может выполнить эту работу и привести страну к самодостаточности? Кто?

Разве Департамент образования и профессиональной подготовки с его бюджетом более сорока миллиардов туманов не должен быть в состоянии взять на себя эту ответственность? Разве наши университеты не должны выполнять эту работу с их расходами в восемь миллиардов туманов в год и обеспечить самодостаточность нашей страны?

Почему студент должен тратить драгоценные двенадцать лет своей жизни и отдавать девять месяцев в году и двадцать‑двадцать пять дней каждый месяц, работая по четыре-пять часов в день, чтобы получить сертификат и искать работу, не обладая вообще никакими навыками, опытом или способностями? Могу я спросить вас, господа, на ком лежит эта ответственность за растрату тысяч бесценных часов жизни наших близких?

С какой стати эти расходы в размере примерно четырех тысяч туманов, которые Департамент образования и профессиональной подготовки тратит на каждого студента, должны пойти насмарку и быть потрачены впустую? Почему все эти ресурсы должны быть потрачены впустую? Неизбежно ли такое расточительство и потери? Должен ли наш департамент образования быть не более чем фабрикой по производству никчемных дипломов?

Наш студент, получивший аттестат о среднем образовании по литературе, не обладает навыками письма, не владеет искусством публичных выступлений, не может заниматься какой-либо художественной работой, не имеет представления об исследованиях и не может даже написать простой политический анализ.

Человек с техническим дипломом не владеет даже очень простыми технологическими навыками и ремеслами. Тот, кто закончил курс коммерции и менеджмента, ничего не знает о канцелярской работе или ведении бухгалтерии. Все они стремились к тому, чтобы заполучить листок бумаги. С этим листком бумаги в руках они переходят с места на место, говоря: «Дайте мне какую-нибудь работу, где только сможете. Не обращайте внимания на то, что я изучал – менеджмент или литературу. Я просто хочу какую-нибудь работу, несмотря ни на что. Дайте мне ее и дайте мне денег».

Но что ты изучал для удовлетворения потребностей общества? Что ты делал? На что были потрачены эти деньги? С какой целью было потрачено все это время? Ответа нет.

Даже сейчас система образования статична, безжизненна, медлительна, депрессивна и приходит в упадок. Мои дорогие коллеги, я просто хочу упомянуть кое-что, что связано с характером нашей собственной работы. Клянусь Богом, всякий раз, когда я бываю на фронтах войны – в этих шумных центрах исступленной преданности и радостной активности – я вижу, как молодежь работает, не заботясь о том, утро сейчас или вечер, ночь или полдень, не думая о своем звании, ранге, зарплате или приказах о повышении. Она трудится на благо этой страны более восемнадцати часов из имеющихся двадцати четырех, учитывая, что мы, уважаемые коллеги, помимо полноценного трехмесячного отпуска, наслаждаемся двухнедельными каникулами на Новый год и многими другими праздниками в придачу.

Когда первого февраля школы вновь открываются, проходит некоторое время, прежде чем в школе прогревается воздух, и занятия идут полным ходом. И все же, несмотря на все это, многие из нас спрашивают, нельзя ли сократить нынешние двадцать четыре часа в неделю до двадцати двух, а позже, возможно, и до восемнадцати!

Должен ли я довольствоваться преподаванием в течение жалких восемнадцати часов? Давайте посмотрим, сколько часов в неделе. Семь, умноженное на двадцать четыре, дает сто шестьдесят восемь. Это означает, что я работаю всего восемнадцать часов из 168 часов в неделю, и это тоже не без большого ворчания по поводу трудностей работы, нагрузки на занятиях и так далее.

И эти восемнадцать часов в неделю – без учета других праздников в течение всего года, в дни торжеств и траура. Кроме того, существуют различные виды отпусков: отпуск по болезни, отпуск в связи с непредвиденными обстоятельствами и так далее. Кроме того, есть и другие факторы. Когда-нибудь я, возможно, опоздаю в школу. Однако это не имеет значения, потому что дети все равно заняты. Когда-нибудь я почувствую усталость и закончу занятие раньше, или объединю два урока в один продолжительностью в семьдесят минут, и засчитаю эти семьдесят минут как два часа!

