Бехешти, Сейед Мохаммад
Сейед Мохаммад Хосейни Бехешти (سید محمد حسیننی بهشتی, 1928 – 1981) – иранский религиозный и политический деятель, один из ведущих представителей движения Имама Хомейни и лидеров Исламской революции 1978-1979 годов в Иране.
Бехешти был влиятельным и заметным представителем духовенства, принимавшего участие в Исламской революции в Иране. Он обучался в богословской семинарии Кума у таких ученых, как аятолла Боруджерди, Имам Хомейни, Мохаггег Дамад и Алламе Табатабаи. Был одним из немногих священнослужителей, которые окончили в то время университет, знали английский и немецкий языки. Он также был одним из основателей и преподавателей школы Хаггани в Куме, в которой религиозные предметы преподавались по новым методикам. Он основал среднюю школу «Дин ва данеш» с целью повышения образовательного уровня религиозной молодежи. После учреждения Общества борющегося духовенства он вместе со своими друзьями основал Партию Исламской Республики (ПИР) и стал ее первым генеральным секретарем. Бехешти всегда имел свою точку зрения по различным религиозным вопросам, и иногда его позиция отличалась от позиции других священнослужителей. Например, в 1971 году он вступился за Али Шариати, который стал объектом критики со стороны духовенства.
Биография
Родился 24 октября 1928 года в квартале Ломбан в Исфахане (район Чахарсук), в семье, члены которой были привержены исламским ценностям и традициям. Его отец, Сейед Фазлолла Бехешти, был одним из священнослужителей Исфахана и имамом Ломбанской мечети, который раз в неделю приезжал в деревню, чтобы читать проповеди, решать проблемы людей и возглавлять коллективную молитву.
Его дедушка по материнской линии Хадж Мир-Мохаммад-Садег Модаррес Хатунабади был учеником Ахунда Хорасани и Сейед Мохаммад-Казема Язди и считался одним из выдающихся ученых и ведущих авторитетов в области фикха в Исфахане. Он умер, когда Бехешти исполнился всего один год, однако память о деде повлияла на личность Бехешти.
В четырехлетнем возрасте он поступил в традиционную начальную школу. Мальчик оказался настолько способен, что за очень короткое время научился читать Коран. Через некоторое время, сдав вступительный экзамен, он поступил в шестой класс начальной школы, однако слишком юный возраст не позволял ему числиться в этом классе, и он был зарегистрирован в четвертом классе. Тем не менее он принял участие в выпускных экзаменах и получил звание второго лучшего студента. Желая завершить свое обучение, он поступил в среднюю школу.
В 1942 году он оставил среднюю школу, так как заинтересовался богословскими науками и поступил в богословский учебный центр (хоузе).
В период 1942-1946 годов он настолько хорошо изучил арабскую литературу, логику, фикх и усуль аль-фикх, что при встрече с ним они вспоминали его деда по материнской линии.
В 1946 году, когда ему было 18 лет, он уехал в Кум, чтобы продолжить свое обучение, и в течение 6 месяцев изучал исламские дисциплины. В тот год в Кум приехал Алламе Табатабаи, чьи занятия и семинары привлекли активных студентов, таких как Бехешти
В 1947 году Бехешти вместе с Мотаххари и некоторыми его друзьями составили график, согласно которому они должны были отправляться в самые отдаленные деревни проповедовать исламские ценности, имея лишь небольшую сумму денег, которую дал им аятолла Боруджерди, чтобы они могли наставлять жителей деревни.
В 1948 году он продолжил образование в средней школе и смог получить диплом на выпускных экзаменах. Затем он поступил на факультет теологии и в 1951 году получил степень бакалавра. В 1950-1951 годы он жил в Тегеране, а в конце этого года снова вернулся в Кум и начал официально работать в средней школе Хакима Незами в качестве преподавателя английского языка. В течение 1951-1956 годов он занимался исследованиями в области исламских наук и философии.
В мае 1952 года он женился на одной из своих родственниц, с которой у них было 4 ребенка (2 сына и 2 дочери).
В 1952 году под влиянием деятельности Сейеда Абулькасема Кашани и Мохаммада Мосаддыка он участвовал в протестных выступлениях, которые привели к инциденту 21 июля 1952 г.
В 1955 году он открыл школу современного типа для молодежи из религиозных семей под названием «Дин-о-данеш» («Религия и наука») и был ее директором до 1963 года.
В 1956-1959 годы он обучался в докторантуре факультета теологии и философии, где защитил диссертацию под названием «Проблемы метафизики в Коране» под руководством Мортазы Мотаххари. В это время он приезжал в Тегеран из Кума.
В 1959 году он открыл курсы английского языка в школе «Дин-о-данеш» («Религия и наука») для студентов-богословов и в том же году вместе с такими ведущими религиозными деятелями того времени, как Мотаххари и Талегани, он проводил ежемесячные собрания в Тегеране, на которых проводились лекции с участием большого количества студентов и интеллектуалов.
Бехешти принимал активное участие в таких мероприятиях, как издание журнала «Мактаб-е эслам» («Школа ислама») и еще одного журнала «Мактаб-е ташайо» («Школа шиизма»), который выходил ежегодно или ежеквартально. Он был автором обширной статьи «Правление в исламе», которая вышла по частям в течение 1959 и 1960 годов в журнале «Мактаб-е ташайо».