Но это не мешает нам ожидать надбавок за проезд, сверхурочную работу, повышение в должности и продвижение по службе: в этом году новых оценок не было. Ходят слухи, что вознаграждение за исправление экзаменационных листов с ответами будет снижено. Поговаривают и об оплате за подготовку экзаменационных работ. Ходят слухи о летней программе для нас в этом году! Во что это превратилось. Только бы Бахтияр вернулся! Увы, нам не следовало бороться, и лучше бы остался прежний режим! Конечно, очень немногие мыслят в таких терминах.

Уважаемые коллеги, я хочу прояснить, что мы должны радикально изменить наши старые методы работы с системой Исламской Республики. Мы должно всё начать заново. Позвольте мне привести пример из одной из так называемых развитых стран мира. Несколько лет назад мы были в Токио с визитом. Там я поинтересовался их школьными каникулами. Они сказали мне, что у них всего сорокадневные летние каникулы и еще два отпуска по десять дней каждый, что в общей сложности составляет два месяца в году.

Кстати, тот день, когда мы ходили в школы, был их последним рабочим днем, после которого должны были начаться сорокадневные каникулы. Несмотря на то, что это был их последний рабочий день, в какой бы класс мы ни пришли, мы видели, что класс был на занятиях.

Учитель был занят преподаванием уроков, в то время как ученики внимательно слушали его и отвечали на его вопросы. В последний рабочий день и даже в последние минуты занятия проходили в обычном режиме. Но здесь, как только мы чувствуем запах каникул даже на расстоянии, мы бросаем все, что связано с преподаванием или обучением.

Если кто-то попытается сравнить эту ситуацию с самоотверженным духом тысяч молодых людей на фронтах войны, у него будут причины для разочарования и безысходности. Если мы иногда будем наведываться к ним в окопы, то сможем извлечь из этого урок. Под градом пуль и огненным дождем мы видим, как они заняты прокладыванием дорог, возведением бункеров, ремонтом транспортных средств или оружия. Все заняты своей работой. Там никто не осмеливается спросить, сколько им платят.

Они не знают, что такое приказ о назначении, класс или продвижение по службе, они не получают никакого вознаграждения, они не знают, что все это значит. Они из мира, отличающегося от нашего? Является ли их долг обязательным для них, а не для нас? Они сражаются, защищая свою собственную страну, но лежит ли эта ответственность за защиту своей родины и ответственность за ее строительство на плечах ограниченной группы людей?

Действительно ли мы хотим помочь этой революции в достижении плодов и успеха? Если мы это сделаем, то, ради Бога, давайте уделим больше внимания ученикам в классах. Предположим, к вам, матерям и отцам, по возвращении домой приходит ваш ребенок и просит вашей помощи разобраться и решить какие-то проблемы.

Не могли бы вы сказать ему, что ваше рабочее время уже закончилось? Не могли бы вы сказать своему ребенку, что это не ваше рабочее время и вы не обязаны решать его проблемы? Конечно, это не так. Он ваш собственный ребенок, и вы всегда готовы помочь ему от всего сердца, в духе великодушия и любви. Тогда для вас не будет разницы между днем и ночью, праздничным или рабочим днем.

 

Подход, принятый Исламской Республикой

Точно так же необходимо, чтобы в этой системе Исламской Республики мы рассматривали этих дорогих детей как наших собственных детей, детей Исламской Республики и детей Революции, и отложили в сторону все другие соображения о времени, расписании, продолжительности рабочего дня и других подобных мелочах, и поднялись превыше всего этого и осознаем наш долг и нашу миссию.

Мы должны повысить стандарты образования и позаботиться о потребностях этих детей. Мы должны укреплять и воодушевлять школы, чтобы достичь цели самодостаточности. Мы должны попытаться повысить общий уровень научных знаний, специализации и экспертизы. Мы должны серьезно относиться к своим обязанностям и пробуждать в себе чувство ответственности.

Я не говорю, что мы не должны думать о категориях. Конечно, нет, мы не имеем в виду, что все эти вещи должны быть отменены. Но, как некоторые обычно говорили о минбаре, если к нему вас привлекли другие вещи, то, по крайней мере, думайте о Боге, когда вы поднимаетесь на минбар. Так и я хотел бы напомнить вам, что, если зарплата, категория или что-то еще требуется, чтобы привлечь вас в классы, то, по крайней мере, заходя в класс, заходите в него ради Бога, ради своего революционного долга, и учите детей с преданностью и самоотдачей.

Поэтому я хотел бы предложить увеличить продолжительность рабочего дня, чтобы должным образом помогать детям. У нас должно быть больше дополнительных занятий. Мы не должны мириться с идеей, что нужно просто сидеть сложа руки в течение долгих трех месяцев. Вместо этого мы должны организовывать лагеря, тренерские классы и занятия по оказанию первой помощи, социальной работе, художественному творчеству и военной подготовке.

Для нашей же пользы мы должны организовать курсы повышения квалификации, занятия по идеологии и другие учебные программы. Мы должны наметить программы участия в деятельности Созидательного джихада, Басиджа, оказания помощи фронту и в социальной работе. Мысль о том, что мы бездействуем сегодня или что мы будем бездействовать на этой неделе, должна огорчать нас. В принципе, мысль о праздности должна быть неприятна в системе Исламской Республики. Мы должны быть заняты тем или иным конструктивным занятием.

Уже составлена программа летних каникул. Некоторые школы, которые достаточно оснащены оборудованием для физической подготовки и имеют достаточно места, должны оставаться открытыми для детей. Они могут приходить на полдня или два раза в неделю и участвовать в запланированных мероприятиях.

Как легко за короткий промежуток времени группу старшеклассниц можно обучить оказанию первой помощи, сестринскому уходу за больными и уходу за ранеными на фронтах войны. Мальчикам-учащимся может быть предоставлена краткосрочная техническая подготовка, чтобы они могли стать полезными для своего общества. Их программа физической подготовки может быть адаптирована к целям военного образования.

Также могут быть организованы занятия по исламской идеологии для укрепления их мышления. Также могут быть организованы программы по изучению политического анализа, исследований и сбора политических материалов из газет, писательской деятельности и художественных техник. Для студентов, которые провалили определенные курсы, также могут проводиться специальные занятия, а для других – занятия по преподаванию таких языков, как арабский, английский и т.д.

Мысль о том, что энергия детей растрачивается впустую, монотонные игры дома и на дорожках, в отрыве от какого-либо образования и тренировок, конечно, болезненна. Почему бы нам, учителям, не организовать какие-нибудь программы?

Почему бы нам не создать такие программы и для себя? Мы можем проводить определенные сеансы групповых дискуссий для обсуждения исламских и идеологических проблем. Некоторые люди могут немедленно потребовать: «Господин, пожалуйста, пришлите несколько квалифицированных учителей из Тегерана, чтобы мы могли проводить занятия по идеологии».

Но откуда мы можем взять такое большое количество более квалифицированных и экстраординарных учителей? Что плохого, если десять или двадцать человек сядут вместе и проведут совещание между собой? Любая из книг мученика Мотаххари, Алламе Табатабаи или любая другая философская или исламская книга может быть взята в качестве темы для изучения и обсуждения. Они могут изучить эту книгу, провести некоторые исследования по этому предмету и проанализировать проблемы. Если начать обсуждения, работа может продвинуться вперед, и они могут прийти к определенным выводам.

Нет необходимости привозить кого-то из какого-то другого места для преподавания на более высоком уровне. Однако в Департаменте образования мы предпринимаем шаги по предоставлению видеокассет и подготовке серии фильмов по сравнительно элементарным предметам и презентации их в разных городах. Их должно быть не менее десяти-пятнадцати в каждом городе, чтобы некоторые хорошие программы были доступны каждому.