В 1960 году у него созрела идея организации богословского центра и организации его учебного плана на 17 лет, в результате чего возникли школы Хаггани и Монтазерийе. В 1962 году он решил создать исламский центр для студентов и преподавателей, который служил цели установления связи между традиционной исламской ученостью и современными методами преподавания.
В 1963 году он создал исследовательскую группу для изучения исламского правления, после чего шахская служба безопасности САВАК заставила его покинуть Кум. Он переехал в Тегеран и тесно сотрудничал с Бахонаром в рамках программы по подготовке учебников, а также с агитационными группами и Коалицией исламских собраний.
В 1963 году по предложению аятоллы Хаэри и аятоллы Милани он уехал в Гамбург и стал руководить там исламским культурным центром, мечетью и местной молодежной исламской организацией (на основе которой им был создан Союз студенческих исламских ассоциаций).
В это время он отправился в хадж, посетив Турцию, Сирию, Саудовскую Аравию и Ливан, где он навестил ливанского шиитского лидера имама Мусу Садра, а в 1969 году отправился в Ирак, где навестил Имама Хомейни.
В 1970 году он вернулся в Иран, после чего уже не мог выехать в Германию из-за ограничений со стороны САВАК. Он вел занятия по толкованию Корана и занимался подготовкой учебников. Этот период его жизни продолжался до 1976 года.
В 1971 году он организовал 50 занятий по толкованию Корана, которые проходили по субботам и назывались «Школа Корана», привлекая активную молодежь . В 1975 году в связи с упомянутыми занятиями и контактами с агитационными организациями внутри и за пределами Ирана он был арестован сотрудниками САВАК, но через некоторое время освобожден.
Одним из наиболее важных мероприятий для Бехешти в этот период стало участие в составлении программы для отдела религиоведческой литературы Министерства образования. Они месте с другими священнослужителями, такими как д-р Мохаммад-Джавад Бахонар, Али Гользаде Гафури и Сеед Резой Борги, были соавторами учебников по Корану и религиоведению, которые готовились для всей страны. Эти книги помогли донести до молодежи исламское учение и в какой-то мере подготовили интеллектуальную почву для Исламской революции.
С 1976 года он начал заниматься организационными задачами, а в 1977 году играл важную роль в деятельности тайных организационных структур оппозиционного духовенства. В том же году из-за разногласий между некоторыми иранскими молодежными организациями, действовавшими за рубежом, он вновь отправился на Запад и даже посетил Соединенные Штаты, подготовив почву для установления новых отношений между исламскими группами.
В 1978 году его арестовали на пару дней и освободили, после чего он отправился к Имаму Хомейни в Париж. После своего возвращения он сыграл важную роль в судьбе Исламской революции. Одним из его важны усилий было участие в создании осенью 1978 года организации под названием «Общество борющегося духовенства», одним из активных членов которой он оставался до смерти.
С декабря 1978 года по приказу Имама Хомейни он принял участие в формировании Совета революции и занимался этим до самой победы революции.
Почти одновременно с победой Исламской революции 11 февраля 1979 года он вместе с аятоллой Сейед Али Хаменеи, Мусави Ардабили, Хашеми Рафсанджани и Бахонаром объявил о создании Партии Исламской Республики. Бехешти, который был генеральным секретарем партии, сделал ее центром политической и революционной деятельности того времени.
Бехешти сыграл важную роль в проведении выборов в Ассамблею экспертов по разработке Конституции. Он был членом Ассамблеи как представитель народа Тегерана и был избран ее членами в качестве вице-президента Ассамблеи, фактически являясь ее руководителем и оказав большое влияние на подготовку Конституции Исламской Республики Иран.
Затем распоряжением Имама Хомейни он был избран и назначен председателем Верховного Суда и выполнял свои обязанности на этой должности вплоть до самой смерти. Ему было поручено создать новую судебную систему в соответствии с учением ислама.
В довольно короткий промежуток времени между победой революции и его мученической смертью Бехешти предпринял важные усилия по подготовке и формулированию теоретических и правовых основ Исламской Республики Иран, а также по созданию и организации основных компонентов исламского правления. В этот период он был одним из самых известных и авторитетных сторонников Имама Хомейни.
Вечером 28 июня 1981 года после вечернего намаза он был мученически убит во время чтения лекции взрывом бомбы, заложенной членами террористической группы Организация моджахедов иранского народа (ОМИН). Вместе с ним погибли еще 72 человека. Он был похоронен на кладбище Бехеште-Захра.
Книги
У Бехешти было не так много трудов, написанных лично им. Большая часть его книг издана на основе его уроков и лекций.
«Шариати, ищущий на пути становления» (книга, посвященная Али Шариати).
«Бог с точки зрения Корана» (докторская диссертация)
«Познание ислама» (совместно с Мохаммад-Джавадом Бахонаром и Али Гользаде Гафури)
«Что такое намаз?»
«Банковское дело, ростовщичество и финансовые законы в Исламе»
«Среда возникновения ислама»
«Исламская экономика»
«Хадж в Коране»
«Познание с точки зрения Корана»
«Валайат, руководство и духовенство»
«Истина и ложь с точки зрения Корана»
«Планирование семьи и гигиена»
«Роль свободы в воспитании детей»
«Предписания и запреты»