Но в любом случае, на мой взгляд, все должно делаться на добровольной основе. Это верно в отношении нашей нации, которая произвела эту революцию. Все люди внесли свой вклад в осуществление этой революции. На самом деле сама революция – это своего рода всплеск энергии внутри народа. Стремление к конструктивной работе и руководству также должно исходить изнутри.

Среди вас есть, по крайней мере, несколько человек, которые могут быть более квалифицированными, чем другие. Что ж, пусть они выступят с лекцией о тех предметах, которые они знают лучше других. Важно, чтобы мы продвигали нашу работу посредством дискуссий, дебатов, исследований и надлежащего распределения работы между собой. Как вы знаете, уже существуют курсы повышения квалификации для учителей, но в этом году их охват был не настолько широк, чтобы охватить всех членов преподавательского сообщества. Однако часть учителей все равно была бы охвачена.

В этой связи у меня есть просьба к братьям и сестрам, которые работают в различных революционных учреждениях, таких как Созидательный джихад, Корпус стражей Исламской революции (КСИР) и другие подобные организации, которые искренне хотят оказать какие-то культурные услуги. Важно, чтобы эти организации работали в координации с Департаментом образования в том, что касается культурных программ.

Неправильно, что у КСИР должен быть свой собственный лагерь, свой собственный джихад, а у Департамента образования –собственный лагерь.

Конечно, нет ничего плохого в том, что все они организуют отдельные лагеря, но координация их действий друг с другом сделает их более эффективными и полезными, потому что вполне возможно, что хороший ученик, способный учитель и хороший директор школы могут быть одновременно приглашены для участия в двух лагерях. В таких условиях отсутствие координации может нанести ущерб культурной программе каждой из этих организаций. Координируя и распределяя работу между собой, они, возможно, смогут повысить общие стандарты, а следовательно, и свою результативность.

Второй момент заключается в том, что Департамент образования и профессиональной подготовки должен осознать свою роль. Он действительно должен быть заинтересован в обучении людей, в их формировании и в том, чтобы сделать их полезными личностями. Отношение учителей должно измениться с того, что им приходится нести неинтересную нагрузку, а атмосфера среди учащихся должна быть такой, в которой царит реальный интерес к приобретению знаний и изучению различных предметов.

 

Цель Исламской Республики

Мы никогда не должны забывать, что мы – Исламская Республика, и нашей целью должно быть одновременно создание как независимой, так и исламской культуры по своему характеру. Независимость и богатство содержания действительно являются одними из характерных черт исламской культуры. Наша система – это идеологическая система.

Наша революция – это не просто политическая или явно экономическая революция, чтобы мы могли сказать, что раньше у нас было правительство с разными пешками на ключевых позициях, прежнее правление называлось «монархией», а нынешнее – «республикой», или что раньше было две палаты парламента, а в настоящее время существует только одна, или что раньше премьер-министр назначался таким-то образом, а теперь он назначается каким-то другим способом, или что политическая система одного типа была заменена политической системой другого типа.

Наша революция – это идеологическая революция, революция ценностей, норм, социальной принадлежности, социальных прав и обязанностей, идеалов, точек зрения, мировоззрений, тенденций и т.д. То есть произошла революция в культурной, интеллектуальной и социальной сущности этой нации и ее системе ценностей. Это не просто изменение политической системы.

Весь образ мышления, точки зрения, идеалы, надежды и цели были преобразованы: изменился весь культурный уклад нации. Теперь, в таком случае, можем ли мы вновь открыть школы с тем же духом прошлого, с теми же целями и теми же идеалами? Могут ли учителя проводить те же уроки с тем же мировоззрением, с тем же подходом и настроем, что и в прошлом?

Мы надеемся создать новое поколение людей, новое поколение с новыми ценностями, совершенно отличающимися от ценностей предыдущего поколения. Например, десять лет назад, когда кто‑нибудь спросил бы двенадцатилетнего мальчика о его стремлениях, или о том, какой он хотел бы видеть свою страну, или кем он хотел бы стать в будущем, его ответы сильно отличались бы от ответов современного подростка.

Если сегодня мы пойдем в школу и зададим те же вопросы, дети ответят совершенно другим тоном, поскольку сегодня для них имеют значение новые смыслы, новые концепции, новые ценности стали для них актуальными. Они хотят работать на благо обездоленных и угнетенных.

Они хотят, чтобы их страна шла вперед с достоинством и честью, чтобы она могла быть свободной и независимой нацией. Они хотят, чтобы эта революция была экспортирована в другие регионы мира. Они хотят, чтобы этот энтузиазм, этот пыл, этот динамизм и этот поиск пронизывали каждый уголок нашего общества.

Они стремятся быть правдивыми и искренними. Они испытывают отвращение к коррупции и взяточничеству. Им ненавистна сама мысль о том, что эта страна должна подписывать соглашения в интересах колониальных и деспотических держав. Им не нравится просто служить своему карману, но они хотят служить человечеству в целом.

Они хотят жить так, чтобы их глаза не были ослеплены Востоком или Западом. Они не хотят терять свою самобытность при столкновении с иностранными культурами. Они хотят отстоять свое достоинство и честь. Они хотят сохранить свою индивидуальность и сохранить чувство собственного достоинства. Они хотят играть роль отправителя, а не получателя сообщения. Они хотят быть экспортерами идей и культурных ценностей, а не импортерами.

В этой системе нашей Исламской Республики мы хотим заменить старые ценности новыми. В течение последних десяти лет, если бы маленькую девочку спросили о том, что для нее значит хорошая жизнь, и каким она хотела бы видеть свое будущее, скорее всего, она бы ответила, что хорошая жизнь означает для нее обилие косметики, разнообразие платьев, яркие занавески, больше роскоши и веселья, комфорта и, прежде всего, более высокий доход.

Но сегодня, когда задается тот же самый вопрос, на него определенно отвечают совершенно по-другому. Сегодня она говорит, что хочет служить, бороться и прилагать усилия, быть более гуманной, сохранять свою индивидуальность и независимость, быть более уверенной в себе, эффективной, искренней и правдивой.

Самопожертвование и великодушие, любовь к свободе, решимость к сопротивлению и упрямая настойчивость, мужество встретить мученическую смерть – все это новые ценности нового поколения. Десять лет назад такие ценности были полностью мертвы или вообще не существовали в нашей стране, но сегодня – они вновь возродились и являются предметом гордости нашего народа, вопреки декадансу прошлых лет, когда изысканные платья, щегольство, знание нескольких иностранных фраз, знакомство с фильмами и кинопремьерами рассматривались как достижение, как вещь, придающая человеку «индивидуальность». Именно к таким вещам стремилась наша молодежь. Сегодня та же самая молодежь мыслит в терминах самопожертвования, служения, усилий, борьбы, движения, сопротивления и т.д.

Это новые ценности, которые должны прочно утвердиться в нашей стране. Но кто должен взращивать их и воплощать в жизнь, и где? Освобождены ли школы от ответственности за эту работу? Если школы останутся равнодушными к этой ответственности, то где тогда будут формироваться эти люди? И где эти ценности и добродетели должны расти и процветать? Где эти дети могут узнать об исламе и проникнуться духом революции и сопротивления?

Соответственно, наши учителя – это сподвижники наших дней, на которых возложена культурная и интеллектуальная миссия и ответственность. Поэтому позвольте нам решительно противостоять всем извращенным и коррумпированным интригам в наших школах и не позволять нашим детям становиться жертвами иностранных заговоров, быть отравленными ядом ядовитых идей и ценностей.

Нам придется схватить эти нечестивые, предательские руки, которые развращают наших детей в школах, и изгнать их вон. И в то же время важно, чтобы мы тепло пожали руки тем, кто искренне служит исламу, революции и своей родине. Я не говорю, что мы должны быть лояльны к какому‑то отдельному человеку или определенной группе, но я, безусловно, подчеркиваю необходимость верности исламу и крови мучеников, или, по крайней мере, не должно быть никакого намерения саботировать достижения крови мучеников.

Мы не ожидаем, что каждый учитель будет исключительно самоотверженным, скромным, полностью преданным своему делу и стопроцентно верующим человеком. Но мы требуем, чтобы учитель, по крайней мере, не был настроен враждебно по отношению к обязательствам, по отношению к Исламской Республике и исламу и выступал против исламского обучения и воспитательной работы.

Если он сам признается, что у него вообще нет никаких обязательств, что он просто занимается преподаванием физики или математики, мы примем его с распростертыми объятиями, если он не саботажник или предатель. Школы открыты для всех них. Когда мы намеревались отстранить от работы любого образованного человека, который не враждебен морали, мышлению и идеологии нашей исламской системы и революционному движению наших детей?

Никогда. Но сначала мы должны положить конец интригам, коррумпированной и вероломной практике, а затем стремиться предоставить возможности для развития всем нашим искренним коллегам в Департаменте образования и профессиональной подготовки.

 

Роль общества

Общество подобно пирамиде, и не каждый находится на вершине пирамиды, будь то с точки зрения целеустремленности, веры, самопожертвования, власти, квалификации или любого другого фактора. Однако есть люди более стойкие, более самоотверженные, люди большей веры, большей искренности, более осведомленные и совестливые, чем другие.

Чем ближе мы подходим к вершине, тем она уже. Как правило, пирамида шире у основания, и в нижних частях пирамиды также должны быть люди. Однако, что более важно, так это то, что мы должны быть частью этой пирамиды, частью основного потока уммы, который возглавляет Имам.

Школы находятся на службе у тех, кто постиг эту революцию и принял ее. С Божьей помощью, мы надеемся, что в будущем мы сможем привлечь в Департамент образования и профессиональной подготовки больше преданных и искренних сотрудников и сможем шире использовать искренних и преданных делу людей в этом департаменте.

Мы надеемся использовать активные силы для развития исламского и образовательного потенциала Департамента образования и профессиональной подготовки и предоставить им больше возможностей, поощрения и поддержки, чтобы они могли играть более эффективную и активную роль.

Силы, которые не являются динамичными и которые практически не проявляют движения, как я уже упоминал, если они не являются вредными и беспокоящими, также должны быть использованы. В то же время мы должны быть очень осторожны в отношении оскорбительных и пагубных элементов в наших школах.

Двери школы всегда должны быть открыты ради Ислама, ради мусульманской уммы и ради исламского революционного пути иранской нации, чтобы исламская культурная и интеллектуальная деятельность могла быть ускорена и расширена. Эти школы являются центрами по моделированию человека.

Человеческие существа не моделируются в отделе электроснабжения или каком-либо другом отделе. Они, конечно, должны формироваться в школах. Почему бы нам тогда не обучать других и самих себя? Почему бы нам не ускорить продвижение исламской, идеологической, интеллектуальной и образовательной подготовки?

Поэтому я прошу вас, братья и сестры, чтобы мы служили исламу и нашей Революции с надеждой, с энтузиазмом и духовным рвением, без какой-либо тревоги и сомнений по поводу будущего. Таким образом, мы можем внести свой вклад и выполнить свой долг, сделав школы, эти революционные институты, более плодотворными. Я надеюсь, с Божьей помощью, что наша работа, наше поведение, мораль, а также наши взаимоотношения будут соответствовать исламским стандартам.

Наша цель состоит в том, чтобы наши учителя и школы продвигались в соответствии с вышеупомянутыми руководящими принципами, повышая общие стандарты образования и повышая уровень приверженности исламу, а также социальной и революционной активности.

Я надеюсь, что те братья и сестры, которые недавно присоединились к этой профессии, и те, кто собирается присоединиться к ней в будущем, продолжат свою работу в атмосфере сотрудничества, гармонии, преданности, рвения и искренности. Я надеюсь, что наше столкновение с проблемами не будет разочаровывать нас или обескураживать. Я надеюсь, что наше отношение – это отношение надежды на успех нашей революции и усилий по повышению производительности и плодотворности Министерства образования и профессиональной подготовки.

Вассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.


Мохаммад-Джавад Бахонар

Лето 1981 г.